Коваленко Л.Г. Сепаратизм как механизм влияния на развитие государственности

Данные об авторе. Коваленко Людмила Георгиевна, кандидат философских наук, доцент, г. Барнаул. Круг научных интересов: политический процесс и проблема справедливости.

Аннотация. Автор рассматривает некоторые аспекты сепаратизма и его влияние на государство и протекающие процессы. Сепаратистские образования, возникшие на постсоветском пространстве, не имеют признания мирового сообщества, хотя налицо признаки государственности. Россия, признав их, создала для себя определенные риски: отказ от принципа нерушимости границ; угрозу изоляции; возможность возникновения очагов сепаратизма на территории страны. Отмечается, что сепаратизм — достаточно распространенное явление в современном мире, что обусловлено историческими объективными и субъективными факторами. Сепаратизм несет в себе разрушительное начало, действует как механизм ослабления, дестабилизации и разрушения основ государственности. Делается вывод, что для предотвращения сепаратизма власть должна учитывать все особенности: исторические, этнорелигиозные, культурологические, демографические, проводить взвешенную политику, не ущемляющую интересы регионов и населения.

Сепаратизм как механизм влияния на развитие государственности

Большинство современных государств, в том числе и Россия, отличаются пестротой этнического состава населения, языковыми, религиозными и культурными особенностями, что объективно определяет неизбежность возникновения очагов сепаратизма, имеющего место как внутри страны, так и в сфере международных отношений. Сепаратизм — стремление к отделению, обособлению, проявляющееся у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий [1, с. 352].

Само понятие определяет цели: образование независимого государства; отделение и присоединение к другому; получение большей автономии при сохранении региона в составе государства. Отсюда и средства достижения цели. Сепаратистские процессы и их протекание зависят от степени развитости страны. В развивающихся — большинство протестующих составляют люди, причины недовольства которых экономические: слабое развитие региона, низкий уровень жизни, здесь сепаратное движение подавляется чаще всего силой. В развитых странах настроения менее экстремистки выражены, главная идея — предоставление большей автономии, а не отделение. Часто движение представлено партией, защищающей это требование. Такой сепаратизм подавляется мягким путем без применения силы (Квебек — Канада, Шотландия — Великобритания). Таким образом, среди приверженцев сепаратистским идеям можно выделить разные по социальному положению слои общества, которые имеют собственные цели, соответственно интересам. Это элиты, стремящиеся к власти; средние слои, недовольные национальной дискриминацией; низшие слои, для которых особо значимо материальное положение (экономический фактор) и глубокий социальный разрыв [2, с. 249].

Выделяют виды сепаратизма: религиозный, этнический, также по процессу протекания, целям. Сепаратистские движения редко достигают цели. Успешные сецессии — Сингапур, Чехословакия, Югославия, страны на постсоветском пространстве. Центральные власти, как правило, препятствуют появлению новых независимых государств, часто этому предшествуют гражданские или национально-освободительные войны, вооруженные конфликты и процесс может быть быстротечным или затяжным, или так называемый «бархатный развод» — СССР, Чехословакия. В развитых странах сецессия возможна и законодательным путем: референдум, который не всегда имеет положительный результат (Шотландия, Квебек, Северная Ирландия), положительный пример — Республика Крым (референдум 2014 г.). На территории бывшего СССР можно выделить четыре образования (НКР, ПМР, Абхазия и Южная Осетия), которые в настоящее время обладают всеми атрибутами государственности и более десяти лет функционируют как самостоятельные государства, не контролируемые государствами-«патронами». Сепаратистские режимы демонстрируют устойчивость, у них есть собственные конституции, проводятся выборы, референдумы, сформированы органы исполнительной и законодательной власти, суды, сравнительно развиты политические системы. Это свидетельство того, что нельзя однозначно принимать тезис о том, что «сепаратистские образования» — это «черные дыры», «территории, где властвует криминал», «потенциальные убежища для террористов». Эти государства не признаны международным сообществом, но они не находятся в изоляции.

Таким образом, непризнанные государства являются реальными и, в значительной степени, автономным фактором международных отношений на постсоветском пространстве. Рассматривать их в качестве марионеток России некорректно. Россия, признав сепаратистские образования, создала для себя ряд рисков: отказ от принципа нерушимости границ, отсюда — все границы между республиками бывшего Союза оказались в «подвешенном состоянии»; возникла угроза изоляции вследствие международных санкций; у многих стран СНГ есть реальные или потенциальные проблемы с сепаратизмом, в том числе и у РФ [3, с. 15].

В отношении сепаратистских образований со стороны международного сообщества существует политика двойных стандартов: одни признаются, другие — нет. В основе такого отношения собственные интереса Запада, пример — Косово. Это сепаратистское образование признано десятками стран — членов ООН как независимое государство, то есть произошло принудительное отчуждение Косово от Сербии и последующая легализация этого процесса [3, с. 7].

Россия, как любое современное государство, не избежала такого явления, как сепаратизм, большинство очагов которого не имеет широкой поддержки населения. Истоки сепаратизма в РФ — в так называемом «параде суверенитетов», здесь свою роль сыграла провокационная фраза президента Ельцина «берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», было также объявлено о приоритете республиканских законов над федеральными. Как результат проявились тенденции на отделение ряда субъектов — Татарстана, Чечни, Карелии, которые в своих конституциях провозгласили право на отделение, государственным — язык титульной нации. О суверенитете высказались балкарцы, черкесы, кабардинцы. Также сепаратистские движения существовали в 90-е годы XXI в. в Сибири, на Дальнем Востоке, Урале, в Калининградской области. В каждом регионе сепаратизм имел особенности. Цель — посеять страх, для этого используются различные методы борьбы, вплоть до террористических актов, убийства представителей власти и рядовых граждан. Интересно обоснование сепаратизма в Татарстане — обвинение русских в осаде Казани под лозунгом «Я помню 1552 год» и «Холокост татарского народа — 1552». До 2012 г. появлялись предложения об отделении от России и требования — «Кайся, Русь». То есть здесь мы видим обращение к исторической памяти и, таким образом, стремление воздействовать на сознание людей — это очень действенный механизм. Особо можно выделить Калининградскую область — это «естественный» очаг сепаратизма, анклав. На такое положение влияет оторванность от большой России, что накладывает повышенную ответственность на власть, то есть необходимо обращать особое внимание на экономику, социальную сферу, сферу образования, культуру. Призывы к отделению от Москвы имели место и на Кубани в 90-е гг. Что толкает на подобное? Вероятно, люди ищут выход из жизненного тупика — фактического бесправия и самоуправства чиновников, а также неповоротливости государственной машины при принятии важных и оперативных решений.

Призывы к отделению можно рассматривать как информационную войну внутри государства, направленную на ослабление власти и дестабилизацию. Некоторые эксперты считают, что в XXI в. в России серьезный сепаратизм невозможен в силу изменившихся условий, хотя, осознавая важность для страны безопасности на юге, политические элиты Северо-Кавказского региона пытаются торговаться с центром за дополнительное финансирование, уступки (полномочия) [4, с. 92–93]. Источником сепаратизма ряда регионов РФ является неурегулированность границ, меняющихся в зависимости от исторических условий, этническая чересполосица держит сообщество в постоянном напряжении, поэтому необходим мораторий на эту «земельную» проблему [5, с. 94]. Сепаратизм, как отмечалось, разный, различаются его истоки, но цель всегда одна. В 2014 г. воссоединение Крыма с Россией можно рассматривать как прецедент, влияющий на рост сепаратистских настроений в других субъектах. Хотелось бы отметить в свете современных международных событий немаловажный для России момент. Есть понятие «эффект осажденной крепости», его используют для обозначения ситуации в сепаратистских образованиях. На наш взгляд, это понятие в какой-то степени можно использовать для обозначения положения России как суверенного государства. Стремление отстоять свое право на независимую внешнюю политику, укрепление своей безопасности рассматривается международным сообществом (Запад) как нарушение всех законов международного права. Россия представлена как своего рода сепаратист, стремящийся разрушить ЕС, Украину. Всевозможные санкции против РФ и ее граждан формируют и у населения страны ощущение «осажденной крепости», вероятно, поэтому и некоторое недовольство части общества проводимой внешней политикой, непонимание тех или иных решений власти, все это требует от носителей власти большой разъяснительной работы, а именно: необходима своевременная разработка механизмов согласования национально-специфических интересов этнообщностей с развитием страны; соблюдение баланса общенациональных и этнорелигиозных интересов; обеспечение прав личности; восстановление прав депортированных этносов (крымских татар); ведение диалога между этносоциальными группами; формирование этнополитических знаний, цель которых — научить людей адекватно ориентироваться в сложной этнополитической ситуации и уважать права и культуру других этносов. Все это очень важно, так как существует более 50 сепаратистских образований в мире с населением 230 миллионов человек. Сепаратистские движения и объединения организовали ряд всемирных и региональных организаций [6, с. 23, 30].

Таким образом, следует подчеркнуть, что сепаратизм как явление, движение, территориальное образование достаточно распространен, имеет глубокие исторические корни, обусловлен объективными и субъективными причинами, как внутренними, так и внешними (пример — Косово, постсоветское пространство). Сепаратизм во всех проявлениях несет в себе прежде всего разрушительное начало и действует как механизм дестабилизации, ослабления государства и подрывает основы государственности (суверенитет, территориальную целостность, принцип нерушимости границ) и может быть источником межгосударственных и межнациональных конфликтов. Отсюда и способы предотвращения зарождения и проявления сепаратизма различны: личные переговоры с привлечением посредников, миротворческих сил, референдумы. Власть должна учитывать все особенности: исторические, этнорелигиозные, культурологические, демографические и проводить эффективную политику, не ущемляющую интересы регионов и населения независимо от социальной и этнорелигиозной принадлежности. И это актуально для любого государства.

Литература

1. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
2. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. СПб., 2004.
3. Тренин Д. «Казус Косово» // Pro et Contra. 2006. № 5-6.
4. Попеску Н. Абхазия и Южная Осетия: независимость или выживание? // Pro et Contra. 2006. № 5–6.
5. Малашенко А. Северный Кавказ: когда закончилась война // Pro et Contra. 2008. № 5–6.
6. Бодрова Е.В. К вопросу о причинах роста национального сепаратизма на Северном Кавказе в годы Великой отечественной войны // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2.