|
Негреев Д.В.
Медиана. Некоторые политические итоги
двухлетнего правления Сурикова и Назарчука
Проучившись половину срока, студенты празднуют медиану. Такое же
событие завтра и в губернаторской жизни Александра Сурикова. Победив
1 декабря 1996 года во втором туре выборов, 11 декабря он принял
присягу и официально вступил в права главы администрации края.
Впереди у губернатора еще столько же времени. В тот же день новым
председателем КЗС был избран Александр Назарчук. Так что в его
политической жизни завтра тоже дата.
В принципе, все могло получиться по-другому. Лишившись в начале
1996 года поста министра сельского хозяйства и продовольствия,
Назарчук вернулся на Алтай. Он сразу заявил о своих губернаторских
амбициях, избрался в марте депутатом КЗС и, не претендуя ни на какие
посты в законодательной власти, спокойно ждал выборов главы
администрации. Но Суриков показал, что он не только опытный
публичный политик, но и умелый "кукловод" — возглавляемое им
Законодательное собрание приняло решение о "цензе оседлости".
Назарчуку было сказано, что к нему это, конечно же, отношения не
имеет, но в результате он, прожив некоторое время в Москве, лишился
права участвовать в выборах. Ни для кого не секрет, что ценз был
введен именно для Назарчука — другой "москвич", Алексей Сарычев,
прими он участие в выборах, отнимал бы голоса не у Сурикова, а у
Коршунова. В счет компенсации за отказ поднять шум вокруг нарушения
его прав (в аналогичную ситуацию попал в Курской области Александр
Руцкой и отстоял в суде право баллотироваться) Назарчук получил пост
Сурикова в КЗС.
Два прошедших после этого года позволяют сделать определенные
выводы. Как отмечают некоторые политологи (например, директор
Алтайской школы политических исследований, профессор АГУ Юрий
Чернышов, руководитель Алтайского отделения Российского
общественно-политического центра Геннадий Шейда), положительный
результат деятельности Сурикова и Назарчука заключается в
преодолении раскола в правящей элите, противоречий между
законодательной и исполнительной властью, существовавших во время
губернаторства Владимира Райфикешта и Льва Коршунова.
Вопреки некоторым ожиданиям, работа в исполнительной власти не
заставила Сурикова сдвинуться вправо. Это, конечно, могло бы
произойти, если бы реформы дали какие-нибудь результаты - Суриков
понимает преимущества рыночной экономики перед экономикой плановой.
Но он реальный политик, который также прекрасно понимает, что
сегодня дрейфовать слева направо, да еще в красном Алтайском крае —
политическое самоубийство. То же самое можно сказать и о Назарчуке.
Таким образом, противоречий между исполнительной и законодательной
властью по идеологическим причинам нет и не ожидается. Определенную
роль в этом играет полномочный представитель Президента Владимир
Райфикешт, критикующий и администрацию, и КЗС с правых позиций. Эта
критика заставляет обе власти сплачиваться.
Но есть другие противоречия. Недавно Александр Суриков раскритиковал
глав администраций городов и районов за ошибки в хозяйственной
деятельности и пообещал "сдать" СМИ информацию по истинному
состоянию дел в некоторых районах. Избранным, а не назначенным на
свои посты и уже успевшим почувствовать некоторую свободу главам
такое отношение к ним вряд ли понравится. Есть информация, что
некоторые муниципальные руководители уже поговаривают примерно
следующее: "Суриков не аграрий, плохо разбирается в вопросах
сельского хозяйства, недемократичен, даже тоталитарен". Короче
говоря, не тот человек.
Такие разговоры обычно ведутся с чьей-то подачи. Сделана она может
быть двумя людьми - Александром Назарчуком и первым
вице-губернатором Николаем Чертовым. Для Назарчука, не забывшего
обиду 1996 года, пост губернатора - логичное завершение политической
карьеры (в будущем году ему исполняется 60 лет), для Чертова —
начало самостоятельной политической жизни. Ни для кого не секрет,
что о губернаторских амбициях Чертова заговорили вскоре после того,
как Суриков назначил его своим первым заместителем.
В отсутствии противоречий между двумя ветвями власти, отмечают
эксперты "СК", заключаются и отрицательные черты той политической
системы, которая за эти два года сложилась на Алтае. Именно из-за
этого произошел перекос в сторону одной партии, точнее,
политического направления. Если в начале губернаторской карьеры
Суриков пытался обеспечить некоторый баланс левых и правых сил, то
сейчас невооруженным взглядом видно преобладание левых во всех
сферах жизни. Маленький пример. Общественная палата при главе
администрации края, в которую входят представители практически всех
партий и движений, имеющихся на Алтае, собиралась всего два раза.
Таким образом, правые (демократы) не имеют даже номинальной
возможности давать советы администрации, к левым же прислушиваются
во многих чиновных кабинетах.
Приведя их к реальной власти, Суриков, вопреки своей воле, часто
становится заложником сторонников возврата в "светлое прошлое".
Например, губернатор явно не хотел, чтобы левые раскалывали новую
общественную организацию — Конгресс интеллигенции Алтайского края,
но коммунисты сделали так, как считали нужным.
Если отбросить эти нюансы, то сейчас на краевом уровне наблюдается
политическая стабилизация, чего нельзя сказать о городах и районах.
Новая черта политической жизни, появившаяся на свет во время
правления Александра Сурикова и Александра Назарчука — отзыв глав
администраций, вызванный борьбой различных местных политических
группировок. Сначала, когда пытались отозвать глав-сторонников Льва
Коршунова, новая администрация смотрела на это спокойно, затем,
когда проведение отзывов стало мешать нормальной работе
исполнительной власти, раздались негативные высказывания
губернатора, когда же инициативные группы взялись за "социально
близких" краевым властям глав, КЗС по инициативе краевой
администрации внесло поправки в законодательство и удлинило срок
работы глав, во время которого их отзывать нельзя.
В принципе, двух лет вполне достаточно для того, чтобы левые,
приведшие к власти нынешнюю администрацию и имеющие большинство в
Законодательном собрании, по полному счету отвечали за все
происходящее в крае. Но этого до сих пор не происходит. Ни на одном
митинге еще не звучала критика в адрес краевых властей, ее можно
услышать лишь в общественном транспорте да у прилавков магазинов.
Причина в том, что Суриков и Назарчук - опытные политики и умеют
отводить негодование избирателей от себя, а значит, и от
поддерживающих их сил.
Другие выводы. Вопреки предостережениям, которые во время выборов
высказывали сторонники Коршунова, отношения краевой администрации с
центральными органами власти при Сурикове не ухудшились. Алтайский
край по-прежнему имеет второй по величине в РФ размер трансферта,
получаемого из федерального бюджета.
Суриков и Назарчук демонстрируют терпимость к немногочисленным
политическим оппонентам, к критике в их адрес в средствах массовой
информации. В недавней коллизии, возникшей между СМИ и рядом
депутатов КЗС, оба руководителя края дали понять, что они за
свободную прессу. Так что можно констатировать, что на Алтае
сохраняется относительно демократический режим идеологической жизни.
Одной из причин этого может быть то, что до сих пор еще не решено,
кто из двух Александров должен стать губернатором-2000. А раз так,
то оба должны восприниматься прессой исключительно положительно.
Статья опубликована в газете "Свободный курс" 10 декабря 1999 г.
|
|