СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР:
АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)
Секция 1. Основные тенденции в истории формирования и
эволюции имиджа России в странах Запада и Востока
В.Ю. Грушина
Образ России в общественном мнении Великобритании
в период Первой мировой войны
Восприятие России европейскими государствами в ХХ в.
неоднократно изменялось под воздействием множества факторов и, в том числе,
зависело от заинтересованности в ее военной поддержке. В начале Первой мировой
войны характер отношений между странами Антанты изменился в результате
оформления между ними военного союза. Формирование образа союзника в
общественном мнении являлось важным направлением правительственной политики в
этот период. Большую важность успешного для союзников исхода войны имела позиция
России, в лояльности которой у Британии и Франции периодически возникали
сомнения. Однако, для британского правительства важное значение имел настрой не
только в России, но и своей стране, положительное восприятие восточного
союзника. Наиболее четкую структуру и четко сформулированные задачи работы имела
британская пропаганда. В отечественной историографии проблема формирования
«образа союзника» в период Первой мировой войны не достаточно разработана. В
освещении данной проблемы в отечественной историографии преобладали
догматические оценки существования самой системы пропаганды, работавшей как в
России, так и в союзнических странах; задач и итогов ее работы. Поэтому своей
основной задачей мы считаем анализ механизма формирования образа России в
общественном мнении Британии и определение результатов работы в этом
направлении. Для этого предполагается рассмотреть структуру британского аппарата
пропаганды как важнейшего инструмента по формированию имиджа союзника.
С августа 1914 г. началось создание системы пропаганды,
направленной на формирование «образа союзника» в общественном мнении
Великобритании и России. Для контроля над распространяемой информацией в стране
и за рубежом в обеих государствах были созданы бюро новостей при МИДе.
5 сентября 1914 г. британский военный кабинет признал существование
необходимости организации, которая координировала бы пропаганду в Британии,
союзных и нейтральных странах и боролась бы с распространением дезинформации.
Этим органом стало Бюро пропаганды под председательством главы национальной
страховой комиссии К. Мастермана1.
Для получения информации при посредничестве бюро пропаганды
и МИД в Британию направлялись русские журналисты, а в Россию британские,
некоторые из которых получили доступ в действующую армию. С осени 1914 г.
русская публика получила широкий доступ к английской прессе. На формирование
положительного восприятия союзника влияли работы британских и русских
публицистов и ученых.
В России и Британии были созданы организации, которые
поддерживались правительством и имевшие полуофициальный характер. Это «Общество
друзей России», открытие которого произошло 11–12 марта 1915 г. в официальных
апартаментах спикера палаты общин. В России были созданы «Общество британского
флага», «Общество англо-русской дружбы». В Великобритании были созданы
аналогичные общества. При поддержке официальных властей и на базе клубов
проводились лекции с целью более близкого знакомства с культурой и историей
союзников.
Участие России в войне в союзе с Британией потребовало
ломки устоявшегося стереотипа восприятия ее английским обществом. На протяжении
XIX в. она являлась соперницей Британии. В
общественное сознание в этот период внедрялся тезис об угрозе для Индии «русской
экспансии». В результате целенаправленной антирусской компании британской прессы
в стране сложилось негативное отношение к царскому режиму, которое
трансформировалось в целом в неприятие России. В массовом сознании английского
общества она представлялась как оплот тирании и азиатского варварства и
противопоставлялась Европе, как оплоту Демократии, Прогресса и Цивилизации.
Созданию такого образа России способствовал сам царский режим.
В ноябре 1914 г. Бернард Шоу опубликовал памфлет «Здравый
смысл о войне»2.
В нем он утверждал, что Англии помогать России и Японии в борьбе с Германией
столь же самоубийственно, как Канаде помогать индейцам апачам в борьбе против
США. Шоу видел разницу между русским народом и авторитарным политическим строем
империи. Чтобы стать действительно цивилизованной страной, Россия должна
измениться. Поэтому общий вывод памфлета Шоу свелся к следующему: «Победа,
недостижимая без русской помощи, была бы поражением западноевропейского
либерализма: наш союзник сегодня, завтра может стать врагом. Если мы не можем
без помощи России победить Потсдам, то нам следует просто «отдать» Германии
лучшее и рассчитывать на союз с Америкой ради нашего места под солнцем»3.
Шоу не был одинок в своей критике официального курса на
союз с Россией. Против правительственной политики выступала группа радикалов из
Кембриджа – Э. Д. Морел, Ч. Тревильян, А. Понсонби к этой группе примыкал и
Б. Рассел4.
Радикалы и пацифисты были против союза с царизмом, они объединились в «Союз
демократического контроля», проводивший митинги, выпускавший листовки и
памфлеты, которые осуждали альянс с Россией и всю политику Антанты.
В британской прессе сразу после начала войны стала
разворачиваться масштабная прорусская пропаганда. К делу искоренения вредных
стереотипов общественного сознания были привлечены лучшие британские
ученые-россиеведы5.
Издательский комитет «Виктория-Лиги» предложил самому знаменитому специалисту
сэру Дональду Макензи Уоллесу сказать веское слово патриарха. Он откликнулся
серией статей »Наш русский союзник», которая была издана в виде брошюры для
массового читателя. Профессор Эдинбургского университета Чарльз Сароли, также с
целью борьбы с русофобскими настроениями англичан, опубликовал книгу «Долг
Европы России»6.
По тематике и направленности с этими работами перекликались
книга Д. У. Макейла «Дар России миру». По оценке русского корреспондента в
Британии Шкловского, который работал под псевдонимом Дионео, книга имела
«полуофициальный характер». В составлении этой книги принимали участие ученые,
изучавшие Россию, такие, как профессор Томсон, Уайтхед, Старлинг. Поэтому, цель
книги состояла в том, чтобы «дать широкой английской публике, в том числе и
рабочим, самое общее представление о русской литературе, искусстве, музыке,
науке. Выявить индивидуальность русского народа и установить, таким образом,
дружбу между ним и английским народом»7.
Профессор Бернард Пэйрс выступил с серией фронтовых репортажей, которые далее
были собраны и опубликованы отдельной книгой «День за днем с русской армией».
Самым активным участником прорусской компании был
корреспондент «Таймс» Стивен Грэхем. В начале 1915 г. была издана его книга
«Россия и мир»8.
За его работами внимательно следила британская пресса, в которой регулярно
появлялись рецензии на сочинения о России. За годы войны Грэхемом было
опубликовано четыре книги.
Наибольший вес в глазах англичан, включая правительство,
имел фактор русской военной мощи. Широко в прессе эксплуатировался тезис о
русском паровом катке, который, развив стремительное наступление, способен смять
немецкие армии и добиться победы в кратчайшие сроки. Характерной чертой
прорусской пропаганды стало неимоверное преувеличение ее военной мощи и большое
внимание к русской армии. Источник силы армии усматривался Грэхемом в
мистическом «русском духе»9.
При поддержке правительства в Британии создавались общества
дружбы, задача которых состояла в распространении среди англичан знаний о
России. В конце февраля 1915 г. в Лондоне состоялось открытие «Общества друзей
России»10.
На базе Англо-русского общества в Лондоне и при поддержке официальных властей в
Британии были организованы лекции о России. В 1915 г. в Королевском колледже
была организована серия лекций «Дух союзников»11.
28 апреля 1915 г. в Лондоне состоялся День русского флага.
Его целью было «подчеркнуть перед населением Англии значение побед доблестной
русской армии и значение ее побед в общей борьбе союзников». В течение 1915 г.
дни флага проводились три раза. В ходе мероприятий, организованных Русским
обществом и Англо-русским литературным обществом, были прочитаны лекции и
проведен сбор средств в помощь раненым. Общебританская акция сбора пожертвований
для русских раненых была проведена 25 мая 1915 г. одним из обществ. Акция была
поддержана лордом Розбери, который в приветственном послании писал, что «мы все
должны стремится служить России и чествовать ее за то, что она со славою держит
фронт в одну тысячу миль»12.
Итак, во время Первой мировой войны в Великобритании был
создан аппарат пропаганды, имевший многоуровневую структуру. Его активность
демонстрирует большую заинтересованность в восточном союзнике. Цель британских
обществ состояла в просвещении, знакомстве общества с культурой и историей
союзника. Это, по мнению учредителей, должно было сформировать положительный
образ России. Именно эта задача являлась наиболее актуальной для Британии. Но,
несмотря на усилия прессы, так и не удалось создать благоприятного,
привлекательного имиджа восточного союзника в глазах британского общества.
Причиной этого, по нашему мнению, является инерция общественного мнения, которое
привыкло воспринимать Россию как врага. Период союзнических отношений был
слишком короткий, чтобы изменить стереотип.
1 Sanders M.L. Wellington House and British
Propaganda during the First World War // The Historical Journal. V. 18, № 1.
1975. Р.119.
2 Цит. По: Graham S.
Russia and the World. L., 1915. P. 185-187.
3 Ibid.
4 Зашихин А. Н. Лев+Медведь.
За кого сражались англичане, когда сражались за русского царя?
// Родина,
№8-9, 1998. С. 125.
5 Там же. С. 125.
6 АВПРИ. Отдел печати и
осведомления. Ф. 140. Оп. 477. Д. 234. Standard
19 января 1916 г.
7 Русские ведомости. 3
января 1915 г.
8 Graham
S. Op. cit.
9 Цит. По: Земщина 30
августа 1914 г.
10 Алексеева И.В. Агония
сердечного согласия. Царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. Л.,
1990. С. 127-128.
11 АВПРИ. Архив ”Война”.
Оп. 473. Д. 23.
12 Утро России. 29 апреля и 26 мая 1915 г.
Грушина Вера Юрьевна, к.и.н., ст. преподаватель Алтайского
государственного университета, г. Барнаул |