Ситуация, когда меняемся мы и мир вокруг нас,
вполне естественна. Это же относится и к государствам, чей статус и
роль меняются в международных отношениях по целому ряду причин.
Россия относится или её относят к категории стран, которые, меняясь
сами, меняли и многое в мировой политике. Реальные и/или
приписываемые цивилизационные особенности страны часто приводили к
тому, что её внутренние изменения вызывали опасения в мире. Часто
они могли быть оправданными в глазах других, поскольку её соседями
Россия всегда воспринималась как мощная, но не предсказуемая
держава. Правда, и у России всегда были реальные или преувеличенные
основания для недоверия не просто к конкретным соседям, но к понятию
«заграница» в целом, что породило исторический комплекс
неполноценности и этнопсихологическую зависимость от внешних оценок.
Это взаимное недоверие и недопонимание сформировало специфический
понятийный аппарат и риторику, в которую легко вошло понятие «имидж
страны».
Не удивительно, что для описания места и роли
России в мировой политике непропорционально большое значение
приобрели не юридические, политические или иные относительно
конкретные и постоянные категории, а вербальные, виртуальные или, в
лучшем случае, идеологические понятия, штампы, мифы и предрассудки.
Классические элементы такого вербального инструментария: Россия —
это загадка, покрытая тайной, страна с непредсказуемым прошлым.
Часто уровень понимания внешне эксклюзивной русской проблематики не
шел дальше перевода анализа в сферу штампов о загадочной русской
душе, византийском наследии, крестьянской общинности и историческом
выпадении из сферы западно-христианской европейской традиции. Иными
словами, постоянная функция России как стабилизирующего элемента на
границе Запада и Востока при отсутствии собственной исторической
стабильности, привела к тому, что для неё стали играть важную роль
не только проблемы внутренней экономической, социальной и
политической осязаемости, но и моральные, психологические факторы.
Что важно, для России важна и проблематична не только внутренняя
самоидентификация, но и внешняя оценка, каковой и является
отмеченная выше категория «имидж страны».
В контексте поставленной проблемы автор
ограничивает понимание категории «имидж страны» констатацией отличия
её от самоидентификации и определяет как меняющееся и формируемое
внешними акторами мировой политики представление о стране на основе
реальных и/или приписываемых показателей с целью упрощенного
восприятия её общественным мнением своей страны или частью мирового
сообщества в интересах общего курса национальной политики или
конкретных акций. Естественно, этим не ограничивается данное
понятие, и оно вовсе не обязательно связано с навязыванием именно
отрицательного представления о стране. Но в данной статье
рассматривается именно этот аспект – феномен системного реваншизма,
формирующий по преимуществу отрицательный имидж России с помощью
предъявления претензий и обвинений в её адрес с позиции социальной,
этнической, религиозной, политической, исторической ревизии прошлого
и настоящего страны, народа и характера их отношений и взаимосвязей
с остальным миром.
Сегодня реваншизм является эффективным
инструментарием в руках различных официальных и не официальных
структур на постсоветском и постсоциалистическом пространстве,
включая и саму Россию.
Термин «реванш» в политике может нести на себе
разную смысловую нагрузку. Отрицательная или положительная окраска
во многом зависят от умения воздействовать на общественное мнение.
После Второй мировой войны термин «реваншизм» в большей степени
относился к действиям проигравших её стран. Поскольку в общественном
сознании мирового сообщества этот проигрыш был заслуженным, то
реваншисты представлялись как маргинальные силы «вечно вчерашних»,
предъявлявшие не вполне справедливые, а подчас и не вполне
легитимные претензии на изменение существующих условий или правил
победителей.
Реваншизм в политике — это не просто изменение
статус-кво, возврат к прежней ситуации или восстановление
справедливости. Это всегда политика, поведение проигравшей стороны
по отношению к бывшему победителю в изменившихся обстоятельствах.
Соответственно, подобные действия квалифицируются как реваншистские
не самим проводником её, а тем, против кого она направлена. Таким
образом, грань между реваншизмом как восстановлением утерянных прав
и преимуществ, проигравших в любом конфликте и компенсациями
невинным жертвам, очень тонкая.
Любое восстановление справедливости, растянутое
во времени, чревато формированием новых очагов напряженности. Развал
Ялтинской системы международных отношений и последующий демонтаж
национальных моделей социалистической системы совпал с актуализацией
гуманитарных проблем, порожденных Второй мировой войной, таких, как
Холокост, реституция собственности, проблема перемещенных культурных
и иных ценностей, компенсации пострадавшим гражданским лицам,
военнопленным. Естественно, это обострило интерес к аналогичным
проблемам прошлого и настоящего. Крах идеологической биполярности
снимает прежние ограничения в предъявлении претензий к членам своего
идеологического блока. Более того, формируются совершенно новые,
фрагментарные социальные, этнические, религиозные, региональные и
иные группы, требующие реванша и «отложенной компенсации», тем
более, что аналоги уже имелись, и среди них наиболее впечатляющий
пример – ситуация с возросшей ролью темы Холокоста в мировой
политике.
В целом, реваншизм превратился в своеобразный
феномен начала XXI века и сменил характерную для ХХ века векторность
мировой и национально-государственной политики «с права на лево».
Это своеобразная «Холодная война» многополярного в не силовом
понимании постбиполярного мира. Действительно, обретение
независимости от прежней социалистической системы или советской
России позволило потребовать реанимации прежней истории, социальной
справедливости и этнических, религиозных и иных прав. Эти претензии
направляются к Турции за геноцид армян, французскими крестьянами за
террор французской революции, потомками рабов к детям рабовладельцев
и т.д. Иногда такой инструментарий реванша носит ограниченный
характер, иногда требовательный. Важно то, что подобный реваншизм
фактически стал приметой Постъялтинской системы международных
отношений и прочно вошел в практику мировой политики рубежа веков.
Этому способствует ряд особенностей формирующейся Постъялтинской
системы: изменение характера силового фактора, а именно, сложности
конвертировать во взаимоотношениях с взаимозависимыми государствами
военную силу, даже ядерный потенциал бывших сверхдержав, повышение
роли негосударственных сетевых акторов мировой политики, усиление
роли информационных технологий и т.д.
В силу исторических обстоятельств и иных причин,
связанных с особенностями формирования Постялтинской системы
международных отношений (запоздалое выявление победителей в Холодной
войне, самоидентификация Новых независимых государств, роль России в
мировой энергетике, т.д.), основное острие реваншизма как
инструментария в формировании негативного имиджа страны направлено,
прежде всего, против России.
При этом необходимо учитывать специфику демонтажа
Ялтинской системы и формирование Постъялтинской. Россия оказалась в
окружении санитарного коридора государств, которые могут искать свое
место в новой системе с помощью демонстративного дистанцирования от
России. В этой ситуации исторический, этнический и любой реваншизм
может способствовать внутренней консолидации и внешней ориентации на
евроатлантические структуры. Эта своеобразная Неоверсальская
подсистема международных отношений опирается на ренессанс
национальных суверенитетов постсоциалистических и постсоветских
государств, стоящих перед необходимостью его потерять за манящей
дверью НАТО и ЕС. Типичный пример – попытка Польши использовать
инструментарий реваншизма одновременно на российском и германском
направлениях.
В силу исторических обстоятельств именно с
группой стран Восточной, Центральной Европы и Закавказья и Средней
Азии Россия была и остается крепко связанной в качестве своеобразной
функциональной метрополии, что неизбежно приводит к обвинениям в
экспансионизме и имперских амбициях. В этих условиях инструментарий
системного реваншизма будет работать на формирование именно
негативного имиджа России вне зависимости от справедливости или
надуманности претензий к ней.
В то же время, в сфере взаимоотношений со
странами категории Постъялты, реваншизм формируется у определенных
политических сил России в отношении США и ЕС, что способствует
формированию негативного имиджа на «западном» направлении.
У России есть не совсем удачный опыт защиты
своего имиджа на мировой арене. Вспомним знаменитую полемику Иоанна
Грозного с «диссидентом» Курбским, заботу Екатерины Великой о своем
имидже в период подавления пугачёвского восстания, методы советской
пропаганды и т.д. Естественно, история взаимоотношений, социальные
эксперименты ХХ века, атеизация СССР, навязывание советской модели в
рамках своей сферы влияния создали объективную основу для
использования в конъюнктурных целях инструмента реваншизма. Но
излишне эмоциональная реакция и политизация гуманитарных
составляющих мировой политики могут привести к ухудшению имиджа
России, поскольку это может быть конкретной целью государств,
которые в меньшей степени являются идеологическими противниками, но
в большей степени конкурентами. А категория «имидж страны» — это
инструментарий скорей торговли, нежели идеологии.
Аннотация
Целью данной работы является попытка анализа
влияния системного реваншизма на формирование негативного имиджа
России в современной мировой политике. Россия после распада
Ялтинской системы международных отношений одновременно находится в
формирующейся Постъялтинской системе международных отношений, и
Неоверсальской подсистеме. В Постъялтинской, глобальной системе
России навязывают образ «младшего» партнера, принятого в «восьмерку»
с незакрытым обратным билетом. В своеобразном санитарном коридоре,
созданном из постсоветских и постсоциалистических государств,
создающих Неоверсальскую подсистему международных отношений,
формируется отрицательный имидж России и русских с использованием
инструментария системного реваншизма. Он предполагает виртуальную
реанимацию «до имперских» (русских и советских) социальных,
экономических, религиозных, этнических, территориальных и иных
позиций.
Шпагин Сергей Алексеевич, старший
преподаватель кафедры новой и новейшей истории исторического
факультета Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону