Ляпунов А.Ф.
Роль региональных СМИ в избирательной кампании

Сегодня на региональном уровне можно выделить две тенденции в развитии средств массовой информации. Особенно ярко эти тенденции проявились во время прошедшей избирательной кампании депутатов Государственной Думы. Первую из них, я бы назвал, централизация. Вторая, по всей видимости, является в какой-то степени реакцией на первую — это самоорганизация журналистского корпуса в целях отстаивания своих профессиональных интересов.

Централизацию не стоит понимать исключительно как подчинение местных СМИ федеральным структурам управления, процесс гораздо сложнее. Сюда можно отнести и развитие сети распространения отдельных изданий, и объединение нескольких редакций в рамках холдингов, и монополизация отдельных сегментов медиа-рынка одним средством массовой информации.

Наиболее заметна эта тенденция на примере ГТРК "Алтай". В течение прошедшего года вместе с краевым радиотелепередающим центром компания вошла в холдинг Всероссийская государственная телерадиокомпания, что предполагает более тесное взаимодействие регионального и федерального уровней единой системы телерадиовещания. Кроме того, ГТРК существенно расширило территорию охвата своим телевещанием. На рубеже 2000 года вступили в действие 24 передатчика, которые передают сигнал ГТРК, поступающий через спутник. Это позволило компании выйти на почти полный охват территории края. Руководство края в последнее время предпринимает шаги для сохранения и даже увеличения системы государственного радиовещания. За вторую половину 90-х годов количество радиоточек в крае уменьшилось более чем в 3 раза и сейчас ведется работа по переводу вещания с отмирающего проводного на эфирное.

Обозначенная тенденция характерна и для негосударственного телерадиовещания. В период с 1992 по 1997 год в крае наблюдался бурный рост коммерческого телерадиовещания. Однако в 1998-1999 годах наметился перелом и процесс пошел в обратную сторону. Ряд компаний прекратили свое существование, а некоторые, получив лицензию, так и не вышли в эфир. Успешно сохраняют свои позиции лишь компании, заметно расшираяющие свои объемы — получающие дополнительные радио и телечастоты, увеличивающие территорию охвата, выпускающие печатные издания. Здесь можно выделить в Барнауле АТН, в Бийске ТВ КОМ, в Рубцовске "ТВ-3".

Подобная ситуация характерна и для печатных СМИ. В течение 90-х годов под крышей РИА "Алтапресс" собралось большое количество изданий, наиболее заметные среди которых "Свободный курс", "Купи-продай", "Молодежь Алтая". Преимущество этого конгломерата заключается в том, что в рамках единой информационной политики происходит одновременное обращение к совершенно разным аудиториям. Заметную роль играют в крае и СМИ, собранные вокруг АО "Алтайская неделя". Это яркий пример успешного взаимодействия газеты и электронных СМИ.

Централизация средств массовой информации естественно не могла не вести к некоторой унификации позиций журналистов тех или иных объединений. И тем не менее в последние год-два стало проявляться объединение журналистов по конкретным проблемам вне зависимости от их централизованных структур. Прежде всего, в крае работают несколько общественных союзов журналистов: непосредственно Союз журналистов, профсоюз, а также клуб журналистов. В течение прошедшего года были коллективные выступления журналистов по важным общественно-политических проблемам. Особенно это проявилось в подписании Хартии против грязных технологий на выборах в Государственную Думу.