Пермьгейт: нарушения в деятельности всех органов власти

Генпрокуратура выявила массовые нарушения в деятельности всех органов власти Пермского края
Власти Пермского края в этом году втрое уменьшили финансирование пожарной безопасности, ссылаясь на нехватку средств в бюджете, но при этом тратили деньги на премирование чиновников, рестораны и автомобили класса «люкс», сообщила Генпрокуратура РФ. Комиссия Генпрокуратуры при проверке в связи с пожаром в клубе «Хромая лошадь», где погибли 149 человек, выявила системные нарушения в деятельности органов госвласти, местного самоуправления, контроля и надзора всех уровней.

«В период с 2004 года в Пермском крае произошло около 23 тысячи пожаров, в результате которых погибло свыше 2,2 тысячи человек и причинен ущерб на сумму более 410 миллионов рублей. Несмотря на сложившуюся ситуацию, органы региональной власти в нарушение федерального законодательства с 2006 года не обеспечили принятия и финансирования региональных целевых программ пожарной безопасности, мотивируя это нехваткой бюджетных средств», – говорится в сообщении.

Как установила комиссия, в 2009 года было уменьшено практически в три раза финансирование пожарной безопасности из бюджета края. Кроме того, администрация края не обеспечила в пределах своей компетенции должное нормативно-правовое регулирование вопросов пожарной безопасности.

Вместе с тем органы власти края допускали неэффективное расходование средств из бюджета региона. По данным Генпрокуратуры, «временно свободные средства бюджета Пермского края» размещались на банковских депозитах, руководящие сотрудники администрации губернатора края получили немотивированно высокие премии.

Аппарат правительства края провел конкурсы на оказание услуг по организации питания участников проводимых им мероприятий с требованием обеспечения поставщиком услуг обстановки ресторана уровня класса «люкс» и «высший», обслуживания на уровне «бизнес» или «премиум-класс», наличия в меню элитных спиртных напитков. Только в феврале 2009 году было семь открытых аукционов в электронной форме на предоставление таких услуг почти на 3,5 миллиона рублей, сообщает Генпрокуратура.

Власти края провели также конкурсы на оказание автотранспортных услуг на 6 миллионов рублей по перевозке пассажиров на автомобилях «VOLVO S80» с дополнительными опциями (отделка салона натуральным деревом, задние подголовники с электроприводом складывания, косметические зеркала для водителя и пассажиров, детское сиденье) и «TOYOTA-CAMRY» с дополнительными опциями (кожаный салон, монитор потолочный, TV/DVD тюнер), говорится в сообщении.

Комиссия Генеральной прокуратуры Российской Федерации выявила нарушения требований пожарной безопасности более чем на 90% объектов с массовым пребыванием людей в Перми.

Всего в ходе проверки органы прокуратуры в Пермском крае выявили 2302 нарушения федерального законодательства. Вынесено 10 постановлений о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.

Комментарий к теме

Чернышов Юрий Георгиевич
Доктор исторических наук, профессор, директор Алтайской школы политических исследований, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений АлтГУ, председатель Алтайского отделения Российской ассоциации политической науки

В последнее время в России все чаще в разных местах прорываются покровы, маскирующие степень коррумпированности бюрократической системы. То, что открылось в Перми, можно назвать очередным «-гейтом». Это Пермьгейт — по аналогии с Алтайгейтом (когда в вертолетной охоте на краснокнижных архаров участвовала группа чиновников во главе с представителем президента в Госдуме), и с Иркутскейтом (когда в похожей ситуации разбился вертолет с иркутским губернатором И. Есиповским). Как правило, маскирующие покровы рвутся при вмешательстве «стихийных обстоятельств» (катастрофа, пожар и т.д.), а иначе бы эти эпизоды так и не стали бы поводами для публичных скандалов. Все прошло бы для VIPов «как обычно»…

Весьма характерно, что среди пострадавших в «Хромой лошади» оказалось очень много представителей начальственной элиты – в том числе тех, кто по долгу службы обязаны были бороться с нарушениями закона. Как сообщил «КоммерсантЪ», там погиб старший специалист отдела по работе с личным составом Мотовилихинского УВД Максим Заморин, тяжело пострадал сотрудник центра по противодействию экстремизму М.М. Ельмурзиев, большой удар пришелся по руководству оперативно-розыскной части (ОРЧ) БЭП №2 краевого ГУВД. Погиб начальник Кудымкарского отделения этого антикоррупционного подразделения Арнольд Зубов, а его жена, судья Кудымкарского городского суда Марина Зубова получила ожоги. Замначальника одного из пермских отделов ОРЧ Андрей Миньков доставлен на лечение в Москву. Начальник ОРЧ БЭП № 2 подполковник Владимир Жильцов, также получивший ожоги, находится в одной из пермских клиник. При этом важно учесть следующее: как сообщает Газета.ру, постановлением правительства России от 28 января 2009 года полномочия по управлению и распоряжению «Хромой лошадью» были переданы министерству обороны…

Дело здесь не в губернаторе – эта история еще раз свидетельствует о том, что вся властная чиновничья вертикаль в России поражена серьезной болезнью. Чиновничество служит не столько обществу, сколько своим меркантильным интересам. Причем для того, чтобы общество не могло мешать этому, принята целая система превентивных мер: отменены или превращены в фарс выборы, ограничены свобода слова и свобода собраний, заведены уголовные дела на особо смелых критиков и т.д. Благодаря этому и возможен такой «пир во время чумы», который выявила, в частности, прокурорская проверка в Перми.

Говоря о чиновничьем сословии, приходится констатировать крайне низкий уровень того, что раньше называли «моральной устойчивостью». Гедонизм, потребительство, гламурная легкомысленность и отсутствие сочувствия к людям – эти болезни поразили значительную часть общества, и чиновничество в особенности. Если раньше хоть какими-то регуляторами были христианская или коммунистическая или гражданственно-демократическая мораль, то сейчас там лишь вакуум, прикрытый одним лжепринципом: «мы делаем все, что скажут сверху, и себя не забываем». Трудно требовать от человека вести себя по закону и совести, если вся система вокруг него выстроена совсем не под это. В таких условиях нужен действенный внешний контроль со стороны общества, который бы заставлял чиновников поступать так, как положено.

Именно отсутствие такого контроля и приводит «власть имущих» к ощущению вседозволенности, которая проявляется в закупке дорогостоящих товаров и услуг для «себя любимых», в нарушениях законов в ущерб жизненным интересам общества. Сейчас просто некому сказать им, что они давно перешли пределы приличий. А если кто-то пытается сказать – против таких принимают меры. Очень характерный пример: когда Общественная палата Алтайского края начала задавать властям «неудобные» вопросы о формировании высоких тарифов и т.д., партией власти тут же было инициировано изменение порядка формирования этого органа. Если раньше две трети членов палаты выбирались представителями общественных организаций, то теперь фактически вся палата будет формироваться под контролем «сверху». Чиновники хотят сами назначать своих контролеров. А к чему в итоге приводят такие имитации контроля, мы уже видели не раз на примерах разных –гейтов.

Необходимо радикально менять соотношение влияния власти и общества. Сейчас общество совершенно подавлено властными кланами, питающимися в основном за счет продажи сырьевых ресурсов страны. Собственно, именно об этом было прямо сказано в президентском послании. Однако пока это во многом лишь слова. А на деле мы видим то, что видим — то есть дальнейшее движение в том же дурном направлении.

Безответственность коррумпированной властной верхушки при апатии общества может погубить Россию. Именно так было в начале прошлого века, когда общество не могло справиться с «распутинщиной», так может произойти и еще раз. Для того, чтобы поставить бюрократию под контроль общества, надо дать больше возможностей обществу. И для начала надо отменить все те противоречащие духу Конституции изменения в законодательстве, которые были приняты в последние годы. 20 дек