Опросы
 
События Аналитика Конференции Дневники
   




 

Восприятие школьниками социальной действительности, 1998 г.

Подготовлено при содействии Института "Открытое общество"

В России уже более десяти лет идет процесс реформ. За это время изменилась страна, политический режим, институты власти, социальная структура, система ценностей. В жизнь вступают новые пополнения, чье знакомство с обществом основывается на новых ценностях и ориентациях, отличных от тех, которые сопровождали жизнь их родителей. Вместе с тем новые демократические ценности, приобретя официальный статус, не получили адекватной систематизации, не создано каналов их трансляции от политической системы к человеку. В обществе образовался разрыв между поколениями. Школа, утратив прежнюю систему ценностей, новой еще не обрела. Отражением этого служат учебники по истории и обществоведению, содержащие разнобой мнений.

В государстве отсутствует взвешенная, целенаправленная молодежная политика. Система молодежных организаций, существовавшая в СССР разрушена, новой не создано. Состояние большинства ориентаций не позволяет им эффективно работать с молодежью.

СМИ обрушивает на сознание школьников поток информации, очень часто расходящийся с тем, что они узнают в школе и семье. В этих условиях представляется чрезвычайно актуальным выявление факторов, влияющих на восприятие школьниками социальной действительности, формирование у них знаний и ценностных ориентаций. Всего было проведено 5 фокус-групп в 5-ти школах города, том числе 3 фокус-группы в обычных средних школах и 2 фокус-группы в средних школах с инновационным направлением. Всего было опрошено 60 учащихся 8классов (30 мальчиков и 30 девочек). Опрос проведен с 13 по 21 февраля 1998 года.

Оценка источников внешней информации

К основным источникам внешней информации об обществе, поступающей к школьникам, следует отнести школьные уроки, книги, журналы, радиопередачи, газеты, телепередачи, сведения поступающие от родителей и друзей. Респонденты к источникам наиболее нужной для них информации отнесли родителей (96,7%), телепередачи (68,3%), уроки в школе (48,3%). Выявлено существенное различие в оценке значимости информационных источников в школах обычного и инновационного типа. Если в первых велико значений школьных уроков, то для учащихся инновационных школ более важны средства массовой информации — телепередачи (87,5%), журналы (45,8%) и газеты (41,7%), а также общение с друзьями. Информация, полученная в школе занимает лишь скромное 6 место. Напрашивается вывод о том, что инновационные методы школьного обучения формируют навыки самостоятельного поиска информации и работы с ее источниками. В школах обычного типа из СМИ популярностью пользуются только телепередачи (55,6%). Журналы и газеты читают соответственно 27,8% и 19,4% респондентов. Две нижние строчки в рейтинге источников внешней информации среди учащихся школ всех типов занимают книги (28,3%) и радиопередачи (13,3%). Полученную информацию школьники в большинстве своем обсуждают с друзьями 95% и родителями 75%. Учащимся инновационных школ в большей степени присуще стремление не только получать информацию, но делиться ей и обсуждать увиденное и прочитанное с учителями, а также с другими знакомыми людьми, чем ученикам обычных школ.

Оценка социального окружения

Исследование показало, что школьники представляют социальное положение своих родителей (их профессию, образование)(см. Диаграмма 1,2). Только 5% опрошенных не знают, какое образование имеют их родители. Большинство 68,3% (91,7% в инновационных и 52,8% в обычных школах) считает, что положение родителей влияет на их место в обществе. Не согласны с этим 25%, и 6,7% затрудняются ответить. Следует отметить более реалистичный подход к факторам, влияющим на свой социальный статус, учащихся инновационных школ.

Существуют достаточно большие различия в социальном положении родителей опрошенных восьмиклассников из инновационных и обычных школ. Среди респондентов из инновационных школ в 2 раза больше детей служащих и интеллигенции, чем в обычных школах, где 37% составляют дети рабочих, 15% торговые работники и 8% неработающих родителей. У детей из школ инновационного направления существенно больше доля родителей, имеющих высшее образование. Однако, несмотря на разницу в профессиональном статусе родителей и в составе семьи, все респонденты отнесли свои семьи к среднеобеспеченным по материальному положению.

Самой престижной профессией с точки зрения респондентов является профессия юриста, особенно ее престиж высок в глазах учащихся инновационных школ. Учащиеся из обычных школ ориентированы на экономическую сферу. Для них наряду с профессией юриста высоко престижными являются профессии — бизнесмена, менеджера, экономиста. Кроме того учащиеся обычных школ среди престижных профессий называют профессию военного и высококвалифицированных рабочих.

Непрестижным в глазах подростков является неквалифицированный труд дворника, рабочего, технички. Следует отметить, что 42% респондентов из школ инновационного направления отнесли к непрестижным профессиям профессию учителя.

Отношение к людям у подростков в основном определяется профессиональным статусом человека. Так, если 100% учащихся здороваются с учителем, директором, завучем, то с техническим персоналом школы только 65%(72,2% в обычной и 54,2% в инновационной школе). Подавляющее большинство подростков ориентированы на продолжение учебы после школы — 95% и получение престижной профессии. Только 5% школьников не определили свои планы на будущее.

Уровень знаний об обществе
и способность к самостоятельной оценке

1. Способность оценивать общество в целом.

Одним из фактов формирования сознания подростка является знание им функций основных социальных институтов, умение оценивать их влияние на свое положение в обществе. В ходе исследования выявлено, что у восьмиклассников наличествуют определенные представления о государстве, семье, школе, церкви, о роли, которую они выполняют в обществе. Основной институт политической системы — государство — для большинства опрошенных ассоциируется с таким понятием как "страна" (55%); как властный институт его воспринимают только 11,7%. Такое же количество респондентов считает государство — механизмом для управления. Еще 13,3% отождествляют его с правительством. В целом властно — распорядительные функции государства осознаются меньшинством респондентов.

На вопрос "Заботится ли государство о молодежи?" — 71,7% респондентов ответили положительно, однако это утверждение не подкрепляется личным опытом большей части опрошенных. Ощущают заботу со стороны государстват всего 23,9% школьника, причем в большей степени она ощущается учениками обычной школы (32,3% — обычная и 6,7% -инновационная).В тоже время подавляющее большинство учащихся 93,3% уверено, что их будущее всецело зависит от политики правительства и тем самым признают влияние государства на свою жизнь. Категорически с этим не согласны 3,3% и 3,3% не имеют своего мнения по этому вопросу. Роль школы состоит в том: — чтобы давать знания, с этим согласны 90% опрошенных; — это место куда заставляют ходить родители — 1,7%; — это место где встречаются с друзьями для 1,7% респондентов.

Не так однозначны респонденты в оценках своей школы. Лучшей свою школу считают 19,4% опрошенных в обычных и 58,3% в инновационных. Не считают ее лучшей 30%(27,8% в обычных и 33,3% в инновационных). Затрудняются определить свое отношение 52,8% респондентов из обычных и 8,3% из инновационных школ. Следует отметить большую четкость оценок учащихся школ инновационного типа. Это заставляет предположить, что они более ясно осознают, чего ждут от школьного обучения. Также в школах этого типа выше уровень удовлетворенности учебным процессом. Институт семьи связывается подростками, в первую очередь, с удовлетворением потребности в общении. 58,3% считают, что семья нужна человеку, чтобы не быть одиноким, 30% ориентированы на репродуктивную функцию семьи. Причем то, что семья нужна для воспитания детей считают 38,9% респондентов из обычных школ и 16,7% из инновационных. Никто из опрошенных не связывает семью с решением материальных и бытовых проблем.

Целью посещения церкви 61,7% респондентов считают общение с Богом, молитву, 21,7% — специфическую психологическую помощь человеку, ("чтобы понять себя", и "достичь умиротворения", "вера поддерживает людей"). 15% считают посещение церкви культурной традицией. Таким образом, большинство школьников социальной функцией церкви считают удовлетворение религиозных чувств верующих.

2. Способность оценивать общественные процессы

Восприятие социальной действительности неразрывно связано с умением анализировать и оценивать процессы, происходящие в обществе, с представлениями о прошлом и изменении порядка вещей, происходящих в настоящем. В ходе опроса школьникам было предложены вопросы "Как Вы оцениваете то, что сейчас происходит в России?". Подавляющее большинство респондентов оценивают происходящее в стране как состояние кризиса — 75% и только 20% определяют сегодняшнее состояние как движение вперед к демократическому обществу, а 1,7% считает, что происходит возврат к прошлому, и тому что было до Октябрьской революции.

В то же время 38,3% уверены, что в современной России люди живут лучше, чем в СССР, но 30% считает, что сейчас жизнь ухудшилась. При этом более оптимально настроены учащиеся инновационных школ. Почти треть респондентов не смогла ответить на этот вопрос. Те, кто считает, что в СССР люди жили лучше, как правило аргументируют это тем, что "было больше порядка", "не было безработицы", "всегда платили зарплату", "цены были ниже", "люди друг к другу относились лучше". Один (1,7%) из респондентов уверен, что "в СССР было много партий и было чем заниматься". Сторонники того, что жизнь людей в современной России лучше, чем в СССР, подчеркивают, что сейчас "больше свободы", и "можно жить самостоятельно", "сейчас можно себя реализовать", "сейчас можно работать и много зарабатывать". Таким образом, в школах инновационного типа учащиеся в большей степени ориентированы на ценности личной свободы, самореализации, личного успеха. В школах обычного типа больше приверженцев социальной защищенности и порядка.

3. Способность оценки степени важности проблем,
возникающих в обществе

По степени важности для подростков проблемы распределились следующим образом:
  1. Проблемы в семье — 61,7%.
  2. Проблемы в государстве — 48,3%.
  3. Проблемы в школе — 41,7%.
  4. Проблемы в регионе — 1,7%.
  5. Другие проблемы — 1,7%.

При этом для учащихся инновационных школ более значимы проблемы в семье, а для учащихся обычных школ более важны проблемы в школе. Бросается в глаза равнодушие подростков к проблемам региона. Их всех опрошенных только один респондент (1,7%) отметил их важность.Личные проблемы, волнующие подростков, по степени важности распределились следующим образом:

  1. Проблемы в школе (успеваемость и поведение);
  2. Забота о будущем (получение образования, профессии, место в обществе);
  1. Взаимоотношения в семье;
  2. Взаимоотношения с друзьями;
  3. Успехи в спорте.
Проблемы своего будущего больше волнуют школьников из школ инновационного направления.

4. Способность оценивать свое место в обществе

Оценка своего места в обществе предполагает оценку своего отношения к другим людям и отношение других людей к себе. В связи с этим, респондентам был предложен следующий блок вопросов:

  • Есть ли у Вас настоящие друзья?
  • Всегда ли понимают Вас?
  • Чье мнение об обществе для Вас является наиболее авторитетным?
  • Если у Вас возникают проблемы, то к кому Вы обращаетесь за помощью?
  • Обращаются ли к Вам за помощью и помогаете ли Вы?

Анализ ответов показал, что у 93,3% респондентов есть настоящие друзья и в общении с ними достигается наибольшая степень понимания. Чуть больше половины респондентов считают, что всегда их понимают родители и ребята во дворе. Большинство считает, что учителя и одноклассники их понимают только иногда. О непонимании со стороны родителей заявили 1,6% опрошенных, учителей 3,4%, друзей — 3,3%.

Опрос показал, что наибольшим авторитетом у подростков пользуются родители (причем авторитет родителей у учащихся инновационных школ выше, чем у учащихся обычных школ), а также другие взрослые люди (знакомые, артисты, политики, спортсмены и другие). Достаточно высок авторитет друзей, особенно для учащихся обычных школ. Наименьшим авторитетом пользуется мнением учителей как в обычных, так и в инновационных школах. В случае возникновения проблем 87,5% респондентов из инновационных и 69,4% из обычных школ обращаются за помощью к родителям, соответственно 75% и 58,3% к друзьям. Учащиеся из обычных школ не склонны прибегать к помощи учителей, в то время как в школах инновационного типа 20,8% респондентов обращаются за помощью к учителям. Сами решают свои проблемы 18,3% школьников. В целом подростки ориентированы на свое социальное окружение и склонны с ним сотрудничать. Однако не может не вызывать тревогу оценка школьниками своих взаимоотношений с учителями.

Степень включенности школьников в общественную жизнь

В целом подростки проявляют довольно высокую степень социальной активности, которая в основном реализуется в сфере досуговых увлечений 68,3% (75% в инновационных и 63,9% в обычных) респондентов занимаются в спортивных секциях или в творческих кружках, 88,3% имеют хобби. Социально-политическая активность восьмиклассников значительно ниже. Всего 20% респондентов являются членами молодежных общественных организаций. Подавляющее большинство из них работают в организациях школьного самоуправления (школьный совет, парламент школы и т.д.). Только одна девочка является членом экологической организации "Зеленый мир". Почти 26,7% не знают в какую организацию они хотели бы вступить и 45% вообще не хотят вступать ни в какие организации. Общественные поручения имеют 35% опрошенных, причем девочки проявляют более высокую степень общественной активности, чем мальчики.

Выводы

  1. В целом школьники имеют определенные представления о социальной действительности: могут дать оценку своему социальному окружению, представляют основные социальные институты, общественные процессы и проблемы. В то же время их представления носят зачастую неполный (фрагментарный) и противоречивый характер.

Школьники не достаточно четко представляют себе специфические функции таких основных общественных институтов как государство, семья, церковь, дают достаточно противоречивые оценки, происходящих в обществе процессов, затрудняются в определении характера происходящих в России изменений.

  1. Школа не является главным субъектом формирования у школьников представлений о социальной действительности (крайне низок авторитет учителей, не высока степень взаимоотношений с ними, нет стремления сотрудничать с учителями в решении каких-либо проблем, школьные уроки не являются основными источниками информации об обществе). Гораздо большее влияние на школьников оказывают родители, телевидение, друзья.
  2. Пробелы в научных знаниях в области истории и обществоведения восполняются во многом обыденными расхожими представлениями, стериотипами массового сознания, социальными мифами (например, "в СССР было больше порядка").
  3. Школьники в большей степени сориентированы на ценности личного успеха (получение образования, престижной профессии). Личной жизни (взаимоотношения в семье, с друзьями), реализацию себя в сфере досуговой деятельности. Ценность общественной сферы и общественной деятельности в глазах восьмиклассников крайне низка.
  4. Следует отметить невысокий уровень социального оптимизма школьников в оценке сегодняшнего состояния российского общества.

Чье мнение для Вас является авторитетным?

Всегда ли понимают Вас ...?

Обращаются ли к Вам за помощью?

К кому Вы обращаетесь за помощью?

Оценка учащимися важности проблем

Что происходит в России?

Как жили при СССР?

Ощущаете ли Вы эту заботу?

Заботиться ли государство о молодежи?

С кем Вы обсуждаете прочитанное и увиденное?

Наличие общественных поручений

Член молодежной организации

Образование родителей

Социальное положение родителей

Рейтинг непрестижных профессий среди учащихся средних и инновационных школ

Рейтинг престижных профессий среди учащихся средних и инновационных школ

Рейтинг источников внешней информации среди школьников

 

 


 

Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.