|
Восприятие школьниками социальной
действительности, 1998 г.
Подготовлено при содействии Института
"Открытое общество"
В России уже более десяти лет идет процесс реформ. За это время
изменилась страна, политический режим, институты власти, социальная
структура, система ценностей. В жизнь вступают новые пополнения, чье
знакомство с обществом основывается на новых ценностях и
ориентациях, отличных от тех, которые сопровождали жизнь их
родителей. Вместе с тем новые демократические ценности, приобретя
официальный статус, не получили адекватной систематизации, не
создано каналов их трансляции от политической системы к человеку. В
обществе образовался разрыв между поколениями. Школа, утратив
прежнюю систему ценностей, новой еще не обрела. Отражением этого
служат учебники по истории и обществоведению, содержащие разнобой
мнений.
В государстве отсутствует взвешенная, целенаправленная молодежная
политика. Система молодежных организаций, существовавшая в СССР
разрушена, новой не создано. Состояние большинства ориентаций не
позволяет им эффективно работать с молодежью.
СМИ обрушивает на сознание школьников поток информации, очень
часто расходящийся с тем, что они узнают в школе и семье. В этих
условиях представляется чрезвычайно актуальным выявление факторов,
влияющих на восприятие школьниками социальной действительности,
формирование у них знаний и ценностных ориентаций. Всего было
проведено 5 фокус-групп в 5-ти школах города, том числе 3
фокус-группы в обычных средних школах и 2 фокус-группы в средних
школах с инновационным направлением. Всего было опрошено 60 учащихся
8классов (30 мальчиков и 30 девочек). Опрос проведен с 13 по 21
февраля 1998 года.
Оценка источников внешней информации
К основным источникам внешней информации об обществе, поступающей
к школьникам, следует отнести школьные уроки, книги, журналы,
радиопередачи, газеты, телепередачи, сведения поступающие от
родителей и друзей. Респонденты к источникам наиболее нужной для них
информации отнесли родителей (96,7%), телепередачи (68,3%), уроки в
школе (48,3%). Выявлено существенное различие в оценке значимости
информационных источников в школах обычного и инновационного типа.
Если в первых велико значений школьных уроков, то для учащихся
инновационных школ более важны средства массовой информации —
телепередачи (87,5%), журналы (45,8%) и газеты (41,7%), а также
общение с друзьями. Информация, полученная в школе занимает лишь
скромное 6 место. Напрашивается вывод о том, что инновационные
методы школьного обучения формируют навыки самостоятельного поиска
информации и работы с ее источниками. В школах обычного типа из СМИ
популярностью пользуются только телепередачи (55,6%). Журналы и
газеты читают соответственно 27,8% и 19,4% респондентов. Две нижние
строчки в рейтинге источников внешней информации среди учащихся школ
всех типов занимают книги (28,3%) и радиопередачи (13,3%).
Полученную информацию школьники в большинстве своем обсуждают с
друзьями 95% и родителями 75%. Учащимся инновационных школ в большей
степени присуще стремление не только получать информацию, но
делиться ей и обсуждать увиденное и прочитанное с учителями, а также
с другими знакомыми людьми, чем ученикам обычных школ.
Оценка социального окружения
Исследование показало, что школьники представляют социальное
положение своих родителей (их профессию, образование)(см. Диаграмма
1,2). Только 5% опрошенных не знают, какое образование имеют их
родители. Большинство 68,3% (91,7% в инновационных и 52,8% в обычных
школах) считает, что положение родителей влияет на их место в
обществе. Не согласны с этим 25%, и 6,7% затрудняются ответить.
Следует отметить более реалистичный подход к факторам, влияющим на
свой социальный статус, учащихся инновационных школ.
Существуют достаточно большие различия в социальном положении
родителей опрошенных восьмиклассников из инновационных и обычных
школ. Среди респондентов из инновационных школ в 2 раза больше детей
служащих и интеллигенции, чем в обычных школах, где 37% составляют
дети рабочих, 15% торговые работники и 8% неработающих родителей. У
детей из школ инновационного направления существенно больше доля
родителей, имеющих высшее образование. Однако, несмотря на разницу в
профессиональном статусе родителей и в составе семьи, все
респонденты отнесли свои семьи к среднеобеспеченным по материальному
положению.
Самой престижной профессией с точки зрения респондентов является
профессия юриста, особенно ее престиж высок в глазах учащихся
инновационных школ. Учащиеся из обычных школ ориентированы на
экономическую сферу. Для них наряду с профессией юриста высоко
престижными являются профессии — бизнесмена, менеджера, экономиста.
Кроме того учащиеся обычных школ среди престижных профессий называют
профессию военного и высококвалифицированных рабочих.
Непрестижным в глазах подростков является неквалифицированный
труд дворника, рабочего, технички. Следует отметить, что 42%
респондентов из школ инновационного направления отнесли к
непрестижным профессиям профессию учителя.
Отношение к людям у подростков в основном определяется
профессиональным статусом человека. Так, если 100% учащихся
здороваются с учителем, директором, завучем, то с техническим
персоналом школы только 65%(72,2% в обычной и 54,2% в инновационной
школе). Подавляющее большинство подростков ориентированы на
продолжение учебы после школы — 95% и получение престижной
профессии. Только 5% школьников не определили свои планы на будущее.
Уровень знаний об обществе
и способность к самостоятельной оценке
1. Способность оценивать общество в целом.
Одним из фактов формирования сознания подростка является знание
им функций основных социальных институтов, умение оценивать их
влияние на свое положение в обществе. В ходе исследования выявлено,
что у восьмиклассников наличествуют определенные представления о
государстве, семье, школе, церкви, о роли, которую они выполняют в
обществе. Основной институт политической системы — государство — для
большинства опрошенных ассоциируется с таким понятием как "страна"
(55%); как властный институт его воспринимают только 11,7%. Такое же
количество респондентов считает государство — механизмом для
управления. Еще 13,3% отождествляют его с правительством. В целом
властно — распорядительные функции государства осознаются
меньшинством респондентов.
На вопрос "Заботится ли государство о молодежи?" — 71,7%
респондентов ответили положительно, однако это утверждение не
подкрепляется личным опытом большей части опрошенных. Ощущают заботу
со стороны государстват всего 23,9% школьника, причем в большей
степени она ощущается учениками обычной школы (32,3% — обычная и
6,7% -инновационная).В тоже время подавляющее большинство учащихся
93,3% уверено, что их будущее всецело зависит от политики
правительства и тем самым признают влияние государства на свою
жизнь. Категорически с этим не согласны 3,3% и 3,3% не имеют своего
мнения по этому вопросу. Роль школы состоит в том: — чтобы давать
знания, с этим согласны 90% опрошенных; — это место куда заставляют
ходить родители — 1,7%; — это место где встречаются с друзьями для
1,7% респондентов.
Не так однозначны респонденты в оценках своей школы. Лучшей свою
школу считают 19,4% опрошенных в обычных и 58,3% в инновационных. Не
считают ее лучшей 30%(27,8% в обычных и 33,3% в инновационных).
Затрудняются определить свое отношение 52,8% респондентов из обычных
и 8,3% из инновационных школ. Следует отметить большую четкость
оценок учащихся школ инновационного типа. Это заставляет
предположить, что они более ясно осознают, чего ждут от школьного
обучения. Также в школах этого типа выше уровень удовлетворенности
учебным процессом. Институт семьи связывается подростками, в первую
очередь, с удовлетворением потребности в общении. 58,3% считают, что
семья нужна человеку, чтобы не быть одиноким, 30% ориентированы на
репродуктивную функцию семьи. Причем то, что семья нужна для
воспитания детей считают 38,9% респондентов из обычных школ и 16,7%
из инновационных. Никто из опрошенных не связывает семью с решением
материальных и бытовых проблем.
Целью посещения церкви 61,7% респондентов считают общение с
Богом, молитву, 21,7% — специфическую психологическую помощь
человеку, ("чтобы понять себя", и "достичь умиротворения", "вера
поддерживает людей"). 15% считают посещение церкви культурной
традицией. Таким образом, большинство школьников социальной функцией
церкви считают удовлетворение религиозных чувств верующих.
2. Способность оценивать общественные процессы
Восприятие социальной действительности неразрывно связано с
умением анализировать и оценивать процессы, происходящие в обществе,
с представлениями о прошлом и изменении порядка вещей, происходящих
в настоящем. В ходе опроса школьникам было предложены вопросы "Как
Вы оцениваете то, что сейчас происходит в России?". Подавляющее
большинство респондентов оценивают происходящее в стране как
состояние кризиса — 75% и только 20% определяют сегодняшнее
состояние как движение вперед к демократическому обществу, а 1,7%
считает, что происходит возврат к прошлому, и тому что было до
Октябрьской революции.
В то же время 38,3% уверены, что в современной России люди живут
лучше, чем в СССР, но 30% считает, что сейчас жизнь ухудшилась. При
этом более оптимально настроены учащиеся инновационных школ. Почти
треть респондентов не смогла ответить на этот вопрос. Те, кто
считает, что в СССР люди жили лучше, как правило аргументируют это
тем, что "было больше порядка", "не было безработицы", "всегда
платили зарплату", "цены были ниже", "люди друг к другу относились
лучше". Один (1,7%) из респондентов уверен, что "в СССР было много
партий и было чем заниматься". Сторонники того, что жизнь людей в
современной России лучше, чем в СССР, подчеркивают, что сейчас
"больше свободы", и "можно жить самостоятельно", "сейчас можно себя
реализовать", "сейчас можно работать и много зарабатывать". Таким
образом, в школах инновационного типа учащиеся в большей степени
ориентированы на ценности личной свободы, самореализации, личного
успеха. В школах обычного типа больше приверженцев социальной
защищенности и порядка.
3. Способность оценки степени важности проблем,
возникающих в обществе
По степени важности для подростков проблемы распределились следующим
образом:
- Проблемы в семье — 61,7%.
- Проблемы в государстве — 48,3%.
- Проблемы в школе — 41,7%.
- Проблемы в регионе — 1,7%.
- Другие проблемы — 1,7%.
При этом для учащихся инновационных школ более значимы проблемы в
семье, а для учащихся обычных школ более важны проблемы в школе.
Бросается в глаза равнодушие подростков к проблемам региона. Их всех
опрошенных только один респондент (1,7%) отметил их важность.Личные
проблемы, волнующие подростков, по степени важности распределились
следующим образом:
- Проблемы в школе (успеваемость и поведение);
- Забота о будущем (получение образования, профессии, место в
обществе);
- Взаимоотношения в семье;
- Взаимоотношения с друзьями;
- Успехи в спорте.
Проблемы своего будущего больше волнуют школьников из школ
инновационного направления.
4. Способность оценивать свое место в обществе
Оценка своего места в обществе предполагает оценку своего
отношения к другим людям и отношение других людей к себе. В связи с
этим, респондентам был предложен следующий блок вопросов:
- Есть ли у Вас настоящие друзья?
- Всегда ли понимают Вас?
- Чье мнение об обществе для Вас является наиболее
авторитетным?
- Если у Вас возникают проблемы, то к кому Вы обращаетесь за
помощью?
- Обращаются ли к Вам за помощью и помогаете ли Вы?
Анализ ответов показал, что у 93,3% респондентов есть настоящие
друзья и в общении с ними достигается наибольшая степень понимания.
Чуть больше половины респондентов считают, что всегда их понимают
родители и ребята во дворе. Большинство считает, что учителя и
одноклассники их понимают только иногда. О непонимании со стороны
родителей заявили 1,6% опрошенных, учителей 3,4%, друзей — 3,3%.
Опрос показал, что наибольшим авторитетом у подростков пользуются
родители (причем авторитет родителей у учащихся инновационных школ
выше, чем у учащихся обычных школ), а также другие взрослые люди
(знакомые, артисты, политики, спортсмены и другие). Достаточно высок
авторитет друзей, особенно для учащихся обычных школ. Наименьшим
авторитетом пользуется мнением учителей как в обычных, так и в
инновационных школах. В случае возникновения проблем 87,5%
респондентов из инновационных и 69,4% из обычных школ обращаются за
помощью к родителям, соответственно 75% и 58,3% к друзьям. Учащиеся
из обычных школ не склонны прибегать к помощи учителей, в то время
как в школах инновационного типа 20,8% респондентов обращаются за
помощью к учителям. Сами решают свои проблемы 18,3% школьников. В
целом подростки ориентированы на свое социальное окружение и склонны
с ним сотрудничать. Однако не может не вызывать тревогу оценка
школьниками своих взаимоотношений с учителями.
Степень включенности школьников в общественную жизнь
В целом подростки проявляют довольно высокую степень социальной
активности, которая в основном реализуется в сфере досуговых
увлечений 68,3% (75% в инновационных и 63,9% в обычных) респондентов
занимаются в спортивных секциях или в творческих кружках, 88,3%
имеют хобби. Социально-политическая активность восьмиклассников
значительно ниже. Всего 20% респондентов являются членами молодежных
общественных организаций. Подавляющее большинство из них работают в
организациях школьного самоуправления (школьный совет, парламент
школы и т.д.). Только одна девочка является членом экологической
организации "Зеленый мир". Почти 26,7% не знают в какую организацию
они хотели бы вступить и 45% вообще не хотят вступать ни в какие
организации. Общественные поручения имеют 35% опрошенных, причем
девочки проявляют более высокую степень общественной активности, чем
мальчики.
Выводы
- В целом школьники имеют определенные представления о
социальной действительности: могут дать оценку своему
социальному окружению, представляют основные социальные
институты, общественные процессы и проблемы. В то же время их
представления носят зачастую неполный (фрагментарный) и
противоречивый характер.
Школьники не достаточно четко представляют себе специфические
функции таких основных общественных институтов как государство,
семья, церковь, дают достаточно противоречивые оценки, происходящих
в обществе процессов, затрудняются в определении характера
происходящих в России изменений.
- Школа не является главным субъектом формирования у
школьников представлений о социальной действительности (крайне
низок авторитет учителей, не высока степень взаимоотношений с
ними, нет стремления сотрудничать с учителями в решении
каких-либо проблем, школьные уроки не являются основными
источниками информации об обществе). Гораздо большее влияние на
школьников оказывают родители, телевидение, друзья.
- Пробелы в научных знаниях в области истории и
обществоведения восполняются во многом обыденными расхожими
представлениями, стериотипами массового сознания, социальными
мифами (например, "в СССР было больше порядка").
- Школьники в большей степени сориентированы на ценности
личного успеха (получение образования, престижной профессии).
Личной жизни (взаимоотношения в семье, с друзьями), реализацию
себя в сфере досуговой деятельности. Ценность общественной сферы
и общественной деятельности в глазах восьмиклассников крайне
низка.
- Следует отметить невысокий уровень социального оптимизма
школьников в оценке сегодняшнего состояния российского общества.
|
|