|
Бетмакаев А.М., Притчина Е.В.
Ценностные ориентации избирателей
и образ "идеального губернатора"
Важность таких политических субъектов, как главы администраций краев и
областей, для России очевидна. Руководить громадными территориями с большим
населением, которое подчас соизмеримо с населением целых государств, очень
сложно. И от того, насколько эффективно будет сформирована исполнительная
власть в субъектах федерации, во многом зависит судьба как регионов, так и
страны в целом.
Фигура главы администрации является связующим звеном между федеральным
центром и регионом. С этим связана сложность данной политической роли: с
одной стороны, нужно сохранить целостность управления государством, с другой
— губернатор представляет интересы края и избирается его населением. Именно
от гражданской зрелости людей, их способности делать рациональный выбор
зависит, насколько дееспособной окажется исполнительная власть. В свете
этого представляется актуальным исследовать представления жителей края о
структурах власти, их ценностные ориентации и предпочтения, которые, в
конечном итоге, и определили результаты голосования.
На основании чего граждане сделали свой политический выбор? В какой
степени их решения диктуются рациональными мотивами, а в какой возможны
манипуляции общественным сознанием при помощи политической рекламы?
В период предвыборной кампании (в октябре 1996 г.) Алтайской Школой
Политических Исследований была проведена серия социологических исследований
(научный руководитель — д.и.н., проф. Ю.Г.Чернышов; помощь в разработке
методики и инструментария оказал д.с.н., проф., академик АСН Ю.Е.Растов).
Одной из целей было выяснение ценностных ориентаций различных категорий
избирателей, их представлений о функциях краевых органов власти —
Законодательного собрания (КЗС) и Администрации, степени известности
руководителей этих органов; степени популярности типичных требований среди
различных категорий электората, представлений о качествах идеального главы
администрации края, сложившихся в сознании населения. Методы исследования —
фокусированные интервью и анкетный опрос.
Для точечного исследования было отобрано с помощью гнездовой выборки две
фокус-группы: 1-ая фокус-группа — юноши-студенты 9 человек, возраст 18-20
лет, 2-ая фокус-группа смешанная, пенсионеры 12 человек, возраст 55-70 лет.
Объем выборочной совокупности анкетного опроса — 1000 человек.
Респонденты были отобраны по принципу квотной выборки. Среди опрошенных
представлены все основные демографические и социальные группы электората
Алтайского края (см. таблицы):
По полу в % |
В
городах |
В
сельских районах |
от числа опрошенных |
в Барнауле |
в других городах |
в степной зоне |
в лесостепной зоне |
в предгорной зоне |
всего |
28,0 |
22,0 |
10,2 |
15,4 |
24,4 |
в т.ч. мужчин |
13,3 |
10,1 |
5,7 |
8,1 |
12,0 |
в т.ч. женщин |
14,7 |
11,9 |
4,5 |
7,3 |
12,4 |
По
образованию |
В % |
начальное |
6,3 |
неполное среднее |
14,0 |
общее среднее |
19,9 |
среднее профессиональное |
29,9 |
высшее |
29,4 |
По возрасту |
В % |
18-30 лет |
21,4 |
31-40 лет |
21,5 |
41-50 лет |
24,3 |
51-60 лет |
16,7 |
старше 61 лет |
16,1 |
По уровню материального достатка |
В % от числа опрошенных |
живущие очень
бедно |
8,5 |
живущие бедно |
32,7 |
живущие средне |
49,0 |
живущие
достаточно обеспеченно |
8,4 |
живущие богато |
1,1 |
По социальному положению |
В % |
Рабочие
государственных предприятий |
9,2 |
Рабочие
кооперативных предприятий |
5,2 |
Рабочие частных
предприятий |
5,4 |
Фермеры |
3,8 |
Кооперированное
крестьянство |
9,2 |
Городские
частные предприниматели |
3,8 |
Руководители
государственных и кооперативных предприятий |
4,0 |
Служащие и ИТР
государственных предприятий |
4,0 |
Служащие и ИТР
кооперативных предприятий |
2,3 |
Руководители и
служащие общественных организаций |
0,8 |
Госбюджетная
интеллигенция |
13,4 |
Служащие
государственных учреждений |
3,8 |
Служащие
военизированных учреждений |
3,6 |
Студенты и
учащиеся |
2,4 |
Неработающие
пенсионеры и инвалиды |
18,3 |
Беженцы и
переселенцы |
0,2 |
Безработные |
8,0 |
Женщины в
отпуске по уходу за ребенком |
1,0 |
Прочие |
0,3 |
Было опрошено 280 барнаульцев, 220 жителей 6-ти других городов края, 500
жителей 17-ти сельских районов, расположенных в 3-х основных зонах края —
степной, лесостепной и предгорной.
В результате исследования была выявлена крайне низкая степень
информированности населения о структуре и функциях органов государственной
власти в крае. Только четвертая часть опрошенных имела верные представления
о разнице в полномочиях между КЗС и Администрацией. 73,5 % респондентов не
могли дать правильный ответ на этот вопрос. Несколько выше была известность
краевых руководителей. Немногим больше половины опрошенных (52 %) смогли
правильно назвать фамилию председателя КЗС. 61,2 % знали, кто возглавляет
Администрацию края.
О проходящей в крае кампании по выборам губернатора население в
большинстве своем было осведомлено. Однако 14,5 % опрошенных за три недели
до выборов узнали об этом событии только из анкеты. Самую слабую
информированность продемонстрировали респонденты из средних городов края и
сельских районов степной зоны. Значительно хуже жители края были осведомлены
о том, кто претендует на пост главы Администрации. Фамилии всех трех
зарегистрированных кандидатов знали только 30,9 % респондентов (56 % в
Барнауле, 45,4 % в других городах края и 25,8 % в сельских районах). Фамилии
двух кандидатов были известны еще 38,6 % опрошенных. 13,9 % знали фамилию
только одного из кандидатов. 15,8 % не смогли назвать ни одной фамилии.
Фокусированные интервью показали, что студенты слабо информированы о
различиях в политических ориентациях претендентов на пост губернатора.
Данные анкетного опроса позволили сделать вывод, что в меньшей степени были
информированы как о предстоящих выборах, так и о кандидатах такие социальные
группы, как рабочие государственных предприятий, студенты, молодежь до 30
лет. Таким образом, была выявлена крайне низкая степень осведомленности
значительной части населения о полномочиях органов государственной власти и
о политической ситуации в крае. Это, по-видимому, существенно затруднило
рациональный выбор избирателей.
Не менее важным является выяснение тех представлений о властных
структурах, которые сложились в общественном сознании. В определенной
степени о них позволяют судить ответы на вопрос: " Как Вы думаете, почему
нынешний председатель КЗС стремится стать главой Администрации?" Ответы
распределились так:
Должность главы
администрации: |
В % |
дает больше возможностей влиять на
экономику края |
26 |
дает больше возможностей влиять на
политическую жизнь края |
25,4 |
позволяет распоряжаться бюджетом края
|
20,1 |
открывает перспективы для продвижения
по служебной лестнице |
18,2 |
не знаю, не думал над этим |
18 |
выше, главнее и почетнее, чем пост
председателя ЗСК |
15,6 |
лучше оплачивается |
15,4 |
требует меньше затрат сил и энергии
|
4,2 |
Лишь менее пятой части опрошенных не дали ответа на этот вопрос, несмотря
на то, что различия между функциями КЗС и Администрации не знают три
четверти. В большинстве своем респонденты уверены, что глава Администрации
играет более важную роль в экономической и политической жизни края, чем
председатель КЗС. Значительное число ответов сводится к тому, что этот пост
престижнее, лучше оплачивается, то есть дает больше личной выгоды.
Четверть респондентов указали на политическое влияние губернатора. Но с
этим утверждением никак не согласуется рейтинг качеств, которым, по мнению
респондентов, должен соответствовать глава администрации (см. таблицу).
Место |
Глава администрации
края
должен быть: |
В % от опрошенных |
1 |
честным и порядочным |
85,7 |
2 |
умным |
85,7 |
3 |
опытным хозяйственником и управленцем |
74,6 |
4 |
разработчиком дельной программы вывода
края из кризиса |
66,4 |
5 |
волевым |
63,5 |
6 |
знатоком сельского хозяйства |
62,5 |
7 |
знатоком промышленности края |
56,5 |
8 |
жестко требовательным к подчиненным
|
47,8 |
9 |
экономистом с высшим образованием |
42 |
10 |
сторонником рыночной экономики |
32,5 |
11 |
властным |
31,3 |
12 |
русским по национальности |
31,2 |
13 |
в возрасте 40-50 лет |
26,9 |
14 |
сторонником особого (не
капиталистического, но и не социалистического) пути развития России
|
19,8 |
15 |
беспартийным |
16,9 |
16 |
внешне привлекательным |
12,4 |
17 |
сторонником возврата к социализму |
11,4 |
18 |
членом одной из коммунистических партий |
10,2 |
19 |
членом одной из аграрных партий |
8,6 |
20 |
членом одной из демократических партий |
8,5 |
21 |
верующим |
7,5 |
22 |
членом одной из
национально-патриотических партий |
3,6 |
На первое место были вынесены морально-психологические характеристики.
Подавляющее большинство считает, что губернатор должен быть честным,
порядочным и умным человеком. На втором месте стоят профессиональные
качества хозяйственного руководителя. Это подтверждается и интервью с
фокус-группами. Губернатора рассматривают как хозяина края, хозяйственника,
который должен обладать опытом и деловой хваткой. На третьем месте — волевые
качества руководителя. При этом подчеркивается, что он должен быть жестко
требовательным к подчиненным, властным. У наиболее активной части электората
— пенсионеров симпатию вызывают уверенность в себе, спокойная манера
поведения, лаконичные, конкретные ответы на вопросы.
Менее значительными для респондентов оказались политические
характеристики губернатора — идейно-политические ориентации, партийная
принадлежность. Глава Администрации рассматривался многими избирателями вне
политического поля. Представляет интерес распределение голосов членов КПРФ и
сторонников "Яблока", объявивших о своих предпочтениях (см. таблицу ).
ОТВЕТЫ |
КПРФ (49 чел.) |
"ЯБЛОКО" (37 чел.) |
Акелькин |
2 |
0 |
Коршунов |
11 |
7 |
Суриков |
19 |
8 |
Против всех |
3 |
2 |
Не знаю |
14 |
20 |
Многие избиратели не воспринимают главу администрации ни как
представителя российского государственности в крае, ни как представителя
края в федеральных структурах власти, ни как краевого политического лидера,
призванного консолидировать все общественно-политические силы.
Это подтверждает и характер требований, предъявляемых населением к
исполнительной власти. Анализ популярности среди респондентов типичных
лозунгов-требований показывает, что во всех регионах края наибольшую
поддержку находят требования социального характера, направленные на защиту
социально слабых слоев населения, требования реализации права на труд и его
справедливую оплату, обеспечение достойной жизни для всех (см. таблицу).
|
Популярность лозунгов-требований |
Уровень поддержки, в
% от ответивших |
1 |
Деньги тем, кто работает, а не тем, кто
ворует! |
53,3 |
2 |
Государство обязано повысить заботу о
детях, стариках, инвалидах и больных! |
50,8 |
3 |
Долой безработицу! |
45,7 |
4 |
Закон един для всех! |
44,9 |
5 |
России нужны не потрясения, а
стабильность! |
43,3 |
6 |
Мы не за демократов или коммунистов, а
за достойную жизнь! |
37,4 |
7 |
Верните уверенность в завтрашнем дне! |
37,3 |
8 |
Войну мафии и преступности! |
37,0 |
9 |
Зарплата — не подарок. Не получишь — не
выживешь! |
37,0 |
10 |
Защита прав человека — превыше всего! |
33,9 |
11 |
Не допустим развала народного
образования и здравоохранения! |
33,2 |
12 |
Не душите налогами отечественного
производителя! |
32,9 |
13 |
Россия должна стать страной с рыночной
экономикой и демократией! |
30,9 |
14 |
Глава администрации должен избираться
всенародно! |
23,8 |
15 |
У России свой путь: ей не нужен ни
капитализм, ни социализм! |
23,7 |
16 |
Найдем золотую середину между налогами
и социальными программами! |
21,3 |
17 |
Земля должна находиться в
государственной собственности! |
21,2 |
18 |
В России должна быть регулируемая
законом купля-продажа земли! |
19,6 |
19 |
Чиновники для народа, а не народ для
чиновников! |
17,5 |
20 |
Вернемся в социализм! |
16,9 |
21 |
Земля должна быть собственностью
коллективных хозяйств! |
16,3 |
22 |
Пожертвуем социальными программами ради
скорейшего подъема экономики! |
10,7 |
23 |
Стабильность выгодна не народу, а
власти! |
10,1 |
24 |
Повысим налоги на производителей ради
выполнения социальных программ! |
7,1 |
25 |
Глава администрации должен избираться
депутатами КЗС! |
5,9 |
26 |
Глава администрации должен назначаться
президентом! |
3,7 |
Однако основная масса опрошенных не видит взаимосвязи между социальной и
экономической политикой. Идея повысить налоги на производителей ради
выполнения социальных программ не пользуется популярностью, равно как и
лозунг-требование пожертвовать социальными программами ради скорейшего
подъема экономики. Только 21,3 % опрошенных занимают взвешенную позицию и
готовы искать золотую середину между налогами и социальными программами. Так
же значимы для респондентов требования наведения порядка и упорядочения
законности в крае. В то же время требования политического и идеологического
характера нашли ощутимо меньшую поддержку у населения (отметим попутно еще
один момент: значительная часть респондентов, одобряющих путь развития
страны к рыночной экономике и демократии, не высказалась в поддержку
купли-продажи земли).
От нового губернатора ожидают решения самых больных социальных проблем:
наведения порядка в выплате зарплат и пенсий, сокращения безработицы, более
решительной борьбы с преступностью. Только 15,6 % опрошенных считают, что в
первую очередь необходимо решение экономических проблем, подъем
промышленного производства в крае.
Таким образом, по итогам исследования можно реконструировать идеальный
образ губернатора, сформировавшийся в общественном сознании жителей края.
Это не публичный политик, а хозяйственник, занимающийся решением актуальных
и важных для населения проблем. Это руководитель
авторитарно-патерналистского типа, обладающий сильной волей и значительным
опытом хозяйственной работы. Реально краевой руководитель такого типа мог
эффективно работать при полном господстве государственной собственности,
когда можно было сосредоточить в своих руках все экономические рычаги.
Однако в настоящее время в условиях плюрализма форм собственности и
усиливающейся дифференциации социальных интересов губернатор объективно
должен обладать качествами не только хозяйственника, но и политика.
В целом следует отметить отсутствие у большинства населения адекватных
представлений о функциях и структуре краевых властных органов, о качествах,
необходимых для современного руководителя, что облегчает манипулирование
общественным сознанием при помощи политической рекламы и "компроматов". В
подобных условиях в выигрышном положении всегда оказываются политики,
раздающие популистские обещания (например, о скорейшей выплате всех долгов
по пенсиям), широко эксплуатирующие имидж заботливого хозяина, защитника
обездоленных.
|
|