|
14 апреля 2003 г.
Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Депутатам Алтайского краевого Совета народных депутатов
ОБРАЩЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Уважаемые депутаты!
В связи с рассмотрением 27 марта в Алтайском краевом Совете народных
депутатов проекта Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве
депутатов и выборных должностных лиц Правление Алтайского отделения
Российской ассоциации политической науки считает необходимым заявить
следующее. Мы считаем, что введение 10% барьера для политических
партий может привести к серьезным негативным последствиям.
Во-первых, 10% барьер не позволит формироваться и развиваться в
Алтайском крае полноценной партийной системе. Необходимо учитывать,
что многие политические партии были созданы и зарегистрированы недавно,
они еще не имели полной возможности проявить себя в
социально-политической жизни региона. Они нуждаются в поддержке – не в
повышении, а, наоборот, в понижении барьера (например, до 3 %, как это
сделано в Иркутской области). На прошлых выборах в Государственную Думу
только КПРФ и «Единство» смогли набрать в нашем крае более 10%. С
большой долей вероятности можно прогнозировать, что и на следующих
выборах такую планку смогут преодолеть только две партии, уже
представленные в КСНД, а остальные будут отстранены от распределения
депутатских мест. Такая ситуация может способствовать не развитию, а
подавлению многопартийности в Алтайском крае.
Во-вторых, введение такого ограничения фактически будет означать
нарушение прав значительной части избирателей – в том числе и
сторонников тех партий, которые преодолели 5% барьер и представлены в
Государственной Думе. Само наличие в крае более 30 региональных
отделений политических партий говорит о реальном многообразии мнений в
обществе, однако закрепление в законе 10% барьера не позволит
подавляющему большинству партий участвовать в распределении депутатских
мандатов, что противоречит самой идее пропорционального
представительства мнений различных социально-политических групп
населения. В постановлении Конституционного суда РФ от 17.11.1998 г.
(No28-П) прямо указывается, что в соответствии со статьями 1 и
13 Конституции РФ «Демократия, основанная на политическом многообразии и
многопартийности, исходит из необходимости существования оппозиции и не
допускает монополии на власть».
В-третьих, фактическая монополизация власти двумя партиями – КПРФ и
«Единой Россией» - может привести к абсентеизму, к неявке на
выборы, к разочарованию значительной части избирателей в результатах
выборов, к утрате доверия к местным органам власти. Согласно
экспертным оценкам, мнение примерно третьей части всех избирателей при
такой системе может быть просто проигнорировано. Не случайно
представители ряда партий уже заявили о своем неприятии подобных правил
игры. «Чистые» выборы, о необходимости которых так много говорится,
предполагают открытое и честное соревнование программ, добровольный
отказ всех сторон от взаимной дискриминации.
Исходя из этого, Правление Алтайского отделения Российской ассоциации
политической науки считает наиболее разумным в сегодняшних условиях
введение для политических партий барьера в 5%.
Мы обращаемся к депутатам Государственной Думы с предложением
установить единые нормы (или единую «верхнюю планку») для партий на
выборах в Государственную Думу и в законодательные органы субъектов
Российской Федерации. Мы призываем депутатов КСНД учесть мнение ученых и
общественности, более взвешенно рассмотреть этот вопрос во время второго
чтения законопроекта Кодекса.
Председатель Правления: |
д.и.н., профессор, зав. кафедрой
всеобщей истории и международных отношений АлтГУ, директор Алтайской
школы политических исследований Ю.Г. Чернышов; |
члены Правления: |
|
|
к.и.н., доцент АлтГУ А.М. Бетмакаев,
к.ф.н., доцент, зав. кафедрой связей с общественностью АлтГУ Т.Н.
Голобородова,
к.и.н., доцент БГПУ И.А. Еремин,
к.и.н., доцент АлтГУ Е.В. Притчина
|
Отделение РАПН в г. Барнауле
|