|
О.Н. БАРАБАНОВ1
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
(КОНЕЦ 1997 - НАЧАЛО 1998 гг.)2
Опубликовано в: Конституционное право:
восточноевропейское обозрение. М. 1998. No 1. С.102-107.
Развитие законодательства Алтайского края в конце 1997 - начале
1998 гг. определяло то обстоятельство, что в своих общих чертах свод
основных законов, регулирующих особенности края как субъекта
Федерации, уже был выработан. Это подтверждал в своих выступлениях и
председатель Алтайского Краевого Законодательного Собрания (АКЗС)
А.Г.Назарчук. Поэтому главной задачей здесь, помимо акцента
депутатов на социально-экономических законах, стала более детальная
и подробная разработка принятых ранее норм и принципов, утверждение
процедуры для ряда важнейших предусмотренных Уставом действий.
В частности, в январе 1998 г. были официально опубликованы законы
края "О порядке получения согласия АКЗС на назначение должностных
лиц администрации Алтайского края" и "О порядке выражения недоверия
должностным лицам администрации Алтайского края". Как известно, в
Уставе края и после разбирательства в Конституционном Суде России
было зафиксировано положение о том, что АКЗС дает свое согласие на
назначение первых заместителей главы администрации края,
руководителей краевых органов внутренних дел, юстиции, финансов,
соцзащиты и госимущества и может выразить им недоверие, которое,
впрочем, не имеет решающего значения для их отставки, но может
служить к этому основанием. По первому из вновь принятых законов,
глава администрации представляет в АКЗС свои кандидатуры на
вышеуказанные должности, при этом он имеет право представить и
несколько альтернативных кандидатур на любую из них. Кандидаты
обсуждаются в комитетах АКЗС, а решение по ним принимается на его
ближайшей сессии. Все кандидаты должны лично присутствовать на своем
обсуждении на сессии, заочной дачи согласия не допускается. Если же
на ближайшей сессии кандидаты не были рассмотрены АКЗС, то это
означает его автоматическое согласие с их утверждением. В случае
отклонения кандидатуры в АКЗС глава администрации вправе представить
его вторично, но после второго отклонения уже не имеет права вновь
предлагать этого кандидата. В случае же, если АКЗС трижды отклонило
(всякий раз новые) кандидатуры на ту или иную должность, тогда глава
администрации вправе заместить соответствующие должности своими
кандидатами самостоятельно, без согласия АКЗС. Кроме того, АКЗС
большинством голосов может предложить главе администрации и свои
кандидатуры, но это решение имеет для главы рекомендательный
характер. Что же касается недоверия указанным должностным лицам
администрации, то предложение об этом вносится не менее, чем одной
пятой депутатов АКЗС, обсуждается в его комитетах, а затем в течение
двух месяцев с момента постановки вопроса решение о недоверии
принимается большинством голосов на сессии АКЗС. В десятидневный
срок после этого постановление о недоверии направляется главе
администрации края. В законе повторена фраза Устава края, что это
недоверие "может служить основанием для их ухода в отставку". Глава,
впрочем, вправе не согласиться с АКЗС, и в этом случае он в течение
месяца должен направить депутатам свое письменное мотивированное
несогласие. если же он за этот срок этого не делает, то это означает
его согласие с недоверием, и должностное лицо должно быть им
отставлено. В случае же, если глава не согласен с АКЗС, или же само
АКЗС не одобрило большинством голосов решения о недоверии, то
повторное возбуждение процедуры недоверия по данному должностному
лицу допускается не ранее, чем через 6 месяцев. Если же ему во
второй раз высказывается недоверие АКЗС, то он должен быть
отставлен. Таков механизм этих уставных действий.
Также в развитие процедурных моментов в данный период был принят
закон "О порядке осуществления права законодательной инициативы
органов МСУ в АКЗС". Право законодательной инициативы в АКЗС
согласно Уставу Алтайского края принадлежало представительным
органам МСУ. Порядок разработки и внесения законопроектов на их
собственное предварительное рассмотрение определялся уставами или
иными нормативными актами самих муниципальных образований.
Представительный орган МСУ, рассмотрев проект закона, принимает
решение, либо внести его в качестве законодательной инициативы в
АКЗС, либо вернуть на доработку авторам, либо отказать им вообще. В
случае согласия представительного органа МСУ внести тот или иной
проект в АКЗС, он вместе с установленным пакетом сопроводительных
документов направляется туда и главе администрации края. Последний
должен в 15-дневный срок дать свое заключение на проект, и
направляет его в АКЗС. Если за этот период глава администрации края
не даст своего заключения, то считается, что по принципу "молчание -
знак согласия" проект с ним согласован. Далее он рассматривается в
АКЗС в обычном порядке.
При этом еще больше укрепилась тенденция алтайских законодателей
на обеспечение четкого соответствия принимаемых ими актов
федеральным законам. К примеру, в октябре 1997 г. были приняты
поправки в краевой закон "О местном референдуме в Алтайском крае",
по которым особо указывалось, что вопросы, выносимые на местный
референдум, не должны противоречить законодательству России и края,
что максимальное число подписей, требуемых в поддержку инициативы
референдума, не может быть более 5% от избирателей, что повторная
инициатива референдума в случае неудачи первой допускалась не ранее,
чем через год. При спорах по поводу референдумов предварительное
обращение несогласных в вышестоящую избирательную комиссию не
являлось обязательным условием для подачи ими иска в суд. По тем же
причинам из краевого закона "О выборах депутатов АКЗС" в ноябре
1997 г. было убрано положение, что кандидаты должны постоянно
проживать на территории края не менее 6 месяцев.
Что касается судебной системы края, то здесь в АКЗС был внесен
законопроект об Уставном суде Алтайского края, который в принципе
может быть создан в крае согласно его Уставу. Данный законопроект
предусматривал, что основными задачами Уставного суда должны
являться контроль за тем, чтобы принимаемые органами государственной
власти края и МСУ нормативные акты соответствовали Договору о
разграничении предметов ведения и полномочий между краем и
Российской Федерацией и Уставу Алтайского края. Кроме того, несмотря
на закрепленные в Уставе края полномочия АКЗС по толкованию Устава и
краевых законов, по данному проекту также предусматривалось, что и
Уставной суд наделялся бы правом толкования Устава в спорных
случаях. Ему же были бы подведомственны споры о компетенции между
органами государственной власти и МСУ в крае. Предусматривалось, что
решения суда будут иметь обязательную законную силу (в отличие от
существующих в ряде регионов Уставных палат, чьи решения носят
рекомендательный характер). В состав суда предполагалось ввести
пятерых судей, которые должны были бы быть старше 35 лет и иметь
пятилетний стаж работы по юридической специальности. Назначать судей
на должность должен был АКЗС.3
Пока же, до законодательной регламентации и реального создания
Уставного суда, правом уставного судопроизводства согласно Уставу
края обладает Алтайский краевой суд. По подсчетам его председателя
В.Пашкова в 1996 г. краевым судом было отменено 12 законов, принятых
АКЗС в связи с их несоответствием федеральному законодательству.4
В этот период и АКЗС прибегало на практике к закрепленному за ним
Уставом края праву на толкование краевого законодательства. К
примеру, на своей XVIII сессии 30 октября 1997 г. депутаты приняли
постановление "О толковании отдельных статей Закона Алтайского края
"О порядке отзыва депутата, члена выборных органов МСУ, выборного
должностного лица МСУ в Алтайском крае". Толкование это АКЗС
осуществляло по запросу Избирательной комиссии Алтайского края,
которая на основании Устава края и краевого закона "О
правотворческой деятельности" обратилась в АКЗС с просьбой дать
толкование ряда статей закона. В постановлении депутаты специально
указали, что их толкование - "официально и имеет обязательную
юридическую силу в правоприменительной практике". Что касается
конкретики самого толкования, то интересно решение, по которому
условие закона, разрешающее повторный сбор подписей за отзыв только
через год после неудачи первого, относится только к тем, кто
создавал инициативную группу для первого голосования.
Детальной регламентации подверглась государственная и
муниципальная служба в крае. В декабре 1997 г. была принята новая
редакция закона "О государственной службе Алтайского края", а в
сентябре 1997 г. был принят специальный закон "О муниципальной
службе в Алтайском крае". Значение его состояло в том, что он четко
ограничивал полномочия органов государственной власти края в
отношении муниципальной службы, определяя их формами общей поддержки
и контроля (принятие и изменение законов края о муниципальной
службе, контроль за их соблюдением; принятие краевых программ
развития муниципальной службы; установление и обеспечение гарантий
края для муниципальных служащих; установление соотношения должностей
муниципальной службы и государственных должностей государственной
службы края). Вводилась норма, по которой уставы и иные акты
муниципальных образований не могли ухудшать правового положения
муниципальных служащих, которое было установлено настоящим законом
края. С учетом этого муниципальным образованиям передавались самые
широкие предметы ведения в отношении данной службы. При этом многие
положения данных законов сразу же или впоследствии корректировались
с учетом финансовых реалий края. Так, законом о краевом бюджете на
1997 г. было приостановлено действие трех статей закона края "О
государственной службе алтайского края" (денежное вознаграждение
госслужащим при выходе на пенсию, обеспечение их путевками,
обеспечение права на жилье), которые первоначально предполагалось
ввести с 1 января 1997 г. В переходных статьях к закону о
муниципальной службе в крае также было указано, что закрепленные им
аналогичные госслужбе нормы по денежному вознаграждению при выходе
на пенсию, вступят в силу только тогда, когда эти нормы станут
действовать в отношении госслужащих.
Продолжалось и законодательное закрепление различных форм
непосредственной демократии в Алтайском крае, которым Уставом края
было уделено самое первостепенное внимание. В декабре 1997 г. был
принят закон "О собраниях (сходах) граждан в Алтайском крае" для
более четкой регламентации их проведения и компетенции, поскольку
согласно закону "Об основах местного самоуправления в Алтайском
крае", в муниципальных образованиях с числом жителей менее трехсот
человек, представительные органы МСУ могли не выбираться, а в их
роли должны выступать как раз сходы граждан. По данному закону,
правом участия в сходах наделялись граждане, обладающие
избирательным правом и постоянно или преимущественно проживающие в
данном муниципальном образовании. При этом самим муниципальным
образованиям давалось право закреплять в своих уставах право на
снижение возрастного ценза для участников сходов до 14 лет. Также
местными уставами в соответствии с данным законом определялся
порядок созыва сходов и пределы их компетенции. При этом все сходы
делились на два типа - те, которые согласно уставу данного
муниципального образования могли осуществлять полномочия
представительного органа МСУ, и те, которые этого права не имели и
созывались исключительно в рамках территориального общественного
самоуправления (ТОСУ). В первом случае сход был правомочен
утверждать местный бюджет, местные налоги и сборы, планы и программы
развития муниципального образования, устанавливать порядок
управления и распоряжения муниципальной собственностью, осуществлять
контроль за деятельностью органов МСУ. Кроме того, если сход заменял
собой представительный орган МСУ, то главе муниципального
образования вменялось в обязанность предварительно знакомить
население с проектами документов, которые выносились на сход. Если
же сход осуществлялся в рамках ТОСУ, то в его компетенцию входило
принятие устава ТОСУ и избрание его органов, утверждение локальных
программ развития и т.п. Устанавливались и формальные критерии
деятельности схода. В случае, когда он заменял представительный
орган МСУ, сход был правомочен, если в нем приняло участие более
половины от имеющих право присутствовать на нем. Решения сходов
могли приниматься как открытым, так и тайным голосованием, решении о
принятии и изменении устава муниципального образования или ТОСУ
должны были одобряться двумя третями голосов. Решения схода не
нуждались в последующем утверждении каким-либо органом госвласти или
МСУ, являлись обязательными для исполнения всеми органами МСУ,
руководителями предприятий и организаций на территории данного
муниципального образования и гражданами. Отменить решения схода мог
только сам сход. Но при этом его решения не должны были
противоречить законодательству, и потому сохранялась возможность их
обжалования в суд или принесения на них протеста прокурора.
Надо отметить, что эффективность такой формы народовластия, как
сходы, уже получила конкретные подтверждения. В частности, в ходе
бесед председателя комитета по АПК и природопользованию АКЗС
А.Каширина в своем избирательном округе в Шелаболихинском районе,
жители прямо говорили ему, что многие местные проблемы, в т.ч. и по
наведению правопорядка, можно и нужно решать на сходе.5
Важное место в законотворческой активности администрации края и
АКЗС сыграли и меры по укреплению социальной стабильности и гармонии
в обществе, прозрачности отношений между руководителями и
подчиненными. Так, был принят краевой закон "О коэффициенте
соотношения между средней зарплатой руководителя предприятия и
средней зарплатой по отрасли". Принципиально важным нововведением
этого закона являлось то, что точкой отсчета для исчисления окладов
руководителей предприятий принималась средняя зарплата по конкретной
отрасли, а не более общие показатели (такие, как минимальный размер
оплаты труды или средняя зарплата по краю). В результате зарплата
руководителя не должна была превышать среднюю по отрасли более, чем
в 8 раз. Лишь в том случае, когда средняя зарплата в конкретной
организации превышала среднюю по отрасли, то для руководителя такого
предприятия за точку отсчета бралась средняя зарплата в его
коллективе.
Аналогичный этому подход был применен и относительно высших
должностных лиц края. В январе 1998 г. был официально опубликован
закон "Об особенностях правового положения лица, замещающего
государственную должность Алтайского края категории "А". Согласно
его нормам денежное содержание главы администрации края и
председателя АКЗС должно было определяться исходя из средней
зарплаты по краю на 1 января и 1 июля каждого года и увеличиваться
на коэффициент 8. В процентах от этого оклада устанавливалась
зарплата и других высших должностных лиц края. В декабре 1997 г. был
подписан закон края "О социальном партнерстве". По словам
председателя комитета администрации края по труду А.К.Мишина,6
помимо Алтайского края такого рода закон действует только в Омской
области, но алтайский закон шире, поскольку в нем не только
определены права трех сторон социального партнерства, но и через
специальные нормы закреплены реальные механизмы их осуществления.
Суть этого закона состояла в упорядочении отношений между рабочими и
работодателями, расширении правовых основ для развития партнерских
отношений в сфере труда. Формами социального партнерства являлись
консультации и переговоры, координация совместных усилий,
коллективные договоры, соглашения, совместный и взаимный контроль за
соблюдением достигнутых договоренностей и др. Была разработана целая
система заключения договоров между профсоюзами и работодателями.
Активная работа в этом направлении приносит свои плоды. По словам
А.К.Мишина, если ранее для заключения ежегодных трехсторонних
соглашений администрации края, работодателей и профсоюзов
требовалось провести по 5-6 заходов, то последнее соглашение на
1998-99 гг. было принято со второго раза. Кроме того, начиная с
1996 г., социальное партнерство активно проникает с краевого и на
муниципальный уровень. К концу 1997 г. трехсторонние комиссии были
образованы в 40 городах и районах края, в 10 из них заключены
трехсторонние соглашения, появились уже и образцы для подражания
(Солонешенский район). При этом согласно закону "О социальном
партнерстве" решения трех- или двухсторонних комиссий, приняты
большинством голосов каждой из сторон получали обязательную силу для
всех участников соглашения, что, несомненно, усиливает эффективность
их деятельности. Немаловажным для укрепления позитивного
психологического климата в крае явилось учреждение АКЗС особого
звания "Почетный гражданин Алтайского края". Его был удостоен
известный конструктор стрелкового оружия М.Калашников.
Еще одной сферой деятельности, на которой в этот период было
сконцентрировано большое внимание в законодательной работе в крае -
это регулирование процессов приватизации государственной и
муниципальной собственности. Важность выделения здесь четких
критериев для эффективности работы была обусловлена самими реалиями
краевой экономики, где из 22 тыс. предприятий в государственной
собственности находится лишь около 360. Другие задачи этого блока
законов - поддержание социальной направленности экономики края,
улучшение его платежного баланса, наконец, что немаловажно,
всемерная поддержка в рамках действующего законодательства местных
краевых производителей. Эти цели преследовали законы "О
государственном регулировании приватизации госимущества в Алтайском
крае", "О порядке управления акциями, находящимися в собственности
Алтайского края", "О казне Алтайского края", "О порядке отчуждения
объектов права собственности Алтайского края в собственность
муниципальных образований, а также имущества муниципальных
образований в собственность Алтайского края".
Другой первостепенный акцент был сделан АКЗС на регулировании
земельных отношений, форм собственности и организационно-правовых
форм предприятий в сельскохозяйственной отрасли. Большой резонанс
получило принятие в октябре 1997 г. закона о сельскохозяйственных
кредитных потребительских кооперативах. Региональный закон о
правомочности и поддержке их создания Алтайский край принял вторым в
России после Волгоградской области. Для повышения эффективности всех
крестьянских и фермерских хозяйств этот закон вводил принципиально
новую форму организации производства на селе. Суть ее заключалась в
том, что сельхозпроизводители (не менее 2 юридических лиц, не менее
5 граждан) вступали каждый со своим взносом в кредитный кооператив,
из средств которого по мере надобности его членам на возвратной
основе оказывалась техническая и иная помощь. Создаваемые
кооперативы подлежали государственной регистрации в обычном порядке,
и становились юридическими лицами. Кооперативы были вправе
привлекать заемные средства для кредитных услуг, выступать гарантом
или поручителем по обязательствам своих членов, заключать договора
страхования от имени и в интересах членов, осуществлять
предпринимательскую деятельность в пределах целей. для которых
кооператив был образован. При этом закон не наделял кооперативы
статусом банковской организации, кооперативы не имели права
оказывать финансовые услуги не своим членам. Общефедеральной
правовой основой для принятия данного закона стал Гражданский кодекс
России и ФЗ "О сельхозкооперации". При этом, учитывая новаторский
характер закона, было специально подчеркнуто, что закон края о
кооперативах действует до принятия соответствующего федерального
закона.
Другой важнейший законопроект в аграрной сфере проходил
обсуждение в АКЗС в феврале-марте 1998 г. Это проект закона "О
регулировании земельных отношений в Алтайском крае". Основной его
целью, по словам председателя АКЗС А.Г.Назарчука, является
приведение в систему аренды сельскохозяйственных земель в крае,
повышение ответственности хозяйств-арендаторов перед арендодателями
- сельскими жителями, в т.ч. и пенсионерами, которые передали свой
положенный им по закону земельный пай в аренду хозяйству для более
эффективной обработки земли.7
Кроме того, этим законопроектом предусматривается временное
замораживание, в отсутствие федерального Земельного кодекса, вопроса
об обороте земель сельскохозяйственного назначения. До прояснения
ситуации с этим на федеральном уровне купля-продажа таких земель в
Алтайском крае согласно законопроекту должна приостановиться. Помимо
сельскохозяйственного законопроекта. в начале 1998 г. на обсуждение
депутатов АКЗС был внесен и проект закона "О промышленной политике".
Из других крупных актов в данный период была принята новая
редакция Регионального Лесного кодекса Алтайского края, закон "Об
экологической экспертизе", закон "О пожарной безопасности в
Алтайском крае", приобретший особенную актуальность после
трагических лесных пожаров в Угловском районе края летом 1997 г. В
сложившихся условиях, когда в 1130 из 1655 населенных пунктов края
не было профессиональных подразделений пожарной защиты, закон сделал
особый акцент на формировании специальных народных дружин по борьбе
с огнем и их подготовке. В феврале 1998 г. был принят закон "О
благотворительной деятельности в Алтайском крае", который, с одной
стороны, закреплял поддержку благотворительства в крае, а с другой
стороны во избежание злоупотреблений устанавливал более четкий
контроль за соблюдением благотворительными организациями
законодательства России и края, за тем, насколько реальная
деятельность благотворительных организаций соответствует их уставным
целям. Законом было закреплено право и иностранных граждан и
организаций выступать в соответствии с федеральным и краевым
законодательством в качестве благотворителей в крае.
Что касается общественно-политической жизни Алтайского края в это
время, то 19 октября 1997 г. состоялись довыборы депутата АКЗС по
одному из округов. Победу в них одержал кандидат Алтайского краевого
общественного движения "За подлинное народовластие, гражданский мир
и интересы человека труда", объединяющего на региональном уровне
КПРФ, АПР и союзные им партии и движения.
Акцент краевого законодательства на всемерном поощрении форм
непосредственной демократии граждан стал приводить и к весьма
ощутимым конкретным результатам. В предыдущей статье мы писали о
народных кампаниях по отзыву глав администраций городов и районов
края, развернувшихся весной-летом 1997 г. Их итогом стало то, что,
не дожидаясь референдумов о доверии, в отставку добровольно ушли, к
примеру, главы администраций Быстроистокского, Алтайского и
Советского районов края. Голосование по отзыву главы предпринималось
в г.Камне-на-Оби, но было признано состоявшимся из-за низкой явки
избирателей (менее 25%). В Смоленском районе на голосовании
19 октября 1997 г. о доверии главе районной администрации он одержал
победу с минимальным перевесом голосов: 49,11% - за, 48,60% -
против.
Реальная практика дает порой и нестандартные формы местного
самоуправления в целом. Интересным путем разрешить проблему крайнего
недостатка средств для деятельности органов МСУ попытались жители
села Буланово Калманского района края. Там, с сентября 1996 г.
начался эксперимент, по которому директор, что называется,
"градообразующего" совхоза М.Баранник стал и главой сельской
администрации. В результате для благоустройства села были
задействованы силы совхоза, при активном участии самих местных
жителей, что через год привело к определенному улучшению ситуации.8
Продолжалось активное сотрудничество главы администрации края
А.А.Сурикова со своими представителями в городах и районах. Так,
очередная их встреча 21 октября 1997 г. была посвящена неотложным
проблемам сельского хозяйства.
Развивались в это время межрегиональные и международные связи
края. В практическую плоскость перешла реализация подписанного
Соглашения о дружбе и сотрудничестве между Алтайским краем и
Кемеровской областью. В начале октября по поручению главы
администрации края А.А.Сурикова были созданы специальные рабочие
группы по отдельным направлениям (топливно-энергетический комплекс,
освоение рудных месторождений и металлургия, укрепление транспортной
инфраструктуры между двумя регионами). В конце октября 1997 г.
Соглашение о долгосрочном торгово-экономическом, научно-техническом
и культурном сотрудничестве было подписано Алтайским краем и с
Томской областью. Тогда же на заседании координационного совета по
малому предпринимательству в рамках ассоциации "Сибирское
соглашение" была поддержана инициатива администрации Алтайского края
о создании международного бизнес-центра "Сибирь-Средняя Азия",
призванного содействовать развитию малого бизнеса этих регионов.
Начал действовать утвержденный АКЗС в октябре 1997 г. Совет по
связям с соотечественниками в Казахстане, запланировано и создание
фонда поддержки соотечественников. Эти меры особенно актуальны в
свете не снижающейся иммиграции в Алтайский край из Казахстана и
других негативных тенденций. Так, по данным Н.Иванова, депутата
Павлодарского областного совета ("маслихата"), в 1996 г. русских в
Казахстане на тысячу человек родилось вдвое меньше, а умерло вдвое
больше, чем казахов.9 Из
трех направлений миграции из Казахстана - омской, уральской и
алтайской через Алтай проходит до 70% переселенцев.10
По официальным данным краевой миграционной службы в 1997 г. было
зарегистрировано 8153 переселенца в край, что на 523 человека
больше, чем в1996 г. 80% этих переселенцев приехали из Казахстана
(из них 90% - русские), 400 человек - из Узбекистана, 182 чел. - из
Киргизии.11
Новаторским и весьма полезным шагом стало создание в декабре
1997 г. при содействии краевых властей землячества Алтайского края в
Москве и Московской области, которое объединило в своих рядах около
450-ти человек. Главными целями деятельности землячества являются
использование интеллектуального потенциала и возможностей его
участников для содействия реализации социально-экономических
программ развития края, укрепление связей между земляками и краем,
оказание им взаимопомощи. Почетным председателем правления
землячества избран летчик-космонавт Г.С.Титов, председателем
правления - В.В.Поляков, исполнительным директором - Е.Ф.Дорохов.
В целом, подводя итоги развития законодательства Алтайского края
в конце 1997 - начале 1998 гг., стоит отметить, что основной акцент
в этот период был сделан на укрепление социальной направленности
краевых законов, на поддержку и более четкое правовое закрепление
форм непосредственной демократии, прежде всего, на уровне местного
самоуправления, на уточнение процедуры тех или иных уставных
действий администрации и АКЗС, которые могли оказать серьезное
влияние на ситуацию в крае. Все это вместе привело к большей
сбалансированности и проработанности статуса Алтайского края как
субъекта Российской Федерации. Что весьма позитивно не только с
правовой, но и с политической точки зрения, поскольку в этой
связи объективно возрастает та роль и ответственность, которую несут
области и края в общей системе федеративных отношений в России.
Показательным примером такого продуктивного взаимодействия регионов
как с центром, так и между собой, служит просьба, с которой в конце
марта 1998 г. и.о. премьера правительства России С.В.Кириенко
обратился к руководителям Алтайского края, Новосибирской и Томской
областей выработать совместные предложения по дальнейшим путям
развития России. 27 марта 1998 г. такая тройственная встреча
состоялась и необходимые рекомендации были сделаны.
1 Олег Николаевич
Барабанов - научный сотрудник Российского института стратегических
исследований, кандидат исторических наук.
2 Характеристику более
ранних этапов развития законодательства Алтайского края см. в: О.Н.
Барабанов. Алтайский край как субъект Российской Федерации:
конституционно-правовая характеристика. // Конституционное право:
Восточноевропейское обозрение. 1997. N 3-4.
3 См.
Интерфакс-АиФ-Алтай. 1997. 5-11 декабря.
4 Интерфакс-АиФ-Алтай.
1997. 5-11 декабря.
5 Алтайская правда. 1997.
2 октября.
6 Алтайская правда. 1997.
19 ноября.
7 Алтайская правда. 1997.
27 ноября; 24 декабря.
8 Алтайская правда. 1997.
8 октября.
9 Алтайская правда. 1997.
4 ноября.
10 Алтайская правда.
1998. 16 января.
11 Алтайская правда.
1998. 21 января.
|
|