|
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР:
АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)
Секция 2. Факторы, влияющие на формирование и восприятие
образа России в современном мире
Л.А. Кокумбаева
О процессах формирования национальной идентичности на постсоветском
пространстве
Фундаментальные изменения на территории бывшего Союза
привели к интенсификации идентификационных процессов. Это обусловило стремление
людей глубже разобраться в фактах собственной истории, чтобы сформировать свою
идентичность как духовную опору. Представление о стране и ее жителях может
складываться из самых разных факторов; при этом следует признать, что по
большому счету имидж государства определяется человеческими ресурсами, то есть
конкретными людьми, его представляющими. И если учесть, что обсуждение и решение
многих международных вопросов осуществляются в процессе непосредственных актов
коммуникаций, то становится очевидным значение имиджирующих характеристик
сообщающихся сторон.
Актуальность проблемы состоит, таким образом, в выявлении
специфики идентификационных процессов как собирательного образа того или иного
государства, народа на постсоветском пространстве. Здесь нас интересует проблема
национальной идентичности, которая, с одной стороны, содержит общие черты с
другими понятиями (цивилизационная, гражданская и политическая, этническая,
религиозная и классовая, региональная, корпоративная и субкультурная,
национально-государственная и страновая.…); с другой стороны, имеет свои
отличительные особенности, а именно: является характеристической константой
новых имиджей, все увереннее заявляющих о себе в современном многоликом мире.
Выступая как общее определение, дефиниция «национальная идентичность»
конкретизируется такими определениями, как европейская, русская, российская/
общероссийская, советская… формы идентичности. Эволюция идентификационных
процессов при всем многообразии имеет универсальный характер: от этнической к
национальной, от национальной к цивилизационной (национально-цивилизационной),
что показывает пример России. Многие тенденции, происходившие и происходящие
здесь, актуальны в той или иной степени для всего постсоветского пространства, а
потому анализ данного региона позволяет выделить узловые проблемы современного
человечества.
Разработка проблемы национальной идентичности базируется на
сложившейся в науке устойчивой традиции, согласно которой формированию нации
предшествует этнос; его становление происходит в естественно-природной среде, а
потому этническое является субстратным основанием социального организма [1].
Жизнеспособность прослеживается в историческом характере понятия «национальное»,
которое проникло сегодня во все сферы общества. Национальное образование, единое
национальное тестирование (ЕНТ), национальный банк, национальная валюта… – эти и
многие другие словообразования жизненной практики свидетельствуют об
актуализации национального в современном мире.
Одна из основ жизнеспособности политических сообществ
современности – национально-цивилизационная идентичность. Современная Россия как
национально-государственная общность базируется на трех «китах», определяемых
как «особый путь», государство, власть. Интегрирующими факторами на разных
этапах отечественной истории выступают политическая, религиозная и
идеологическая мотивации. Сегодня потребность в поддержании цивилизационного
единства принимает форму дискуссии о «национальной идее» и «национальных
интересах». Ведутся поиски национальных основ идентичности в различных
субкультурных группах традиционалистского толка. Возможность свободного развития
получили этнический и этнокультурный, религиозный, идейно-политический и другие
векторы идентичности. «Однако для общества, решающего масштабные
модернизационные задачи, национально-цивилизационное самоопределение является
приоритетным», – утверждает И.С. Семененко [2].
Очевидно, что подобная задача важна для всего
постсоветского региона. При этом главным с точки зрения цивилизационного
позиционирования оказывается вопрос о модели развития: предпочтение
модернизационной либо традиционалистской установок. Кроме того, консолидация
больших поликультурных сообществ возможна при позитивно окрашенной идентичности.
Последняя предполагает поддержание широкого консенсуса по вопросу о модели
общественного развития, согласие по поводу необходимости «самостояния» как
уникальной социальной и культурной общности, гражданскую лояльность и
толерантность в публичной сфере. Формирование подобной идентичности – ключевая
проблема национально-цивилизационного выбора. Для России этот вопрос
формулируется как возможность совместить западно-либеральный и
самобытно-национальный варианты развития. «Решения, находящиеся на полюсах
вариативной шкалы, не являются конструктивными, поскольку угрожают России либо
тупиком поспешной и подражательной модернизации, либо потерей ее традиционной
идентичности», – полагает авторский коллектив Энциклопедического Словаря
«Этнокультурные и духовные аспекты» [3].
Следует отметить, что понятие «цивилизационная
идентичность» интерпретируется не в геополитическом, а в культурно-историческом
и психологическом аспектах, которые освещаются через три модуса восприятия
Другого-враждебный, нейтральный и дружественный. При этом научные описания
отношения к Другому-как-Врагу не содержат однозначно
негативной трактовки, как это можно понять в обыденном смысле.
Экспликация качественной природы данного типа «всегда более бдительное,
напряженное и эмоционально насыщенное, чем отношение к Другому-как-Другу,
теряющему качественную определенность по мере сближения или даже интеграции с
Мы. В этом смысле именно Другой-как-Враг позволяет лучше осознать,
четче и категоричнее сформулировать образ Мы» [4].
Исходя из изложенного выше, В.Соловей делает теоретический
вывод о преимуществах подобного подхода, которые, безусловно, обладают
универсальной значимостью. Он состоит в том, что культуры, страны и народы
воспринимаются «не как сложные и внутренне дифференцированные, а как целостные и
гомогенные» [5]. К подобным смысловым категориям относятся «европейская» и
«российская (общероссийская») идентичности. Такой целостный подход способствует
стремлению противостоять размыванию национально-цивилизационной идентичности
под напором глобализации и в условиях активного натиска со стороны прагматически
мотивированной корпоративистской культуры и стандартизированного образа жизни на
американский манер. Альтернативу подобной унификации И.С. Семененко видит в типе
«благополучного» западного мира («индивидуализированном обществе»), который
«строится на широком понимании принципа мультикультурности как средства
преодоления маргинальности и социальной аномии и может составить фундамент
общецивилизационного европейского мировоззрения» [6].
Итак, можно заключить, во-первых, что идентичности
«нестабильны сами по себе». Как пишет В. Морозов, солидаризуясь при анализе
вендтовской онтологии с преподавателем Университета Уорвика Майей Цефусс,
изменение идентичности (по Вендту) состоит «просто в переходе от одной
относительно стабильной идентичности к другой» [7]. Во-вторых, чувство
сохранения своей идентичности широко распространено в современном
глобализирующемся мире. В-третьих, наиболее полемически заостренной в
происходящих идентификационных процессах является национальная идентичность.
Один из показательных ответов на вызов глобализации – Россия в рамках
треугольника РФ – Западная Европа (Старый Свет) – Америка (Новый Свет). Образ
Запада в массовом сознании россиян в данном случае как бы раздваивается,
разделяется на образ Западной Европы и образ США, которые оцениваются и
воспринимаются по-разному. США традиционно ассоциируются с военно-политической
угрозой, в то время как страны Западной Европы, как правило, не воспринимаются в
качестве такой угрозы [8]. На наш взгляд, это суждение распространяется не
только на россиян; в той же мере оно актуально и для казахстанцев, и других
народов и стран бывшего Союза.
Литература
-
Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная
культура (методологические проблемы). М., 1996.
-
Семененко И.С. Культурные факторы и механизмы формирования
российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI в. //
Полис. 2004. №1. С. 113.
-
Этнокультурные
и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Ред. колл.: Мчедлов М.П. и
др.; авт. колл.: Андреев А.Л. и др. М., 2001. С. 70.
-
Соловей В. Не Запад. Не Восток. Не Евразия: О цивилизационной
идентичности России // Свободная мысль – ХХI. 2005. №11 (1561). С. 111.
-
Там же. С. 112.
-
Семененко И.С.
Культурные факторы… С. 107.
-
Морозов В. Понятие государственной идентичности в современном
теоретическом дискурсе // Международные процессы. 2006. Т. 4. № 1. С.82–94.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
www.intertrends.ru/tenth/007.htm.
-
Семененко И.С. Культурные факторы… С. 107.
Кокумбаева Лейла Амангельдиновна, старший
преподаватель кафедры истории Казахстана и зарубежных стран Павлодарского
государственного педагогического института, Республика Казахстан
|
|