АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События Аналитика Конференции Дневники

   




 

Чернышов Ю.Г. Политический консалтинг и выборы в Алтайском крае

Цель нашего доклада — попытаться выявить основные тенденции развития политического консалтинга на Алтае в период выборов 1995-98 гг. Пример Алтайского края интересен тем, что этот регион традиционно считается "глухой провинцией", в которой распространение разного рода инноваций  (в том числе современных избирательных технологий) происходит с относительным запозданием. Принято также считать, что с 1996 г. Алтайский край прочно закрепился в "красном поясе", и политика всех ветвей власти приобрела здесь монопартийную направленность. Такие оценки имеют основания, но они не отражают всей сложности ситуации.

Прежде всего, необходимо учитывать объективные условия данного региона. Алтайский край, расположенный на юге Западной Сибири, отличается значительной долей сельского населения. Если в среднем по России доля сельского электората составляет 27,1 %, то  на Алтае — 47,7 %. Поскольку городской электорат обычно демонстрирует значительно более низкую активность на выборах, чем сельский, именно село во многом влияет на результаты голосований. По целому ряду причин на селе преобладает протестный тип голосования. Средняя заработная плата в крае почти наполовину ниже общероссийского уровня. При этом доля людей, имеющих высшее образование, также заметно ниже среднего показателя по России (14 % и 18,3 % соответственно).

Некоторые авторы считают, что Алтайский край можно назвать "самым красным" из субъектов Российской Федерации, поскольку на президентских выборах 1996 г. большинство избирателей отдали голоса Г.Зюганову. Д.А.Левчик и Э.Г.Левчик высказали предположение, что протестный электорат на Алтае — это в основном потомки первой волны переселенцев (староверов и др.), еще с XVIII в. бежавших на Алтай от "государева гнева". Протестный тип голосования преобладает, соответственно, в юго-западной и северо-восточной зонах Алтая, где голосуют в основном за КПРФ, АПР и ЛДПР. Что же касается центральной части Алтая, то именно здесь в разные времена оставила наиболее глубокий след государственная колонизация, и поэтому здесь преобладает демократически-конформистский, "промосковский" тип голосования.

Данная схема, на наш взгляд, несколько упрощает ситуацию. На наш взгляд, не менее оправданно связывать разницу в электоральных настроениях с различными условиями жизни в 3-х основных природно-климатических зонах Алтая: степной, лесостепной и предгорной. Кроме того, большую роль здесь играют многие другие факторы — в частности, степень удаленности от городов и транспортных магистралей, развитие торгово-промышленного комплекса,  уровень информационного обеспечения (многие удаленные районы практически недосягаемы для краевого радио- и телевещания) и др. Влияние целого комплекса факторов приводит к тому, что карта электоральных предпочтений по мере удаления от крупных городов (Барнаула и Бийска) приобретает все более насыщенную протестную окраску. С 1996 г., когда на выборах главы администрации победил кандидат от левых сил, эта тенденция лишь получила дальнейшее подкрепление в использовании административных рычагов власти.

Такие условия, на наш взгляд, вряд ли благоприятны для успешного развития независимых центров политического консалтинга. Первоначальные попытки изучения и использования избирательных технологий были предприняты в основном лишь представителями административных структур, а также активистами местных отделений политических партий — таких, как КПРФ, ДВР, НДР и др. 

Не удивительно, что при этом нередко допускались очень грубые ошибки. Так, на выборах 1995 г. в Государственную Думу по Барнаульскому избирательному округу были все шансы для победы кандидата от правоцентристских сил. Однако голоса избирателей были распылены между несколькими кандидатами (в основном - между А.Лазаревым и А.Сарычевым), и в результате победу одержала Н.Данилова - единственный кандидат от левых сил. Не исключено, что подобная ситуация может повториться и в декабре 1999 г. — если понимание законов предвыборной борьбы не заставит кого-то поступиться своими корпоративными интересами.

На президентских выборах 1996 г. в Алтайском крае довольно активно работали различные группы московских аналитиков — в том числе такие известные, как "Никколо М". Местные консультанты работали, как правило, на "вторых ролях", но именно в период этой кампании они получили довольно ценный опыт прикладных политических исследований. Именно тогда начали формироваться устойчивые коллективы специалистов, способных к серьезной самостоятельной работе во время выборов.

Осенью 1996 г. в крае развернулась довольно напряженная борьба между кандидатами на пост главы администрации. Основными претендентами были действовавший тогда глава администрации Лев Коршунов и председатель КЗС Александр Суриков. Первый опирался на недавно образованный блок некоммунистических сил "Согласие", второму оказало поддержку движение левых сил "За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы человека труда".

Представляют интерес материалы социологических опросов, проведенных различными группами накануне выборов. Действовавшая при штабе А.Сурикова некая "Независимая служба изучения общественного мнения" распространила информацию об опросе, в котором явно был нарушен квотный принцип выборки (женщины — 40,5 %, мужчины — 59,5 % среди опрошенных). Предсказав победу А.Сурикова с отрывом на 38,2 %, анонимные аналитики рекомендовали: "Личностям, грубо противодействующим избирательной кампании А.А.Сурикова, следует напоминать об их положении после 17 ноября 1996 г.". 

Накануне первого тура голосования в газетах были также опубликованы результаты опроса, проведенного группой профессора С.И.Григорьева: по этим данным, за Л.А.Коршунова были готовы проголосовать 25 % избирателей, за А.А.Сурикова — 20 % (данные были опубликованы в газете "Алтайская правда" за 6 ноября 1996 г.). Впрочем, вскоре после победы на выборах А.А.Сурикова сами эти исследователи фактически дезавуировали эти выводы, утверждая, что они вовсе не предсказывали успех Л.А.Коршунова.

Непрерывный мониторинг общественных настроений проводила тогда и Алтайская школа политических исследований (АШПИ). Эксперты АШПИ прогнозировали вероятность второго тура, отмечали, что при несколько более высоком рейтинге (примерно на 6%) Л.А.Коршунов имеет менее отмобилизованный электорат и явно проигрывает в развернувшейся накануне выборов "войне компроматов". Именно эти факторы и привели к тому, что во втором туре А.А.Суриков с минимальным отрывом (3,22 %) сумел "вырвать победу" у Л.А.Коршунова. Тем не менее, многие наблюдатель отмечают достаточно высокую эффективность проведенной Л.А.Коршуновым кампании: за его противника, поддержанного левыми силами, "проголосовало всего 84 % коммунистического электората 1991 года и около 60 % зюгановского электората 2-го тура Президентских выборов".

Разумеется, после губернаторских выборов левые силы максимально используют свое влияние на СМИ и местные органы власти. Однако реально, несмотря на кажущуюся "монолитность" властной элиты, в ходе  выборов нередко прослеживается плюрализм интересов, разворачивается противоборство различных политических сил и финансово-промышленных групп, которые все чаще пытаются усилить свои позиции привлечением специалистов — социологов, политологов, имиджмейкеров. К участникам избирательного процесса постепенно приходит понимание того, что период "художественной самодеятельности" для желающих победить на выборах  закончился. И хотя местный рынок консалтинговых услуг развит пока довольно слабо, в этой области уже появились некоторые интересные наработки. 

В эти годы продолжался процесс медленной кристаллизации нескольких групп, занимающихся прикладными политическими исследованиями. В основном эти группы формировались из вузовских преподавателей — специалистов по различным гуманитарным наукам. Необходимо отметить, что среди представителей общественных наук пока еще немного тех специалистов, которые решились перейти от прежних чисто идеологических или сугубо академических подходов к прикладным политическим исследованиям, отвечающим на актуальные запросы времени. 

На примере Барнаула — центра Алтайского края — хорошо видно, что прежняя схема "разделения труда" в вузовском образовании (один "классический" университет и несколько специализированных институтов) постепенно размывается. Институты переименованы в университеты и академии; подготовка гуманитариев развернута в техническом и в аграрном университетах. Однако для формирования серьезных научных школ необходимы десятилетия, и фактически главным центром подготовки квалифицированных специалистов-гуманитариев остается классический университет. Именно здесь — на историческом, социологическом, филологическом, экономическом, юридическом факультетах — работают преподаватели, знания которых могут быть успешно применены в прикладных политических исследованиях.

Попытки проведения таких исследований уже предпринимались, однако их недостатком является узкая специализация возникающих творческих коллективов. Так, социологи нередко обнаруживают недостаточное знание политических реалий, юристы не всегда учитывают психологические аспекты и т.д. Между тем, для серьезного изучения политической ситуации необходима координируемая из одного центра работа самых разных специалистов. Так, при консалтинговом обеспечении предвыборной кампании обычно бывает востребован труд и социолога, и юриста, и психолога, и политолога, и специалиста по связям с общественностью. 

Межфакультетское сотрудничество в области прикладных политических исследований, на наш взгляд, наиболее успешно удалось осуществить в рамках Алтайской школы политических исследований. АШПИ возникла в 1996 г. как общественное учреждение. Школа приглашала наиболее квалифицированных специалистов для проведения "круглых столов" и конференций по актуальным политическим проблемам, издавала сборники научных трудов. В период проведения президентских и губернаторских выборов сформировался коллектив ученых, занимавшихся аналитической работой, исследованием эволюции политических предпочтений избирателей Алтайского края. К настоящему времени АШПИ стала авторитетным центром политического консалтинга. В ноябре 1998 г. она получила статус учебно-научной лаборатории АГУ, одной из задач которой является использование научного потенциала ученых, работающих на разных факультетах.

Оценивая в целом развитие прикладных политических исследований в Алтайском крае, следует отметить, что их востребованность начала заметно возрастать лишь в самое последнее время. Специфика региона проявляется пока в том, что сколько-нибудь значительные средства на консалтинговое обеспечение избирательных кампаний способны потратить в основном лишь те кандидаты, которые поддержаны местной "партией власти" — руководители крупных предприятий, главы районных администраций и т.п. Отчасти поэтому столь редкими остаются исключения из общего правила, согласно которому на выборах побеждают только "запланированные" кандидаты. Это проявилось, в частности, осенью 1998 г., когда прошли довыборы депутатов Барнаульской городской думы и Алтайского краевого законодательного собрания.

Слабость и незащищенность предпринимательства, неразвитость политической инфраструктуры, определенная "однополярность" регионального политического режима в целом пока не благоприятствовали развитию конкурентных центров политического консалтинга. Вероятно, в какой-то степени изменить эту ситуацию может уже начавшаяся не только в Москве, но и в регионах широкомасштабная подготовка к парламентским и президентским выборам.

 


Текст выступления на конференции "Развитие политической науки в российских университетах" (г. Самара, организаторы — Российская ассоциация политической науки и журнал "Полис", январь 1999 г.).

 


 

Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.