СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 2. Факторы, влияющие на формирование и восприятие образа России в современном мире

В.Р. Филиппов
Имидж России или палитра мнений?


«О вкусах не спорят, есть тысяча мнений,
Я этот закон на себе испытал…»
В. Высоцкий

Не будучи специалистом в данной проблеме и не располагая сколько-нибудь репрезентативным эмпирическим материалом, я могу лишь поделиться некоторыми вполне умозрительными соображениями по поводу общей тематики конференции, во-первых, и по поводу восприятия французами России и русских, во-вторых. Соображения эти – результат моего сотрудничества с французскими коллегами – социальными антропологами, демографами, социологами – во время научных конференций или в ходе реализации международных научных проектов, взаимодействия с партнерами в совместных бизнес-проектах, общения с французами во время частных поездок во Францию. Мне довелось более или менее длительное время проводить в этой замечательной стране и бывать в различных ее пределах: в Париже, Тулузе, Ренне, Сан-Мишеле, на Корсике и во французских Альпах.

1. С точки зрения социальной антропологии сама постановка вопроса о международном имидже России не вполне корректна. Во-первых, в разных странах этот имидж будет весьма и весьма различным (это вполне очевидно и не нуждается в специальном обосновании). Во-вторых, даже в границах того или иного государственного образования, в различных его пределах, доминирующие представления о нашей стране будут существенно различаться. В-третьих, отличаться преобладающие мнения о России будут у представителей различных социально-профессиональных групп населения. В-четвертых, (и это главное!), суждения о России и россиянах во многом будут зависеть от индивидуального опыта общения с нами – лучшими или худшими представителями нашей страны: таким образом, самых разнообразных имиджей Росси будет столько, сколько индивидов вообще захотят составить о ней собственное мнение.
2. Еще одно существенное обстоятельство: представления о России как о политической общности, как о носителе государственного суверенитета, и представления о россиянах и о русских (в ментальности европейцев эти лексические единицы чаще всего синонимичны) могут существенно различаться и чаще всего будут различно эмоционально окрашены. Представления о России как о государстве преимущественно окрашены в сумеречные тона. Что касается суждений о гражданах нашей страны, в частности о русских, то они куда менее унифицированы, палитра мнений включает в себя все тона от самых незаслуженно темных до самых неоправданно радужных. На наш взгляд, это обстоятельство объясняется тем, что общественное мнение по поводу роли России в европейской и мировой политике детерминировано преимущественно общегосударственными СМИ (прежде всего электронными), формирующими единое информационное поле и, соответственно, единые стереотипы восприятия нашего государства, его внешней и внутренней политики. Мнение же о «русских» обусловлено в значительной степени опытом межличностного общения и зависит от того, с кем и как общаются французы во Франции и в России.

3. Россия как политический суверен до сих пор вызывает известное отторжение у французов. Несмотря на то, что они весьма наслышаны «о перестройке», наша страна представляется им государством с тоталитарным политическим режимом и воспринимается как перманентный источник военной угрозы. Примечательно, что Россия до сей поры представляется как «тюрьма народов» (благодаря крайне тенденциозной интерпретации ситуации в Чечне), а русские выступают душителями свободы «покоренных народов»). Примечательно, что аналогии между действиями чеченских боевиков и, например, террористической активностью басских или корсиканских националистов не вызывают у французов ни понимания, ни сочувствия. Не вызывает сомнения, что все это-следствие стереотипов, насаждаемых официальными масс-медиа, которые, в свою очередь, есть результат вполне очевидной антироссийской политики стран Евросоюза. К сожалению, электоральные победы Н. Саркози лишь усилят эти тенденции во французском обществе.

4. В конечном счете, именно опытом межличностного общения обусловлено различное отношение к «русским» (это вовсе не обязательно «этнические» русские!) в различных регионах Франции. За последнее десятилетие присутствие россиян во Франции нарастало лавинообразно. Резко интенсифицировался туристический обмен, деловое сотрудничество, научные и культурные связи. При этом основной поток туристов направлен, преимущественно, либо в приальпийские регионы, на самые престижные горнолыжные курорты Франции (Шамони, Куршевель, Менуир и др.), либо на южное побережье Франции – в Ниццу, и на Лазурный Берег. Совершенно очевидно, что отдых в этих знаменитых горнолыжных местечках или на золотых песках, в фешенебельных пятизвездочных отелях могут позволить себе либо представители политической элиты России, либо представители крупного российского бизнеса. С унынием нужно констатировать, что именно они формируют сугубо негативный стереотип восприятия «русских» в этих регионах. Наши соотечественники здесь воспринимаются как носители самого дикого барства, как типичные «нувориши», склонные к пьянству, публичному разврату, хамству с обслуживающим персоналом и проч. (Лучшее свидетельство тому – недавние события в Куршевеле и арест группы известных российских предпринимателей.) Здесь французы держатся в общении с «русскими» дистанцированно и официально, и, вместе с тем, официанты в ресторанах зачастую ведут себя нелюбезно и без особых церемоний обсчитывают подгулявших россиян. Несколько иное отношение к «русским» в Париже. В самых дорогих отелях и знаменитых ресторанах картина весьма напоминает ту, что была описана выше. В демократичных ресторанчиках и трехзвездочных отелях отношение к русским значительно лучше. К сожалению, самый радушный прием и неподдельный интерес к «русским» и к России мы встречали в тех регионах Франции, где опыт общения с нашими соотечественниками минимальный – на Корсике, в Бретани.

5. Весьма показательно отношение французских коллег к российскому научному сообществу (речь идет о тех, кто подвизается на ниве этнологи/культурной антропологии). К сожалению, французы справедливо отмечают концептуальную изолированность российского этнологического сообщества и скверное знание (а главное, амбициозное нежелание знать) иные методологические подходы, давно уже ставшие доминирующими в западной социальной антропологии. Непонимание у французских коллег вызывает некоммуникабельность россиян, их неготовность к дружеским, неофициальным контактам на междунаучных научных форумах. Зачастую они считают такую некоммуникабельность страхом перед всемогущим КГБ, в то время как это объясняется безденежьем российских ученых и скверным знанием, а чаще незнанием французского языка. Увы, французы часто говорят о меркантилизме российских коллег и неготовности их принимать участие в международных научных проектах, лишенных финансовой поддержки научных фондов (это тоже легко объясняется существенной разницей в уровне оплаты труда французских и российских ученых).

Аннотация
С точки зрения социальной антропологии сама постановка вопроса о международном имидже России не вполне корректна. Во-первых, в разных странах этот имидж будет весьма различным. Во-вторых, даже в границах того или иного государственного образования, в различных его пределах, доминирующие представления о нашей стране будут существенно различаться. В-третьих, отличаться преобладающие мнения о России будут у представителей различных социально-профессиональных групп населения. В-четвертых, суждения о России и россиянах во многом будут зависеть от индивидуального опыта общения с нами. Таким образом, самых разнообразных имиджей Росси будет столько, сколько индивидов вообще захотят составить о ней собственное мнение.

Филиппов Василий Рудольфович, д.и.н., зав. сектором сравнительных этносоциологических исследований Института Африки РАН, г. Москва
 

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.