Бокова Ю.И. «Мягкая сила» во внешней политике Республики Корея

Сведения об авторе. Бокова Юлия Игоревна, магистр международных отношений, выпускница кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского госуниверситета, г. Барнаул. Область научных интересов: международные отношения в АТР, внешняя политика Республики Корея.

Аннотация. В статье рассматривается практическое применение концепции «мягкой силы» Дж. Ная во внешней политике Республики Корея. Анализируются структурные элементы «мягкой силы» в южнокорейском варианте и степень их эффективности.

«Мягкая сила» во внешней политике Республики Корея

Хотя концепция «мягкой силы» изначально задумывалась как подспорье во внешней политике США, а ее реализация опиралась на потребности крупных держав мирового сообщества, она приобретает широкую популярность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в особенности в субрегионе Северо-Восточной Азии.
Республика Корея привлекает повышенное внимание экономистов, политологов, международников благодаря резкому рывку этой страны на протяжении последнего полувека. Одним из важнейших достижений для внутренней и внешней политики Республики Корея стало эффективное использование «мягкой силы» для упрочения своего положения на мировой арене. Сегодня Республика Корея занимает 11-е место в мире по размеру ВВП, ее ВВП на душу населения составляет около 30 тысяч долларов по данным на 2016/17 финансовый год. Всего за несколько десятилетий эта страна вошла в число промышленно-развитых стран, и многие связывают это с так называемым «корейским экономическим чудом».
Феноменальный прогресс в области экономики укрепил позиции Южной Кореи в региональных международных отношениях и мировом сообществе. Причем укрепление авторитета и привлекательности этой страны связано не столько с наращиванием военно-технической мощи, сколько с умелым использованием так называемой «мягкой силы» для создания привлекательного образа страны.
Положение Южной Кореи в регионе таково, что будучи окруженной крупными державами, такими как КНР, Россия и Япония, Республике Корея было проблематично делать ставку на военную, то есть «жесткую силу», для отстаивания своих интересов. Со времени окончания Корейской войны (1950–1953 гг.) Республика Корея стремилась наращивать свою военную мощь, на случай агрессии со стороны Корейской Народно-Демократической Республики и вместе с тем проводила экономические реформы, чтобы увеличить свой экономический потенциал. В результате у государства появились дополнительные ресурсы для конструирования и продвижения вовне своего благоприятного имиджа.
Корейские исследователи в целом принимают концепцию «мягкой силы» Дж. Ная [1], при этом некоторые из них развивают и дополняют идеи Ная. К примеру, профессор международных отношений Сеульского университета Ли Ги Ун разработал «теорию мягкой силы на основе ресурсов (средств)» [2, c. 6–7]. Он называет «мягкие» ресурсы/средства символическими ресурсами для оказания влияния на других. Такими средствами он называет: идеи, образы, теории, ноу-хау, образование, рассуждения и дискуссии, культуру, традиции, государственную и общую символику и т.д.
Автор также выделяет пять видов «мягкой силы» в соответствии с целями, так как использование «мягкой силы» государством только для того, чтобы «быть привлекательным», по его убеждению, не имеет смысла, если страна уже не является империей или гегемоном, как США. Среди возможных целей «мягкой силы» он называет укрепление внешней безопасности через формирование привлекательного образа страны; привлечение других стран в качестве внешнеполитических партнеров; воздействие на предпочтения других стран; поддержание единства общества или сообщества государств; повышение рейтинга поддержки лидера или поддержки правительства в стране.
При этом построение желаемой архитектуры безопасности должно быть равно выгодно и для других стран (предлагается использовать так называемые «мягкие сети», то есть налаживание контактов вместо «мягкого балансирования») [3], так как эгоистичность актора не привлечет аудиторию, а это идет вразрез с сущностью «мягкой силы» как элемента привлекательности.
В общем, можно выделить два подхода корейских исследователей к «мягкой силе»: одни ученые задаются вопросом, сможет ли Республика Корея выйти из статуса государств «средней мощности» и стоит ли ей повышать этот статус и сообразно повышать свою ответственность как актора международных отношений; второй подход состоит в том, чтобы определить стратегическую роль Республики Корея в регионе Северо-Восточной Азии, прежде всего в отношениях с Китаем и Японией. В условиях окружения такими мощными державами, как Китай, Япония и Россия, «мягкая» мощь Южной Кореи призвана сбалансировать эти силы, гарантировав тем самым безопасное существование и процветание страны и всего региона [4, c. 2].
В качестве ресурсов «мягкой силы» в Республике Корея признаются успешный опыт быстрой экономической модернизации и демократизации государства и общества, международный туризм, популяризация традиционной культуры за рубежом и так называемая «корейская волна» («hallyu»). Говоря о целях политики «мягкой силы» Южной Кореи, можно выделить следующие: 1) политические – расширение влияния в регионе и за его пределами, повышение уровня безопасности; 2) торгово-экономические – увеличение притока иностранных туристов, привлечение новых инвестиций, расширение рынков сбыта (экспорта) южнокорейской продукции.
Феномен «корейской волны» стал наиболее известным и применяемым ресурсом «мягкой силы» Южной Кореи, способствовал продвижению бизнеса, культуры и имиджа страны. Хотя корейское правительство и все, кто оказался вовлечен в построение этой «волны», продемонстрировали глубокое понимание и практическое умение в продвижении этого феномена, поддержание ее популярности в долгосрочной перспективе может стать проблемой. Может сказаться эффект привыкания, и для привлечения новой аудитории необходимо развивать новые формы и инвестировать значительные суммы в этот проект.
Задействованные ресурсы «мягкой силы» напрямую отразились на развитии туристического бизнеса Республики Корея [5] и частично на сфере образования. Так, любители южнокорейских дорам и к-попа хотят воочию увидеть все, что они видели с экранов. Распространение феномена «халлю» повлияло и на популярность изучения корейского языка – среди посещающих курсы корейского языка в языковых центрах и университетах большая часть студентов являются фанатами «корейской волны».
«Мягкая сила» в сфере спорта имеет больше значение для Республики Корея в связи с проведением Зимних Олимпийских игр в Пхёнчане в 2018 г. Развитая спортивная инфраструктура, неплохие достижения на международных соревнованиях в последние годы, а также общая популярность Южной Кореи сулят ей немалую прибыль от проведения Игр. Кроме того, при успешном их проведении имидж этой страны гарантировано повысится на несколько пунктов, но удастся ли при этом достичь долгосрочного эффекта – остается под вопросом.
Вместе с тем, южнокорейский опыт предостерегает от абсолютизации ресурсов «мягкой силы» как средства повышения статуса в мировом сообществе, особенно в условиях актуализации исторических, межнациональных, территориальных конфликтов. Реализация стратегий в области продвижения культуры требует больших временных и финансовых затрат и ожидать быстрой отдачи от них было бы преждевременным.
Особенностью южнокорейского опыта применения «мягкой силы» является широкое использование организационных и финансово-технических ресурсов чеболей (финансово-промышленных корпораций). Значимость деятельности крупнейших южнокорейских корпораций (Samsung, LG, Kia Motors и др.) в реализации внешнеполитических задач Республики Корея сложно переоценить. Благодаря адекватной, тактически и стратегически структурированной политике «мягкой силы» финансово-промышленные группы Южной Кореи позиционируют не только свой лидерский потенциал в области научно-технических и социальных инноваций, которые повышают привлекательность и узнаваемость национального тренда, но и оказывают выраженное влияние на решение внешнеполитических задач РК на мировой арене.
На данный момент Республика Корея уже несколько лет занимает место в середине второй десятки рейтинга «мягкой силы» по версии журнал Monocle [6], периодически поднимаясь то вверх, то вниз, что обусловлено изменениями во внутренней и внешней политике страны. В общем, Республика Корея обладает широким инструментарием «мягкой силы», но при этом ей необходимо разрабатывать обновленные версии стратегии «мягкой силы» для более успешной конкуренции в регионе и мире. Для Южной Кореи важно использовать все доступные инструменты «мягкой» мощи для продвижения благоприятного имиджа страны.
В целом можно говорить о том, что Республика Корея эффективно использует свои ресурсы «мягкой силы» и тратит на ее осуществление значительные финансовые, трудовые и временные ресурсы. Результатом данных усилий является существенный экономический эффект, продвижение южнокорейских брендов, усиление влияния и привлекательности страны. Расширение рынков сбыта южнокорейских товаров, заключение двусторонних и многосторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве при активном включении ресурсов «мягкой силы» видятся как фактор, способствующий увеличению конкурентоспособности Республики Корея на мировой арене.

Литература

1. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y., 2004.
2. Lee G. A Theory of Soft Power and Korea’s Soft Power Strategy // Korean Journal of Defense Analysis. 2009. Vol. 21, № 2. P. 205–218.
3. Chun C. Soft Power and South Korea’s Foreign Policy: Security Policy and North Korea Strategy // Diplomatic Strategy of Soft Power Seminar. Jeju Peace Institute, 16 Oct. 2009. URL: http://www.jpi.or.kr/skyboard/download.sky?fid=3379&gid=5309&code=jpiworld
4. Lee S.J. South Korea’s Soft Power Diplomacy // East Asia Institute Issue Briefing. 2009. № 1. P. 1–8.
5. Korea. Monthly Statistics of Tourism // Korea Tourism Organization. URL: https://kto.visitkorea.or.kr/eng/tourismStatics/keyFacts/KoreaMonthlyStatistics/eng/inout/inout.kto
6. Soft Power Survey 2016–2017 // Monocle.com. URL: https://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2016-17