Золотарев Ф.Е. «Мягкая сила» в сотрудничестве Германии со странами Центральной Азии

Сведения об авторе. Золотарев Федор Евгеньевич, студент 3 курса бакалавриата Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург. Круг научных интересов: внешняя политика Германии, евразийские процессы, регионализм и региональные проекты, ЕАЭС, политические процессы в Центральной Азии.

Аннотация. В статье представлен анализ инструментов мягкой силы Германии, используемых в Центральной Азии. Автор отмечает, что внешняя политика Германии претерпела изменения после 2014 года, что также отразилось на самих инструментах мягкой силы страны. Главным концептом политики становится стремление оставаться открытыми для мира, выполняя связующую роль между развитыми и развивающимися странами. Рассматривается деятельность Германской службы академических обменов, Гёте-института и политических фондов, имеющих представительство в регионе. Полученные данные показывают высокий уровень взаимодействия с гражданским населением. Наблюдается положительная динамика и увеличение количества вовлекаемых людей по линии академических обменов. Делается вывод о том, что основные инструменты мягкой силы Германии в Центральной Азии успешно транслируют дружественный образ страны.

«Мягкая сила» в сотрудничестве Германии со странами Центральной Азии

Центральная Азия — один из активно развивающихся и перспективных регионов на Евразийском пространстве. Молодые государства, среди которых выделяют Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, становятся привлекательными целями для инвестиций и реализации разнообразных проектов многих стран, в том числе европейских. Особое внимание к ним и региону в целом проявляет Германия, которая реализует свои интересы, применяя рычаги воздействия «мягкой силы».
Концепт «мягкой силы», который впервые методологически обозначил Дж. Най, включает в себя широкий спектр трактовок. Тем не менее, в основе всегда затрагивается комплекс мер по созданию привлекательного образа страны. Использование государственных, а также негосударственных рычагов воздействия только приветствуются в этом направлении, если они приносят качественный результат. В случае с Германией, которая расположилась на лидирующих позициях в рейтингах центра Портленда, занимающегося оценкой уровня результативности мягкой силы [1], за последние пять произошли существенные изменения в самой стратегии, что не могло не сказаться на Центральной Азии. В связи с этим, актуальным представляется рассмотреть, как на современном этапе применяется мягкая сила Германии в данном регионе.
Внешняя политика Германии ввиду членства страны в структурах НАТО и Европейского Союза соотносится с курсами этих организаций на треках и жесткой, и мягкой силы. Однако такое перекрестное вовлечение в межгосударственные проекты не отменяет возможности использовать национальные ресурсы и реализовывать собственный вектор политики. Традиционными и институализированными компонентами немецкой мягкой силы является деятельность Германской службы академических обменов (DAAD), Гёте-института (Goethe-Institute), а также именных фондов, которые во многом выступают в качестве институтов политических партий ФРГ, но в целом остаются независимыми от них. Тем не менее, начиная с 2013-2014 гг. происходит постепенная трансформация общей линии внешней политики Германии, что также отражается на инструментах мягкой силы.
Курс на изменение связывают с контекстуальными событиями, а именно с активизацией террористических группировок на Ближнем Востоке, российско-украинскими отношениями, ростом миграционных потоков в Европу. В таких рамках появился запрос на корректировку прежнего курса внешней политики Германии. За одним исключением: вопрос построения дальнейшей стратегии был вынесен на всеобщее национальное обсуждение. Создавался гражданский дискурс между экспертами из Германии, специальными местными комитетами в федеральных землях и на уровне комиссий Бундестага [2, pp. 7–8]. По словам нынешнего Президента ФРГ Франка Вальтера Штайнмайера, «для Германии открывался уникальный момент, которым необходимо воспользоваться. Из-за тектонических изменений в мире, для страны наступает пора занять положение «связующего элемента» между другими государствами и народами» [2, p. 12]. В особенности это относится к неустойчивым режимам и слабым правительствам, в число которых попадали страны Центральной Азии, что было отмечено через два года в «Белой книге» ФРГ (в официальном документе по безопасности) [3, p. 39].
На практике этот курс реализуется через непосредственный рост контактов и взаимодействия государственных и негосударственных институтов Германии с местными институтами и гражданами в странах Центральной Азии. Так, Гёте-институт, имеющий более 150 офисов почти в 98 странах, функционирует во всех крупных городах региона (Астане, Ташкенте, Душанбе и Бишкеке), вдобавок имея в Караганде, Костанае и Павлодаре свои представительства. Деятельность организации направлена на популяризацию немецкого языка и культуры за рубежом, расширение международного сотрудничества. Сотрудники центров составляют специально направленные в них немецкие специалисты, а также местные кандидаты, отлично владеющие немецким языком. Институт предоставляет возможность пройти разнообразные курсы по освоению и повышению уровня владением иностранным языком. Для обучающихся в общеобразовательных и высших учебных заведениях дается возможность принять участие в конкурсных программах. Наглядно эти данные с официального сайта [4] представлены в таблице 1.

Cтрана

Общее количество изучающих немецкий язык

Количество изучающих немецкий язык вне центра

Количество детей, изучающих немецкий язык в центре

Количество студентов, изучающих немецкий язык в университете (при содействии со стороны Гёте-института)

Процентный охват от общего числа изучающих немецкий язык


Казахстан

27313

3871

20134

1795

94 %

Кыргызстан

28272

530

20975

6767

98 %

Таджикистан

36596

780

32030

3786

91 %

Туркменистан

226

226

н/д

н/д

100 %

Узбекистан

508142

н/д

472368

32000

более 99 %

Таблица 1. Данные по лицам, изучающим немецкий язык при содействии Гёте-института за 2015 год

По представленным данным можно отметить, что с содействия Гёте-института происходит широкое содействие в распространении немецкого языка. Фактически можно констатировать, что за счет средств института функционирует один из «столпов» мягкой силы Германии в Центральной Азии. Кроме того, отсутствие некоторых данных, в частности по Туркменистану и Узбекистану, существенным образом не влияют на процентное соотношение, сохраняя высокие показатели по странам в регионе.
Следующими инструментами мягкой силы Германии являются фонды, связанные с политическими партиями самой ФРГ. Как было сказано выше, их деятельность подотчетна самим политическим партиям, однако не контролируется ими полностью. Так, Фонд Фридриха Эберта активно сотрудничает с Социал-демократической партией Германии, Фонд Конрада Аденауэра и Фонд Ганса Зайделя с Христианско-демократическим союзом Германии, Фонд Генриха Бёлля с Зеленой партией, Фонд Фридриха Науманна с Либеральной партией, а Фонд Розы Люксембург с Левой партией. Общим для всех фондов является нацеленность на развитие политической образованности граждан через развитие знаний, навыков и умений. Подобная политика осуществляется при помощи финансовой поддержки, предоставляемой в виде стипендий за особые академические успехи, и посредством организации мероприятий на местном уровне [5, с. 113–114].
На пространстве Центральной Азии фонды (за исключением Фонда Бёлля, который совсем не представлен в регионе) имеют свои представительства не во всех государствах. Преимущественно бюро располагаются в столицах стран, в крупных агломерациях. Так, Фонд Фридриха Эберта имеет представительства в Узбекистане (Ташкенте), Таджикистане (Душанбе), Казахстане (Алматы), Кыргызстане (Бишкеке) [6]; Фонд Конрада Аденауэра — в Ташкенте и в Астане [7]; Фонд Фридриха Науманна — в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане [8]; Фонд Ганса Зайделя — в Астане, Бишкеке и Душанбе [9]; Фонд Розы Люксембург — только в Алматы [10]. Данная разбросанность может объясняться в уровнях финансирования со стороны партии, в наличии факторов угроз для сотрудников фондов, особенностей политического режима, а также наличии или отсутствии инфраструктурных коммуникаций. Вероятно, по этим причинам, ни один из фондов не развивает сеть своих представительств на территории Туркменистана, отдавая вместо этого предпочтение работе из соседних государств.
Другим институализированным инструментом мягкой силы выступает Германская служба академических обменов (DAAD). В ведении службы, которая занимается вопросами академической мобильности как для собственных, так и для зарубежных граждан, находятся вопросы распределения стипендий для кандидатов. Через этот механизм происходит двусторонний обмен между Германией и определенной страной. За последнее время наблюдается существенный рост числа академических обменов, что отражено в специальном докладе [11]. Статистические данные последних лет [12] представлены в таблице 2.



Страна

Количество стипендиатов, отправившихся в Германию

Количество стипендиатов, прибывших из Германии


Рост движения академических потоков

Общее число

Количество новых

Общее число

Количество новых

Из Германии

В
Германию

Казахстан

173

115

44

32

в 1,98 раза

в 3,66 раза

Кыргызстан

107

72

14

8

в 2,05 раза

в 2,33 раза

Таджикистан

81

61

9

6

в 3,05 раза

в 3 раза

Туркменистан

27

15

5

3

в 2,25 раза

в 2,5 раза

Узбекистан

150

116

6

3

в 3,41 раза

в 2 раза

Таблица 2. Динамика академических обменов, курируемых службой DAAD за 2017 год

Из данных по таблице видно, что за последнее время происходит рост числа обменов как по линии студенческих контактов, так и по линии научных сотрудников. На обоих треках возможно транслирование «особой привлекательности» Германии, которая является инструментом реализации политики мягкой силы страны.
В заключение работы необходимо сделать следующие выводы. Во-первых, реализация политики мягкой силы Германии в Центральной Азии осуществляется через институализированные механизмы. При помощи политических фондов, Гёте-института и DAAD происходит основное транслирование немецкого бренда и создание дружественного образа среди граждан центрально-азиатских республик. Во-вторых, интенсификация и активный рост числа вовлекаемых в процесс академического обмена людей отчасти является продолжением концептуального осмысления собственного места Германии в мире, отраженного в программных документах страны, принятых ранее.

Литература

1. Germany Soft Power // The Soft Power 30. URL: https://softpower30.com/country/germany/
2. Review 2014 — Au?enpolitik weiter Denken. Krise, Ordnung, Europa // Die Bundesregierung [Offiz. Seite]. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/269656/d26e1e50cd5acb847b4b9eb4a757e438/review2014-abschlussbericht-data.pdf
3. The 2016 White Paper: Strategic Review and Way Ahead // Planungsamt der Bundeswehr [Offiz. Seite]. URL: http://www.planungsamt.bundeswehr.de
4. Commonwealth of Independent States. Numbers of German Learners // Goethe-Institute [Offiz. Seite]. URL: https://www.goethe.de/en/spr/eng/dlz/gus.html
5. Огнева А.В. Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. №4 (16). С. 113–118.
6. Internationale Arbeit // Friedrich Ebert Stiftung. URL: https://www.fes.de/stiftung/internationale-arbeit/
7. Weltweit // Konrad Adenauer Stiftung. URL: http://www.kas.de/wf/de/71.15069/
8. Im Einsatz f?r die Freiheit in S?dost- und Ostereuropa // Friedrich-Naumann-Stiftung. URL: https://www.freiheit.org/location/suedost-und-osteuropa
9. Zentralasien // Hanns Seidel Stiftung. URL: https://www.hss.de/weltweit-aktiv/asien/zentralasien/
10. Asien // Rosa Luxemburg Stiftung. URL: https://www.rosalux.de/stiftung/zid/asien/
11. Annual Report of the German Academic Exchange Service 2016 // DAAD. URL: https://www.daad.de/medien/der-daad/medien-publikationen/publikationen-pdfs/fin_daad_jahresbericht-16-en_170712_60dpi.pdf
12. DAAD-L?nderstatistiken // German Academic Exchange Service. URL: https://www.daad.de/der-daad/zahlen-und-fakten/de/29263-daad-laenderstatistiken