Рейтинг политических событий Алтайского края

http://www.politsib.ru/news/?id=47754

30 декабря 2010 г.

Двойное прощание с мэром. Рейтинг политических событий Алтайского края

 

 

В конце года принято подводить итоги. Мы решили не отходить от этой традиции и составили свою версию наиболее значимых для Алтайского края событий в политике, экономике, общественной жизни, культуре и спорте.

 

По каждому разделу мы составили список из 10 событий и попросили 10 экспертов присвоить им баллы от 1 до 10 (1 – высший балл, 10 – низший). Так получилось 5 рейтингов. К ним мы добавили не включенные нами, но названные экспертами события и расширенные комментарии экспертов. Думаем, что в итоге не пропустили ничего важного. Все рейтинги мы опубликовали в декабрьском номере журнала ПолитСибРу.

Двойное прощание с мэром.

 

Рейтинг политических событий Алтайского края

 

Отмена прямых выборов главы Барнаула, по мнению экспертов ПолитСибРу, самое важное политическое событие года в Алтайском крае. По итогам опроса оно вышло в лидеры с большим отрывом. Отставку мэра Барнаула Владимира Колганова аналитики считают практически таким же по значимости событием. Учитывая, что первую тройку списка за мыкает история с отменой выборов главы города в Бийске, можно сказать, что «дела мэрские» стали «генеральной линией» политической повестки в Алтайском крае.

Рейтинг

1. Изменение Устава Барнаула и отмена прямых выборов мэра

2. Отставка мэра Барнаула Владимира Колганова

3. Попытки изменить Устав Бийска и их развитие в течение декабря

4. «Двухтуровые» выборы мэра Бийска и кампания по отмене их результатов

5. «Коммунистическая» голодовка рабочих «Алттрака» в Рубцовске

6. Создание Независимой Общественной палаты Алтайского края

7. Кадровые перестановки в высшем руководстве Алтайского края (отставка Черепанова и Неудахина, назначение Бессарабова, Лукьянова и Островского)

8. Скандальная отставка главы Павловского района Владимира Попова

9. Третий созыв Общественной палаты Алтайского края

10. Уголовное дело в отношении главы Бийска Анатолия Мосиевского

Эксперты

Сергей Андреев, координатор МОФ «Голос-Сибирь» по Алтайскому краю

Александр Гончаренко, председатель РО ПП «Яблоко»

Константин Емешин, председатель правления «Школы реальной политики»

Михаил Литвинов, директор агентства «Алтай-имидж»

Андрей Ляпунов, руководитель аппарата РО ПП «Справедливая Россия»

Андрей Некрасов, политолог

Виталий Сафронов, руководитель фракции КПРФ в АКЗС

Юрий Чернышов, директор «Алтайской школы политических исследований»

Ярослава Шашкова, руководитель центра политического анализа и технологий

Андрей Щукин, координатор РО ПП ЛДПР

Кроме того

Мы попросили экспертов в комментариях к анкете указать события, которые тоже могли бы быть включены в рейтинг. Такой возможностью воспользовались шесть человек.

Политологи Сергей Андреев, Константин Емешин и Юрий Чернышов посчитали, что в рейтинг политических событий надо включить «событие на века» — установку памятника жертвам политических репрессий в Барнауле. «Это событие будет иметь большой политический резонанс в России и является вкладом в десталинизацию страны. Уже сейчас выдвинуты требования к мэру Москвы о выделении места под памятник и установку памятных знаков в местах массовых репрессий», — так прокомментировал это событие Сергей Андреев. Добавим также, что это событие стало лидером рейтинга ПолитСибРу в разделе «Общество». Политики Андрей Ляпунов и Андрей Щукин к рейтингу политических событий добавили особенности принятия краевого бюджета (в первом чтении он чуть было не провалился). Ляпунов также отнес к рейтингу мартовские выборы в муниципальные властные органы и недельное правление оппозиционного Змеиногорского городского главы.

Профессор Чернышов счел нужным назвать также силовое препятствование участию барнаульцев в «публичных слушаниях» 25 октября и возобновление и завершение следствия, а также обвинительное заключение по «Алтайгейту».

Сергей Андреев упомянул летнюю политологическую конференцию в Барнауле, на которую негласно было запрещено приходить чиновникам города и края, и антифашистский пикет на площади Свободы в феврале, проводившийся в память об убитом корейском студенте Кьенг Бьенг Гиле. Константин Емешин подчеркнул, что создание Независимой Общественной палаты Алтайского края – это лишь фрагмент такого явления как самоорганизация и развитие структур гражданского общества, независимых от власти. А коммунист Виталий Сафронов указал, что большая часть событий из рейтинга – яркие свидетельства ухудшения состояния демократии в крае.

Комментарии экспертов

Ответственность за все плохое в крае лежит на власти

 

Сергей Андреев, координатор МОФ «ГОЛОС-Сибирь» по Алтайскому краю

— События года можно разделить на две группы. Первая – это нарушение гражданских прав и акции по этому поводу, а вторая группа – это решения органов власти, которые могут привести либо к нарушениям прав граждан, либо, что более сомнительно, к позитивным изменениям. Особняком здесь стоит только голодовка рабочих «Алттрака», которая требует более глубокого осмысления.

Изменение Устава Барнаула – это способ угодить вышестоящим органам власти – губернатору и Кремлю, которые пытаются достроить свою вертикаль до последнего села. Отставка мэра Барнаула, попытка изменить Устав Бийска, скандальная отставка главы Павловского района – из той же серии. Эти события говорят о том, что в деятельности органов власти нет желания улучшить жизнь граждан, а, скорее, наоборот – власти хотят решить за них все, так, как они считают нужным, вне зависимости от того, пойдет это на пользу или нет.

Отставки чиновников были ожидаемыми и, я бы даже сказал, очень запоздалыми. Неудахин, который отвечал за сельское хозяйство, запорол все, что можно было. Наши фермеры в прошлом году попали под удар из-за того, что вырастили большие урожаи. Хотя надо понимать, что все замы нашего губернатора не самостоятельны и выполняют его решения. Все отставки и назначения – это решения конкретного человека. Они имеют мало отношения к действительности и к тем проблемам, которые есть в обществе.

Раньше органы власти могли на местном уровне принимать некоторые самостоятельные решения. Сейчас эту возможность закатывают в бетон. Но это глупо. В условиях нестабильности, когда взрыв может произойти в любой момент, нельзя создавать недееспособные местные органы власти, органы, которые ждут приказа сверху. Это приведет к негативным последствиям, потому что некому будет брать на себя ответственность и решать реальные проблемы. Можно сказать, что теперь вся полнота ответственности за неубранные дороги в Барнауле, за невывезенный мусор лежит на Карлине. Кто такой Савинцев? Почему мы должны с него спрашивать? Мы его не назначали. Продавил это губернатор, значит, ответственность на нем. А за все плохое в крае – на Путине с Медведевым.

 

Наступление на права граждан носит вызывающие формы

 

Юрий Чернышов, профессор, директор Алтайской школы политических исследований

— Алтайский край все последние годы выгодно отличался от многих других регионов тем, что в нем сохранялась относительная свобода в СМИ, сохранялся относительный плюрализм в политической жизни. Похоже, 2010 год может стать «переломным» в смысле ухудшения ситуации. Об этом и говорят почти все те события, которые попали в «рейтинг»: они связаны с развернутым наступлением на права граждан и на права органов местного самоуправления.

Долгое время соперничество двух бюрократических кланов (условно говоря, «краевого» и «городского») не мешало сохранению некоторого пространства свободы для независимых институтов гражданского общества. Была возможна критика власти за ее ошибки, были возможны дискуссии. Теперь, когда один из этих кланов фактически обезглавлен, возникает угроза полной монополизации информационного пространства официозными СМИ и марионеточными «общественными» формированиями.

В этом году на Алтае сотни тысяч избирателей вопреки их воле были лишены права на выборы глав местного самоуправления. Подобное наступление на права граждан проходит по всей России, но на Алтае это теперь проявилось в наиболее вызывающих формах. Характерный пример — «публичные слушания», на которые с помощью обмана и силовых методов не были допущены сотни граждан. И хотя, по мнению многих экспертов, были допущены явные нарушения закона, суд не захотел признать этого. В результате подрывается доверие и к судебной ветви власти.

Совсем не удивительно, что на этом фоне растет протестный потенциал, растет отчуждение общества от власти. Это проявилось, в частности, во время голодовки рабочих в Рубцовске. Это отразилось и на результатах опроса, проведенного недавно Фондом «Общественное мнение»: 38% жителей Алтайского края допускают для себя возможность принять участие в акциях протеста (это на 16% выше среднероссийского уровня).

Было бы очень недальновидно игнорировать такую тенденцию. Однако чиновники, похоже, озабочены лишь тем, чтобы «наверх» шли благополучные отчеты, и чтобы эти отчеты не омрачались разговорами о реальных проблемах. Поэтому перекрываются последние каналы «обратной связи». Ликвидируются выборы глав местного самоуправления, отменяется выборность членов Общественной палаты. Все это подталкивает к тому, что растущий протестный потенциал, не находя легальных способов выражения, может выплеснуться в каких-то крайних формах.

Как довольно точно выразился президент Дмитрий Медведев, среди правящей элиты сейчас наблюдаются процессы уже не просто застоя, а «забронзовения» и стагнации. Эти люди довольны всеми получаемыми ими благами, они «консервативно» не хотят ничего менять. Однако стагнация обычно заканчивается крахом. Страна приближается к такой ситуации, в которой она уже была в 1917-м, а затем в 1991-м: делигитимация власти, распад, анархия… Избежать этого можно только через решительные реформы, отмену всех антидемократических законов, очищение государства от беззакония и коррупции. Надо делать это и на Алтае.

Вертикаль готовится к выборам

Ярослава Шашкова, руководитель центра политического анализа и технологий АлтГУ

— Этот рейтинг во многом совпал с моим видением политической жизни и отразил несколько интересных моментов, которые характеризуют политический процесс в Алтайском крае. Эксперты разделили события года на два уровня. Вперед вышли события, которые имеют стратегические, долгосрочные последствия, а во второй половине списка – события, имеющие тактическое значение для политического процесса.

Изменение Устава Барнаула, отмена прямых выборов, попытка изменения Устава Бийска – это события одного порядка, только в одном случае они завершились с большим выигрышем для краевой администрации, в другом случае – с меньшей. Сегодня главная стратегическая линия – это изменение порядка формирования муниципальных органов власти, то есть встраивание муниципалитетов, которые обладали некой, по крайней мере, формальной независимостью от государственных структур, во властную вертикаль.

Вдобавок это связано с проблемой подконтрольности глав муниципалитетов в преддверии выборов в Госдуму. Главы все-таки ближе к избирателям, чем региональные власти.

Двухтуровые выборы мэра Бийска и кампания по отмене их результатов, отставка мэра Колганова тоже находятся в русле этих тенденций. Уголовное дело в отношении Мосиевского заняло последнее место потому, что оно включается в четыре первых пункта, по большому счету. Уголовные дела – это тоже попытка повлиять на ситуацию в городе и на те процессы, которые идут на муниципальном уровне.

Совершенно обосновано то, что седьмое место заняли кадровые перестановки в администрации Алтайского края. Показательно, что они не вошли в первую пятерку, потому что это демонстрирует, что существенного влияния на ситуацию в крае эти кадровые перестановки не оказывают.

Создание Независимой Общественной палаты, голодовка рабочих «Алттрака», все, что связано с отменой выборов, – это показатель того, что в Алтайском крае все-таки сохраняются некие островки оппозиционности. Но логика политического процесса демонстрирует, что эти островки становятся более замкнутыми, более локализованными, и вертикаль власти все больше их перемалывает. Общественные слушания по Уставу Барнаула показали, что власть научилась сама себя переназначать, сама себя переизбирать и сама себя формировать. Вертикаль становится все более тотальной, все более охватывающей, и как показывает практика, она, по крайней мере, в Алтайском крае, учится извлекать уроки из своих ошибок.

Когда порвется нить между властью и обществом?

Константин Емешин, председатель правления «Школы реальной политики»

— Комментируя результаты опроса, следует, прежде всего, отметить, что, во-первых, любое исследование во многом зависит от того инструмента, который применяется. Авторы опроса задали перечень событий и поэтому исходно предопределили круг ответов экспертов.

Во-вторых, политическая жизнь в стране и крае стала довольно закрытой, и поэтому анализ событий зачастую превращается из анализа политики в анализ пиар-составляющей. Не случайно отставка мэра и изменение Устава Барнаула вышли на первое место, поскольку эти события сопровождались мощными информационными схватками противоборствующих финансовых группировок.

Анализ рейтинга политических событий именно как политических явлений показывает, что все они объединены одним ведущим вектором. Во всех событиях главная ось – увеличивающийся разрыв власти и общества: отмена всенародных выборов даже в институтах местного самоуправления, свержение всенародно избранных глав с использованием рейдерских технологий, замена выборной Общественной палаты на назначаемую и попытка самоорганизации структур гражданского общества независимо от структур власти. Не случайно основная масса экспертов постоянно отмечает, что в настоящее время главный вопрос – до какой степени может истончиться эта нить связи власти и общества, и когда она порвется, сопровождаясь социальными и общественными потрясениями.

Закрытость и забюрократизированность власти проявилась и в том, что такие именно политические события, как кадровые перестановки в высшем руководстве края не были высоко оценены экспертами. Действительно, кадровые перестановки абсолютно непонятны для граждан. Политические технологии предполагают в первую очередь формулировку тенденции изменения политики, которые требуют изменения кадров. В данном случае замена чиновников произведена как данность. Отставку Неудахина общественность еще может как-то объяснить, но что означает назначение Лукьянова? По крайней мере, проанализировав предыдущую деятельность Лукьянова, который, мягко говоря, отличился только тем, что «развалил» в районе аграрный комплекс, можно предположить, что его назначение предполагает ту же цель в масштабе края. Думаю, что эти назначения подчеркивают, что кадровая политика никакого отношения не имеет к реальной политике, а представляет собой чисто номенклатурные технологии, базирующиеся в лучшем случае на аппаратных интригах, а в худшем случае на импотенции бюрократической модели власти.