АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 

   




СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 3. Роль регионов (в частности, Алтайского края и Республики Алтай) в формировании международного имиджа России

И.А. Колупанова
Структура управления сферой туризма в Западной Сибири в 1960-е гг.

В 1960-х годах туристско-экскурсионная сфера превращалась в крупную отрасль по обслуживанию населения. Работающие на предприятиях люди имели возможность приобретать путевки на туристические базы и экскурсии на льготных условиях или бесплатно за счет социального страхования.

Реализацией путевок занимались профсоюзные организации. Но недостаток ассигнований по социальному страхованию областным советам профсоюзов осложнял процесс реализации путевок. Большая стоимость проезда на Всесоюзные маршруты из Западной Сибири также затрудняла реализацию путевок.

Из года в год росла среднемесячная оплата труда рабочих, служащих и колхозников. В 1965 г. она составила 96.5 рублей, в 1971 г. она составила уже 125.9[1]. Увеличение материального благосостояния советских людей, переход предприятий на 5-дневную рабочую неделю, увеличение свободного времени, доступность такого вида отдыха как туризм для всех трудящихся страны, а также многообразие видов и форм туристских путешествий к концу 1960-х годов сделали туризм самым распространенным видом активного отдыха. Вовлечение населения в походы, путешествия, поездки и экскурсии значительно изменило облик туризма, постепенно он начинает становиться массовым.

Таким образом, 1960-е годы знаменуют новый этап развития туризма и экскурсий в СССР, превращавший туризм в единую общесоюзную систему. Для управления ею были необходимы комплексный, централизованный подход, современная, богато оснащенная материальная база. Очень важно было расширить географию туристско-экскурсионной работы, развивать ее не только в традиционных местах отдыха. Для этого потребовалось создать территориальные органы управления. К 1965 г. советы по туризму и экскурсиям работали во всех союзных республиках, во многих краях и областях Советского Союза.

Усиление руководства со стороны ВЦСПС туристско-экскурсионной работой повысило ответственность за ее развитие на местах. Возникло много новых местных маршрутов, укреплялись контакты с ведомственными предприятиями в республиках, краях, областях, улучшилась планово-экономическая работа туристско-экскурсионных учреждений. За период с 1961 г. по 1965 г. объем обслуживания туристов вырос в три раза и составил 2.9 миллиона человек, более чем в четыре раза увеличилось экскурсионное обслуживание.[2]

Деятельность краевых, областных советов по туризму в Западно-Сибирском регионе совместно с профсоюзными, комсомольскими, хозяйственными и другими организациями была направлена на проведение туристско-экскурсионной работы, привлечение к работе по туризму масс трудящихся и учащейся молодежи, разработку и осуществление мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию туризма и экскурсий в регионе и превращение его в крупную отрасль обслуживания населения.

Областные советы по туризму руководили работой клубов туристов, туристскими базами, кемпингами, гостиницами, бюро путешествий и экскурсий, экскурсионными и другими организациями и предприятиями, подведомственными совету. Они организовывали местные туристско-экскурсионные маршруты, осуществляли эксплуатацию туристских баз, распределяли по согласованию с советами профсоюзов путевки на всесоюзные и местные туристские маршруты и обеспечивали их рекламу и реализацию. Областные советы по туризму утверждали материалы на присвоение инструкторских и спортивных разрядов по туризму, давали разрешение на организацию и проведение туристских походов и путешествий, в пределах прав, определенных Центральным советом по туризму и экскурсиям. Они издавали справочники, путеводители, проспекты, изготавливали памятные значки и сувениры и другие рекламные материалы. Они также проводили конференции, слеты и соревнования на своих территориях. И наконец, Областные советы по туризму руководили проектированием, капитальным строительством, реконструкцией, благоустройством туристских объектов.

Средства советов по туризму и экскурсиям составлялись из отчислений от эксплуатационной деятельности подведомственных хозяйств, ассигнований советов профсоюзов и других поступлений.

Структура советов по туризму в 1960-е годы выглядела следующим образом. Центральный совет по туризму и экскурсиям отчитывается о своей деятельности перед ВЦСПС, республиканский совет по туризму и экскурсиям – перед Центральным советом по туризму и экскурсиям и республиканским советом профсоюзов, краевой, областной совет по туризму и экскурсиям – перед Центральным, республиканским советом по туризму и экскурсиям и краевым, областным советом профсоюзов; городской (районный) совет по туризму и экскурсиям – перед республиканским (в республиках, не имеющих областного деления), краевым, областным советом по туризму и экскурсиям.

К концу 1960-х годов сформировалась структура управления сферой туризма в регионе Западной Сибири. Все краевые, областные советы по туризму Западной Сибири находились в непосредственном подчинении ЦС по туризму и экскурсиям ВЦСПС.

В 1963 г. в Тюменской области в целях развития туризма был создан областной совет по туризму на общественных началах[3]. В апреле 1965 г. был организован Томский совет по туризму и экскурсиям. На советы были возложены функции по организации всех видов туристского и экскурсионного обслуживания трудящихся и учащейся молодежи областей Западной Сибири, а также приезжающих туристов из других мест Советского союза. Областные советы по туризму и экскурсиям организовывали туристские поезда по всем республикам страны, проводили экскурсии в соседние города, а также по историко-революционным и памятным местам региона, реализовывали путевки на всесоюзные туристские маршруты и т.д. Кроме того, советы осуществляли руководство самодеятельным туризмом на предприятиях в организация и учебных заведениях в своих областях через соответствующие секции советов и городские клубы туристов. Одной из задач советов по туризму и экскурсиям был высокий уровень организации культурно-массового обслуживания.

После выхода в свет Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. №411 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», объем услуг населению, предоставляемых туристско-экскурсионными организациями профсоюзов в РСФСР увеличился почти в два раза. На развитие материальной базы туризма профсоюзами было израсходовано более 106 млн. рублей, что позволило уже в 1971 г. обслужить около 9 млн. туристов и 30 млн. экскурсантов. К 1972 г. в РСФСР функционировало уже 247 туристских гостиниц, баз кемпингов, 155 экскурсионных учреждений, 285 пунктов проката туристского инвентаря и снаряжения, для путешествий туристов на транспортных маршрутах выделено 90 речных судов, свыше 600 поездов. Были осуществлены значительные работы по реставрации памятников истории и культуры и благоустройству автомобильных дорог на основных туристских маршрутах. Расширилась сеть предприятий общественного питания, обслуживающая туристов и экскурсантов.

Вместе с тем в ряде краев и областей наблюдались серьезные недостатки в обслуживании туристов и экскурсантов. Систематически не выполнялись планы туристско-экскурсионного обслуживания населения в Алтайском крае и Томской области. Не были созданы необходимые условия для обеспечения качественного обслуживания туристов и экскурсантов в местах сосредоточения памятников истории, революционной, боевой, трудовой славы советского народа, великих строек коммунизма, которые ежегодно посещали сотни тысяч трудящихся.

В связи с резко возросшей популярностью туризма в конце 1960-х годов развилась широкая сеть новых туристско-экскурсионных учреждений и маршрутов, бюро путешествий и экскурсий. Если в 1956 г. туристскими учреждениями профсоюзов было обслужено 179.3 тысячи туристов, в 1965 г. 2.9 миллиона, то в 1975 г. уже 25.4 миллиона человек. Приведенные данные являются убедительным свидетельством возрастающей распространенности туризма в исследуемый период как активного вида отдыха.

Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС определило основные направления развития туризма как новой отрасли обслуживания населения. Основные правила туристской деятельности устанавливались нормативными актами ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Совета Министров РСФСР, ВЦСПС, а также их совместными постановлениями. Правовое регулирование туризма в СССР было адекватно социально-экономическому строю и задачам, которые ставили партийные органы. Оно характеризовалось следующими особенностями: абсолютным приматом государства над интересами личности, полной зависимостью судебной системы от партийно-государственного аппарата; туризм рассматривался не как отрасль экономики, а как составная часть физической культуры и спорта.

Центральный Совет по туризму и экскурсиям взаимодействовал с нижестоящими советами на основе контрольно-распорядительных функций. Местные органы управления были в целом ограничены в своих функциях, что было удобно для административно-нормативных, директивных методов управления. Центральный совет по туризму и экскурсиям являлся по-настоящему штабом отрасли и определял политику развития туризма на перспективу. ЦСТЭ сильно взаимодействовал со смежными министерствами и ведомствами: министерством гражданской авиации, министерством путей сообщения, министерством речного флота. Это проявлялось в том, что планы перевозок туристов включались транспортными министерствами в госзаказ. ЦСТЭ ежегодно утверждал планы прироста годовых объемов услуг, и способствовал их выполнению. Туризм 1960-х можно охарактеризовать как профсоюзный туризм. Все формы туризма (плановый и самодеятельный) находились под вниманием государственной политики. В 1960-е годы происходит государственная монополия в сфере туризма. Деятельность туристских организаций была контролируемая. Структура управления туризмом не претерпевала серьезных изменений.

В конце 1969 г. происходит процесс вовлечения различных структурных подразделений смежных отраслей народного хозяйства в развитие туризма в стране. ЦК компартии и Советы Министров союзных республик, центральные комитеты и советы профсоюзов, ЦК ВЛКСМ, Министерство просвещения СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию принимали меры к превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения. Для этих целей планировалось создавать пригородные зоны отдыха, туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристские станции с использованием для этого средств хозяйственных, профсоюзных и других организаций; широко развивать пункты проката туристского инвентаря и снаряжения и базы коллективного пользования ими на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и в пригородных зонах отдыха; организовать и широко пропагандировать маршруты туристских походов, путешествий и экскурсий, рассчитанные на дни отдыха, время отпусков, каникул; привлекать туристов и экскурсантов к активному участию в охране природных богатств, исторических и культурных памятников и других достопримечательностей.

Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР, Министерство автомобильного транспорта РСФСР, Главнефтеснаб РСФСР, Министерство торговли РСФСР планировали осуществить мероприятия по приведению в порядок подъездных путей к автопансионатам и кемпингам, автозаправочных станций, обеспечению их ремонтным и технологическим оборудованием, расширению сети и улучшению работы предприятий общественного питания и торговли для обслуживания автотуристов.

Центральному совету по туризму и экскурсиям ВЦСПС совместно с Министерством речного флота РСФСР, Министерством автомобильного транспорта РСФСР, Министерством торговли РСФСР, Советами Министров автономных республик, советами и комитетами профсоюзов необходимо было разработать и осуществить мероприятия по расширению использования речных судов и автобусов для целей туризма и экскурсий. Центральному совету по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Министерству речного флота РСФСР необходимо было обеспечить обслуживание туристов на речных маршрутах к 1975 г. до 400 тысяч человек и экскурсантов до 5 млн. человек за счет увеличения количества туристских теплоходов, продолжительности периода их эксплуатации.

Министерству просвещения СССР было дано задание создать Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию, Министерству путей сообщения, Министерству гражданской авиации, Министерству морского флота совместно с ВЦСПС увеличить к 1975 г. в пять-шесть раз объемы железнодорожных, автобусных, речных, морских и авиационных путешествий. Госплан СССР должен был предусмотреть выделение ВЦСПС для строительства и оборудования туристско-экскурсионных учреждений материалов, мебели и инвентаря, по 500 туристских автобусов в год и др.

В августе 1969 г. Центральный Совет по туризму и экскурсиям открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», выпускающее методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Этот факт ознаменовал собой начало качественного подхода управленческой структуры сферы туризма к подготовке профессиональных кадров для сферы туризма.

Таким образом, в 1960-е годы управление туристско-экскурсионной сферой Западной Сибири, как и по стране в целом, осуществлялось на основе постановлений партии, правительства, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ. Руководство носило директивный, плановый характер. Планирование объемов туристско-экскурсионных услуг, количества обслуженных туристов и экскурсантов осуществлялось «от достигнутого уровня», прирост должен был составлять в среднем не менее 10–15% в год. Но вместе с тем, в 1960-е годы, благодаря постановлениям партии, правительства, ВЦСПС, было значительно увеличено вложение средств в развитие сети туристско-экскурсионных учреждений, материально-технической базы туризма, путешествий с использованием различного вида транспорта. В 1960-е годы начинает уделяться внимание освоению богатых в рекреационном отношении территорий Западной Сибири.



[1] Абуков А.Х. Туризм сегодня и завтра. Туристско-экскурсионная работа профсоюзов. М., 1978. С. 8.

[2] Абуков А.Х. Указ. соч. С. 8.

[3] ЦДНИТюмО Ф. 1878. Оп.1. Д.50. Лл. 5–7.

Колупанова Ирина Алексеевна, ст. преподаватель кафедры сервиса и туризма АлтГТУ им. И.И. Ползунова
 

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.