Сковородников А.В. Фактор Косовской битвы в формировании сербской национальной идентичности

Skovorodnikov A.V. The Factor of the Kosovo Battle in the Formation of the Serbian National Identity

Сведения об авторе. Сковородников Александр Васильевич, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Круг научных интересов: международные отношения в ХХ–ХХI вв., межэтнические отношения на Балканах, история Югославии.

Аннотация. После распада Югославии и затяжной гражданской войны между бывшими югославскими республиками Сербия оказалась в состоянии выбора дальнейшего пути своего развития. Вопрос самоидентификации в новых исторических условиях стал особенно актуальным. В статье рассматривается проблема значения влияния Косовской битвы 1389 года на формирование сербской идентичности, с точки зрения современного имиджа страны на международной арене.

 

Фактор Косовской битвы в формировании сербской национальной идентичности

Нередко в угоду каким-либо идеологическим, конъюнктурным или иным соображениям происходит искажение, замалчивание или откровенная фальсификация деятельности исторических личностей, событий, процессов или целых эпох. Здесь можно говорить как о провалах в исторической памяти, так и о попытках внедрения в нее, порой сознательно, а иногда бессознательно, различного рода мистификаций, мифов и легенд. Именно так появляются стереотипы, навешиваются соответствующие ярлыки. Часто данные клише и предрассудки, являющиеся своеобразным экраном перед разумом отдельного человека, а иногда и всего общества, формируют особую картину бытия и исторического сознания. Достаточно показательным в этом отношении является восприятие исторической роли Косовской битвы конца XIV века в выстраивании внешнеполитических приоритетов современной Сербией и формировании ее образа на международной арене.
На Косовом поле сербы выступили против значительно превосходящих сил противника. Это самое популярное историческое событие, которое ярче прочих врезалось в сербское народное сознание. Легенды о битве вплоть до XX века служили, с одной стороны, для призыва к героическим подвигам и самопожертвованию, а с другой — для осуждения предательства [1]. Так что же значит Косово для сербов? Для них итог данного сражения с точки зрения влияния на самосознание и складывание духовных основ был подобен эффекту Куликовской битвы для русских.
Значение Косово, по существу, выходит за рамки истории одной Сербии. Это, в значительной степени, память о великой Косовской битве 1389 года между объединенными войсками южных славян под командованием сербского князя Лазаря и турецкой армией султана Мурада, которая завершилась тяжелым поражением славян. После Косовской битвы Сербия превратилась в вассала Османской империи. Все же в национальном восприятии южных славян, это не «сражение на Калке», а «Куликовская битва». Для сербов важно то, что с Косова поля начался трудный многовековой процесс самоопределения, а затем и самоорганизации балканских народов. Здесь, как считают сербы, впервые прозвучал призыв, достойный памяти всех грядущих поколений славян: «Слобода али смрт!» («Свобода или смерть»!). И здесь был сделан выбор в пользу Небесной Сербии, в противовес могущества Царства земного. В военном отношении сражение завершилось поражением, а в духовном плане стала победой сербского духа над смертью и призрачными идеалами материального мира.
Косово это центр Сербии, оттуда все началось. Здесь происходило зарождение сербской нации, становление сербской государственности, закладывались основы сербской культуры. Духовная победа в Косово дала сербскому народу большую силу, стойкость и мужество в сохранении православия на протяжении пяти веков турецкого ига, когда сербы оказывали сопротивление насильственному обращению в мусульманство, переносили погромы, грабежи, уничтожение святынь, мученичество населения. В таком состоянии этот малый народ столетиями сохранял свою уникальность.
Дата 28.06.1389 — это своего рода символ, который проходит через всю историю этого народа и этой страны. Данное событие является неотъемлемой частью мировоззрения, исторического сознания сербов. Во многом это проявляется на генетическом подсознательном уровне. Косовская битва, воспетая во многих гимнах, исполненных радости от того, что Сербия теперь увенчана мученическим венцом, во все времена турецкого ига воспринималась только как победа духовного над плотским, жизни — над смертью. У сербского народа существуют такие понятия, как Косовский завет, Косовский выбор, Косовская этика — это всегда выбор духовной свободы. На определенном духовном уровне, сербы неизменно одерживают победу над своим врагами, так как сохраняют верность заветам Косова поля.
Именно так выглядит мифологизированный образ событий далекого XIV века с точки зрения их стереотипного, порой оторванного от исторических реалий, восприятия сознанием значительной части населения современной Сербии, включая и определенную часть политической элиты.
В исторической памяти сербов данные идеи настолько сильны, что их не смогли искоренить ни столетия турецкого ига, ни десятилетия коммунистического строительства, ни те испытания, которые выпали на долю сербов в конце XX — начале XXI веков. В связи с агрессией НАТО и фактической потерей Косово и Метохии, в общественном сознании сербского населения бытует мнение, что скоро у сербов не останется места для жизни на земле, и только в одной лишь Небесной Сербии всегда найдется для них место. Для примера, характеризующего, насколько сильное влияние имеют события многовековой давности на историческое и повседневное сознание сербов, приведем следующие сведения. Истребительные авиационные эскадрильи, принимавшие участие в обороне Югославии во время бомбардировок 1999 года, носили неофициальное наименование «Витязи князя Лазаря». Это можно рассматривать, с одной стороны, как удивительный пример исторической памяти этого народа и его нравственно-психологическую силу. С другой стороны, такая обращенность в прошлое, очевидный груз далеких исторических событий не дают возможности сформулировать актуальные задачи нынешнего самоопределения и наметить конструктивные ориентиры движения вперед в соответствии с вызовами современности.
Неслучайно, бывший президент Югославии С. Милошевич 28 июня 1989 года, в день 600-летия Битвы на Косовом поле, во время митинга произнес знаменитую речь, адресованную косовским сербам: «Никто больше не посмеет вас бить… Вы не должны оставлять эту землю только потому, что жизнь здесь трудна, потому, что вы подвергаетесь унижениям. Сербы и черногорцы никогда не пасовали перед трудностями, никогда не отступали в часы сражений. Вы должны оставаться здесь — во имя ваших предков и ваших потомков. Югославия не существует без Косова!» [2]. Данное выступление, в определенной степени, стало катализатором начала необратимых процессов дезинтеграции страны, ускорило центробежные тенденции и создало предпосылки для распада государства, введения международных санкций и начала затяжной гражданской войны 1990-х годов, с последующим косовским кризисом, агрессией НАТО против Югославии, албанскими погромами сербского населения и фактической потери Косова.
Еще в ранние 90-е исследователи обращали внимание на процесс формирования негативного имиджа Сербии в мире. Сербия находилась в поисках собственной идентичности. Сильная тяга самоидентификации с Югославией привела к тому, что практически никакого внимания не уделялось собственной идентичности, на основе которой должен строиться мировой имидж [3]. Происходил слом прежних коммунистических установок, активизировался процесс распада государства, страна втягивалась в затяжной вооруженный конфликт с соседями — республиками бывшей Югославии. Очевидно, что все эти факторы крайне негативно повлияли на восприятие Сербии мировой общественностью.
Правительство Милошевича в сложившихся условиях пыталось сыграть на чувствах национальной гордости и уникальности положения сербов. Подчеркивалось богатство исторического пути, пройденного Сербией, а в основу информационной политики во многом были положены этнические стереотипы. Положение, в котором оказалась Сербия, воспринималось населением как повторение великой Косовской битвы средневековья [4, с. 68]. Следует признать, что возрождение «косовского мифа» в новых условиях вряд ли способствовало улучшению международного имиджа страны. Сербия все отчетливей и сильней утверждалась в качестве «государства-изгоя». Во-первых, главным элементом такого мифа является представление о существовавшей когда-либо Великой Родине, крепком государстве с обширной территорией. Население исторической Родины было великим культурным народом, обладало высокой степенью этнической консолидации, и являлось предком нескольких современных этнических групп. Во-вторых, национальный миф часто конструирует образ иноземного врага, борьба с которым ассоциируется с тяжелым периодом в истории народа и вместе с тем цементирует этнос. На фоне этой борьбы появляются национальные герои [5]. В этом плане судьба С. Милошевича тоже достаточно показательна: его арест в 2001 году произошел именно 28 июня. Долгое время этот человек был символом стойкости сербского народа. В данной работе не ставится целью рассмотрение его политической карьеры и тем более нравственная оценка его деятельности. Для нас сейчас важно понимание другого: многими в Сербии его арест в памятную для народа дату был воспринят как символ унижения и попрания национальных ценностей.
Ход дальнейшего развития событий показал, что фактор Косово еще долгое время будет наиболее значимым в определении места Сербии на мировой арене. Провозглашение в одностороннем порядке независимости Косово в 2008 году, и признание этого факта большинством европейских стран и США (в общей сложности более ста государств-членов ООН), формируют реалии, которые по сей день оказывают воздействие на формирование сербской идентичности.
«Косово — это Сербия» («Косово је Србија») — один из самых популярных лозунгов как среди населения страны, так и для многих политиков. Что значит отказаться от него? Предать собственную историю, память предков, морально-нравственные устои? Или это означает сделать шаг вперед к включению в Европейский Союз, приобщению к общеевропейским тенденциям развития и прекращению позиционирования себя в качестве изгоя? На сегодняшний момент данная дилемма далека от разрешения. Во многом именно от этого выбора будет зависеть, каким путем пойдет Сербия, выстраивая свое будущее, формируя имидж и определяя место на международной арене.

Литература

1. Чиркович С.М. История сербов. URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/1036240/Chirkovich_Sima_-_Istoriya_serbov.html
2. Милошевич Б.С. Слободан Милошевич. Фрагменты политической биографии. URL: http://www.politpros.com/library/15/1013
3. Атлагич С. Сербия в начале XXI века: европейский путь коммерческого национализма как стратегия развития. URL: http://rrmedicine.ru/journal/article/206
4. Сковородников А.В. Информационное противоборство в ходе гражданской войны в Югославии // Дневник АШПИ. №28. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Информационные войны в международных отношениях): сборник научных статей / под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул, 2012. С. 64–68. URL: http://ashpi.asu.ru/ic/?p=17426
5. Ломоносов М. Косовский миф и его хронология. URL: https://zapadrus.su/slavm/ispubsm/1838-kosovskij-mif-i-ego-khronologiya.html

Комментарии 2

  • Про использование мифа националистами-державниками все понятно. А можете для полноты картины привести примеры, когда современные сербы пытаются согласовать, примирить «косовский миф» с курсом на интеграцию в ЕС?

    • Спасибо за отзыв.
      Наверное эти примеры есть. Но в общем контексте влияния косовского мифа они,очевидно, носят менее значимый характер, с точки зрения влияния фактора Косово на выстраивание внешеполитических ориентиров современной Сербией