АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Опросы
 
События Аналитика Конференции Дневники
   




 

Бетмакаев А.М., Притчина Е.В.
Ценностные ориентации избирателей
и образ "идеального губернатора"

Важность таких политических субъектов, как главы администраций краев и областей, для России очевидна. Руководить громадными территориями с большим населением, которое подчас соизмеримо с населением целых государств, очень сложно. И от того, насколько эффективно будет сформирована исполнительная власть в субъектах федерации, во многом зависит судьба как регионов, так и страны в целом.

Фигура главы администрации является связующим звеном между федеральным центром и регионом. С этим связана сложность данной политической роли: с одной стороны, нужно сохранить целостность управления государством, с другой — губернатор представляет интересы края и избирается его населением. Именно от гражданской зрелости людей, их способности делать рациональный выбор зависит, насколько дееспособной окажется исполнительная власть. В свете этого представляется актуальным исследовать представления жителей края о структурах власти, их ценностные ориентации и предпочтения, которые, в конечном итоге, и определили результаты голосования.

На основании чего граждане сделали свой политический выбор? В какой степени их решения диктуются рациональными мотивами, а в какой возможны манипуляции общественным сознанием при помощи политической рекламы?

В период предвыборной кампании (в октябре 1996 г.) Алтайской Школой Политических Исследований была проведена серия социологических исследований (научный руководитель — д.и.н., проф. Ю.Г.Чернышов; помощь в разработке методики и инструментария оказал д.с.н., проф., академик АСН Ю.Е.Растов). Одной из целей было выяснение ценностных ориентаций различных категорий избирателей, их представлений о функциях краевых органов власти — Законодательного собрания (КЗС) и Администрации, степени известности руководителей этих органов; степени популярности типичных требований среди различных категорий электората, представлений о качествах идеального главы администрации края, сложившихся в сознании населения. Методы исследования — фокусированные интервью и анкетный опрос.

Для точечного исследования было отобрано с помощью гнездовой выборки две фокус-группы: 1-ая фокус-группа — юноши-студенты 9 человек, возраст 18-20 лет, 2-ая фокус-группа смешанная, пенсионеры 12 человек, возраст 55-70 лет.

Объем выборочной совокупности анкетного опроса — 1000 человек. Респонденты были отобраны по принципу квотной выборки. Среди опрошенных представлены все основные демографические и социальные группы электората Алтайского края (см. таблицы):

По полу в % В городах В сельских районах
от числа опрошенных в Барнауле в других городах в степной зоне в лесостепной зоне в предгорной зоне
всего 28,0 22,0 10,2 15,4 24,4
в т.ч. мужчин 13,3 10,1 5,7 8,1 12,0
в т.ч. женщин 14,7 11,9 4,5 7,3 12,4
По образованию В %
начальное 6,3
неполное среднее 14,0
общее среднее 19,9
среднее профессиональное 29,9
высшее 29,4
По возрасту В %
18-30 лет 21,4
31-40 лет 21,5
41-50 лет 24,3
51-60 лет 16,7
старше 61 лет 16,1

 

По уровню материального достатка В % от числа опрошенных
живущие очень бедно 8,5
живущие бедно 32,7
живущие средне 49,0
живущие достаточно обеспеченно 8,4
живущие богато 1,1
По социальному положению В %
Рабочие государственных предприятий 9,2
Рабочие кооперативных предприятий 5,2
Рабочие частных предприятий 5,4
Фермеры 3,8
Кооперированное крестьянство 9,2
Городские частные предприниматели 3,8
Руководители государственных и кооперативных предприятий 4,0
Служащие и ИТР государственных предприятий 4,0
Служащие и ИТР кооперативных предприятий 2,3
Руководители и служащие общественных организаций 0,8
Госбюджетная интеллигенция 13,4
Служащие государственных учреждений 3,8
Служащие военизированных учреждений 3,6
Студенты и учащиеся 2,4
Неработающие пенсионеры и инвалиды 18,3
Беженцы и переселенцы 0,2
Безработные 8,0
Женщины в отпуске по уходу за ребенком 1,0
Прочие 0,3

 Было опрошено 280 барнаульцев, 220 жителей 6-ти других городов края, 500 жителей 17-ти сельских районов, расположенных в 3-х основных зонах края — степной, лесостепной и предгорной.

В результате исследования была выявлена крайне низкая степень информированности населения о структуре и функциях органов государственной власти в крае. Только четвертая часть опрошенных имела верные представления о разнице в полномочиях между КЗС и Администрацией. 73,5 % респондентов не могли дать правильный ответ на этот вопрос. Несколько выше была известность краевых руководителей. Немногим больше половины опрошенных (52 %) смогли правильно назвать фамилию председателя КЗС. 61,2 % знали, кто возглавляет Администрацию края.

О проходящей в крае кампании по выборам губернатора население в большинстве своем было осведомлено. Однако 14,5 % опрошенных за три недели до выборов узнали об этом событии только из анкеты. Самую слабую информированность продемонстрировали респонденты из средних городов края и сельских районов степной зоны. Значительно хуже жители края были осведомлены о том, кто претендует на пост главы Администрации. Фамилии всех трех зарегистрированных кандидатов знали только 30,9 % респондентов (56 % в Барнауле, 45,4 % в других городах края и 25,8 % в сельских районах). Фамилии двух кандидатов были известны еще 38,6 % опрошенных. 13,9 % знали фамилию только одного из кандидатов. 15,8 % не смогли назвать ни одной фамилии.

Фокусированные интервью показали, что студенты слабо информированы о различиях в политических ориентациях претендентов на пост губернатора. Данные анкетного опроса позволили сделать вывод, что в меньшей степени были информированы как о предстоящих выборах, так и о кандидатах такие социальные группы, как рабочие государственных предприятий, студенты, молодежь до 30 лет. Таким образом, была выявлена крайне низкая степень осведомленности значительной части населения о полномочиях органов государственной власти и о политической ситуации в крае. Это, по-видимому, существенно затруднило рациональный выбор избирателей.

Не менее важным является выяснение тех представлений о властных структурах, которые сложились в общественном сознании. В определенной степени о них позволяют судить ответы на вопрос: " Как Вы думаете, почему нынешний председатель КЗС стремится стать главой Администрации?" Ответы распределились так:

Должность главы администрации: В %
дает больше возможностей влиять на экономику края 26
дает больше возможностей влиять на политическую жизнь края 25,4
позволяет распоряжаться бюджетом края 20,1
открывает перспективы для продвижения по служебной лестнице 18,2
не знаю, не думал над этим 18
выше, главнее и почетнее, чем пост председателя ЗСК 15,6
лучше оплачивается 15,4
требует меньше затрат сил и энергии 4,2

Лишь менее пятой части опрошенных не дали ответа на этот вопрос, несмотря на то, что различия между функциями КЗС и Администрации не знают три четверти. В большинстве своем респонденты уверены, что глава Администрации играет более важную роль в экономической и политической жизни края, чем председатель КЗС. Значительное число ответов сводится к тому, что этот пост престижнее, лучше оплачивается, то есть дает больше личной выгоды.

Четверть респондентов указали на политическое влияние губернатора. Но с этим утверждением никак не согласуется рейтинг качеств, которым, по мнению респондентов, должен соответствовать глава администрации (см. таблицу).

Место Глава администрации края
должен быть:
В % от опрошенных
1 честным и порядочным 85,7
2 умным 85,7
3 опытным хозяйственником и управленцем 74,6
4 разработчиком дельной программы вывода края из кризиса 66,4
5 волевым 63,5
6 знатоком сельского хозяйства 62,5
7 знатоком промышленности края 56,5
8 жестко требовательным к подчиненным 47,8
9 экономистом с высшим образованием 42
10 сторонником рыночной экономики 32,5
11 властным 31,3
12 русским по национальности 31,2
13 в возрасте 40-50 лет 26,9
14 сторонником особого (не капиталистического, но и не социалистического) пути развития России 19,8
15 беспартийным 16,9
16 внешне привлекательным 12,4
17 сторонником возврата к социализму 11,4
18 членом одной из коммунистических партий 10,2
19 членом одной из аграрных партий 8,6
20 членом одной из демократических партий 8,5
21 верующим 7,5
22 членом одной из национально-патриотических партий 3,6

На первое место были вынесены морально-психологические характеристики. Подавляющее большинство считает, что губернатор должен быть честным, порядочным и умным человеком. На втором месте стоят профессиональные качества хозяйственного руководителя. Это подтверждается и интервью с фокус-группами. Губернатора рассматривают как хозяина края, хозяйственника, который должен обладать опытом и деловой хваткой. На третьем месте — волевые качества руководителя. При этом подчеркивается, что он должен быть жестко требовательным к подчиненным, властным. У наиболее активной части электората — пенсионеров симпатию вызывают уверенность в себе, спокойная манера поведения, лаконичные, конкретные ответы на вопросы.

Менее значительными для респондентов оказались политические характеристики губернатора — идейно-политические ориентации, партийная принадлежность. Глава Администрации рассматривался многими избирателями вне политического поля. Представляет интерес распределение голосов членов КПРФ и сторонников "Яблока", объявивших о своих предпочтениях (см. таблицу ).

ОТВЕТЫ КПРФ (49 чел.) "ЯБЛОКО" (37 чел.)
Акелькин 2 0
Коршунов 11 7
Суриков 19 8
Против всех 3 2
Не знаю 14 20

Многие избиратели не воспринимают главу администрации ни как представителя российского государственности в крае, ни как представителя края в федеральных структурах власти, ни как краевого политического лидера, призванного консолидировать все общественно-политические силы.

Это подтверждает и характер требований, предъявляемых населением к исполнительной власти. Анализ популярности среди респондентов типичных лозунгов-требований показывает, что во всех регионах края наибольшую поддержку находят требования социального характера, направленные на защиту социально слабых слоев населения, требования реализации права на труд и его справедливую оплату, обеспечение достойной жизни для всех (см. таблицу).

 
Популярность лозунгов-требований
Уровень поддержки, в % от ответивших
1 Деньги тем, кто работает, а не тем, кто ворует! 53,3
2 Государство обязано повысить заботу о детях, стариках, инвалидах и больных! 50,8
3 Долой безработицу! 45,7
4 Закон един для всех! 44,9
5 России нужны не потрясения, а стабильность! 43,3
6 Мы не за демократов или коммунистов, а за достойную жизнь! 37,4
7 Верните уверенность в завтрашнем дне! 37,3
8 Войну мафии и преступности! 37,0
9 Зарплата — не подарок. Не получишь — не выживешь! 37,0
10 Защита прав человека — превыше всего! 33,9
11 Не допустим развала народного образования и здравоохранения! 33,2
12 Не душите налогами отечественного производителя! 32,9
13 Россия должна стать страной с рыночной экономикой и демократией! 30,9
14 Глава администрации должен избираться всенародно! 23,8
15 У России свой путь: ей не нужен ни капитализм, ни социализм! 23,7
16 Найдем золотую середину между налогами и социальными программами! 21,3
17 Земля должна находиться в государственной собственности! 21,2
18 В России должна быть регулируемая законом купля-продажа земли! 19,6
19 Чиновники для народа, а не народ для чиновников! 17,5
20 Вернемся в социализм! 16,9
21 Земля должна быть собственностью коллективных хозяйств! 16,3
22 Пожертвуем социальными программами ради скорейшего подъема экономики! 10,7
23 Стабильность выгодна не народу, а власти! 10,1
24 Повысим налоги на производителей ради выполнения социальных программ! 7,1
25 Глава администрации должен избираться депутатами КЗС! 5,9
26 Глава администрации должен назначаться президентом! 3,7

Однако основная масса опрошенных не видит взаимосвязи между социальной и экономической политикой. Идея повысить налоги на производителей ради выполнения социальных программ не пользуется популярностью, равно как и лозунг-требование пожертвовать социальными программами ради скорейшего подъема экономики. Только 21,3 % опрошенных занимают взвешенную позицию и готовы искать золотую середину между налогами и социальными программами. Так же значимы для респондентов требования наведения порядка и упорядочения законности в крае. В то же время требования политического и идеологического характера нашли ощутимо меньшую поддержку у населения (отметим попутно еще один момент: значительная часть респондентов, одобряющих путь развития страны к рыночной экономике и демократии, не высказалась в поддержку купли-продажи земли).

От нового губернатора ожидают решения самых больных социальных проблем: наведения порядка в выплате зарплат и пенсий, сокращения безработицы, более решительной борьбы с преступностью. Только 15,6 % опрошенных считают, что в первую очередь необходимо решение экономических проблем, подъем промышленного производства в крае.

Таким образом, по итогам исследования можно реконструировать идеальный образ губернатора, сформировавшийся в общественном сознании жителей края. Это не публичный политик, а хозяйственник, занимающийся решением актуальных и важных для населения проблем. Это руководитель авторитарно-патерналистского типа, обладающий сильной волей и значительным опытом хозяйственной работы. Реально краевой руководитель такого типа мог эффективно работать при полном господстве государственной собственности, когда можно было сосредоточить в своих руках все экономические рычаги. Однако в настоящее время в условиях плюрализма форм собственности и усиливающейся дифференциации социальных интересов губернатор объективно должен обладать качествами не только хозяйственника, но и политика.

В целом следует отметить отсутствие у большинства населения адекватных представлений о функциях и структуре краевых властных органов, о качествах, необходимых для современного руководителя, что облегчает манипулирование общественным сознанием при помощи политической рекламы и "компроматов". В подобных условиях в выигрышном положении всегда оказываются политики, раздающие популистские обещания (например, о скорейшей выплате всех долгов по пенсиям), широко эксплуатирующие имидж заботливого хозяина, защитника обездоленных.

 

 


АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.