СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 2. Факторы, влияющие на формирование и восприятие образа России в современном мире

Т.Е. Давыдова
Социальная рыночная экономика и общество современной России

В тезисах рассматриваются вопросы эффективности и привлекательности социальной рыночной экономики для самого государства и его репутации в мировом сообществе. Социальная экономика как приоритет развития позволяет раскрепостить человека, дать простор его энергии и инициативе, обеспечить ему достойное существование, максимально удовлетворить его не только материальные, но и духовные потребности. Это обстоятельство в итоге определяет высочайший уровень социально-экономического развития общества, базирующегося на личной ответственности каждого его члена.

В последние годы в международной практике и в России в первую очередь имеет место и постоянно возрастает интерес к теории социального рыночного хозяйства, к ее базовым положениям, результатам теоретического развития, практической реализации и возможности использования в современных условиях. В процессе общественного развития все более пристальное внимание уделяется основной функции государства – служить и содействовать благосостоянию его граждан. Социальная экономика призвана обеспечить рост всеобщего благосостояния и укрепить репутацию государства в мировом сообществе.

По определению, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. Президент Российской Федерации В.В. Путин в качестве одного из основных приоритетов экономического развития России постоянно выделяет сохранение и усиление социальной ориентированности системы хозяйствования. Степень социальной ориентации национальной экономики обусловливает перспективы совершенствования генофонда страны, ее положение в мировом сообществе и уровень благоприятности прогноза дальнейшего развития. Не раз отмечалось, что приоритетом экономического развития нашей страны неизменно остается его социальная ориентированность; подчеркивалось, что правительство и в будущем сохранит курс на демократическую страну с рыночной и социально ориентированной экономикой.

Социальность – высший приоритет развития, чрезвычайно привлекательный с позиции каждого отдельно взятого человека, но она не должна являться синонимом иждивенчества. Социальная справедливость изначально предполагает равенство шансов на первых этапах, но не обязательно равенство конечных результатов деятельности. Подобный подход к определению дает возможность выявить, кто есть лучший в решении определенной задачи; какие методы и направления ее решения наиболее оптимальны и эффективны; как мобилизовать свои силы, способности и творческую энергию, чтобы быть в числе первых.

Государство и общество воспринимается так, как оно относится к себе и к обществу другой страны. Нетерпимость русских людей к чужому успеху, практически всеобщее отсутствие личной ответственности не является привлекательным для зарубежных партнеров, что негативно сказывается на восприятии такого человека мировым сообществом. Россия словно выпадает из серьезного, ориентированного на эффективный результат развития ряда стран мира, чье население имеет разные личные цели, но одну общую – личные цели подчинены общему социально-экономическому развитию государства и улучшению его репутации в мире. Так, когда журналист спрашивает трехлетнюю китайскую девочку о ее мечте и она отвечает, что мечта – первенство ее страны в мировом сообществе, понимаешь, почему по темпам развития Китай не имеет равных в мировой истории.

Это обстоятельство показательно демонстрирует анализ на базе оригинальной теории классификации стан мира – полагаем, эта классификация в наибольшей степени соответствует поставленной нами в данной работе цели.

Так, японский ученый Хакамада предлагает следующее. Все страны мира можно условно разделить на три группы: «страны глины», «страны кирпичей» и «страны песка».

Классическая «Страна глины» – Япония. Множество мелких частиц, практически лишенных индивидуальности, в совокупности позволяют создавать изящные, изысканные строения, точные и крепкие. Причина – тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В данном случае во внимание принимается особенная психология японцев – полное отстранение от собственного «я» и осознанный переход к более ответственному коллективному «мы». Для российских граждан такой переход никогда не был логичным и вообще возможным. В результате можно говорить о глубоко национальной особенности данного варианта.

Типичная «Страна кирпичей» – Германия. Кирпичи крупнее, обособленнее глиняных частиц, а здание из кирпичей надежнее, долговечнее, строже при условии, что используется качественный цемент – дисциплина и порядок, например. Для Германии отмеченный цемент – нерушимая основа существования. Однако, с учетом того, что немецкая дисциплина – скорее исключение, чем правило, причем формировавшееся столетиями, и в этом случае мы имеем право говорить о «стране кирпичей» как о редком явлении с глубочайшими, неповторимыми традициями – для России данный тип государства, как и предыдущий, неприемлем. 

Наконец, «Страна песка» – Россия. Песчинки отделены друг от друга, их много, но их ничто не связывает, поэтому ненадежные постройки быстро рассыпаются. Требуется связующее звено – им, в частности, в царской России являлась ответственность, основанная на вере в Бога, царя и отечество; в советской России – в коммунистическую партию, а в современной России – рыночной – подобного звена, к сожалению, просто нет. Таким образом, обусловливается необходимость формирования группы общественных интересов, связывающих российское общество и обеспечивающих его единство. При этом российские граждане должны осознанно подойти к формированию общества будущего.

 «Никакая экономическая ситуация не может быть настолько безнадежной, чтобы решительная воля и честный труд всего народа не смогли справиться с ней» – эти слова Людвига Эрхарда очень образно отражают точку зрения творца так называемого «экономического чуда» Германии, которую он никогда не уставал отстаивать. По его словам, «то, что произошло в Германии, было чем угодно, но не чудом. Это было всего лишь результатом честного усилия всего народа, которому были предоставлены основанные на принципах свободы возможности снова прилагать и применять инициативу и энергию человека … Нас вывели вперед совершенно реальные силы и факторы»[2]. Так он сказал в декабре 1954 года, но его мнение, свидетельствующее о доступности, реальности подобного результата, не менее актуально и сейчас.

Для Л. Эрхарда, например, не только рынок, но и сама экономика не представляла самодостаточной ценности. Он постоянно повторял, что и рынок, и экономическая эффективность не есть конечная цель, а лишь инструменты для ее достижения. Цель же состоит в том, чтобы раскрепостить человека, дать простор его энергии и инициативе, обеспечить ему достойное существование, максимально удовлетворить его не только материальные, но и духовные потребности.  Для государства экономическая эффективность не самоцель, а лишь одно из средств для удовлетворения материальных и духовных потребностей своих граждан. Так, например, Х.Ф. Вюнше отмечает, что социальные услуги современного государства не соответствуют концепции социального рыночного хозяйства Эрхарда. Данная концепция ставит целью увеличение шансов каждой отдельной личности, и успех достижения этой цели нельзя ставить в зависимость от уровня социальных государственных услуг. Индикатором успеха социального рыночного хозяйства является то, что, в конечном счете, эти услуги для подавляющего большинства граждан становятся излишними в условиях роста всеобщего благосостояния[3].

Человек должен говорить не так: «Государство, приди мне на помощь, защищай меня и помогай мне», но так: «Государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить себе существование, мою судьбу и судьбу моей семьи». Социальное обеспечение не означает социальное страхование для всех; оно не означает перенесения индивидуальной ответственности на коллектив. Вначале должна быть собственная личная ответственность, и только тогда, когда одной этой ответственности оказывается мало или она безрезультатна, вступают в силу обязательства государства или общества в отношении человека.

Отметим, что подобный подход при детальном рассмотрении рассчитан не просто на результат, но и на перспективу, возможно, даже в большей степени. Да, безусловно, общество и в теории, и на практике выигрывает в процессе деятельности в описанных условиях. Но в действительности отложенный эффект еще больше. Человек, воспитанный в таких условиях и на таких нравственных принципах, ориентируется на развитие и активное использование своих лучших качеств, естественным, эволюционным путем формируя тем самым здоровое, эффективное общество, нацеленное не просто на приобретение благ для себя лично, но на их получение в результате труда на благо всего общества.

Социально ориентированная экономика должна быть принята обществом. Не навязана государством, а ожидаема и с радостью принята его гражданами. Именно это-цель на ближайшие годы. Для успешной реализации этой цели, предполагающей повышение благосостояния всех граждан без исключения, рост терпимости к чужому успеху, укрепление ответственности за собственные поступки, стремление к развитию и самосовершенствованию, необходимо возрождение общества России и, в первую очередь, его духовности и нравственности.



[1] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – С.6
[2] Эрхард Л. Немецкое чудо? / Благосостояние для всех: Репринт. воспроизведение: Пер. с нем. // Авт. предисл. Б.Б. Багаряцкий, В.Г. Гребенников. – М.: Начала-Пресс, 1991. – С.153
[3] Вюнше Х.Ф. Социальный аспект социального рыночного хозяйства / Социальное рыночное хозяйство как политика введения рыночного хозяйства / Цель – рыночное хозяйство. Хозяйство и общество в процессе перехода от плана к рынку: Пер. с нем. // Под ред. А.Ю. Чепуренко, В.П. Гутника. – М.: ВлаДар, 1995. – С. 14-16

Давыдова Татьяна Евгеньевна, ГОУ ВПО "Воронежский государственный архитектурно-строительный университет", кафедра экономической теории и основ предпринимательства, кандидат экономических наук, доцент, г. Воронеж

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.