Малышева Н.С. Культурная дипломатия США в отношении социалистической Польши во второй половине ХХ века

Сведения об авторе. Малышева Нина Сергеевна, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера научных интересов: история европейской интеграции, внешняя политика США, трансатлантические отношения.

Аннотация. В статье освещены особенности культурной дипломатии США в годы Холодной войны в отношении Польши. Рассматриваются средства и методы, используемые американскими правительственными институтами для формирования положительного образа США в Восточной Европе. Исследуются причины более низкого, по сравнению с другими государствами социалистического лагеря, уровня антиамериканских настроений, характерных для польского общества во второй половине ХХ века.

Культурная дипломатия США в отношении социалистической Польши во второй половине ХХ века

В годы Холодной войны культурная дипломатия являлась одним из важных средств борьбы за сферы влияния. Под культурной дипломатией в данной статье понимается обмен идеями, информацией, ценностями, традициями, верованиями и другими аспектами культуры, которые могут способствовать повышению взаимопонимания; это также включает в себя комплекс практических действий в сфере культурного взаимодействия государств [1, с. 34].
Польша занимала особое место среди стран Восточной Европы в восприятии Америки, являясь, по мнению ряда авторов, более открытой для американской культуры в годы Холодной войны [2, 3]. В первые годы после окончания Второй мировой войны культурные связи США и Польши носили ограниченный характер. Победа коммунистов на парламентских выборах в Польше в 1947 г. ограничила культурный поток: были закрыты отделения английского языка в университетах, за исключением одного в Варшаве и одного в Люблине, американская литература была представлена переводами пролетарских писателей (Говард Фаста и др.) и классиков — Дж. Стейнбека, Дж. Лондона, Т. Драйзера. Однако распространению американской культуры способствовало международное радиовещание. Еще с 1942 г. на территории Польши вещала радиостанция «Голос Америки». В 1952 г. в Мюнхене было открыто польское отделение радио «Свободная Европа», позиционирующее себя как неправительственная радиостанция, но в действительности финансируемая с одобрения Конгресса США через ЦРУ.
Основанное в 1953 г. Информационное агентство США (ЮСИА) положило начало так называемому «золотому веку» американской культурной дипломатии. Под эгидой этого нового, независимого от Государственного департамента США Агентства оказались сосредоточены все зарубежные информационные программы, в том числе ранее находящееся в ведении Госдепартамента радиовещание «Голос Америки». Не утратила при этом свою значимость деятельность Центрального разведывательного управления, с помощью которого осуществлялось финансирование ряда культурных мероприятий за рубежом и поездок американских деятелей культуры.
Изменения в американо-польских отношениях произошли после прихода в октябре 1956 г. на пост первого секретаря Владислава Гомулки. Вслед за начавшейся в СССР «оттепелью» в Польше был провозглашен курс на либерализацию. В стране была открыта библиотека Информационного агентства США, начали действовать программы обмена, расширился круг печатных изданий, выставок. Возобновился выпуск журнала «Америка», приостановленный в начале 1950-х гг., повествующий о жизни американцев.
«Культурное вторжение» сочеталось с предоставлением экономической помощи со стороны США. Начиная с 1957 г., Польша стала закупать за злотые в США сельскохозяйственную продукцию — зерно и хлопок — в соответствие c программой продовольственной помощи. За злотые приобретались фильмы, книги, периодическая печать, права на театральные постановки. В 1957 г. в Польше была организована выставка товаров американского производства, на которой были представлены автомобили, одежда, модели домов. В 1956 и 1957 гг. в Сопоте, а в 1958 г. в Варшаве прошли фестивали джаза. На новый уровень вышли и политические взаимоотношения. В августе 1959 г. с трехдневным визитом Польшу посетил вице-президент Р. Никсон, в этом же году стартовала программа обмена «Фулбрайт». В 1960-х гг. Польшу посетили американские писатели Артур Миллер, Джон Стейнбек и др. [2, p. 137] Благодаря этому, среди стран социалистического лагеря Польша стала считаться страной с наименее жесткой цензурой. На польский язык были переведены литературные произведения американских авторов, запрещенные в других странах Восточной Европы; из польских журналов и газет можно было узнать о событиях культурной жизни стран Запада.
Начало войны во Вьетнаме имело отрицательные последствия для культурной политики США. В восприятии многих живущих за рубежом американская литература, музыка, театральные постановки уже не имели эстетического содержания, а являлись не чем иным, как милитаристской и империалистической манифестацией. Если протест против американской внешней политики выражали граждане стран, чьи правительства были лояльны США (Италии, Франции, Германии и др.), то в Восточной Европе неприятие всего американского имело еще больший размах.
«Разрядка» советско-американских отношений дала новый импульс сближения США и Польши. Уже в качестве президента США в 1972 г. Польшу посетил Р. Никсон, результатом визита которого стало подписание соглашения о научно-техническом сотрудничестве и открытие нового консульства в Кракове. После нескольких лет переговоров, в 1976 г. в Варшавском университете открылся Центр американских исследований, а в г. Блумингтон, штат Индиана — Центр польских исследований [3, p. 112]. В Варшаву приезжали на стажировку американские студенты и преподаватели, была открыта научная библиотека, начат выпуск журнала «Американские исследования» (“American Studies”). Открывший центр был первым среди подобных центров в странах социалистического блока.
Введение в Польше в декабре 1981 г. военного положения незамедлительно сказалось на польско-американских связях. В отношении Польши были введены экономические санкции, а 31 января 1982 г. было объявлено президентом Р. Рейганом «днем солидарности с народом Польши» [4, p. 288]. С заявлениями в поддержку движения «Солидарность» выступили такие деятели культуры, как Генри Фонда, Кирк Дуглас, Боб Хоуп. В то же время, на развитии культурных связей политический кризис в Польше практически не сказался.
Насколько успешной оказалась американская культурная дипломатия в Польше? Отвечая на этот вопрос, необходимо иметь в виду, что общей линией социалистических правительств было если не открытое отрицание, то замалчивание или игнорирование достижений американской культуры. Однако культурную дипломатию США в отношении Польши необходимо рассматривать в более широком контексте американо-польских отношений, принимая во внимание существование в США 10-миллионной польской общины. Община рассчитывала на поддержку со стороны США демократизации Польши, и экспорт американской культуры играл важную роль в этом процессе. В то же время, как указывает польский автор А. Антошек, для поляков, как и для жителей других восточноевропейских стран, культурный продукт из США практически ничем не отличался от культурных продуктов из Великобритании, Канады, Австралии и прочих стран капиталистического мира [3, p. 151].
Кроме того, с конца 1970-х гг. культурная дипломатия США постепенно начала утрачивать свою динамичность, перестав восприниматься правительством как важный компонент американской внешней политики. В представлении американских политиков победа над коммунизмом была одержана путем наращивания военного потенциала и истощения экономики Советского Союза непрерывной гонкой вооружений. Ознакомление мира с американскими пьесами, живописью, музыкой стало восприниматься незначительным приложением к интенсивному политическому диалогу 1980-х — 1990-х гг.

Литература

1. Филимонов Г. Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М., 2010.
2. Krenn M. The History of United States Cultural Diplomacy: 1770 to the Present Day. N.Y., 2017.
3. The Americanization of Europe. Culture, Diplomacy and Anti-Americanism after 1945 / Ed. by A. Stephan. N.Y., 2006.
4. Hart J. Empire of Ideas: The Origins of Public Diplomacy and the Transformation of US Foreign Policy. N.Y., 2013.