О КонгрессеСтруктураДокументыДеятельностьПубликацииЧитальный зал home
Навигация

Чернышов Ю.Г.
КСЕНОФОБИЯ И ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Ставя задачу создания гражданского общества, мы должны оценить, насколько серьезные препятствия этому создает национальная вражда. Одна из объективных причин, которая осложняет развитие межнациональных отношений, заключается в кризисе национальной идентичности. Как известно, национальная идентичность - чувство приобщенности человека к конкретной национальной культуре, чувство, при котором он постоянно отождествляет себя с определенной группой, этносом, нацией, расой. Говоря простым языком, кризис заключается в том, что многим из нас, проживающим на постсоветском пространстве, трудно ответить на один простой вопрос:"Кто мы: "граждане мира", "советские", "российские" или "суверенно-национальные"?".

1. Кризис национальной идентичности: из крайности в крайность

Ю.Г.Чернышов

В ХХ веке носители коммунистической идеологии попытались сделать из населения бывшей Российской империи "новую историческую общность - единый советский народ". Методы при этом применялись "революционные": депортировали целые народы, взрывали и церкви, и мечети, и синагоги. По стране прокатилось "красное колесо" террора. Взамен прежних разных богов был навязан единый кумир - "вождь всех времен и народов". Национальные проблемы попытались решить насильственной нивелировкой и обезличиванием. На какое-то время наступило затишье, однако оно сохранялось лишь до тех пор, пока сохранялась опасность повторения массового террора.

Утопический эксперимент закончился крахом. Теперь мы наблюдаем другую крайность. Если прежде национальные проблемы "загонялись вглубь", то теперь, после резкого ослабления клапанов, они с удвоенной силой вырываются наружу. Современная исследовательница-этнопсихолог Т.Г. Стефаненко справедливо отмечает, что "именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом советской империи, настал самый удобный момент для "мщения" за "травмы", нанесенные на протяжении столетий практически всем народам бывшего СССР".

Получивший широкое распространение постсоветский национализм нередко переходит в крайние формы национал-экстремизма. Национал-экстремизм - это идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса. Особенно активно национал-экстремизм проявляется в периоды перехода от тоталитарных режимов к демократии. Этому способствует и слабость новой власти, и неразвитость традиций гражданского общества. Зачастую сказывается и низкий общий уровень культуры населения, что приводит к проявлениям ксенофобии на бытовом уровне. Бытовой национализм, к сожалению, широко используется некоторыми политиками для достижения своекорыстных целей.

2.Псевдопатриотизм - идеология негодяев

Особенно прискорбно, что разжигание национальной вражды нередко исходит от лиц, занимающих высокие государственные посты. В Конституции четко сказано о недопустимости разжигания социальной, национальной и религиозной вражды. Но Основной Закон здесь не действует. В прессе очень много уже говорилось о выходках краснодарского губернатора. И вот теперь к нему добавился еще один "борец с сионистским заговором" в Курске.

Члены той самой партии, которая призывала расстреливать священников и взрывать храмы, теперь поголовно записываются в "православные патриоты". Бывшие "воинствующие безбожники" и самые рьяные разрушители национальных традиций обратились в религиозных фундаменталистов. Единственное качество, которое осталось в них неизменным - то, что они считают, что только они правы, а все, кто хоть чем-то от них отличается - враги.

Ученые уже давно пытаются найти объяснения происхождению ксенофобии и национализма. Психологическая основа национализма - эгоцентризм. Национализм - это не только превознесение собственного народа, это всегда негативное отношение к "инородцам". Вот что пишет по этому поводу И.Кон: "Несомненна и связь этнической предубежденности с догматизмом: склонность мыслить жесткими стереотипами говорит о неумении самостоятельно сопоставлять факты, творчески подходить к конкретной ситуации. Враждебность к национальным меньшинствам может быть связана и с внутренним невротизмом человека, который проецирует свое внутреннее беспокойство вовне". Не случайно среди националистов такой популярностью пользуются различные "теории заговора". Одно из объяснений этому дает теория фрустрации и агрессии или, проще говоря, теория "козла отпущения". "Когда у народа, общества в целом возникают какие-то непреодолимые трудности, люди бессознательно ищут, на ком их выместить. Чаще всего таким козлом отпущения оказывается какая-то расовая или национальная группа". В "заговорщики записывают то сионистов, то "лиц кавказской национальности", то ведьм, то интеллигентов┘ Мнимых заговорщиков переводят в категорию "нелюдей", чтобы таким образом получить основание для самого жестокого обращения с ними. Национализм нередко распространяется среди бедных слоев: здесь ниже уровень образования и выше потребность смотреть сверху вниз на кого-то, у кого отличается цвет кожи. В числе причин нередко также бывает опасение конкуренции со стороны "инородцев", антиинтеллектуализм и т.д.

Ксенофобия - недоброжелательность или ненависть к чужакам - часто опирается на этнический стереотип. Такой стереотип определяют как "схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности". В основе такого образа часто оказываются предубеждения, сформировавшиеся под влиянием ограниченной и односторонней информации об отдельных представителях какой-либо национальной группы. Иногда негативные свойства одного или нескольких представителей народа могут переноситься на всю эту группу. Такая примитивная схематизация, восходящая к древней формуле "свои - чужие", иногда представляет серьезную угрозу для гражданского мира.

3. Почему это опасно для гражданского общества?

Там, где постоянно сохраняется опасность террористических взрывов, неизбежно на первый план выходят силовые методы решения проблем. Там, где прав тот, кто сильнее, неизбежно нарушаются права человека, страдают невиновные люди, а это, в свою очередь, приводит лишь к эскалации национальной вражды и насилия. Экстремисты зачастую сознательно провоцируют эскалацию напряженности, потому что это - благоприятная среда для их деятельности.

Гражданское общество, как известно, возможно только там, где признается цивилизованная множественность форм политической и духовной жизни, где уважаются права человека, где соблюдаются демократические процедуры.

Ксенофобия опирается на совершенно иные ценнности - ценности авторитарной личности. Как показали исследования Т.Адорно и ряда других ученых, для такой личности характерен целый набор специфических качеств: кроме неприятия чужих групп это слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым ценностям, стереотипность мышления, агрессивность, цинизм, подверженность суевериям, сексуальное ханжество, злобное отношение ко всему гуманному.

Особую опасность ксенофобия представляет в таком уникальном многонациональном государстве, как Россия. Пора бы уже понять, что псевдопатрическая риторика фактически разжигает вражду между живущими в России народами. Тем самым изнутри подрывается территориальная целостность нашего государства. Равиль Гайнутдин, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, совершенно справедливо поставил вопрос: если у нас говорят сейчас официально только о братстве славянских и православных народов, то что тогда делать народам неславянским и неправославным? Наши превдопатриоты как бы выталкивают такие народы из состава России. Пора бы задуматься: неужели мы хотим, чтобы Россия стала моноэтническим и моноконфессиональным государством? Совершенно очевидно, что это была бы уже совсем не Россия.

4. Пути воспитания толерантности

Необходимо настойчивое воспитание терпимости к представителям других народов, к их верованиям и обычаям. Необходимо воспитание уважения не только к своему народу, но и ко всем народам на земле. Необходимо воспитание уважения к общечеловеческим ценностям. Надо объяснять детям еще в младших классах простую истину: нет плохих народов, но в каждом народе, наряду с хорошими, встречаются плохие люди. К сожалению, эту простую истину не хотят понять даже многие взрослые "патриоты".

Надо развивать мирное сотрудничество представителей разных народов. Нужно стараться, чтобы у людей разных национальностей, проживающих в нашей стране, были общие цели. В определенной степени здесь было бы полезно использовать положительную часть опыта Советского Союза. Хотим мы этого или нет, мы вновь возвращаемся к необходимости национально-государственной идеи. Необходимо содействовать формированию надгрупповой идентичности - чтобы башкиры, татары, русские осознавали себя не только как представители своих народов, но и как россияне - равноправные граждане их собственного единого государства. Разумеется, это не означает возвращение к насильственному навязыванию "единомыслия" в нашей стране.

Особая ответственность лежит на духовенстве, которое обладает высоким моральным авторитетом среди верующих. К сожалению, сейчас нередко можно наблюдать ситуацию, когда не в меру политизированный представитель церкви освящает своим присутствием сборище националистов. Мне самому приходилось видеть, как свастика на собраниях "Славянского общества" соседствовала с крестом. Помнят ли такие священники слова апостола Павла из Послания к Колоссянам: "А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (..) ..нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Колосс., 3, 8 - 11).

Христианство как мировая религия - достояние всего человечества, и нельзя его растаскивать по национальным квартирам. Очень хорошо на эту тему высказался в "Независимой газете" Александр Кырлежев. Он говорит о "ереси" православного провинциализма: "Это не только и не столько русское явление, но у нас оно связано с представлением о "России как последнем оплоте истинной веры" и стране, которая недавно обрела "нового искупителя" в лице последнего императора. Для этой "ереси" характерно отрицание универсальности мышления, единосущия человеческих личностей, созданных по образу Бога-Троицы. Она отождествляет русскость, православность, духовную истину, цивилизацию, светские традиции, церковное Предание, богословие и идеологию. Она отказывается видеть христианское в других христианских традициях и значимое в опыте других людей, обществ, цивилизаций".

Сказанное, разумеется, в той или иной степени относится ко всем религиям, в которых есть фундаменталистские течения. Вместе с тем справедливости ради надо отметить, что официальная позиция Русской православной церкви отличается от позиции этих радикалов. Последний Архиерейский собор, по мнению некоторых аналитиков, стал важным шагом церкви к гражданскому обществу. В принятых там документах есть, например, такая фраза: церковь "должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми". Такую позицию церкви, безусловно, нужно поддерживать.

Наконец, необходимо развивать диалог между представителями интеллигенции разных народов. Интеллигентность и ксенофобия несовместимы. Образованные люди, которые используют свое образование для разжигания межнациональной розни - антиинтеллигентны. Это худшие из интеллектуалов. Интеллигентность всегда основана на гуманизме. Если мы хотим жить в мирной и процветающей стране, российская интеллигенция должна искать и развивать то общее, что всех нас объединяет.

Сокращенный вариант доклада прозвучал на Форуме российской интеллигенции "Религия, образование, культура: необходимость диалога" (Уфа, 25 ноября 2000 г.)