Опросы
 
События ] Аналитика Конференции Дневники
   




 

Уровень доверия избирателей города Барнаула
политическим деятелям и партиям
(телефонный опрос, 1998 г.)

Телефонный опрос был проведен в г. Барнауле с 22 по 24 сентября 1998 г. методом случайной выборки. Были опрошены 500 респондентов (по 25 на 20 АТС г. Барнаула), из них 37,6% мужчин, 62,4% женщин. По возрастным категориям респонденты распределились следующим образом:

  • от 18 до 30 лет — 26,2%;
  • от 31 до 50 лет — 37,8%;
  • старше 50 лет — 36,0%.

Таблица 1. Социальный состав респондентов (в %)

служащие

25,4

учащиеся и студенты

10,0

рабочие

15,4

пенсионеры

27,0

предприниматели

4,6

безработные

6,8

военные

0,6

не работающие (инвалиды, домохозяйки)

9,0

 

Цели опроса

  1. выявить степень доверия избирателей г. Барнаула к новому правительству Е.М. Примакова;
  2. выявить протестный потенциал электората г. Барнаула;
  3. выявить степень поддержки избирателями алтайских политиков и рейтинг возможных кандидатов на выборах в Государственную Думу;
  4. выявить партийные ориентации электората.

Результаты опроса

1. Степень доверия барнаульцев новому правительству

Опрос показал, что новое правительство имеет у барнаульцев достаточно высокую степень поддержки. Полностью доверяют ему 16,2 и скорее доверяют, чем нет 19,6% опрошенных. В то же время выражают частичное или полное недоверие 20,6%. Наибольшую степень доверия правительство вызывает у людей старше 50 лет. Менее всего склонны доверять молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, учащиеся и студенты.

Диаграмма 1

Число опрошенных, полностью доверяющих правительству Е.Примакова (в %, распределение по партийным предпочтениям)

Диаграмма 1.

Определенная взаимосвязь прослеживается между политическими ориентациями респондентов и степенью их поддержки правительства. В основном правительство поддерживают те, кто на выборах в Государственную Думу собирается голосовать за представителей КПРФ и "Яблока". Достаточно высока степень доверия новому правительству и среди тех, кто не знает, за чьих кандидатов будет голосовать (см. диагр. 1). В то же время те, кто не верят ни одной партии, в большинстве своем отказывают в доверии и правительству Примакова.

Довольно высок процент людей, которые пока не могут определить свое отношение к правительству — 34,6%. Во многом это объясняется тем, что на момент опроса правительство полностью не было сформировано, и его социально-экономическая программа не была ясна. Другая причина — отсутствие интереса к политике. Труднее определить свое отношение к правительству оказалось для тех, кто не знает, за кандидатов какой партии будет голосовать. Высок процент не определивших свою позицию среди молодежи (41,2%), учащихся и студентов (42,0%), домохозяек и инвалидов (48,9%).

Диаграмма 2

Число опрошенных, ответивших на вопрос о доверии правительству Е.Примакова "Не знаю" (в %, распределение по партийным предпочтениям)

Элемент диаграммы 6. Ответ

2. Протестный потенциал электората г. Барнаула

Несмотря на глубокий социально-экономический и политический кризис, большинство избирателей не собирается участвовать в акциях протеста. Об этом заявили 53% опрошенных. В действиях, не выходящих за рамки закона, готовы принять участие 29,6%. Большую активность готовы проявить люди среднего и старшего возраста — 35%, пенсионеры — 34,8%, служащие — 32,3%.

К экстремистским действиям, выходящим за рамки закона, готовы прибегнуть только 4,9% респондентов. Об этом заявили 7,4% мужчин и только 3,2% женщин. Готовность к такого рода действиям выше у социально незащищенных слоев населения: безработных (11,8%), пенсионеров (5,9%). К акциям протеста людей толкает неверие в способность властей решить самые насущные вопросы. 54% из тех, кто полностью не доверяет правительству, готовы участвовать в таких акциях. 25% из тех, кто не доверяет ни одной партии, выразили готовность к действиям, выходящим за рамки закона (см. диагр. 3 ).

Наиболее высок протестный потенциал у сторонников КПРФ. 20,3% из тех, кто готов протестовать в рамках закона, и 29,2% из тех, кто поддерживает незаконные действия, ориентируются на эту партию (см. диагр. 4 ).

12,6% ответили, что не знают, будут ли участвовать в акциях протеста. В большинстве своем это люди, которые не имеют четкой политической позиции. 39,7% из них пока не знают, как относиться к правительству. 27% не знают, за кандидатов какой партии будут голосовать на выборах в Государственную Думу. Вполне вероятно, что протестный потенциал может увеличиться за счет этой группы.

3. Степень поддержки избирателями алтайских политиков и рейтинг возможных кандидатов на выборах в Государственную Думу

Среди местных политиков наибольшую поддержку населения имеют В. Баварин и А. Суриков. Им доверяют по 17% респондентов. 13% респондентов доверяют Л. Коршунову, которого еще помнят как главу администрации. А. Назарчуку доверяют 4% опрошенных, Райфикешту — 3%, Акелькину — 1%. Такой заметный разрыв в рейтинге частично можно объяснить тем, что руководители исполнительной ветви власти больше известны населению, так как занимаются решением повседневных проблем.

Следует отметить, что Баварин вызывает доверие у людей всех возрастных групп, занимающих различное социальное положение и придерживающихся разных политических ориентаций. В его поддержку высказывается значительная часть тех, кто не верит ни одной партии. Среди поддерживающих Сурикова преобладают люди старше 50 лет, пенсионеры и те, кто ориентируется на КПРФ. Коршунову доверяет 21,7% предпринимателей. Среди его сторонников почти четвертая часть (24,2%) ориентируется на движение "Яблоко".

Вызывает тревогу тот факт, что 44% опрошенных не доверяют никому из местных руководителей. В большинстве своем это люди, не имеющие четких политических позиций, а также не доверяющие ни одной из политических партий (см. диагр. 5 ).

Если бы выборы в Государственную Думу состоялись сейчас, то пятая часть респондентов (20,8%) голосовала бы за В. Баварина. В случае выдвижения его кандидатуры исход выборов был бы почти предопределен. Избирателям импонируют такие деловые качества мэра города, как компетентность, умение ставить цели, работоспособность, энергия, воля, прямолинейность, а также заинтересованность, зрелый возраст, откровенность, человечность, то, что он держит слово и то, что он "красивый мужик". За него готовы голосовать люди, придерживающиеся различных политических взглядов (см. диагр. 6 ). Это свидетельство того, что он воспринимается избирателями как руководитель-прагматик, не ангажированный какой-либо партией.

На втором месте — В. Рыжков. За него готовы отдать голоса 14% опрошенных. Его воспринимают как молодого, умного, энергичного и перспективного кандидата, который внушает доверие, который хорошо говорит и обладает знанием дела, уверенностью и настойчивостью. Избиратели считают, что он может чего-то добиться. Симпатии вызывает также то, что его "пытались уйти" в правительство, но он не пошел в него, и то, что его не воспринимают как "прожженого политика". В. Рыжкова поддерживают респонденты из всех возрастных групп, хотя выше степень поддержки у людей среднего и старшего возраста. Значительную поддержку его кандидатура находит у предпринимателей и служащих. Среди его сторонников люди различных партийных ориентаций, но большинство из них симпатизируют "Яблоку" и НДР.

За В. Баварина и В. Рыжкова также готовы отдать голоса многие из тех, кто не верит ни одной партии (см. диагр. 6 ).

Третью позицию в рейтинге потенциальных кандидатов в Государственную Думу занимает Н. Данилова. За нее готовы отдать свои голоса 9,2% опрошенных. Электорат Даниловой — в основном люди старшего возраста, много пенсионеров. Ее поддерживают те, кто доверяет КПРФ и собирается голосовать за эту партию (см. диагр. 6 ). Им импонируют ее взгляды, то, что она коммунистка. Она, по мнению ее сторонников, вызывает доверие, уверена в своих возможностях, порядочна и честна.

3,8% респондентов готовы голосовать за А. Сарычева, 3,6% — за П. Акелькина. Избирателей привлекает в них знание законов, а также принципиальность позиции.

4,2% респондентов в качестве кандидатов назвали других политиков.

В то же время достаточно высок процент тех, кто затрудняется сделать свой выбор (26,4%). Их особенно много среди учащихся и студентов (34%), безработных (32,4%).

10,4% респондентов не собираются участвовать в выборах. Особенно распространен абсентеизм в группе молодых людей от 18 до 30 лет (13%), не работающих инвалидов и домохозяек (15,6%), рабочих (11,7%).

Наиболее политически активные группы — люди старше 50 лет, служащие, пенсионеры.

4. Партийные ориентации барнаульского электората

Партийные ориентации избирателей г. Барнаула охватывают достаточно широкий спектр политических сил. Опрос подтвердил для г. Барнаула общероссийскую тенденцию роста числа сторонников "Яблока". На выборах в Государственную Думу за него склонны голосовать 18,4% респондентов. То, что "Яблоко" впервые в Барнауле заняло первое место в рейтинге партий и движений, очевидно, во многом объясняется позицией Г. Явлинского в период утверждения кандидатуры председателя правительства. Люди, склонные доверять этой партии, есть практически во всех группах электората, но в большинстве своем это молодежь и люди среднего возраста, предприниматели, безработные, учащиеся и студенты.

КПРФ занимает второе место в рейтинге (15,4%). Традиционно ее электорат — люди старше 50 лет, пенсионеры.

Диаграмма 7

Популярность политических партий среди жителей
г. Барнаула

Диаграмма Диаграмма1

11% респондентов выход из кризиса связывают с движением "Честь и Родина" (А. Лебедь). В основном это молодежь и люди среднего возраста. Среди них много служащих и неработающих.

5,4% респондентов доверяют Ю. Лужкову и поддерживающему его движению "Союз народовластия и труда".

ЛДПР занимает пятую позицию в рейтинге (5,2%).

За НДР готовы проголосовать только 4% опрошенных. Хотя сторонники этого движения есть во всех социальных группах, НДР после ухода Черномырдина с поста председателя правительства постепенно теряет свои позиции.

АПР поддерживают 3% городских респондентов. Разумеется, в сельской местности этот показатель был бы намного выше.

ДВР замыкает рейтинг: за ее кандидатов готовы голосовать 1,8% опрошенных. ДВР, как и НДР, переживает стадию снижения популярности.

18,2% респондентов заявили, что он не верят ни одной партии. В большинстве своем это люди среднего возраста, рабочие и служащие.

17% респондентов затрудняются определить свою позицию. Тех, кто не знает, за какую партию голосовать, особенно много среди женщин (20,2%), молодежи (19,1%), учащихся (28,0%), рабочих (22,1%).

Общие выводы

  1. Правительство Е. Примакова пока имеет определенный кредит доверия у барнаульцев (в основном — у людей пожилого возраста). Но более трети респондентов воздерживаются от каких-либо оценок. От реальных шагов нового правительства будет зависеть, усилится ли его поддержка в обществе, или, наоборот, доверие к нему будет падать.
     
  2. В целом в Барнауле протестный потенциал не слишком высок, но это отнюдь не свидетельство удовлетворенности людей своим положением. Скорее это результат неверия в возможность изменить ситуацию любыми политическими действиями. В то же время, если правительство не предпримет незамедлительных действий для погашения задолженностей и улучшения общей ситуации, это может привести к существенному росту числа сторонников экстремистских действий.
     
  3. Недоверие к властям всех уровней проявляется в аполитичности граждан. Опрос показал, что значительная часть барнаульцев не связывает выход из кризиса с системными политическими силами. Они не склонны доверять ни одной политической партии и ни одному политику. Эта группа будет пополнять ряды участников акций протеста.
     
  4. В значительной мере барнаульский электорат все еще отдает предпочтение партиям либерально-демократической ориентации. Но эти предпочтения не устойчивы и меняются с изменением политической конъюнктуры. НДР и ДВР утрачивают свои позиции, но одновременно наблюдается рост популярности "Яблока". В целом же этот процесс "перетекания" отнюдь не способствует усилению позиций правоцентристских сил. На текущий момент ни одна партия, за исключением КПРФ, пока не имеет в Барнауле своего устойчивого электората.
     
  5. Более устойчивые политические ориентации имеют избиратели старшего возраста. Для молодежи характерно безразличие к политике, отсутствие четкой политической позиции, слабая информированность. Можно прогнозировать низкую активность молодежного электората на будущих выборах. Нет четко сформированной политической позиции у предпринимателей. Все это пока не позволяет надеяться на рост политического влияния среднего класса.

(c) The Altai School of the Political Studies, 1998

 


 

Назад АШПИ Вверх ] Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.