Вольтер О.В. Гуманитарная дипломатия Русской православной церкви и исламских организаций как фактор «мягкой силы» в продвижении духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации

Сведения об авторе. Вольтер Ольга Владимировна, доктор политических наук, кандидат философских наук, г. Армавир. Область научных интересов: политические процессы в современной России и мире, национальная политика, национальная идентичность, национальная, государственная и политическая идеология в России, теория и философия политики и управления.

Аннотация. Формирование позитивного имиджа России в мире в условиях нестабильности международного миропорядка является одной из ключевых внешнеполитических задач страны. В сложившейся системе современных международных отношений Россия должна активней использовать политику «мягкой силы» как инструмента политической коммуникации и гуманитарной дипломатии. В статье рассматривается гуманитарная дипломатия Русской православной церкви и ислама как факторов «мягкой силы» в продвижении духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации и формировании процессов политической коммуникации.

Гуманитарная дипломатия Русской православной церкви и исламских организаций как фактор «мягкой силы» в продвижении духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации

Мягкая сила — это форма внешнеполитической стратегии, которая позволяет добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение. Американский политолог Джозеф Най считал, что язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет важнейшую роль в международных отношениях, во многом определяет мировую политику и деловые контакты. Идея использовать «мягкую силу» в управлении государством принадлежит древнекитайским философам. Лао-цзы, живший в VI веке до н.э., говорил: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет».
В российском политике категория «мягкой силы» была впервые применена президентом Владимиром Путиным в его программной предвыборной статье по внешней политике «Россия и меняющийся мир» (2012 г.). В. Путин определил «мягкую силу» — комплекс инструментов и методов достижения внешнеполитических целей без применения оружия, за счет информационных и других рычагов воздействия: «…Не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский» [1]. Таким образом, наравне с информационной политикой развивается еще одна составляющая российской «мягкой силы» — публичная дипломатия во всех ее проявлениях, а «мягкая сила» является важной составляющей современной международной политики.
Гуманитарная дипломатия основывается исключительно на применении факторов «мягкой силы». При этом она обращается к общечеловеческим ценностям, расширению культурного обмена, продвижению национальной культуры и языка, защите прав и свобод граждан, соблюдению норм международного права. Гуманитарная дипломатия способствует участию сторон в ненасильственном разрешении политических и социальных конфликтов, миротворческой деятельности, помощи населению, пострадавшему в условиях бедствий и войн, предотвращению преступлений против человечества, угнетения и дискриминаций людей.
Как считает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в международных отношениях сложилась ситуация, которая во многих отношениях хуже, чем во времена Холодной войны [2]. Формирование позитивного имиджа России в мире в условиях хаотичности и нестабильности международного миропорядка — одна из ключевых внешнеполитических задач страны. Позитивное восприятие страны в мире обеспечивает развитие экономической и социальной сферы, способствует эффективному разрешению противоречий с другими странами и субъектами международных отношений, усиливает позиции государства на мировой арене. А это особенно важно в условиях негативного информационного давления со стороны западных держав.
В данной ситуации очень важно, на наш взгляд, пропагандировать и внедрять в систему международных контактов основные парадигмы российской цивилизации, основанной и веками формировавшейся на религиозных и духовно-нравственных ценностях,– это духовность, доброта, терпимость, вера, истина, уважение, взаимопомощь, нравственность, справедливость. На внешнеполитической арене необходимо четко позиционировать Россию как основу самостоятельной цивилизации, как сильное независимое государство, выступающее за равноправие всех государств и многополярное мироустройство.
Как считает А.О. Наумов, на сегодняшний день в России можно выделить несколько наиболее активно действующих институтов «мягкой силы» и публичной дипломатии: МИД и его структуры, неправительственные организации и институты гражданского общества, глобальные СМИ, ведущие университеты страны, РПЦ и ислам [3]. Огромную роль в пропаганде духовно-нравственных ценностей российской цивилизации играют Русская православная церковь и исламские религиозные институты и фонды как активно действующие институты «мягкой силы» и общественной народной дипломатии.
29 октября 2015 г. в Москве прошел третий международный форум «Религия и мир». На секции, посвященной теме «Религиозные благотворительные организации в России и в мире», выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он подвел итоги социальной деятельности РПЦ за последние десятилетия. С 1991 г. РПЦ получила возможность вновь беспрепятственно заниматься социальным служением. Социальная система государства в 90-е годы находилась в тяжелом состоянии: в больницах не хватало медикаментов, средств гигиены, персонала для ухода за больными. Добровольцы и сестры милосердия помогали нуждающимся. В 2000 годах благотворительность стала одной из основных задач РПЦ. За 25 лет было создано 72 приюта для бездомных, 56 пунктов выдачи вещей, 11 автобусов милосердия, 70 реабилитационных центров для наркозависимых, 232 церковных проекта, в которых помощь получают алкоголезависимые. Благотворительные программы действуют в России и в странах СНГ. В Синодальном отделе по благотворительности отлажена четкая система реагирования на крупные чрезвычайные происшествия. РПЦ помогала пострадавшим от наводнений в Крымске, на Дальнем Востоке, на Алтае, в Хакасии и Забайкалье, в Сербии и на Филиппинах. Важным направлением в работе РПЦ стала помощь мирным жителям, пострадавшим от военного конфликта на юго-востоке Украины. С конца декабря 2014 г. Синодальный отдел по благотворительности отправил на юго-восток Украины более 500 тонн продуктов, что позволило обеспечить питанием более 80 тысяч человек [4].
РПЦ оказывает посильную помощь в восстановлении Сирии. 3 декабря 2017 г. в ходе своего выступления на Архиерейском соборе президент России Владимир Путин заявил: «Рассчитываю, что Русская православная церковь, опираясь на свой авторитет в мире, окажет посильное содействие в объединении усилий мирового сообщества для возрождения Сирии». По словам президента, православная церковь могла бы применить свои возможности для оказания гуманитарной помощи гражданам пострадавшей от войны Сирии и оказать содействие в восстановлении разрушенных культурных центров [5]. Межрелигиозная делегация Рабочей группы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ в феврале 2017 г. посетила Сирию и Ливан, куда была доставлена партия гуманитарной помощи, средства на которую были собраны российскими верующими. Груз весом 77 тонн раздали нуждающимся в Дамаске и Алеппо, а также в лагере беженцев в долине Бекаа на ливанско-сирийской границе. «Мы прекрасно понимаем, что Сирия является сегодня тем местом, где решается мировая политика… Несмотря на все это, мы, как люди веры, находимся вне политики. Мы готовы помогать всем, кто страдает там. Наша позиция не меняется: политикой пусть занимаются политики. Мы занимаемся благим делом — гуманитарной миссией», — заявил начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский [6].
По мнению главы Духовного собрания мусульман России муфтия Альбира Крганова, сирийский народ должен определить свою судьбу без какого-либо вмешательства извне. 10 декабря 2017 г. в Москве состоялась встреча членов Межрелигиозной рабочей группы по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонаха Стефана (Игумнова) и председателя Духовного собрания мусульман России муфтия Альбира Крганова с министром по делам вакуфов Сирийской Арабской Республики шейхом Мухаммадом Абдус-саттаром Ас-Сайидом. М. Абдус-саттар Ас-Сайид высоко оценил роль России и российского народа в освобождении Сирии от террористов, и поблагодарил религиозные общины России за оказываемую гуманитарную поддержку.
Исламские благотворительные организации играют важнейшую роль в миротворческой деятельности в разных регионах мира, способствуют участию сторон в ненасильственном разрешении политических, военных и социальных конфликтов, помогают людям, пострадавшим в бедствиях и войнах. Так, региональный общественный фонд имени Рамзана Кадырова оказал гуманитарную помощь более 10 тысячам жителей и беженцев из Сирии, пострадавшим в результате военных действий. Крупные благотворительные акции проведены Фондом и для беженцев из Мьянмы. В то же время широкомасштабные акции проходят в городах Алеппо и Дамаск. Р. Кадыров рассказал о благотворительной акции для беженцев из Мьянмы: «Их лагеря расположены вдоль границы на территории Бангладеш. В священный месяц Рамадан в семи лагерях беженцев проводится ежедневный ифтар для пяти тысяч человек. Эта акция охватит до 150 тысяч постящихся» [7].
Более того, Фонд выделил средства на проведение других масштабных работ. Отреставрировано 10 мечетей в лагерях беженцев. Ста имамам мечетей оказана материальная помощь. Глава Чечни на протяжении многих лет развивает связи с мусульманскими странами. Р. Кадыров выполняет роль посредника в общении с исламским миром. Работают чеченские власти и с диаспорой. Так, в прошлом году благотворительный Фонд им. Ахмата Кадырова в Германии, в Киле, провел благотворительную акцию в честь праздника Курбан-байрам — на торжественный ужин были привезены беженцы из Сирии, Ирака и других стран. Нельзя не упомянуть о проводимой правительством Чеченской Республики программе возвращения детей, вывезенных их родителями на территорию Сирии и Ирака. Благодаря активной помощи Рамзана Кадырова за это время удалось возвратить 71 ребенка и 26 женщин.
Таким образом, гуманитарная дипломатия Русской православной церкви и исламских организаций как факторов «мягкой силы» в продвижении духовно-нравственных ценностей Российской цивилизации является особенно важной. Она играет одну из ключевых ролей в формировании процессов политической коммуникации. А это является весьма актуальным в условиях политической нестабильности в системе современных международных отношений.

Литература

1. Косачев: России нужны новые подходы к «мягкой силе» // Российская газета. 1.03.2012. URL: https://rg.ru/2012/03/01/kosachev-site.html
2. Минаев С., Яковлев С. МИД МЭН [«Портрет» Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова] // Esquire. №133. Июль 2017. URL: https://esquire.ru/hero/20452-lavrov
3. Наумов А.О. «Мягкая сила» и внешнеполитический имидж Российской Федерации // Перспективы. Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 30.03.2015. URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/magkaja_sila_i_vneshnepoliticheskij_imidzh_rossijskoj_federacii_2015-03-30.htm
4. Церковная благотворительность: главные итоги за 25 лет // Русская Православная Церковь. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. 29.12.2015. URL: http://www.diaconia.ru/cerkovnaya-blagotvoritelnost-glavnye-itogi-za-25-let
5. Путин: Рассчитываю на помощь РПЦ в деле возрождения Сирии // Федеральное агентство новостей. 3.12.2017. URL: https://riafan.ru/1002990-putin-rasschityvayu-na-pomosh-rpc-v-dele-vozrozhdeniya-sirii
6. РПЦ: Миссия религиозных деятелей РФ в Сирии находится вне политики // РИА Новости. 15.02.2018. URL: https://ria.ru/religion/20180215/1514701556.html
7. РОФ имени Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова проводит масштабные благотворительные акции в Сирии и в лагерях беженцев из Мьянмы // Глава и Правительство Чеченской Республики. Официальный портал. 14.06.2018. URL: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=21247