АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 

   




СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 2. Факторы, влияющие на формирование и восприятие образа России в современном мире

Ю.И. Козлова 
Образ России глазами японцев

Имидж сегодняшней России в глазах японцев не очень отличается от ее образа времен распада СССР (хаос, дефицит товаров, огромные очереди и т.д.).

В истории взаимоотношений России и Японии были свои спады и подъемы, были и драматические эпизоды. Видимо, именно этим объясняются стереотипы, сложившиеся за столько веков, с которыми, к сожалению, до сих пор иногда приходится сталкиваться и в России, и в Японии. Но подавляющее большинство японцев проявляют неподдельный интерес к своему «большому соседу»[1]. Им хорошо знакома богатая традициями российская культура. Недаром посещающие страну российские творческие коллективы, будь то актеры, музыканты или художники, неизменно пользуются у японской публики успехом. Можно предположить, что активное развитие культурных и гуманитарных связей между народами наших стран способствует созданию атмосферы взаимодоверия, в которой могут быть решены все, даже самые сложные вопросы российско-японских отношений.

Есть важные моменты, которые существенно отличают так называемый менталитет японского народа от русского. Это, прежде всего, относится к наличию в Японии очень сильной традиции общественной дисциплины, порядка, самодисциплины. Эти правила поведения действуют без всякого воздействия, контроля сверху. И неважно, кто в данный момент возглавляет правительство (Рютаро Хасимото, Ясухиро Накасонэ или другие лица), независимо от этого правила поведения в обществе не меняются. А в России наоборот.

Менталитет русских сильно отличается от японского по ряду причин:  люди очень свободолюбивы, стихийность в поведении преобладает над чувством самодисциплины. И для сохранения стабильности обществу нужно сильное руководство. Даже в советский период, когда компартия управляла всей страной (не только в политической, но и в экономической, социальной и культурной сферах), очень важную роль играло то, кто возглавлял руководство.И. В. Сталин или Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев или М. С. Горбачев.

Русское общество порой называют «обществом песка»[2], потому что в России элемент индивидуализма больше, чем в японском обществе. Этот индивидуализм не западноевропейского типа. Это скорее персонализм – думать только о себе. Из песка стабильную форму получить очень трудно. Поэтому, чтобы придать форму, нужны рамки, необходимо влияние государства.

Царская, а потом сталинская система были такими жесткими рамками. Но еще был цемент (православная религия, а потом коммунистическая идеология), который придавал всей этой конструкции стабильность. Теперь сложность положения в том, что рамки разрушились, а цемент не действует.

Привлекает внимание то, что в России появилось довольно много богатых людей – «новых русских». В магазинах много товаров, большей частью импортных, но отсутствует серьезная отечественная производственная деятельность. Для японцев очень странно выглядит, когда богатые люди покупают мерседесы, строят шикарные виллы, отдыхают за границей, имеют там свою недвижимость, а российское производство не инвестируют. Иностранцам часто говорят – почему вы не вкладываете свои средства в Россию, у нас ведь так много ресурсов. В условиях такой расточительности, а не рыночного общества японцев такие предложения не привлекают.

В России же богатыми становились неожиданно, часто нелегальным путем, в период приватизации, просто говоря, украли у общества и государства. В таких условиях пока не получается серьезная рыночная система. Должен быть создан необходимый климат, чтобы появилась заинтересованность для инвестирования средств в российскую экономику. А пока Япония только скупает лес, газ и нефть, то есть рассматривает Россию как сырьевой придаток.

У старших поколений Японии имидж России более конкретный, у них еще свежа память о Советском Союзе во время второй мировой войны, когда, нарушив договор о нейтралитете, он получил значительную часть от войны в отношении Японии, удерживая до сих пор четыре северных острова.И. В. Сталин незаконным образом держал в плену 600,000 японцев, и свыше 70,000 человек из них погибли из-за холода и голода.

А для других японцев (небольшое количество) слово Россия напоминает широкое поле, тоскливые народные песни и добрых, толстых женщин в деревне. Но если задать вопрос японской молодежи: «Что Россия означает для тебя?», то большинство мгновенно замолчали бы, потом засмеялись бы сказав: «Да какая мне разница? Россия? Ну да, мафия, балалайка, Сталин.… Говорят, даже хлеба не хватает. Ах да, кукла чебурашка. Симпатичная. Я тоже купила. Она из России? Правда?! А я и не знала»[3], и тут же начинает болтать с подружкой по мобильному телефону. Одним словом, большая часть японского населения импульсивна. Они плывут туда и сюда, ориентируясь на свое сиюминутное настроение. Интерес к серьезной культуре падает, и поэтому, русская литература и русские народные песни практически потеряли свою популярность не только среди широких масс, но даже среди интеллектуалов. Японцы времени погружены в свое житие-бытие, и им не до чужих культур, за исключением американской поп-культуры. Подавляющее большинство японцев все еще полагают, что перед магазинами стоят длинные очереди, а в Сибири до сих пор бродят медведи. Правительству Японии, стремящемуся улучшать отношения с Россией, такое понятие о России больше не на пользу, а наоборот.

Нынешний мир быстро и динамично развивается. И в России, и в Японии поведение и менталитет молодежи существенно меняются. Молодежь всегда и везде более либеральная и более самоутверждающая, чем предыдущие поколения, и молодежь в этих странах сегодня четко ориентируется на «западную цивилизацию». Они там видят что-то положительное, то есть рационализм, освобождение от нерациональных привязанностей.

Экономическая реформа раздробила права на средства производства и создала много рабочих мест, не зависящих от чиновников. Распространение компьютерной технологии в свою очередь открыло огромное количество рабочих мест для молодежи. Некоторые русские философы в начале двадцатого века заявляли, будто Россия из-за своей исторической отсталости не имеет другого выбора, как только оставаться самодержавной. Правда, в России очень долго продолжалось господство страха. Страх искажает человеческую природу и заставляет его подчиняться власти. Но его эффект не вечный. Когда снят страх, тут же возрождается свобода. Хорошими примерами служат в России такие явления, как шестидесятники, тот ажиотаж вокруг свободных выборов во время перестройки и изменение нравов молодежи сегодня. Скептики в отрицание всего этого указали бы на скинхэдов и на широкие массы, для которых хлеб и пособие важнее, чем свобода. Однако во всех обществах есть неуспевающие люди, которые или винят преуспевающих или ждут помощи от правителей. Если делать политическую ставку на таких людей, страна будет попадать в застой, а ценности и менталитет будут окаменены. Всегда сложно найти оптимальный баланс, на кого сделать большую ставку в социальной политике, на преуспевающих или на пассивную часть населения. Но это именно успешные, способные люди (их доля в целом населении всегда довольно ограниченная), которые создают богатство, развивают новые предприятия, и, следовательно, изменяют ценности в обществе и менталитет народа.

Россия есть Россия. В ней особенная стать. Высокий уровень образования, богатое воображение, обилие эмоций и теплота в человеческом общении. Хотя ее молодежь меняется, пока нет признака, что эти положительные качества будут стираться.



[1] Черняк А. Секрет японского чуда // РФ сегодня. №6. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://Russia-today.ru/2003/no_06/6_world_1.htm.
[2] Сегэки  Хакамада. Япония и Россия: взгляд японского социолога // Россия и современный мир. №3(20). 1998. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inion.ru/product/russia/xakamada.htm.
[3] Кэнсаку Кумабэ. Россия меняет свой облик. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedi.ru/0_cr/cr0056_r.html.

Козлова Ю.И., преподаватель Томского политехнического университета

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.