СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 1. Основные тенденции в истории формирования и эволюции имиджа России в странах Запада и Востока

В.Ю. Грушина
Образ России в общественном мнении Великобритании
в период Первой мировой войны

Восприятие России европейскими государствами в ХХ в. неоднократно изменялось под воздействием множества факторов и, в том числе, зависело от заинтересованности в ее военной поддержке. В начале Первой мировой войны характер отношений между странами Антанты изменился в результате оформления между ними военного союза. Формирование образа союзника в общественном мнении являлось важным направлением правительственной политики в этот период. Большую важность успешного для союзников исхода войны имела позиция России, в лояльности которой у Британии и Франции периодически возникали сомнения. Однако, для британского правительства важное значение имел настрой не только в России, но и своей стране, положительное восприятие восточного союзника. Наиболее четкую структуру и четко сформулированные задачи работы имела британская пропаганда. В отечественной историографии проблема формирования «образа союзника» в период Первой мировой войны не достаточно разработана. В освещении данной проблемы в отечественной историографии преобладали догматические оценки существования самой системы пропаганды, работавшей как в России, так и в союзнических странах; задач и итогов ее работы. Поэтому своей основной задачей мы считаем анализ механизма формирования образа России в общественном мнении Британии и определение результатов работы в этом направлении. Для этого предполагается рассмотреть структуру британского аппарата пропаганды как важнейшего инструмента по формированию имиджа союзника.

С августа 1914 г. началось создание системы пропаганды, направленной на формирование «образа союзника» в общественном мнении Великобритании и России. Для контроля над распространяемой информацией в стране и за рубежом в обеих государствах были созданы бюро новостей при МИДе. 5 сентября 1914 г. британский военный кабинет признал существование необходимости организации, которая координировала бы пропаганду в Британии, союзных и нейтральных странах и боролась бы с распространением дезинформации. Этим органом стало Бюро пропаганды под председательством главы национальной страховой комиссии К. Мастермана1.

Для получения информации при посредничестве бюро пропаганды и МИД в Британию направлялись русские журналисты, а в Россию британские, некоторые из которых получили доступ в действующую армию. С осени 1914 г. русская публика получила широкий доступ к английской прессе. На формирование положительного восприятия союзника влияли работы британских и русских публицистов и ученых.

В России и Британии были созданы организации, которые поддерживались правительством и имевшие полуофициальный характер. Это «Общество друзей России», открытие которого произошло 11–12 марта 1915 г. в официальных апартаментах спикера палаты общин. В России были созданы «Общество британского флага», «Общество англо-русской дружбы». В Великобритании были созданы аналогичные общества. При поддержке официальных властей и на базе клубов проводились лекции с целью более близкого знакомства с культурой и историей союзников.

Участие России в войне в союзе с Британией потребовало ломки устоявшегося стереотипа восприятия ее английским обществом. На протяжении XIX в. она являлась соперницей Британии. В общественное сознание в этот период внедрялся тезис об угрозе для Индии «русской экспансии». В результате целенаправленной антирусской компании британской прессы в стране сложилось негативное отношение к царскому режиму, которое трансформировалось в целом в неприятие России. В массовом сознании английского общества она представлялась как оплот тирании и азиатского варварства и противопоставлялась Европе, как оплоту Демократии, Прогресса и Цивилизации. Созданию такого образа России способствовал сам царский режим.

В ноябре 1914 г. Бернард Шоу опубликовал памфлет «Здравый смысл о войне»2. В нем он утверждал, что Англии помогать России и Японии в борьбе с Германией столь же самоубийственно, как Канаде помогать индейцам апачам в борьбе против США. Шоу видел разницу между русским народом и авторитарным политическим строем империи. Чтобы стать действительно цивилизованной страной, Россия должна измениться. Поэтому общий вывод памфлета Шоу свелся к следующему: «Победа, недостижимая без русской помощи, была бы поражением западноевропейского либерализма: наш союзник сегодня, завтра может стать врагом. Если мы не можем без помощи России победить Потсдам, то нам следует просто «отдать» Германии лучшее и рассчитывать на союз с Америкой ради нашего места под солнцем»3.

Шоу не был одинок в своей критике официального курса на союз с Россией. Против правительственной политики выступала группа радикалов из Кембриджа – Э. Д. Морел, Ч. Тревильян, А. Понсонби к этой группе примыкал и Б. Рассел4. Радикалы и пацифисты были против союза с царизмом, они объединились в «Союз демократического контроля», проводивший митинги, выпускавший листовки и памфлеты, которые осуждали альянс с Россией и всю политику Антанты.

В британской прессе сразу после начала войны стала разворачиваться масштабная прорусская пропаганда. К делу искоренения вредных стереотипов общественного сознания были привлечены лучшие британские ученые-россиеведы5. Издательский комитет «Виктория-Лиги» предложил самому знаменитому специалисту сэру Дональду Макензи Уоллесу сказать веское слово патриарха. Он откликнулся серией статей »Наш русский союзник», которая была издана в виде брошюры для массового читателя. Профессор Эдинбургского университета Чарльз Сароли, также с целью борьбы с русофобскими настроениями англичан, опубликовал книгу «Долг Европы России»6.

По тематике и направленности с этими работами перекликались книга Д. У. Макейла «Дар России миру». По оценке русского корреспондента в Британии Шкловского, который работал под псевдонимом Дионео, книга имела «полуофициальный характер». В составлении этой книги принимали участие ученые, изучавшие Россию, такие, как профессор Томсон, Уайтхед, Старлинг. Поэтому, цель книги состояла в том, чтобы «дать широкой английской публике, в том числе и рабочим, самое общее представление о русской литературе, искусстве, музыке, науке. Выявить индивидуальность русского народа и установить, таким образом, дружбу между ним и английским народом»7. Профессор Бернард Пэйрс выступил с серией фронтовых репортажей, которые далее были собраны и опубликованы отдельной книгой «День за днем с русской армией».

Самым активным участником прорусской компании был корреспондент «Таймс» Стивен Грэхем. В начале 1915 г. была издана его книга «Россия и мир»8. За его работами внимательно следила британская пресса, в которой регулярно появлялись рецензии на сочинения о России. За годы войны Грэхемом было опубликовано четыре книги.

Наибольший вес в глазах англичан, включая правительство, имел фактор русской военной мощи. Широко в прессе эксплуатировался тезис о русском паровом катке, который, развив стремительное наступление, способен смять немецкие армии и добиться победы в кратчайшие сроки. Характерной чертой прорусской пропаганды стало неимоверное преувеличение ее военной мощи и большое внимание к русской армии. Источник силы армии усматривался Грэхемом в мистическом «русском духе»9.

При поддержке правительства в Британии создавались общества дружбы, задача которых состояла в распространении среди англичан знаний о России. В конце февраля 1915 г. в Лондоне состоялось открытие «Общества друзей России»10. На базе Англо-русского общества в Лондоне и при поддержке официальных властей в Британии были организованы лекции о России. В 1915 г. в Королевском колледже была организована серия лекций «Дух союзников»11.

28 апреля 1915 г. в Лондоне состоялся День русского флага. Его целью было «подчеркнуть перед населением Англии значение побед доблестной русской армии и значение ее побед в общей борьбе союзников». В течение 1915 г. дни флага проводились три раза. В ходе мероприятий, организованных Русским обществом и Англо-русским литературным обществом, были прочитаны лекции и проведен сбор средств в помощь раненым. Общебританская акция сбора пожертвований для русских раненых была проведена 25 мая 1915 г. одним из обществ. Акция была поддержана лордом Розбери, который в приветственном послании писал, что «мы все должны стремится служить России и чествовать ее за то, что она со славою держит фронт в одну тысячу миль»12.

Итак, во время Первой мировой войны в Великобритании был создан аппарат пропаганды, имевший многоуровневую структуру. Его активность демонстрирует большую заинтересованность в восточном союзнике. Цель британских обществ состояла в просвещении, знакомстве общества с культурой и историей союзника. Это, по мнению учредителей, должно было сформировать положительный образ России. Именно эта задача являлась наиболее актуальной для Британии. Но, несмотря на усилия прессы, так и не удалось создать благоприятного, привлекательного имиджа восточного союзника в глазах британского общества. Причиной этого, по нашему мнению, является инерция общественного мнения, которое привыкло воспринимать Россию как врага. Период союзнических отношений был слишком короткий, чтобы изменить стереотип.



1 Sanders M.L. Wellington House and British Propaganda during the First World War // The Historical Journal. V. 18, № 1. 1975. Р.119.

2 Цит. По: Graham S. Russia and the World. L., 1915. P. 185-187.

3 Ibid.

4 Зашихин А. Н. Лев+Медведь. За кого сражались англичане, когда сражались за русского царя? // Родина, №8-9, 1998. С. 125.

5 Там же. С. 125.

6 АВПРИ. Отдел печати и осведомления. Ф. 140. Оп. 477. Д. 234. Standard 19 января 1916 г.

7 Русские ведомости. 3 января 1915 г.

8 Graham S. Op. cit.

9 Цит. По: Земщина 30 августа 1914 г.

10 Алексеева И.В. Агония сердечного согласия. Царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. Л., 1990. С. 127-128.

11 АВПРИ. Архив ”Война”. Оп. 473. Д. 23.

12 Утро России. 29 апреля и 26 мая 1915 г.

Грушина Вера Юрьевна, к.и.н., ст. преподаватель Алтайского государственного университета, г. Барнаул

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.