|
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ
РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)
Секция 1. Основные тенденции в истории формирования
и эволюции имиджа России в странах Запада и Востока
А.М. Бетмакаев
Враг, оккупант, друг. Советский Союз в представлениях
восточных немцев в 1945–1953 гг.
В современной истории трудно найти другой пример превращения «образа
врага» в «образ друга», который наблюдался в изменении представлений
восточных немцев в отношении СССР после Второй мировой войны. Наступление
Красной Армии в начале 1945 г. и волна слухов о поведении советских
оккупантов привели к паническому бегству миллионов людей на запад Германии.
Немцы на востоке Германии в последние месяцы войны оказались жертвами
мести советских военнослужащих. Со стороны советских солдат совершались
грабежи, поджоги, убийства и изнасилования. Конечно, страх перед СССР
был связан также с тем, что нацистская пропаганда создала из Советского
Союза «образ врага» не только немецкой нации, но и всей европейской
цивилизации. Однако к моменту смерти И. Сталина в марте 1953 г. в официальной
пропаганде Германской Демократической Республики утвердился новый образ
СССР – «друга немецкого народа». В нашем исследовании мы попытаемся
определить основные факторы, динамику и значение отмеченного превращения.
По воспоминаниям немцев наиболее жестокой представлялась советская
оккупация. Весной 1945 г. на территории Восточной Германии оказалось
два миллиона советских солдат. Население, запуганное волной насилия
и мародерства в первые дни оккупации, не испытывало к ним никаких чувств,
кроме панического страха. Красная Армия изъяла все продовольственные
ресурсы на оккупированной территории, направив на функционирование
карточной системы распределения лишь незначительную часть продовольствия.
Спасение и сохранение культурных ценностей сопровождались их тайным
вывозом в СССР. Самой популярной единицей измерения отправляемых из
Германии в качестве трофеев библиотек оставался «вагон». Только за 1945
год советские власти отправили в СССР более 400 000 железнодорожных
вагонов с демонтированным оборудованием и трофейными предметами быта
и искусства [1].
Оккупационная власть в лице Советской военной администрации в Германии
(СВАГ) значительное внимание уделяла пропагандистской работе среде немцев.
Мнения восточных немцев с самого начала заинтересовали советские оккупационные
власти. В августе 1945 г. было создано управление пропаганды под руководством
С.И. Тюльпанова для сбора информации о настроениях восточных немцев.
С апреля 1946 г. оно стало привлекать немецкие гражданские администрации
к предоставлению подобной информации. В землях создавались отделы, которые
получали отчеты представителей политических партий, массовых организаций,
местных властей и органов безопасности. После обработки эти отчеты отправлялись
в центральное бюро и в «управление Тюльпанова». Политработники управления
руководствовались приказом верховного главнокомандующего И.В. Сталина
от 23 февраля 1943 г., где говорилось, что «было бы смешно отождествлять
клику Гитлера с германским народом, с германским государством. Опыт
истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский,
а государство германское – остается» [2].
Советская оккупационная власть сделала ставку на немецких политиков,
убежденных в преимуществе сталинской общественной модели и способных
утвердить ее в зоне оккупации. Из Москвы в Восточную Германию были переброшены
две группы функционеров германской компартии (КПГ), которые возглавили
гражданскую администрацию в освобожденных районах. КПГ при поддержке
советских военных властей начала проводить политику «ассимиляции» социал-демократов,
объединившись с ними в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ)
в апреле 1946 г.
Среди населения была развернута широкомасштабная пропаганда советских
достижений, создававшая у восточных немцев образ страны-победителя,
у которой есть чему поучиться. Как отмечает известный историк А. Ватлин,
в первые послевоенные годы у населения Восточной Германии преобладали
позитивные настроения по отношению к тандему СВАГ–СЕПГ, после военных
лишений люди почувствовали явное облегчение и демонстрировали осторожную
готовность к сотрудничеству с новой властью [3].
Начало Холодной войны ознаменовалось усилением советского влияния
на политический процесс и на общественные настроения в Восточной Германии.
В ходе личных бесед руководителей СЕПГ со Сталиным в Москве восточногерманские
коммунисты получали инструкции, которые подкреплялись советской экономической
помощью. Для руководства СЕПГ Сталин был не только источником власти,
но и гарантом политического господства СЕПГ на востоке Германии.
СЕПГ превращалась в «партию нового типа», взяв за образец ВКП(б).
С 1947–1948 гг. дружба с Советским Союзом была основным курсом СЕПГ.
Сталин был назван «лучшим другом немецкого народа». Празднование 70-летия
генералиссимуса в течение 1949 г. привело к тому, что образ Сталина
оттеснил на второй план образ СССР в официальной пропаганде. «Образ
вождя» использовался политической элитой Восточной Германии для укрепления
восточногерманской государственности – Германской Демократической Республики
(ГДР), утверждения культа партии и для оправдания борьбы с оппозицией.
С образом Сталина власть предлагала возможность разрешения актуальных
политических, экономических, морально-ценностных проблем нового немецкого
государства.
Официально пропагандируемому образу советского лидера пришлось конкурировать
с образом Гитлера, который для значительной части населения оставался
символом национальной независимости и государственного самоопределения.
Более 50 процентов опрошенных немцев считали Гитлера великим государственным
деятелем [4].
Исследователь восточногерманской политической культуры А. Тихомиров
обращает внимание на то, что для адаптации советского мифа о «вожде»
к восточногерманским реалиям был использован дискурс благодарности за
освобождение от национал-социалистической угрозы, эволюционировавший
впоследствии в нарратив исторически прочной германо-советской дружбы
и даже общегосударственной любви восточных немцев к советскому руководителю.
Формула «лучший друг немецкого народа» апеллировала к национальной риторике,
взывая к патриотическим чувствам немцев и постоянно подпитывая коллективные
ожидания возрождения единого германского государства и великой немецкой
нации [5].
Альберт Норден, руководитель Национального совета Национального фронта,
который объединял под руководством СЕПГ все политические партии и массовые
общественные организации ГДР, опубликовал в 1953 г. книгу «Знамя 1813
года». Он писал, что нужно чтить солдат, которые спасали Германию, потому
что они верили в свой народ и боролись в союзе с Россией [6]. Отныне
в немецкой истории существовала нисходящая линия от Фридриха Великого
и Бисмарка до Гитлера – линия, которая могла существовать постольку,
поскольку «реакционные» силы одерживали вверх над «прогрессивными» силами.
Немецко-русская борьба против Наполеона была одной из великих традиций
немецкого народа, идущего путем прогресса, и, в свете этого, борьба
против западной интеграции ФРГ была борьбой за сохранение «прогрессивных»
национальных традиций. К положительными героям немецкой истории относились
прогрессивные силы – рабочий класс во главе с Марксом и Энгельсом, революционным
авангардом которого являлась компартия Германии. К изображениям Маркса
и Энгельса, как и в СССР, добавлялись изображения Ленина и Сталина.
Имена четырех вождей использовались для переименования предприятий,
улиц и городов. Центральной улицей Восточного Берлина стала аллея Сталина.
Интерпретация немецкой истории в духе идеологических установок СЕПГ
стала определяющей линией для обществоведов ГДР и сыграла заметную роль
в обосновании исторических корней восточногерманской идентичности. В
официальной пропаганде Советский Союз как «друг немцев» противопоставлялся
«врагу» – американскому империализму. США (и Запад в целом) были объявлены
инициаторами раскола Германии. В Западной Германии была похожая «формула
идентичности», в которой врагом выступал Советский Союз.
Эффективность пропаганды СЕПГ в распространении среди восточных немцев
представлений о Сталине как «лучшем друге немецкого народа», по нашему
мнению, оказалась низкой. Выступления рабочих в июне 1953 г. начались
на аллее Сталина в Берлине. Во время волнений во многих городах ГДР
были повреждены портреты Сталина и бюсты Сталина. Стабильность в Восточной
Германии была восстановлена только усилиями оккупационных властей. «Образ
СССР» в представлениях восточных немцев получил новые черты.
Литература
- Кнышевский П.Н. Добыча. Тайны германских репараций. М., 1994.
С. 20–21.
- Внешняя политика Советского союза в период Отечественной войны.
Т. 1. М., 1944. С. 50–51.
- Ватлин А.В. Германия в ХХ в. М., 2002. С. 168.
- Kleßmann Ch. Die doppelte Staatsgründung. Deutsche Geschichte
1945–1955. Göttingen, 1991. S. 61.
- Тихомиров А. Экспорт культа Сталина в Восточную Германию с 1945
по 1956 гг. // Послевоенная история Германии: российско-немецкий
опыт и перспективы. М., 2007. С. 83–96.
- Norden A. Das Banner von 1813. Berlin, 1953.
|
|