РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФСОЮЗКак сообщает "Алтайская правда", в разговоре 20 сентября 2001 г. участвовали представители власти и ученые, преподаватели учебных заведений и представители профсоюзных организаций Алтайского края и соседних территорий Сибирского региона. Организаторами встречи стали Алтайская краевая организация профсоюза работников народного образования и науки РФ, Алтайский филиал Академии труда и социальных отношений, Алтайская школа политических исследований и Конгресс интеллигенции Алтайского края. Данное мероприятие состоялось после презентации книги "Человек и мир работы" (Дневник Алтайской школы политических исследований N 12), которая обобщила материалы второй научно-практической конференции, посвященной проблемам профсоюзного движения в России в переходный период, когда меняется баланс приоритетов в обществе, осознавшем, что "человек всегда цель и никогда средство". Встреча за круглым столом теоретиков и практиков системы образования и профсоюзного движения с участием представителей властных структур стала как бы продолжением разговора, началом новой дискуссии по проблемам реформирования системы российского образования и позиции профсоюзов в этом обсуждении. Секретарь Центрального комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Владимир Юдин, говоря об отношении профсоюзов к реформированию образования, отметил, что важно не только определить их роль и глубину проникновения в суть реформенных проблем, но и не оставить без внимания обратный процесс, а именно - влияние преобразований на сами профсоюзные организации. Уже сейчас очевидно, по мнению заместителя председателя Алтайской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки Светланы Иванищевой, что профсоюзы были единственной общественной организацией, которая с такой остротой ставила проблемы развития образования в стране. Она склонна видеть в профсоюзах роль эксперта, поскольку впервые в истории образования и профсоюзного движения раздел о статусе учителя, предложенный Госсовету, был подготовлен профсоюзом. Реформа, которую работники Министерства и ведомств народного образования предпочитают называть модернизацией, вызывает настороженность во всех кругах общества, поскольку ползучее реформирование не вызывает оптимизма самим качеством происходящих в образовании перемен, - об этом говорил председатель краевой организации профсоюза работников образования и науки Леонид Ивановский. Он сравнил нынешнюю ситуацию с перестройкой в доме, жильцов которого не только не познакомили с проектом, но и не стали даже спрашивать о согласии на перепланировку их жилья. Высказали свое мнение по поводу обсуждавшихся проблем и представители власти. В частности, заместитель председателя комитета краевой администрации по образованию Александр Слажнев заметил, что степенью зрелости гражданского общества является умение граждан жить в пределах установленных в нем законов и правил. Он предложил определиться понятийно в разговоре об изменениях в системе образования, где, по его мнению, реформ нет, а идет приведение системы в соответствие с современными требованиями. Одним из аспектов этого соответствия он назвал, например, подписанный весной этого года совместный договор между комитетом по образованию краевой администрации и отраслевым профсоюзом. Он пригласил также участников встречи к активному и конструктивному сотрудничеству в подготовке документов по модернизации образования. На две взаимоуничтожающие друг друга проблемы обратил внимание председатель комитета по труду администрации края Анатолий Мишин: это увеличение числа рабочих мест для выпускников учебных заведений (17% из них обратились за содействием в трудоустройстве) и необходимость сокращения численности поступающих в вузы (из-за "перепроизводства" специалистов с 92 года число студентов экономической и юридической специальностей выросло в несколько раз, а надо их всего 400-500 человек). Такое положение - следствие автономии вузов, не желающих считаться с ситуацией на рынке труда. Подводя итоги встречи, ее участники отметили плодотворность состоявшегося разговора. |