АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 
   




 

2007 г.

О «преемничестве» и коррупции

Очередная встреча президента с журналистами, прошедшая 1 февраля, заслуживает комментариев. В. Путин вновь продемонстрировал свое хорошее знание ситуации, умение отвечать на вопросы быстро, гибко и не без юмора. Под впечатлением от его речей дама в костюме морячки даже назвала его «несравненным» и призвала ввести прямое президентское правление во Владивостоке, дабы искоренить расцветшую там пышным цветом коррупцию. Это, конечно, порождает вопрос: а почему же коррупция в стране так процветает после семи лет пребывания «несравненного» у власти? Однако еще более обсуждаемой темой, чем коррупция, стала тема так называемого «преемничества».

В прямой или косвенной форме вопросы об этом были заданы 7 раз. Согласно Конституции, В. Путину осталось, как он сам сказал, «работать, а не править», чуть больше года. Затем для обновления власти на его место должен быть всенародным голосованием избран другой человек. Напоминания об этом в конце концов вывели выступавшего из себя: «Я никуда не ухожу. (…) Что вы меня раньше времени выпихиваете-то? (…) Вы меня затюкали просто!». Конечно, никому не хочется выглядеть «хромой уткой». Но только ли этим объясняется продолжающееся уже не первый год вбрасывание кремлевскими политтехнологами темы «преемничества»?

Строго говоря, все разговоры о «преемничестве» носят антиконституционный характер. Россия – не монархия, и власть в ней отнюдь не передается по воле правителя или по наследству. Народ должен сам решать, устраивает ли его тот или иной курс, тот или иной политик. И никто не вправе навязывать избирателям собственный выбор. Отвечая на вопросы журналистов, Путин, конечно, говорил примерно о том же. Однако слова и реальные дела политиков часто находятся в совершенно разных измерениях.

Вот, например, было сказано следующее: «Другого, наиболее эффективного способа борьбы с коррупцией, как развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации, другого эффективного способа все-таки нет. (…) Будем дальше укреплять институты гражданского общества». Золотые слова! Но что происходит на деле? Систематическое давление на оппозиционные СМИ и партии, отмена выборов или превращение их в фикцию, «басманное правосудие», удушающий закон о некоммерческих организациях, создание чиновниками «сверху» псевдообщественных «палат» и т. д. Если таким и будет дальнейшее «укрепление институтов гражданского общества», то коррупция среди бюрократии, несомненно, будет и дальше развиваться.

Вот еще правильные слова: «Преемников никаких не будет. Будут кандидаты на должность, на пост президента Российской Федерации. Задача власти – обеспечить демократичный способ освещения их избирательных кампаний, изложения ими их предвыборных позиций с тем, чтобы граждане Российской Федерации могли сделать осознанный выбор». Но тут же, на пресс-конференции, журналистка Дарья Емельянова имела смелость напомнить, что после того, как мэр Архангельска Донской заявил о намерении участвовать в президентских выборах, его начали преследовать и прокуратура, и губернатор. Политологи называют подобные приемы (а их в политической практике последних лет применяли неоднократно) «вытаптыванием поляны». Однако президент лишь отшутился и перевел стрелки на местного губернатора.

Трудно было Путину отвечать на вопрос корреспондента «Ассошиэйтед-Пресс» о том, почему он недавно пытался обвинить эмигрировавших за границу олигархов в убийствах Анны Политковской и Александра Литвиненко. Британские следователи по многочисленным фактам уже установили причастность к убийству Литвиненко экс-сотрудников ФСБ Лугового и Ковтуна. Дела передаются в королевскую прокуратуру. С учетом этого Путин теперь ответил, что в конечном итоге только суд может назвать виновных. Однако тут же, противореча сам себе, заявил: «недавно раскрыто убийство заместителя председателя Центрального банка» (между тем, следствие по этому делу еще не закончено, и суда не было).

Вновь, как и раньше, прозвучали странные аргументы в духе того, что «они, конечно, нас сильно критиковали, но вообще-то нам не было особого смысла и выгоды их убивать». О покойном Литвиненко было сказано буквально следующее: «Он не является носителем вообще никаких секретов». Именно так, «не является» (примерно так же Сталин говорил о своей погибшей жене — в настоящем времени). И ни слова не прозвучало о том, что подобные политические убийства являются тяжкими уголовными преступлениями. Ни слова не сказано о том, будут ли те, кто заказал эти и другие нераскрытые политические убийства, привлечены к ответу.

Нынешней правящей элите есть чего бояться в случае прихода к власти другой команды. Говоря не вполне академичным языком, суть этого режима можно предельно кратко определить формулой: «силовики «крышуют» олигархов». Не удивительно, что в действиях номенклатурно-олигархических кланов все время сквозит фобия «цветной революции». Конечно, теоретически рассуждая, какой-нибудь «несистемный» кандидат, пришедший к власти на волне протестного голосования, вполне мог бы довести до «тюрьмы и сумы» многих из тех, кто сейчас распоряжаются потоками нефтедолларовых денег и фактически бесконтрольной властью. Однако вероятность этого пока довольно мала. Обжегшись на украинском и грузинском «молоке», нынешний режим напрасно столь усиленно дует на российскую «воду».

Учитывая обозначившиеся тенденции, можно сделать лишь самый общий прогноз развития ситуации вокруг «преемничества». Озабоченные самосохранением, власть имущие, вероятно, будут все дальше и дальше пытаться усилить контроль и манипулирование, чтобы полностью исключить какие бы то ни было альтернативы. Народ, лишаемый реального права выбора и «обратной связи», будет накапливать раздражение против «преемничества в коррупции». Власть, таким образом, замыкается в себе и сама создает предпосылки того, чего боится. В конечном счете, многое будет зависеть от степени погружения в кризис и от действий конкретных политиков. Если вспомнить историю, правители часто теряли троны именно из-за неадекватности своего реагирования на вызовы времени. В то же время, есть и примеры «мудрых руководителей», легитимно управлявших своими странами многие годы. Как бы то ни было, стоит помнить: реальная жизнь часто оказывается намного богаче вариантами, чем чьи-то корпоративные планы.

Юрий Чернышов, профессор, директор Алтайской школы политических исследований

К годовщине создания Общественной палаты

Прошедший год подтвердил, что обществу не стоило возлагать серьезные надежды на этот созданный "сверху" совещательный орган. На фоне продолжающегося сворачивания роли реальных институтов народовластия (прежде всего - таких, как выборы и парламент) палата выполняла в основном лишь функцию имитации диалога общества и власти. Отдельные ее представители проявляли активность преимущественно тогда, когда это было нужно власти. А многие из них в течение года вообще никаких действий не предпринимали (если не считать эпизод, когда производился раздел грантов).

Запомнился приезд на Алтай члена Палаты адвоката А. Кучерены, его выступление в защиту О. Щербинского и проведенный тогда же митинг с участием единороссов. Все это выглядело как спектакль, и у людей возникал естественный вопрос: а где же они были раньше, когда суд настойчиво пытался превратить в "козла отпущения" водителя праворульной иномарки? Тогда они все согласно молчали, а потом, когда "наверху" под влиянием общественной кампании против "мигалок" решили передумать, они развернулись на 180 градусов.

Запомнились и некоторые псевдопатриотичные законодательные инициативы, вышедшие из недр палаты. Так, весной секретарь палаты Евгений Велихов в письме председателю Госдумы Борису Грызлову предложил штрафовать чиновников за упоминание долларов и евро. Однако, судя по нынешним выступлениям В. Путина и других высокопоставленных чиновников, их как-то не пугают эти нелепые штрафы.

Исторический опыт показывает, что судьба созданных "сверху" муляжей гражданского общества оказывается во многом сходной. Такие конструкции, построенные из не очень качественного материала, могут на какое-то время потеснить "недостаточно лояльные" общественные структуры и представить их как маргинальные, но сами эти конструкции, как правило, не играют самостоятельной роли и разваливаются вскоре после исчезновения властного заказа. Прочным бывает только то, что строится на фундаменте подлинных убеждений людей.

В российском обществе после всех революционных потрясений XX века оказались размытыми морально-этические ценности. Это создает почву для процветания сервилизма, конформизма, для создания "потемкинских деревень" и, соответственно, для все более откровенных манипуляций власть имущих.

Стоит отметить, что структуры "управляемой демократии" создавались и при многих других авторитарных режимах. По-видимому, это объективно обусловленный атрибут власти на определенном этапе ее развития.

Что же касается подлинных институтов гражданского общества, то исторический опыт показывает, что они могут развиться только тогда, когда их станут создавать не "сверху", а "снизу". И делать это должны не чиновники, а сами ответственные перед обществом граждане.

Юрий Чернышов, профессор, директор Алтайской школы политических исследований

Ошибки губернатора Алтайского края привели к союзу КПРФ, "Яблока" и Республиканской партии

Одним из главных итогов митинга против социальной политики властей Алтайского края, прошедшего сегодня, 24 января, в Барнауле, стало то, что произошло тактическое объединение коммунистов, "Яблока" и Республиканской партии России. "Если раньше они были антиподами, то здесь они выступили единым фронтом против губернатора Александра Карлина и, косвенно, против президента Владимира Путина". Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил профессор, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов.

"На митинге звучали радикальные призывы, в том числе в нецензурной форме, - отметил профессор. - Одной из причин столь резких заявлений стала активизация работы партий в связи с предстоящими выборами в Государственную Думу. С другой стороны, губернатор Алтайского края Александр Карлин допустил несколько политических ошибок подряд. Он закрывает все клапаны для выпускания общественностью пара. Например, пытался запретить проведение митингов на этой самой площади, где митинг прошел сегодня, выступил с инициативой отмены выборов глав муниципалитетов. У него чиновничья установка на то, что народ вообще не должен участвовать в формировании власти и управлении государством. Нет обратной связи с населением".

"Карлин хороший чиновник, и кое-где ему удалось упорядочить жизнь, успокоить конфликт элит, который был при прежнем губернаторе Михаиле Евдокимове, - считает Юрий Чернышов. - С другой стороны, он всю жизнь работал в военизированной структуре, и плохо себе представляет публичную составляющую политики. На сегодняшнем митинге это проявилось - никто к митингующим не вышел, и это взбесило народ. Раньше, например, бывший губернатор Александр Суриков выходил, беседовал, переводил стрелки на Москву, снимал напряжение. А Карлин показывает людям, что ему неинтересно их мнение. Дескать, вы меня не выбирали, я назначен президентом, и я вас видеть не хочу".

По мнению алтайского политолога, конфликт будет развиваться: "Завтра, 25 января, пройдет сессия краевого совета депутатов, и там будет жесткий разговор на эту тему. Левые сейчас настроены резко против Карлина. Сам губернатор при этом немного увлекся глобальными проектами типа игорной зоны, и не заметил, что упустил ситуацию из-под контроля".

Как уже сообщало ИА REGNUM, 24 января в Барнауле по инициативе КПРФ, "Яблока" и Республиканской партии России состоялся митинг протеста по поводу социальной политики, проводимой государством. Участники митинга выступили против удорожания социальных проездных, роста тарифов в ЖКХ, цен на товары и услуги первой необходимости. В митинге приняли участие, по некоторым данным, до 5 тыс. человек. После официального окончания митинга, по словам очевидцев, около 100 человек попытались войти в здание краевой администрации, чтобы встретиться с кем-либо из представителей исполнительной ветви власти. Однако милиция выставила кордон и никого в задние не пускала. Страсти накалились настолько, что, по словам очевидцев, ситуация фактически вышла из-под контроля, перепалка перешла в кратковременную потасовку.

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.