Назаршоева С.Ф. Образ России в глазах мигрантов из Республики Таджикистан

Сведения об авторе. Назаршоева Сакина Фарухшоевна, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул.

Аннотация. В статье рассматриваются конкретные формы и направления реализации «мягкой силы» Россией в отношении Республики Таджикистан, а также основные стереотипы, в совокупности формирующие образ России в глазах мигрантов из Республики Таджикистан; анализируются те факторы, которые определяют его формирование.

Образ России в глазах мигрантов из Республики Таджикистан

На современном этапе мирового развития под влиянием процессов глобализации и в условиях формирования новой «полицентричной системы международных отношений» на передний план в качестве главных факторов влияния государств на мировую политику, наряду с военно-политическим весом и экономическими ресурсами, выдвигаются факторы «мягкой силы»: достижения государств в области культуры и искусства, науки, технологий, образования и т.д. [1, с. 85].
«Мягкая сила» — это «способность государств привлекать других на свою сторону, добиваясь поддержки собственной повестки дня в международных отношениях путем демонстрации своих культурно-нравственных ценностей привлекательности политического курса и эффективности политических институтов» [2, p. 10]. Данная стратегия включает в себя такие инструменты позиционирования страны на международной арене, как экспорт образования, продвижение языка и распространение национальных культурных ценностей.
Сегодня наиболее интересным регионом для реализации «мягкой силы» России является Центральная Азия. Особый интерес в рамках реализации «мягкой силы» России в Центральной Азии, представляет Таджикистан, который является стратегическим партнером России. Несмотря на то, что российских соотечественников в Таджикистане осталось намного меньше (34,8 тыс. на 2010 год) [3, с. 7], чем в других центрально-азиатских государствах, русский язык в этой горной стране продолжает жить и развиваться.
Мощной составляющей российской «мягкой» силы и ее проецирования на Таджикистан является такое устойчивое явление таджикской действительности, как массовая трудовая миграция из республики в Россию. Оценки масштабов внешней трудовой миграции из Таджикистана различны. Большинство экспертов оценивают ее масштабы до 1,5 млн. чел. Есть и эксперты, которые считают, что в ряды трудовой миграции вовлечены от 1,5 до 2 млн. чел. [4, с. 43].
Пребывая длительное время в России трудовые мигранты так или иначе оказываются под воздействием российских реалий — политических, экономических, социальных, информационных, образовательных, культурных и т.д.
Позитивное отношение к России трудовых мигрантов ретранслируется на родину. Учитывая массовый характер самой трудовой миграции и то, что для большинства из них характерно наличие больших семей и развитые родственные отношения, то позитивное восприятие России принимается от них подавляющим большинством населения республики.
Чрезвычайно важную роль в проецировании «мягкой» силы России на Таджикистан играют средства массовой информации — телевидение, интернет-порталы и, в меньшей степени, печатная пресса. Следствием всего этого является восприятие событий в мире глазами российских СМИ.
Свою роль в проецировании российской «мягкой» силы на Республику Таджикистан играют также российские или совместные таджикско-российские образовательные учреждения. Такие, как средняя школа при российской военной базе МО РФ, русскоязычная школа при Российско-Таджикском Славянском Университете (РТСУ) и сам РТСУ, а также филиалы МГУ и других российских вузов в Таджикистане. Учебный процесс в них базируется на соответствующих российских учебных программах.
Нельзя не сказать и о таком факторе проецирования «мягкой силы», как функционирование в Таджикистане 201-й военной базы Министерства обороны Российской Федерации. Действительность такова, что она не воспринимается местным обществом, как чужая или чужеродная военная структура.
Также на территории Республики Таджикистан действуют Российский центр науки и культуры и Фонд «Русский мир», которые также имеют свое влияние.
Для населения Таджикистана ориентация на Россию продиктована причинами прагматического характера. Большая часть таджиков получили образование еще в советское время, и можно сделать вывод, что у многих мигрантов чувствуется ностальгия по эмоциональной атмосфере в СССР и дружбе народов. Например, «Была большая страна… Но спасибо все равно, нас принимают… Раньше мы были Союзом и жили мирно-дружно, и все нам хватило… Кто был богатым, кто был нищим — незаметно…» (мужчина, 45 лет, Таджикистан) [5, с. 169-170].
Впрочем, не только старшее и среднее поколение, но и молодежь смотрит на Россию с надеждой.
В нынешних условиях трудовая миграция в крупные российские города — это едва ли не единственная возможность повысить свой социальный статус. Пусть даже работать приходится за сравнительно небольшую зарплату в сфере ЖКХ или услуг. Все равно, работы для молодежи в Таджикистане практически нет.
Так, средняя зарплата в Таджикистане составляет около 123 долл., тогда как в России неквалифицированные рабочие-таджики могут зарабатывать 300-400 долл., а квалифицированные — до 1 тыс. долл. в месяц [6].
Однако общий объем трудовой миграции очень сложно учесть, т.к. большинство таджиков работают на условиях устной договоренности.
Иммиграция этнических трудовых мигрантов в Россию вносит весомый вклад в экономическое развитие, изменение этнического состава, рост культурного разнообразия отдельных территорий. Но в то же время она способствует росту конфликтного потенциала, напряженности между принимающим сообществом и иммигрантами и может стать источником серьезных социальных, этнических, конфессиональных и тому подобных конфликтов.
В настоящий момент процесс адаптации мигрантов из Республики Таджикистан в Российской Федерации затрудняется рядом проблем. В первую очередь, это негативное отношение части принимающего сообщества к ним. Так, согласно исследованию, проведенному Левада-Центром в октябре 2013 г., около 73% россиян полагают, что нелегальных иммигрантов из стран ближнего зарубежья необходимо «выдворять из страны», и не считают нужным им помогать получить работу и ассимилироваться в России [7, с. 24]. Проблема неприятия приезжих принимающим сообществом усугубляется непродуманной политикой в области СМИ, которые в большинстве своем формируют у россиян негативный образ мигранта [8, с. 184], в основном фигурирующий в криминальных передачах телевидения, тем самым порождая у зрителей устойчивые негативные ассоциации.
В 2013 г. Центром этнополитических и региональных исследований НИУ–ВШЭ было проведено крупномасштабное исследование, в ходе которого было опрошено около 8500 мигрантов в восьми регионах России. По результатам исследования был составлен социально-демографический портрет мигранта, определены основные виды занятости, проведен анализ отношения приезжих к принимающему населению, а также их миграционные стратегии и планы относительно России [8].
Согласно результатом опроса, главная ассоциация с Россией у мигрантов из Республики Таджикистан, конечно, — работа. При этом все размышления в конечном счете сводятся к выводу о том, что, если есть работа, значит, страна, о которой идет речь, «нормальная», и на все остальные аспекты можно не обращать внимания. Например, «Я бы описал “нормальная”. Самый красивый город. А еще нормальный есть работа. У меня никаких претензий. Все нормально работаем, еще гуляем, отдыхаем» (мужчина, 27 лет, Таджикистан) [5, с. 168].
Но тут хотелось бы отметить, что в таджикской культуре не принято «говорить плохо о тех, к кому они приходят в гости», поэтому позитивный образ России в представлениях мигрантов, который фиксируется количественными опросами, может также объясняться особенностями национальной культуры.
Важные темы, которые часто актуализируются мигрантами, когда они отвечают на вопрос, какой им представляется Россия, — это тема не слишком положительно настроенных местных жителей, а также тема мошенничества работодателей и вымогательства со стороны представителей правоохранительных органов. Однако оформление всех необходимых документов, на взгляд приезжих, позволяет избежать негативных последствий взаимодействия с правоохранительными органами и органами миграционной службы.
Для большинства мигрантов из Республики Таджикистан пребывание в России воспринимается как временная мера для решения своих финансовых проблем, даже если мигрант работает в России уже много лет. В настоящий момент, на наш взгляд, потенциала для интеграции трудовых мигрантов и их адаптации в принимающем сообществе почти нет. Следовательно, необходимо изменить подход к проводимой миграционной политике. Лишь комплексный подход, направленный на улучшение условий жизни мигрантов, повышение уровня заработной платы, контроль над работодателями, создание образовательной инфраструктуры для мигрантов и их детей, позволит решить стоящие перед Россией проблемы, связанные с миграционными потоками.
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать: влияние «мягкой силы» России на Таджикистан вполне ощутимо. Несмотря на все указанные негативные моменты, большинство мигрантов из Республики Таджикистан, воспринимают Россию как «старшего брата», олицетворение «порядка» и «стабильности». Кроме того, Россия является для них источником благосостояния — таджики с гордостью говорят о родственниках, которые уехали на заработки.
Можно выделить несколько стереотипов в отношении России, сложившихся у мигрантов из Республики Таджикистан и в совокупности формирующих образ России.
1. Россия — «старший брат» и «помощник».
2. Россия — гарант и фактор независимости и безопасности Таджикистана. Именно Россия способствовала формированию основ национальной государственности — сначала в рамках СССР, а затем признавая и гарантируя суверенитет постсоветского Таджикистана.
3. Россия — субъект модернизации республики, оказавший мощное и положительное цивилизационное воздействие на таджиков, приобщивший их к достижениям современной цивилизации, современной технике, экономике и великой культуре.
4. Россия — наследник Советского Союза, с которым связываются стабильность и порядок, воспоминания о «лучшей жизни».
Можно констатировать, что существующий обобщенный образ России среди мигрантов из Республики Таджикистан остается в целом положительным. Более того, положительный образ России довольно устойчив, и тенденций к его ухудшению и разрушению не намечается. Главная причина этого в том, что факторы, определяющие позитивность данного образа, являются устойчивыми: велик процент таджикского населения, живущего исключительно на доходы от заработков в России; сохраняющаяся полиэтничность населения Таджикистана; сохранение стратегической ориентации политических элит на Россию; бедность страны, сильная экономическая зависимость Таджикистана от России и ее помощи, большой государственный долг; сохранение статуса русского языка как языка межнационального общения в Республике Таджикистан.

Литература

1. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. №4 (25). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18941029_91998879.pdf
2. Nye J. The Means to Success in World Politics. N.Y., 2004.
3. Шокиров Ш.Ш., Асоев А.Р., Норов К.Д. Национальный состав, владение языками и гражданство населения Республики Таджикистан // Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. URL: http://www.stat.tj/ru/img/526b8592e834fcaaccec26a22965ea2b_1355501132.pdf
4. Умаров Х., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе, 2006.
5. Максименкова М.С., Сорокина А.А. Россия глазами трудовых мигрантов: ценностные барьеры на пути адаптации // Общественные науки и современность. 2014. №5. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2017/12/24/1251078324/15_Maximenkova_ONS%205_167-176.pdf
6. В Таджикистане самый низкий показатель среднемесячной заработной платы — 1083,7 сомони (123 доллара) // Sputnik Точикистон. URL: https://ru.sputnik-tj.com/economy/20170505/1022234630/tadzhikistan-nizkaya-srednyaya-zarplata-stranakh-sng.html
7. Каранов Д.П. Мигранты и принимающее сообщество: культурный аспект межэтнических отношений в городской среде // Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migranty-i-prinimayuschee-obschestvo-kulturnyy-aspekt-mezhetnicheskih-otnosheniy-v-gorodskoy-srede
8. Варганова О.Ф. Образ трудового мигранта в СМИ (по материалам контент-анализа) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-trudovogo-migranta-v-smi-po-rezultatam-kontent-analiza
9. Мукомель В.И. Трансформация трудовой миграции: социальные аспекты // Демоскоп Weekly. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0605/analit01.php