Мизимбаев Т.С. Конституционно-правовые основы национальной политики Казахстана

Сведения об авторе. Мизимбаев Талгат Сарсенбекович, г. Семей, Республика Казахстан, магистрант Алтайского государственного педагогического университета. Область научных интересов: история Казахстана в XX в.

Аннотация. В докладе рассматриваются основные законодательные акты и программные документы, ставшие базой формирования национальной политики Казахстана. Выделены общие тенденции развития нормативно-правовой базы. Автор выделил основные правовые недоработки в деле реализации национальной политики республики.

Конституционно-правовые основы национальной политики Казахстана

Законодательные акты и программные документы являются основополагающей базой формирования национальной политики любого государства. В странах с полиэтничным составом населения, к которым относится Казахстан, реализация данного процесса происходит более сложно, так как следует учитывать ряд факторов: сохранение и укрепление межнациональных отношений и межконфессионального согласия, многоязычие и другое).
Конституция Республики Казахстан является главным законом, обладающим высшей юридической силой. Первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 г., в ней были заложены основные принципы государственности. На данный момент действует Конституция 1995 года.
В сравнении с первой редакцией конституции во второй наиболее полно регламентированы вопросы национального строительства. Так по ее нормам каждый гражданин имеет право указывать или не указывать свою национальную и религиозную принадлежность, право на использование родного языка и культуры, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества [1].
1 марта 1995 г. был создан институт Ассамблеи народов Казахстана, который стал проводником государственной политики в сфере полиэтнических отношений. Миссия Ассамблеи состоит в том, чтобы сформировать казахстанскую идентичность путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданского, духовного и культурного сообщества, главную роль в которой будет играть государственный язык и культура казахского народа. Указом Президента от 2007 года институт был переименован в Ассамблею народа Казахстана, что свидетельствует о том, что руководство страны непосредственно перешло к формированию общегосударственной идентичности [2, с. 182].
Если на этапе становления государства главной задачей была консолидация общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия, то на новом этапе развития страны стратегическим приоритетом становится достижение национального единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов [3].
В каждом послании президента к народу Республики Казахстан особое внимание уделяется вопросу дальнейшего развития национальной политики. В 2012 г. была провозглашена программа развития «Стратегия «Казахстан-2050: Новый политический курс состоявшегося государства». Ее главная цель — создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Один из пунктов программы направлен на формирование нового казахстанского патриотизма, суть которого заключается в равноправии всех граждан страны вне зависимости от этнической принадлежности. «Не будет и не должно быть никаких преференций никаким этносам, права и обязанности у всех одинаковы». Отдельная роль отводится казахскому языку и триединству языков. Правильная языковая политика — это один из главных факторов, объединяющих казахстанцев. В программном документе указано, что «Казахский язык — это наш (казахов) духовный стержень и наша задача развивать его, активно используя во всех сферах» [4].
Таким образом, относительно положения казахского языка в стратегии «Казахстан-2050» прогнозируется, что к 2025 году он обретет главенствующее положение во всех сферах жизни и станет языком повседневного общения. Обосновывается данный прогноз тем, что к 2025 году в стране будет как минимум два поколения, поголовно владеющих казахским языком. Так как уже сейчас в целом по стране больше 60% школьников и студентов обучаются на государственном языке. Вторая составляющая языкового планирования — это трехъязычное образование. Президент отмечает, что «…владение русским языком — это историческое преимущество нашей нации… Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами». Следует отметить, что несмотря на попытки ярых националистов вытеснить русский язык из социокультурного пространства Казахстана, Президент и правительство всегда отмечают высокую роль русского языка, называя его укорененность в Казахстане великим достоянием казахстанского народа. Третьим языком определен английский, изучение которого является веянием нового времени, века технологий и интернета, в программном документе указано, что «…владение английским языком откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни» [4].
Для выполнения поставленных задач Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Особый интерес вызывает реформа «Нация единого будущего». Для ее исполнения был принят ряд программных действий (шагов). Это, в первую очередь, разработка и реализация патриотического акта «М??гілік ел» (Нация единого будущего, 85 шаг), проекта Ассамблеи Народа Казахстана «Большая страна-большая семья» (86 шаг), проекта «Мені? елім» (Моя страна, 87 шаг), а также информирование населения о всех программных документах через широкое освещение в СМИ.
Патриотический акт «М??гілік ел» был принят на XXIV сессии Ассамблеи Народа Казахстана. В нем перечислены семь основ укрепления независимости, это, прежде всего, общенациональный мир, согласие и общность истории, культуры и языка, которые наиболее полно отражены в следующем проекте Ассамблеи Народа Казахстана «Большая страна — большая семья». Основная цель проекта: укрепление казахстанской идентичности и создание условий для формирования целостной гражданской общности. Достижение поставленной цели планируется реализовывать через проведение общереспубликанских форумов, съездов, фестивалей национальных культур, и повышение квалификации работников Ассамблеи. Практически во всех программных документах, связанных с национальной политикой ставятся аналогичные цели, и во многом происходит принятие новых программных документов взамен устаревших, однако не существует эффективного механизма оценивания результатов работы.
В рамках Программы проекта «Мені? елім» (моя страна) предусмотрено создание интернет-проекта «Энциклопедия Казахстана», с целью развития, как и внешнего, так и внутреннего туризма. Каждый из 100 шагов развития взаимосвязаны между собой. Ценности, декларируемые в акте «М??гілік ел» будут внедрены в действующие программы школьного обучения. То есть акт «М??гілік ел» — это попытка создания собственной идеологической базы нового казахстанского патриотизма.
Для решения задач, поставленных в Стратегии «Казахстан — 2050», а также программы «100 конкретных шагов: современное государство для всех» была разработана «Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства», рассчитанная до 2025 года. Концепция представляет собой обобщение всех положений, декларируемых в программных документах в 2000-2010-х годах. Особенностью Концепции является поставленная в ней задача: создание механизма мониторинга, отчетности и контроля над деятельностью центральных государственных и местных исполнительных органов по реализации мероприятий Концепции [5]. То есть предпринята попытка усовершенствования системы реализации программ. Осуществление концепции проходит в два этапа. Первый этап, 2015-2020 года в первую очередь направлен на усовершенствование и модернизацию законодательства, и внедрение новых форм государственной поддержки неправительственных организаций. Второй этап, 2020–25 гг., будет ориентирован на завершение перехода на трехъязычное образование, расширение участия неправительственных организаций в местном самоуправлении, утверждение ценностей «М??гілік ел».
Развитие демократических институтов, в числе которых и неправительственные организации необходимое условие развитие современного общества. Но в то же время ограниченность участия представителей местных властей в разработке новых программ и положений может негативно сказаться на достижении поставленных задач. Например, в разработке вышеуказанной концепции участвовали Министерство образования и науки Республики Казахстан, Ассамблея народа Казахстана, Национальная Академия наук Республики Казахстан, Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан и другие, без представительства местных исполнительных органов.
Послание Президента народу Казахстана в 2017 году впервые не затронуло вопросы национальной политики. Это свидетельствует о том, что, по мнению официальных властей, развитие национальной политики проходит успешно, благодаря ранее принятым программным документам.
Таким образом, за прошедшие десятилетия Казахстану удалось сформировать законодательную базу в отношении национальной политики, что позволило достичь определенных успехов в укреплении межэтнического согласия в стране. Следует отметить, что при разработке следующего поколения законов необходимо более подробно учитывать этнодемографический состав населения и социолингвистическую ситуацию в стране, а при создании программ и концепций обязательно участие представителей исполнительных органов, что повысит эффективность их реализации.

Литература

1. Республика Казахстан. Конституция (1995). Конституция Республики Казахстан [Текст]. Алматы, 1996.
2. Цыряпкина Ю.Н. Казахстанская модель межэтнической толерантности: проблемы и перспективы // Дневник АШПИ. 2015. №31. С.181–186
3. Доктрина национального единства. URL: http://www.inform.kz/ru/doktrina-nacional-nogo-edinstva-kazahstana_a2263364
4. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc
5. Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. URL: http://assembly.kz/ru/mngilik-el