АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 

   




СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 2. Факторы, влияющие на формирование и восприятие образа России в современном мире

Н.А. Романович
Спящая красавица или Баба Яга?

Имидж человека, как свидетельствуют психологи, в немалой степени зависит от того, как сам человек к себе относится. К числу факторов, влияющих на формирование и восприятие образа России в современном мире, можно отнести отношение российских граждан к собственной державе.

Чтобы определить спектр чувств, который вызывает Россия у наших земляков, Институтом общественного мнения «Квалитас» было проведено исследование (опрошено 600 человек старше 18 лет по репрезентативной для города Воронежа выборке методом личного интервью, 2005 г.). Один из вопросов, заданных респондентам, звучал так: «С каким из сказочных персонажей у вас в большей степени ассоциируется Россия?». Были получены следующие ответы:

Иван-дурак – 28%,
Спящая красавица – 16%,
Емеля – 11%,
Гадкий утенок – 8%,
Илья Муромец – 7%,
Старуха из сказки о Золотой рыбке – 5%,
Старик из сказки о Золотой рыбке – 4%,
Злая мачеха – 4%,
Василиса Премудрая – 3%,
Золушка – 2%,
Кощей Бессмертный – 1%,
Баба-Яга – 1%,
Затрудняюсь ответить – 10%.

Обращает на себя внимание, что образ Иванушки-дурачка явно превалирует в представлении респондентов (28%), когда они думают о России. Правда, что этот персонаж часто встречается в русских сказках и пользуется какой-то особо нежной любовью народа. Кто такой Иванушка-дурачок? Действительно ли он дурак? Или он «дурак» только в глазах своих корыстолюбивых и ленивых братьев, которые вечно переваливают на его плечи самую тяжелую и неприятную работу? Они считают его дураком, потому что его легко обмануть, Иван чрезмерно доверчив и прост. Кроме того, он добрый и не злопамятный. Смелый и честный. Весёлый и беспечный. Терпеливый и безотказный. Очевидно, все эти черты близки характеру российского народа. Можно предположить, что в этом образе России содержится сразу две оценки: самовосприятие и представление о том, как воспринимают нашу страну со стороны (кто же будет сам себя всерьез называть «дураком» – это внешняя характеристика, данная Ивану его братьями, или России – иностранными державами, если провести аналогию). Иными словами, жители страны понимают, что внешний её имидж далеко неказист.

Возвращаясь к любимому герою сказок, отмечаем, что Иванушка-дурачок не честолюбив, в отличие от своих братьев, и вполне доволен своей долей, какая бы она у него не была (это тоже исключительно русская черта, вызывающая удивление иностранцев). Его считают дураком, а он на это не обижается, потому что и сам о себе не высокого мнения. Он не гордится своими достоинствами, потому что не замечает их. А ведь именно его достоинства делают в глазах стороннего наблюдателя справедливым вознаграждение, которое непременно получает этот герой в конце сказки. Детская вера в торжество справедливости, в то, что добродетель непременно будет замечена и вознаграждена под какой бы неказистой маской она не скрывалась – вот лейтмотив сказок про Ивана-дурака. Для победы нашему герою нужен волшебный помощник: конек-горбунок и красавица-царевна (в других сказках – это серый волк, или, на худой конец, Баба Яга), потому что победа не является для русского Ивана той конечной целью, к которой он осознанно стремится, уничтожая всех врагов на своём пути (как, например, блистательный Джеймс Бонд – воплощение американской мечты). Цель Иванушки – лишь выжить, спасти свою головушку от царской плахи (или отбить у злодея похищенную красавицу – в других сказках), а победа достаётся ему попутно, как нежданный подарок. Он не карает свои врагов – они сами падают жертвой собственной жадности, коварства и жестокости. Это, возможно, одно из основных отличий от американского героя. Иванушка-дурачок, пожалуй, как никто из других сказочных героев, наиболее полно воплотил в себе все нюансы идеального русского характера. Поэтому народная интуиция безошибочно выделила его среди других как самую точную ассоциацию с образом России. Не оставим без внимания некоторые особенности этого образа, которые позволяют провести аналогии с нашей страной: во-первых, Иван-дурак оказывается вовсе не тем, кем кажется со стороны (о России иностранные державы, следовательно, имеют превратное мнение), во-вторых, этот сказочный герой в итоге превосходит самые смелые ожидания (значит, Россия располагает мощным потенциалом), в-третьих, победа приходит к нему после всех трудностей и испытаний (вера в то, что трудности, выпавшие на долю России, закончатся долгожданной победой).

«Спящая красавица» – это ассоциация заняла второе место по числу набранных голосов (16%). Особой популярностью этот образ пользуется у домашних хозяек – 34%. Спящая красавица при всех своих несомненных достоинствах имеет только один недостаток – она спит. Но этот сон, как бы он не был долог, не бесконечен. Она непременно должна проснуться. Но для этого ей тоже нужен помощник. И хотя он не волшебник, но его любовь сотворит чудо, рассеет злые чары. Спящая красавица – это жертва, которой нужна помощь. Россия в глазах выбравших эту ассоциацию трагически бездействует. Но оптимистический конец этой сказки свидетельствует об их вере в пробуждение России, в её блистательное будущее. И эта вера сближает оба образа (Ивана-дурака и спящей красавицы), подчеркивая трагедийность настоящего и перспективность будущего.

Третье место по общему числу упоминаний занимает ассоциация с Емелей. Емеля в целом повторяет судьбу Иванушки-дурачка, что называется, «из грязи в князи». Но в отличие от трудолюбивого Иванушки, Емеля ленив. Единственное, что он сделал, это-поймал щуку, а всё остальное происходит по «щучьему велению и по его хотению». Поэтому он не вызывает сочувствия, но симпатичен читателю своей простотой и безобидностью. Воронежцы, которые предложили такую ассоциацию, конечно, хотели подчеркнуть лень как свойство, которое на их взгляд, присуще русскому народу. «Чтоб лежать на печи, да жевать калачи, да чтоб они – сами в рот падали». Иными словами – желание иметь много, потрудившись мало, а то и вовсе не трудясь. Интересно заметить, что этот образ оказался ближе мужскому населению, тогда как «спящую красавицу» чаще называли женщины. Ассоциации, связанные с этим образом, свидетельствуют о некоторой самокритичности респондентов. «Лень-матушка» является недостатком, заметным не только самим россиянам, но и внешним наблюдателям. Только посторонний взгляд «оттуда» не всегда усмотрит, что наши недостатки являются, в сущности, продолжением наших достоинств (если у Иванушки-дурачка довольство своим положением и нежелание его менять читатель расценивает как достоинство, то ничегонеделание Емели уже выглядит как недостаток).

Следующее место делят между собой два образа: «Илья Муромец» и «гадкий утенок» – 7–8%. Один тридцать лет лежал на печи больной и ни к чему полезному не пригодный, потом встал и явил свою силу богатырскую, второй – явил свою красоту и «старые лебеди склонили перед ним свои гордые шеи». Не правда, ли похожие персонажи? Хотя, «гадкий утёнок» – это и не русская сказка, но очень уж она пришлась к нашему двору. Эти ассоциации говорят лишь об одном – о вере наших сограждан в Россию, в то, что она непременно явит миру свою красоту и силу.

Ассоциации России одновременно и со старухой из Сказки о Золотой рыбке (5%) и со стариком из этой же сказки (4%), на первый взгляд, вступают в противоречие одна с другой. Действительно, характеры этих сказочных персонажей – противоположны во всем. Старуха честолюбива, старик – нет; старуха горда, старик – смирен; старуха зла и жестока, старик тих и добр; старуха не желает довольствоваться тем, что имеет, а старик вполне доволен существующим положением дел и, будь его воля, он бы вообще ничего не просил у Золотой рыбки. В этом отношении старик напоминает Иванушку-дурачка и Емелю. А вечно недовольная старуха, по-видимому, ассоциируется с российской интеллигенцией, которая уже дважды за последнее столетие толкала старика (народ) на активные действия (демонтаж существующего строя), но всякий раз оказывалась «у разбитого корыта». В результате Родина-мать превратилась в «злую мачеху» (4%).

Россия в образе Василисы Премудрой представлена, прежде всего, в ответах состоятельных респондентов (8%, тогда как среднее по городу – 3%). А образом Золушки (2%) завершается чреда положительных ассоциаций. Если Василиса Премудрая фигурирует в ответах пожилых людей, то Золушка – это ассоциация самых юных граждан. В этих женских образах также присутствует вера в лучшее будущее для России, в справедливое вознаграждение за все её труды, тяготы и заслуги.

Негативные образы Кощея Бессмертного и Бабы Яги набрали по одному проценту голосов. Причем к сопоставлению России с Кощеем Бессмертным чаще тяготели мужчины, чем женщины. Всех респондентов, назвавших негативные ассоциации: «злая мачеха», «старуха из Сказки о Золотой рыбке», «Кощей Бессмертный», «Баба Яга» – объединяет одно, никто из них не считает свое материальное положение хорошим. С точки зрения россиян, это является достаточным оправданием для того, чтобы ругать свою страну. Но, например, в США назвать свою страну Бабой Ягой неприемлемо даже для американского нищего. В США можно ругать Президента, власть, но ругать страну – недопустимо, это все равно, что ругать Конституцию и американские идеалы.

Ругань в адрес собственной страны является унижением нации. К тем, кто готов унизить собственную нацию, относится польская поговорка: «Они либо у твоих ног, либо на твоем горле». Поэтому настороженность иностранцев по отношению к представителям нации, инициирующим самоунижение, в определенной степени оправдана.

Судя по возникшим ассоциациям, можно заключить, что респонденты воспринимают Россию не статично (здесь и сейчас), а проективно (там, в будущем), и верят в возможность реализации её потенциала. Такое отношение к России собственных граждан передается и иностранным наблюдателям. Россияне верят в чудесное преображение страны: в то, что спящая красавица проснется; гадкий утенок превратится, наконец, в прекрасного лебедя; а Иван-дурак станет прекрасным принцем. Иностранцы тоже предчувствуют возможность преображения нашей страны, но опасаются его, так как не знают, в кого превратится «спящая красавица», когда, наконец, проснется… Не обернется ли она Бабой Ягой?

Непредсказуемость России – вот что более всего угнетает и держит в напряжении зарубежные страны. Россию уже называли страной с непредсказуемым прошлым. Но будущее её – ещё более непредсказуемо как для самих россиян, так и для остального мира.

Аннотация

Имидж человека, как свидетельствуют психологи, в немалой степени зависит от того, как сам человек к себе относится. К числу факторов, влияющих на формирование и восприятие образа России в современном мире, можно отнести отношение российских граждан к собственной державе. Результаты социологического исследования показывают, что Россия в ответах респондентов ассоциируется, прежде всего, с такими сказочными героями, как Иван-дурак, спящая красавица, Емеля, гадкий утенок и другие.
Судя по возникшим ассоциациям, можно заключить, что респонденты воспринимают Россию не статично (здесь и сейчас), а проективно (там, в будущем), и верят в возможность реализации её потенциала. Ощущение непредсказуемости России передается иностранным наблюдателям.
 

Романович Нелли Александровна, кандидат социологических наук, директор Института общественного мнения «Квалитас», г. Воронеж
 

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.