Попеляев А.А. Освоение Арктики как инструмент «мягкой силы» СССР

Сведения об авторе. Попеляев Антон Александрович, студент 4 курса, кафедра всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Область научных интересов: «холодная война», геополитика в Арктическом регионе.

Аннотация. В годы «холодной войны» огромную роль в межблоковом противостоянии играла пропаганда. К ее помощи во всех возможных проявлениях и сферах прибегали обе стороны глобального противостояния. Помимо создания образа врага в глазах граждан собственного государства, пропаганда преследовала цель увеличить престиж страны на международной арене. Данной цели, к примеру, служили экономическая помощь третьим государствам, повышение уровня жизни граждан, исследования в рамках различных наук. В этот ряд, кроме прочего, можно поставить и освоение Арктических территорий.

Освоение Арктики как инструмент «мягкой силы» СССР

СССР и США постоянно соперничали друг с другом в использовании «мягкой силы». Соперничество затрагивало все виды спорта, науку, возможно в меньшей степени музыку и кинематограф. Отдельной темой было соперничество в космосе. Обеим сторонам было очень важно стать первыми, и учитывая, что СССР был первым в космосе, а США первыми на Луне, обе стороны добились значительных успехов, хотя эти успехи дались очень большой ценой.
Соперничество в Арктике периода «холодной войны» по своей сути напоминает космическую гонку. Обеим сторонам было необходимо обозначить свои успехи в освоении стратегически важного с военной точки зрения регионе. Решению данной задачи способствовали плавания ледоколов, прежде всего атомных, а также подводных лодок, которые с большей вероятностью можно отнести к «жесткой силе». Так, 17 августа 1977 г. атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном положении. В 1958 г. американская подводная лодка «Наутилус» впервые пересекла Северный Ледовитый океан подо льдом, а в 1962 г. советская подлодка «Ленинский комсомолец» всплыла на Северном полюсе [1, с. 12-13]. По оценке специалистов, атомные под¬водные лодки и межконтинентальные ракеты превратили Арктику «в самое милитаризован¬ное морское пространство мира». Соревновательный элемент в операциях подводных флотов двух стран невольно наталкивает на аналогию с космической гонкой, развернувшейся в тот же период времени.
Несмотря на заметный рост значения Арктики в начале «холодной войны», ее использовали в качестве инструмента продвижения «мягкой силы» гораздо раньше. Возможность исследовать Арктику в XIX в. свидетельствовала о большом мореходном потенциале страны-исследователя, в начале XX в. свидетельством проведения успешной арктической политики являлось достижение Северного полюса.
Арктика издавна вызывала высокий интерес у России. Интерес Царской России к Арктике, и арктическим морям в частности, заметно возрос после русско-японской войны 1904–1905 гг., когда стала очевидна необходимость в коротком маршруте между европейской и азиатской частями империи. Однако при советской власти северным рубежам уделялось гораздо больше внимания [2, с. 48]. В 1923 г. советское правительство объявило, что все земли, находящиеся в советском секторе Арктики, принадлежат СССР. Однако было недостаточно просто объявить о приоритете, нужно убедительно доказать, что государство в состоянии решить задачу освоения побережья Северного Ледовитого океана. Для этого необходимо было наладить навигацию по Северному морскому пути — кратчайшему маршруту из Европы на Дальний Восток. В 1930-е гг. прошлого века лидерство в исследовании Арктики перешло СССР. Советский Союз успешно извлекал выгоды из исследований региона. Были организованы несколько экспедиций по изучению Северного морского пути. Москва видела в Арктике большой мореходный, а также пропагандистский потенциал. Организовать морские перевозки вдоль северных побережий Сибири, значило создать новый жизненно необходимый для развития Севера путь, укрепить позиции СССР в Арктике и получить возможность выхода в мировые океаны. Это было особенно важно, учитывая международную ситуацию в 20-е — 30-е гг. [3, c. 52].
После того как Северный путь был успешно преодолен за одну навигацию, а также успехом закончилась, получившая широкую огласку, операция по спасению экипажа парохода Челюскин советскими летчиками, Сталин увидел в Арктике мощное средство пропаганды. Министр иностранных дел Великобритании Ллойд Джордж, по сообщениям британской прессы, назвал спасение челюскинцев «большой дипломатической победой», т.к. эти события привели к радикальному изменению имиджа Советской России в Великобритании [4, p.77].
В 1933 и 1934 гг., в Кремле проводились конференции по вопросам освоения Северного морского пути, больше внимания теперь уделялось судостроению и строительству ледоколов в частности. Кроме того, советские руководители и исследователи Арктики согласилась с тем, что на Арктических картах не должно оставаться белых пятен, а освоение региона крайне важно для поднятия международного авторитета СССР. Капитанам кораблей и летчикам, побывавшим на севере «рекомендовалось» записывать свой Арктический опыт, и на основе записей писать книги. Некоторые из книг переводились на иностранные языки и использовались в качестве средства пропаганды. В 1930-е гг. СССР попытался доказать что освоение Арктики вполне возможно, а неудачное плавание Челюскина СССР оценивал как доказательство этой возможности [5, p. 57–58].
С 1937 г. началось развертывание дрейфующих станций, изучавших дно Северного ледовитого океана и поведение дрейфующих льдин. Совершенные в том же году первые беспосадочные перелеты экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова из СССР в США через Арктику имели большое значение для имиджа СССР. Перелеты продемонстрировали всему миру достижения советской авиационной техники.
Еще одним важным проявлением мягкой силы СССР в регионе было присутствие на архипелаге Шпицберген. Несмотря на признание норвежского суверенитета над архипелагом 1920 г., СССР, как и другие страны, сохраняли свое присутствие. Советское присутствие беспокоило норвежцев. В 1931 г. Советский Союз приобрел рудник Грумантби, а в следующем году Баренцбург. СССР очень серьезно подходил к добыче ископаемых на архипелаге, и все большее количество граждан отправлялось работать на архипелаг, соответственно, советская колония росла. Норвежский консул в Архангельске в 1932 г. даже выражал свое беспокойство в связи с сообщениями местной прессы о советском населении на Шпицбергене. После Второй мировой войны СССР предпринимал попытки произвести пересмотр статуса архипелага, однако они не увенчались успехом [5, p. 62–63].
И, конечно, мирное освоение Арктики отошло на второй план в связи с началом Второй мировой войны, при этом важность арктических рубежей СССР достигла невиданного ранее уровня [6, p. 50]. Однако, пропагандистский опыт, полученный Москвой в довоенный период, был очень важен в дальнейшем и особенно в ходе космической гонки, развернувшейся между СССР и США в 1950-е — 1970-е годы.

Литература

1. Лукин Ю.Ф. Виртуальная реальность мягкой силы в Арктике. URL: https://narfu.ru/upload/iblock/d1a/13.pdf
2. Коротаев В.В. Русский Север в конце XIX —первой трети XX века. Проблемы модернизации и социальной экологии. Архангельск, 1998.
3. Арикайнен А.И. Транспортная артерия Советской Арктики. М., 1984.
4. McCannon J. Polar Exploration and the Myth of the North in the Soviet Union, 1932–1939. N.Y., 1998.
5. Horensma P. The Soviet Arctic. L., 1991.
6. Fairhall D. Cold Front: Conflict Ahead in Arctic Waters. L., 2010.