СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 1. Основные тенденции в истории формирования и эволюции имиджа России в странах Запада и Востока

В.Н. Козулин
Либеральный взгляд на Америку в России начала XX в.

В последние десятилетия наблюдается всплеск интереса к «имагологическим» проблемам, в том числе к проблеме взаимовосприятия народов России и Запада. Проблема взаимовосприятия русских и американцев тоже начала активно исследоваться в отечественной науке в последние годы. Но, несмотря на уже большой существующий задел, в исследовании этой темы еще очень много незаполненных лакун, ждущих своего исследователя. Так, например, ни в одном исследовании, посвященном истории восприятия русскими прошлых веков Америки, нам не встретилось ни слова об одном очень любопытном источнике самого начала XXв. – «Американских впечатлениях» Ф.Ф. Мартенса, опубликованных в ноябрьском номере «Вестника Европы» за 1902 г. Целью доклада является привлечение внимания к этому источнику по истории восприятия Америки в России и характеристика особенностей восприятия Ф.Ф. Мартенсом Соединенных Штатов и их жителей, американцев.

Как известно, в России издавна существовал взгляд на Америку как на самый сконцентрированный образец западной бездуховности и прагматизма, ненавистных русской культуре. На это обращал внимание еще Александр Пушкин. Но вместе с тем в русском обществе существовал и существует прямо противоположный либеральный взгляд на Америку как положительный идеал торжества принципов демократии, прав человека и т.п.

К сожалению, в наше время в отношении российского общества к Америке весьма популярна консервативно-охранительная тенденция – критика американского общества, резкое противопоставление его русскому. Это не способствует культурному диалогу, а значит, и продуктивному развитию собственной культуры. Ибо наиболее продуктивно развивается и обогащается лишь та культура, которая открыта миру, а не отгораживается от него, и лишь те народы, которые смотрят на другие народы открытыми и доброжелательными глазами, а не как на заведомых врагов. Именно такой открытый и доброжелательный взгляд так называемого «русского европейца» начала XXв. и представляет Федор Федорович Мартенс – известный русский юрист, специалист по международному праву, член международных третейских судов, разбиравших международные конфликты. В США Ф.Ф. Мартенс был приглашен в 1901 г. Йельским университетом для вручения звания почетного доктора права.

Уже в самом начале своей статьи Ф.Ф. Мартенс заявляет о своем полном согласии с фразой английского историка Дж. Брайса о том, что «Америка вызывает восторг». Единственным, что несколько подпортило столь благоприятное в целом впечатление Ф.Ф. Мартенса об Америке, был чересчур строгий и привередливый таможенный досмотр, который, правда, не коснулся самого автора, однако ему показалось унизительным, что американцы бесцеремонно и дотошно досматривают своих сограждан и заставляют их составлять доскональную декларацию всего приобретенного за границей. Такую необычную для европейца суровость и беспардонность таможенного контроля автор не может оправдать даже американским уважением к закону, и здесь, очевидно, аристократизм автора, жившего в императорской России, берет верх над либерализмом.

Любопытным и ценным моментом во впечатлениях Ф.Ф. Мартенса является его анализ изменения образа Америки и американцев в Европе и России примерно за пятьдесят лет. Таким образом, в его статье, по сути дела, содержится уже элемент имагологического исследования. Русский взгляд Ф.Ф. Мартенс особо не отделяет от европейского, ведь не случайно мы его нарекли «русским европейцем». По мнению Ф.Ф. Мартенса, у русского общества XIXв. складывались в общем сходные и мало отличные от прочих жителей Старого Света представления об Америке.

Описывая то, каким американский народ казался ему в прежние времена (в середине XIXв.), Ф.Ф. Мартенс отмечает, что на формирование тогдашнего образа американца, с одной стороны, большое влияние оказывали романы Купера, заставлявшие восторгаться «отвагой и высокими нравственными подвигами американских пионеров». С другой же стороны, огромное впечатление произвела «картина рабства негров на американских плантациях», нарисованная «удивительным пером Бичер-Стоу». Автор говорит, что он хорошо помнит то, с каким восторгом все русское общество отнеслось к великому президенту Линкольну, борьба которого против рабства как раз совпала с отменой крепостного рабства и другими великими реформами в России, что немало способствовало росту симпатий русских к американцам. Автор с большой теплотой вспоминает посещение им американского броненосца на кронштадтском рейде в 1866 г. и «произведенный американцами фурор, в особенности среди русских дам».

Среди других причин положительного восприятия Америки в годы своей молодости Ф.Ф. Мартенс называет увлечение европейцев в 60‑х и 70‑х гг. XIX в. американскими порядками, прежде всего американской свободой – гораздо большей, чем она была в то время в Европе. Наиболее ярко эта тенденция была выражена в сочинениях об Америке Алексиса де Токвиля и Эдуарда Лабуле, которыми «зачитывалось молодое поколение тогдашней эпохи». Таким образом, гражданин Соединенных Штатов, по словам Ф.Ф. Мартенса, «сделался синонимом с человеком, пользующимся личной свободой, самодеятельностью и самоуправлением».

Такая популярность американцев в Европе продолжалась, по словам автора, до 80-х гг. XIX в. Увлечение американской культурой сменилось «боязнью за распространение на Европу американского империализма», прежде всего в экономической сфере, но также и в политической (в связи с новым развитием доктрины Монро). Ф.Ф. Мартенс замечает, что если раньше символического американца в сатирических журналах изображали этаким худощавым и длинноногим «братом Ионафаном» (Джонатаном), то теперь тот же «дядя Сэм«изображается на карикатурах все чаще как «морское чудовище, с лицом знаменитого Пирпонта Моргана, забравшее в свои лапы все торговые флоты европейских народов», или «как гигант Гулливер, около которого копошатся пигмеи – европейские народы, не знающие, как избавиться от поглощающей их американской конкуренции».

Ф.Ф. Мартенс не уверен, «будет ли народ Соединенных Штатов счастливее от той «мировой роли», которую он в последнее время на себя принял». Это, по словам автора, покажет будущее. Но ученый пытается объективно разобраться в том, что «американский империализм» может дать Европе и России в том числе. Он полагает, что у этого объективно надвигавшегося уже тогда явления, под названием «американизация всего мира» (термин английского публициста У. Стеда), есть своя положительная сторона. Европейцам есть чему поучиться у американцев.

Во-первых, это знаменитый принцип «E pluribus unum», состоящий, по словам Ф.Ф. Мартенса, «в уважении разнообразия при соблюдении единства». Второе главное достоинство американской жизни, по его мнению, это веротерпимость, свобода совести и религии. «Если «американизация всего мира», – говорит Ф.Ф. Мартенс, – приведет к беспредельному торжеству американского начала свободы совести и религии во всем мире, то американцы сослужат великую службу делу истинной цивилизации». И, наконец, третье золотое правило, которое следовало бы усвоить европейцам от американцев, это уважение к труду, идеал self-mademan’a. Кроме этих трех «главнейших жизненных принципов», внесенных американцами в мировую цивилизацию, и многие другие начала «достойны всеобщего распространения посредством американизации». Сюда ученый относит «свободу мысли, слова и печати; равенство между людьми перед законом и судом; простота обращения и доброта отношений… и т.п.»

Конечно, Ф.Ф. Мартенс во многом идеалист, он, подобно многим современным либералам, идеализирует порядки Соединенных Штатов. В развитии и распространении «великих социальных принципов» американской демократии он видит «завидное историческое призвание» Соединенных Штатов. Думается, под этими словами могли бы подписаться и современные российские либералы. Но идеализм не достоин осуждения, наоборот, он бывает перспективен для оптимизации отношений между народами и для диалога культур. Тогда как прагматизм и национализм (даже в самом хорошем смысле этого слова), наоборот, очень часто приводят к международной напряженности и конфликтам.

Разумеется, кроме либерального подхода к Америке, в России всегда существовали и будут существовать и другие подходы, представленные иными спектрами русского общественного мнения. Америка, как и любой символ, не может восприниматься однозначно. Для исследования же темы восприятия Америки в России важно знать различные ее оценки, в том числе и либеральный взгляд на Америку, выраженный Ф.Ф. Мартенсом.

Литература

1. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. Россия глазами американцев: 1850–1880-е гг. М., 1998.

2. Шестаков В.П. Русское открытие Америки// Россия и Запад: диалог культур. Вып. 1. М., 1994. С. 74–86.

3. Сергеев Е.Ю. Образ России и русских в общественном мнении США (август 1914 – февраль 1917 г.) // Россия и внешний мир: диалог культур. М., 1997.

4. Он же. Образ США в представлениях россиян. (Начало XX в.) // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 1. М., 2000. С. 235–246.

5. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992.

Аннотация

Для улучшения международных отношений и имиджа собственной страны безусловно положительную роль играет доброжелательное отношение к другим, готовность к культурному диалогу, восприятию чужого позитивного опыта. С этой точки зрения определенный интерес представляет либеральный взгляд на Америку русского ученого-юриста и политического деятеля начала XXв.Ф.Ф. Мартенса. Он оспаривает довольно популярный в русском общественном мнении стереотип восприятия США как олицетворения материалистической бездуховной цивилизации Запада и отмечает многие положительные черты американского общества и даже такого неоднозначного явления, как «американизация». Автор описывает эволюцию восприятия Америки в европейском и, в частности, в русском обществе, что весьма полезно в целом для понимания механизмов формирования международных имиджей.

Козулин Вячеслав Николаевич, к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета

 

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.