Визит давления

Континент Сибирь, 18 сентября

Совместное совещание сибирских прокуроров и губернаторов 15 сентября в Барнауле принесло ощутимые результаты региональным властям СФО: за щитом прокуратуры они смогли убедить ряд крупных промышленных компаний погасить многомиллионные задолженности по заработной плате. А сибирскому бизнес-сообществу дан внятный сигнал о том, что роль чиновников в условиях экономического кризиса возрастает. В то же время общественность Алтая была разочарована визитом генпрокурора Юрия Чайки, который наотрез отказался комментировать ход расследования уголовного дела, связанного с январской трагедией в горах Республики Алтай, — тогда при охоте с вертолета погибли высокопоставленные чиновники, в том числе полпред президента в Госдуме РФ Александр Косопкин.

Кнут без пряника

Темой совместного совещания при участии генпрокурора РФ Юрия Чайки и полномочного представителя президента РФ в СФО Анатолия Квашнина в Барнауле стали задолженности сибирских предприятий по заработной плате. Поэтому среди 60 участников мероприятия были и директора коммерческих организаций, которым генеральный прокурор Юрий Чайка лично объявил предостережения о недопустимости нарушения законодательства о труде. В «черный список» Сибири попали: гендиректора ОАО «Каменный карьер» Красюк С. Н. (р. п. Горный, Новосибирская область), ОАО «Электрокомплекс» Теплых Д. Г. (Минусинский район Красноярского края), ЗАО «Красный Яр — Шина» Деев О. А. (г. Красноярск), ООО «Томский инструментальный завод» Семенов Г. В. (г. Томск), директор МУП «Теплоэнергетический трест «Западный» Шаров М. Н. (г. Рубцовск, Алтайский край). Реакция предостереженных топ-менеджеров не заставила себя ждать: практически все вызванные на ковер заявили, что задолженности перед работниками уже погашены (в отдельных случаях за пару часов до начала совещания).

Довольный произведенным эффектом, Анатолий Квашнин назвал совместное мероприятие «хорошей формой воздействия» на руководителей предприятий и отметил, что пик задолженности по зарплате в СФО пришелся на май. «Тогда она составляла 1,8 млрд рублей, сейчас постоянно снижается. На данный момент — меньше 1,03 млрд рублей», — подчеркнул полпред президента и пояснил, что наиболее остро проблема стоит в промышленно развитых регионах СФО, в том числе Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областях. «Девять крупных промышленных предприятий в Сибири формируют больше 30% общей задолженности по зарплате», — заключил Квашнин.

Другим важным результатом встречи прокуроров и губернаторов можно считать систему законодательных новаций, резко ужесточающих ответственность бизнес-сообщества за долги по зарплате. Ее сформулировал в виде поправок к законодательству и передал генпрокурору алтайский губернатор Александр Карлин. Смысл поправок сводится к тому, что «региональные власти должны получить возможность на ранней стадии влиять на экономические процессы и причины возникновения социальных рисков, включая несвоевременную выплату заработной платы, выдачу ее в «конверте» или в форме натуроплаты». Трудовым законодательством необходимо установить материальную ответственность за нарушение сроков выплаты заработной платы, а привлекаться за это к ответственности, в том числе и уголовной, должны «не только руководители, но и члены коллегиальных исполнительных органов и собственники организаций-должников». Кроме того, «органам власти должны быть доступны статистические данные о деятельности и заработной плате в конкретных хозяйствующих субъектах независимо от их организационно-правовых форм и размера». Особо остановился Александр Карлин на ситуациях, связанных с банкротством предприятий. «Настало время четко прописать субсидиарную ответственность учредителей юридического лица, собственников его имущества за банкротство, вызванное их действиями (бездействием), а также за фиктивное и преднамеренное банкротство», — заключил алтайский губернатор.

Комментируя итоги совещания, Юрий Чайка отметил: «Прозвучало много интересных предложений. Они касались в том числе и ответственности собственников предприятий за нарушения трудового законодательства. Отвечать должны не только руководители, но и собственники предприятий. Необходимо активнее воздействовать на службу судебных приставов, которая, к сожалению, порой недостаточно эффективно исполняет судебные решения по взысканию задолженности».

Принципиально противоположные чувства вызвало совещание губернаторов и прокуроров у местного бизнеса. «Если визит генпрокурора должен был резко сократить долги по зарплате, то цель достигнута: бизнес, привыкший к окрикам власти, любой ценой будет их гасить. Однако административное давление эффективно только в краткосрочной перспективе, поскольку не носит экономического характера и не создает предпосылок для решения реальных финансовых проблем компаний и таким образом не страхует от возникновения новой задолженности», — уверен гендиректор компании «Старые традиции», председатель комиссии по экономической и бюджетной политике Общественной палаты Алтайского края Павел Тулин.

Похожее мнение высказал и исполнительный директор Союза промышленников Алтая Евгений Ганеман: «Руководитель — самый заинтересованный в выплате заработной платы человек на предприятии. Сегодня зачастую он стоит перед выбором — или заплатить налоги и долги за электроэнергию, чтобы не допустить остановки предприятия, или погасить зарплату. Когда вмешивается прокуратура — выбирать не приходится, и средства изыскиваются любым путем, в том числе и за счет банковских кредитов, — говорит Ганеман. — В чем я согласен с предложением Александра Карлина, так это в том, что ответственность за невыплату зарплаты должен нести не только руководитель, но и собственник предприятия. Накануне визита генпрокурора на Алтай из-за накопившихся долгов по зарплате дисквалифицирован гендиректор «Алтайского моторного завода», а собственник завода — президент концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин — на днях будет награжден в Москве за заслуги по развитию машиностроения. Это выглядит странно».

Прокурорское молчание

Второй темой для обсуждения, связанной с пребыванием Юрия Чайки в Сибири, которая возникла вопреки официальной программе, стало расследование дела о «царской охоте» с вертолета в Республике Алтай. Эта охота в январе текущего года завершилась авиакатастрофой, в которой погибли высокопоставленные российские чиновники, в том числе полпред президента в Госдуме РФ Александр Косопкин. На Алтае эта скандальная тема обсуждается практически в каждой семье и уж тем более в коридорах власти. Несколько потускнев, эта же тема перманентно присутствует и в российских СМИ, и в общественных акциях. По завершении межрегионального совещания прокуроров повисший в воздухе вопрос был задан корреспондентом «КС» генпрокурору страны. «Это совершенно не по теме», — только и ответил Юрий Чайка.

Напомним: два уголовных дела — по факту крушения в январе 2009 года вертолета Ми-171 с российскими и республиканскими VIP-чиновниками на борту и по поводу предполагаемой браконьерской охоты ими с вертолета на краснокнижных горных баранов аргали — были объединены следственным комитетом следственного управления прокуратуры РФ в июне 2009 года. «Молчание генпрокурора, как и пауза, которая наметилась в расследовании уголовного дела, скорее всего объясняются тем, что на самом верху вертикали российской власти пока не принято политического решения на этот счет», — считает директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов.
Автор: Светлана Чистякова