СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 1. Основные тенденции в истории формирования и эволюции имиджа России в странах Запада и Востока

И.А. Еремин
Из истории формирования положительного имиджа России среди размещенных в Западной Сибири австро-венгерских военнопленных славянского происхождения в период Первой мировой войны

Первая мировая война привела к появлению в России многих сотен тысяч военнопленных славянского происхождения. Правящие круги страны постарались привлечь их политические симпатии на свою сторону, формируя среди них положительный имидж России.[1]

В годы Первой мировой войны на территории России было размещено порядка 2 млн. военнопленных стран Четверного союза. 2/3 из этого числа приходилось на бывших военнослужащих австро-венгерской армии. Численность военнопленных, расквартированных в Западной Сибири, составляла около 200 тыс. чел.

С самого начала войны российские власти провели негласное деление всех военнопленных на две категории. В первую входили немцы, венгры и турки, которых считали представителями «враждебных народностей», главными проводниками агрессивной политики своих правительств. Отношение к ним было настороженным. Во вторую входили представители славянских народов, населявших Австро-Венгрию. Они воспринимались как «дружественный элемент». К ним было доброжелательное отношение, просматривалось стремление заручиться их политической симпатией.

Даже место пребывания свидетельствовало о том, к каким категориям военнопленных были более лояльны русские власти. До начала 1915 г. военнопленные немцы, венгры и турки, предназначенные для размещения за Уралом, направлялись в более суровую по климатическим условиям Восточную Сибирь. Военнопленные славянского происхождения, как правило, с самого начала оставались на территории Западной Сибири. Для них были созданы нормальные бытовые условия, что констатировали международные инспекторы, посетившие места размещения военнопленных в регионе.

Правительство России всячески поощряло создание общественных организаций, которые вели идейно-политическую работу в нужном для властей направлении среди военнопленных-славян. Власти делали упор на пропаганду идей общеславянского единства под эгидой России. В рамках этого курса министр внутренних дел Н. Маклаков утвердил в октябре 1914 г. «Устав Всероссийского попечительства о пленных славянах». Главная цель этой организации заключалась в том, чтобы «покоренных мечем славян завоевать духовно», превратить их «в убежденных сторонников и проповедников общеславянского единства». Для этого предполагалось, среди прочего, вести «культурно-просветительские занятия с военнопленными в интересах русского государства», организовать их обучение русскому языку, оказывать нуждающимся материальную помощь.[2] Все это, по мнению официальных властей, должно было способствовать формированию положительного имиджа России среди военнопленных-славян. В их сознании она должна была ассоциироваться со второй этнической родиной, доброй собирательницей под своим заботливым крылом всех славянских народов.

В Западной Сибири наиболее активную работу с данной категорией военнопленных проводил созданный в 1914 г. в г. Кургане благотворительный кружок по оказанию помощи пленным-славянам. Кружок возник по инициативе директора местного банка И. А. Еллинека. В фонд кружка сразу стал поступать значительный поток пожертвований от местного населения. На эти средства для пленных славянского происхождения арендовались квартиры, была организована кухня, где готовились в том числе и традиционные для славянских народов блюда.

Православное духовенство региона большие усилия предпринимало для религиозно-нравственного «перевоспитания» военнопленных в духе пропаганды общеславянского единства и присоединения желающих к православию.

Доброжелательное отношение к военнопленным местных жителей региона также способствовало формированию положительного имиджа России в среде данной категории вынужденных мигрантов. Страхи многих из этих людей, оказавшихся осенью 1914 г. в Западной Сибири, о том, что здесь их просто перережут, уже вскоре сменились опасениями местных военных и гражданских властей о допустимой границе благожелательного отношения к военнопленным со стороны населения края. Уже в декабре 1914 г. командующий войсками расположенного на территории Западной Сибири Омского военного округа генерал Е. О. Шмит в специальном приказе осудил поведение тех офицеров и чиновников, которые принимали у себя дома военнопленных, угощали их в ресторанах. С молчаливого согласия местного начальства, практически во всех западносибирских городах пленные занялись «культурной самодеятельностью», организуя оркестры, театральные труппы, футбольные команды и т.д. В регионе проходили и публичные выступления, в частности, оркестров военнопленных.

Еще большие проблемы возникли у властей в связи с направлением многих тысяч военнопленных на сельскохозяйственные работы. В деревне, в силу условий быта и характера труда население не дистанцировалось от них, пытаясь интегрировать в свою среду. Не случайно департамент полиции в мае 1915 г. своим секретным постановлением призывал местные власти не размещать военнопленных по обывательским семействам, а расквартировывать их в особо отведенных домах с сохранением казарменного строя жизни. Но и год спустя после этого постановления от крестьян и военнослужащих региона поступали сообщения о слишком вольной жизни военнопленных, которые свободно гуляли с русской молодежью, пользовались известной долей внимания со стороны женского населения и даже допускались к участию в сельских сходах.

Интересное мнение о причинах такой ситуации высказал один из руководителей Особого комитета помощи военнопленным Е. Г. Шинкевич, который в ходе командировки летом 1915 г. в Омский военный округ изучил положение размещенных здесь военнопленных австро-венгерской армии. Он объяснял доброжелательное и даже гостеприимное отношение к пленным со стороны местных крестьян тем, что «военнопленный австриец-славянин, прикоснувшись к земле, быстро утрачивает былой военный вид и обращается в земледельца». По свидетельству Е. Г. Шинкевича, многие военнопленные, особенно из крестьян, «очарованные земельными богатствами Сибири», думали остаться здесь навсегда, «выписав сюда свои семьи».[3]

Положительный имидж России, в которой военнопленные-славяне чувствовали себя как дома, способствовал формированию у некоторых из них зримых предпосылок для последующей в ней социализации: они обзаводились имуществом, семьей, принимались в сельские общества и т.д. Другие стали записываться в формируемые с 1915 г. в России воинские части для ведения боевых действий против Германии. В эти подразделения входили военнопленные чехи и словаки, готовые биться вместе с русскими братьями против общего врага славянства. Политическая декларация инициаторов создания этих воинских формирований предполагала создание самостоятельного чехословацкого государства во главе со славянским королем, которое проводило бы свою политику в полном единстве со всем славянским миром, прежде всего, с Россией. К декабрю 1917 г. удалось сформировать чехословацкий корпус, который насчитывал около 40 тыс. легионеров.

Таким образом, в период Первой мировой войны русские власти небезуспешно стремились через систему социально-бытовых и пропагандистско-идеологических мероприятий сформировать положительный имидж России как центра общеславянского единства у сотен тысяч австро-венгерских военнопленных славянского происхождения.



[1] В докладе использованы материалы следующих архивов: Российский государственный архив (РГИА), Государственный архив Омской области (ГАОО), Государственный архив Томской области (ГАТО).

[2] Устав Всероссийского попечительства о пленных славянах. Пг., 1914. С. 1, 4, 5.

[3] Отчет члена состоящего при Центральном справочном бюро о военнопленных Особого комитета помощи военнопленным Е.Г. Шинкевича по командировке в Омский военный округ для обследования степени нужды военнопленных австро-венгерской армии. Пг., 1915. С. 17, 40.

Еремин Игорь Александрович, доктор исторических наук, доцент кафедры истории и музеологии Барнаульского государственного педагогического университета, г. Барнаул


 

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.