Курныкин О.Ю. Потенциал и факторы сотрудничества приграничных регионов России и Казахстана

Данные об авторе. Курныкин Олег Юрьевич, к.и.н., профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Область научных интересов: история международных отношений, международные конфликты, этнополитические процессы на Востоке.

Аннотация. В статье рассматривается феномен приграничного сотрудничества на примере взаимодействия сопредельных регионов России и Казахстана. Автором предпринята попытка выявить наиболее значимые факторы, обусловившие заинтересованность администраций, предпринимателей, населения приграничных регионов РФ и РК в развитии трансграничных связей. Показаны эволюция и современное состояние приграничного сотрудничества регионов двух стран.

Потенциал и факторы сотрудничества приграничных регионов России и Казахстана

Переформатирование евразийского пространства после распада СССР имеет различные измерения – от геополитических трансформаций, влияющих на глобальные процессы и баланс мировых центров силы, до судеб отдельных индивидуумов, этнических и социальных групп, вынужденных в принципиально новых условиях вырабатывать иные стратегии существования. Разделение постсоветского пространства породило новые линии разграничения, в результате чего многие «внутренние» регионы бывшего СССР неожиданно приобрели статус приграничных. Властные структуры и население этих регионов столкнулись с серьезными вызовами, вместе с тем перед ними открылось «окно возможностей» для повышения статуса и экономического развития своих территорий. Показателен в этом отношении опыт взаимодействия сопредельных регионов России и Казахстана.
Российско-казахстанское приграничье вбирает в себя обширное пространство, включающее 12 российских и 7 казахстанских регионов с населением в 32 млн человек.
Ряд факторов придает своеобразие трансграничному сотрудничеству Российской Федерации и Республики Казахстан. Один из наиболее значимых – формирование новой геополитической конфигурации, когда два крупнейших по территории государства, занимающие 1-е и 9-е места в мире, приобрели ключевое положение в центре Евразии, образуя непрерывное геополитическое пространство. Объективной вводной является также природно-географическая среда в зоне прохождения государственной границы между двумя странами: отсутствие выраженных природных рубежей, необычайная протяженность границы (7512 км – треть всех сухопутных границ Российской Федерации и самый длинный в мире рубеж между двумя государствами), ее прохождение преимущественно по степным, сравнительно малонаселенным районам. После распада СССР с обеих сторон прилагались усилия по «конструированию» межгосударственной границы (осуществление мер по ее демаркации и делимитации, обустройство пунктов пересечения границы, введение таможенного и паспортного контроля и т.д.), завершившиеся подписанием в 2005 г. договора о делимитации российско-казахстанской границы. Центральные и региональные органы власти двух стран были поставлены перед необходимостью формирования пограничной, таможенной и других служб, обеспечивающих функционирование пограничного режима. Тем не менее, граница между Россией и Казахстаном остается одной из наиболее проницаемых на постсоветском пространстве. Отмеченные выше природно-географические характеристики прохождения российско-казахстанской границы, а также ограниченность финансовых и кадровых ресурсов не позволяют плотно закрыть границу для нелегального проникновения (на километр казахстанской границы в среднем приходится один пограничник). Выходом из этой ситуации могут стать скоординированные усилия российских и казахстанских пограничных служб в борьбе против наркотрофика, нелегальной миграции, незаконного перемещения оружия и других проявлений криминализации трансграничных связей. При этом российская и казахстанская стороны вынуждены учитывать, что граница между двумя странами – не только регулятор двусторонних связей, она является транзитной для потоков мигрантов и товаров из стран Центральной, Южной и Восточной Азии, подчас с использованием нелегальных каналов.
Относительная прозрачность российско-казахстанской границы приводит к амбивалентной ситуации: с одной стороны, облегчаются приграничные контакты, а значит, снижается «барьерная функция порубежья» [1, с. 3]. С другой стороны, «недозащищенность» границ может восприниматься как потенциальная угроза национальной безопасности и территориальной целостности государства. Таким образом, перед центральными и региональными органами власти России и Казахстана встала непростая задача соотнесения и нахождения разумного баланса между обеспечением пограничной безопасности и поощрением трансграничного сотрудничества, решаемая, как правило, эмпирическим путем.
Другим фактором, благоприятствующим контактам между населением сопредельных районов РФ и РК, является сложившаяся на протяжении двух столетий культурно-историческая общность в результате более длительного (по сравнению с другими народами Центральной Азии) сосуществования казахов и русских, отсутствия языкового барьера, доминирования положительных образов в представлениях казахов и русских друг о друге. Все это повышает адаптированность казахов к межкультурной коммуникации с Россией [2, с. 114]. Именно поэтому фактор межцивилизационных различий (отнесение России к христианскому ареалу, а Казахстана – к мусульманскому), как представляется, не оказывает существенного влияния на содержание и формы трансграничных контактов властных структур и населения двух стран.
На интенсивности российско-казахстанского трансграничного взаимодействия сказывается и своеобразие территориального распределения населения Казахстана: оно концентрируется по окраинным территориям (более 70%) при относительно малозаселенном центре страны. Значительная доля (12%) населения РК проживает в административных районах, непосредственно граничащих с Россией, и в силу этого заинтересована в извлечении максимальных выгод от приграничного статуса территорий своего проживания.
Значимым и неоднозначным фактором российско-казахстанского приграничного сотрудничества является относительно высокая доля русских в населении северных областей Казахстана, при этом русские, по данным 2014 г., являются самой многочисленной этнической группой в Северо-Казахстанской (49,94%) и Костанайской (42,12%) областях. В результате массового отъезда русских из Казахстана в 1990-е гг. и изменения демографического баланса в пользу титульного этноса «русский вопрос» в этой стране в значительной мере утратил свое общественно-политическое звучание. Миграционный отток из Казахстана заметно сократился, оставшиеся в РК русские продемонстрировали готовность и способность интегрироваться в экономические и социальные структуры нового государства при доминировании казахов в системе государственного управления, правоохранительных органах, финансовой системе. Однако в кризисных ситуациях нельзя исключить актуализации опасений относительно судьбы северных областей РК. Задача нейтрализации ирредентистских настроений среди русскоязычного населения приграничных районов Казахстана может быть решена, в том числе, за счет налаживания экономической кооперации и межкультурных коммуникаций в формате регионального трансграничного сотрудничества.
Очевидно, взаимодействие регионов России и Казахстана вписывается в благоприятный, в целом, общеполитический контекст межгосударственного сотрудничества и доверительных отношений между руководством двух стран. Конфронтационная модель взаимодействия (в конечном итоге возобладавшая в российско-украинских отношениях) стала бы фатальной для Казахстана и имела бы далеко идущие негативные последствия для России, поставив крест на реализации евразийского проекта. Показательно, что проводимые с 2003 года ежегодные Форумы приграничных областей Казахстана и России проходят под патронажем глав государств и с их участием.
На рубеже 1990-х –2000-х гг. на первый план в российско-казахстанских отношениях, в том числе на уровне взаимодействия приграничных регионов, выступили экономические аспекты сотрудничества.
Положение «приграничья» наделяет регионы специфическими функциями и вместе с тем может стать дополнительным стимулом для экономического роста (в отличие от советского периода, когда военно-стратегические и оборонные интересы нередко оказывали сдерживающее влияние на развитие окраинных территорий СССР). Приграничные территории, как правило, характеризуются большей плотностью контактов в сфере предпринимательства. Благодаря активности населения, оказавшегося в тяжелой ситуации в результате коллапса советской экономики, возрождается феномен приграничной торговли, хорошо известный из истории торгово-экономических связей Сибири с сопредельными азиатскими территориями. При этом в 1990-е гг. мелкая контрабанда превратилась в один из основных источников заработка для населения приграничных районов [2, с. 120]. Контрабандному перемещению товаров через границу способствовала разница в ценах на те или иные группы товаров, невысокий уровень благосостояния населения приграничных районов при массовой безработице, невозможность плотно прикрыть границу для нелегального ее пересечения.
Определяющее влияние на экономические связи приграничных регионов России и Казахстана оказывает исторически сложившаяся в них структура производства. В северных и западных регионах РК, граничащих с Россией, сосредоточены значительные сырьевые ресурсы (нефть, газ, каменный уголь, руды черных и цветных металлов и пр.), концентрируется значительный промышленный потенциал, создана сравнительно разветвленная сеть транспортных коммуникаций (железные и автомобильные дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач).
Для деловых кругов Казахстана сопредельные регионы России представляются все более значимыми партнерами, в то время как российские регионы, граничащие с Казахстаном, в большей степени ориентированы на рынки третьих стран. Эксперты отмечают активизацию компаний с участием казахстанского капитала в приграничных регионах РФ, приток инвестиций в большей степени из Казахстана в Россию, нежели из России в Казахстан.
Новый этап в истории приграничного сотрудничества России и Казахстана связан с образованием Таможенного союза (2010 г.) и Единого экономического пространства (2012 г.), что повлекло за собой (после отмены с 1 июля 2011 г. таможенного контроля на внутренних границах России, Казахстана и Белоруссии) упрощение процедур пересечения товарных потоков через государственную границу. Для российской и казахстанской продукции повысилась доступность национальных рынков партнеров в рамках Таможенного союза. Складываются более благоприятные условия для создания совместных предприятий и большей степени кооперирования в производстве той или иной продукции. Пока рано говорить о том, привнесет ли качественно новые моменты в приграничное сотрудничество РК и РФ вступление в силу с 1 января 2015 г. соглашений о создании Евразийского экономического союза, тем более что начало функционирования ЕЭС совпало с кризисными явлениями в экономике обеих стран и сокращением российско-казахстанского товарооборота (по итогам 2014 г. – на 9,2% [3]).
Есть основания говорить о том, что интеграционные процессы и механизмы экономического сотрудничества приграничных регионов России и Казахстана приобретают устойчивость и зрелость. По данным экспертов Евразийского банка развития, в ходе трансграничного экономического взаимодействия наблюдалось выравнивание темпов инфляции в приграничных регионах России и Казахстана [4, с. 10]. Показательна реакция деловых кругов и населения приграничных районов России и Казахстана в связи с резкой девальвацией рубля в конце 2014 г. Казахстанцам стало выгодно приобретать промышленную и сельскохозяйственную продукцию на российском рынке, а также недвижимость в российских городах, что не могло не отразиться на уровне цен на соответствующие виды товаров. Неслучайно «Мясной союз Алтая», обеспокоенный массовыми закупками мяса предпринимателями из Казахстана, призвал в марте 2015 г. региональные власти к ужесточению контроля на границе с РК. Вместе с тем, ввоз более дешевой продукции из приграничных регионов России создал проблемы для сбыта ставших менее привлекательными казахстанских товаров. Дело дошло до введения казахстанской и российской сторонами взаимных ограничений на ввоз ряда товаров. Впрочем, подобная ситуация носит временный характер; с выравниванием курсов национальных валют торговый оборот между приграничными районами вернется к более сбалансированному состоянию. Подобное реагирование бизнеса и населения приграничных районов Казахстана и России на изменение курсов национальных валют свидетельствует о процессах реальной трансграничной экономической интеграции сопредельных регионов двух стран.

Литература

1. Жундубаев М.К. Приграничное сотрудничество между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на современном этапе: характер развития, проблемы и перспективы. Диссертация на соискание ученой степени канд. полит. наук. М., 2014. URL: http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Jundubaev_2014_CD.pdf
2. Голунов С.В. Проблемы пограничной политики Республики Казахстан // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2006. № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pogranichnoy-politiki-respubliki-kazahstan
3. Внешнеторговый оборот РФ сократился за год на 5,7% // Вести.RU. 27.01.2015. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/52457
4. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. СПб., 2012. URL: http://www.eabr.org/general/upload/CII%20-%20izdania/Doklad_TS_RF_KR.pdf