АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События Аналитика Конференции Дневники

   




 

 О.Н.Барабанов1
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВЕСНА-ЛЕТО 1998 Г.)

Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М. 1998. No 3. С.58-64.

Данный период2 в становлении законодательства Алтайского края характеризовался прежде всего тем, что Алтайское краевое законодательное собрание (АКЗС) одобрило базовые для регламентирования экономических отношений в крае законы "О промышленной политике в Алтайском крае" и "О регулировании земельных отношений в Алтайском крае". В последнем из них, базируясь на части 3 статьи 36 Конституции России и учитывая итоги краевого сельского плебисцита 1996 г., АКЗС установило, что в крае вплоть до принятия соответствующего федерального закона не осуществляется продажа, дарение и залог земель сельскохозяйственного назначения, а также распоряжение земельными долями на этих землях. При этом тем не менее, в основной части закона на случай, если на федеральном уровне продажа земли будет разрешена, АКЗС довольно детально расписало все возникающие в этом случае формы земельных отношений. Там указано, что передачу земли из государственной (муниципальной) в частную собственность регулируют органы государственной власти края или местного самоуправления (МСУ) в пределах их компетенции и установленных норм земельных наделов. Эта передача может проводиться бесплатно и за плату. Бесплатно земля предоставляется гражданам:

  • для фермерского хозяйства в пределах имеющихся у членов данного хозяйства земельных долей;
  • для садоводства (от 0,03 до 0,1 га в 50-километровой зоне вокруг городов Барнаула, Бийска и Рубцовска, до 0,15 га на остальных территориях);
  • для личного подсобного хозяйства в селах.

    Сельскохозяйственные предприятия при их реорганизации бесплатно получают в свою собственность землю в размере среднерайонной нормы на каждого работника и пенсионера.

    За плату земля предоставляется гражданам:

  • для индивидуального жилищного строительства;
  • для фермерского хозяйства сверх имеющихся земельных долей и до максимально предельных размеров землевладения, устанавливаемых АКЗС;
  • для предпринимательской деятельности.

Несельскохозяйственные приватизированные предприятия также имеют право выкупа занимаемых ими земель на условиях федерального и краевого законов.

Кроме собственности граждане и юридические лица могут иметь право на получение земли:

  • в постоянное бессрочное пользование (по решению государственного (муниципального) собственника этой земли в порядке, определяемом соответственно АКЗС или представительным органом МСУ;
  • во временное пользование;
  • в аренду (на срок до 50 лет);
  • в земельный сервитут (право ограниченного пользования чужим участком).

Граждане помимо того имеют право на получение земли в пожизненное наследуемое владение. Имеющие землю на этом праве в свою очередь с согласия собственника могут сдать ее в аренду в случае своей временной нетрудоспособности, военной службы или учебы.

Также законом указано, что все собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны использовать землю по ее целевому назначению. Более того, для соблюдения этого допускается и принудительный выкуп земли из собственности юридических лиц и граждан при использовании земли не по назначению или способами, приводящими к ее порче. Аналогично, если земля сельскохозяйственного назначения не используется в течение года, возможна и ее принудительная передача в аренду лицу, указанному органами государственной власти или МСУ. В экстремальных случаях допускаются также изъятие или выкуп земель для государственных (муниципальных) нужд. Эта процедура возможна, впрочем, только при выделении владельцу аналогичного земельного участка и возведении там аналогичных построек за счет государства (муниципального образования) и возмещении в полном объеме всех других убытков владельца, включая упущенную выгоду. Уведомление о таком выкупе должно делаться не позднее, чем за год до его осуществления.

Помимо вопросов собственности и владения, закон подробно раскрывает формы земельного оборота в крае (в случае разрешения продажи земли на федеральном уровне). В первую очередь при всех сделках он устанавливает запрет на самовольное изменение целевого назначения земель и способов их использования. Кроме того, сделки запрещались в случае земельных споров и при несоблюдения предельных (минимального и максимального) размеров участков, необходимых для данного целевого использования. С учетом этих требований закон определяет список возможных сделок с землей. К ним относятся:

  • купля-продажа земельных участков и земельных долей;
  • продажа земельных участков при приватизации государственных (муниципальных) предприятий, их расширении, дополнительном строительстве и продажа земельных участков для предпринимательской деятельности;
  • продажа земельных участков и права аренды участков с аукциона (или по конкурсу);
  • продажа земельных долей с аукциона;
  • залог земельных участков;
  • залог права на землю;
  • наследование земельных участков и долей;
  • обмен земельных участков и долей;
  • дарение участков и долей;
  • передача участков и долей в уставной капитал коммерческих и некоммерческих организаций, а также иные разрешенные законодательством сделки.

Кроме того, указано, что оборот прав на землю зависит от целевого назначения земельного участка. Право продажи и залога земли распространяется только на участки, находящиеся в собственности граждан и их объединений для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, коллективного и индивидуального садоводства и гаражного строительства.

Наконец, в законе специально подчеркнуто, что иностранные юридические лица и граждане, а также лица без гражданства (что весьма актуально в условиях активной иммиграции в край) могут участвовать в земельных отношениях в Алтайском крае только в качестве арендаторов.

Кроме того, вопрос о продаже земли в данный период поднимался и в качестве политических инициатив АКЗС на федеральном уровне. Так, в апреле 1998 г. оно выступило в поддержку обращения Тульской областной думы к Президенту, правительству и Федеральному Собранию России о приостановке купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

Еще одним важным аграрным документом, обсуждение которого в АКЗС началось в мае 1998 г., стал законопроект "О личном подсобном хозяйстве". Не так давно Государственная Дума России приняла федеральный закон на аналогичную тему, но Совет Федерации по инициативе председателя АКЗС А.Г.Назарчука отклонил его, поскольку по его словам данный закон содержал в себе лишь перечень норм из Гражданского кодекса и ничего не дал бы крестьянину.3 В свою очередь А.Г.Назарчук предложил другую концепцию этого закона, которая и была вынесена на обсуждение в АКЗС. Суть ее состояла в следующем. Поскольку для многих жителей села личные хозяйства являются единственным источником дохода, и работают на них они каждодневно и постоянно, то и работу эту для продавцов продукции со своих подсобных хозяйств государству необходимо признать индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица и обеспечить ей соответствующую социальную защиту. Законопроект предусматривал, чтобы нигде больше не работающим владельцам личных подсобных хозяйств за работу на них шел бы трудовой стаж, оказывалась страховая медицинская помощь, выплачивалась пенсия, устанавливались бы аналогичные фермерским налоговые льготы. Но поскольку для принятия такого закона на краевом уровне требовалось бы предварительное изменение ряда федеральных норм, то АКЗС решило внести свои поправки в новый вариант федерального закона, прорабатываемый сейчас согласительной комиссией Госдумы и Совета Федерации, благо ее сопредседателями от обеих палат парламента были назначены алтайские представители А.Г.Назарчук и В.С.Вернигора.

В мае 1998 г. был официально опубликован закон края "О промышленной политике", определивший меры государственной поддержки промышленности края. Было специально указано, что промышленная политика в крае основывается на определяющей роли промышленности в формировании краевого бюджета. Согласно закону вводился перечень мер господдержки промышленности. Администрация края должна была регулярно на основе плана социально-экономического развития края определять приоритетные направления и программы развития промышленности. Предприятиям, участвующим в реализации этих программ, должны были оказываться различные меры господдержки, как прямые:

  • оказание финансовой помощи на льготных условиях, в виде беспроцентной ссуды или кредита под одну четвертую ставки рефинансирования Центробанка;
  • финансирование инвестиционных проектов на долевых началах;
  • предоставление налоговых льгот: согласно закону администрации края поручено в 1998 г. провести реструктуризацию задолженности промышленных предприятий края),

    так и косвенные:

  • проведение протекционистской политики в федеральных структурах;
  • содействие промышленным предприятиям края в расширении рынка сбыта продукции;
  • предоставление гарантий администрации под привлечение ими кредитов;
  • содействие защите предприятий края от действий естественных монополий.

Согласно закону, администрация края по решению АКЗС не чаще, чем один раз в год, должна была отчитываться о ходе выполнения этих программ развития краевой промышленности.

Надо отметить, что при разработке этого закона о промышленной политике весьма четко проявилось его лоббирование заинтересованной общественной организацией - Союзом промышленников Алтайского края. При этом, что немаловажно, оно стало ярким примером открыто-демократических и цивилизованных форм лоббизма. Перед вторым чтением этого законопроекта в марте 1998 г. Союз проводил специальное заседание, где выработал по нему свои рекомендации, а затем через промышленную депутатскую группу довел их до сведения АКЗС.

Вообще говоря, надо отметить, что такие открытые цивилизованные формы лоббизма приветствовались и администрацией края. К примеру, в мае 1998 г. первый заместитель главы администрации В.С.Германенко провел с руководителями краевых объединений работодателей специальное обсуждение концепции закона "Об объединениях работодателей в Алтайском крае". В мае 1998 г. при главе администрации края и председателе АКЗС был создан общественный совет по малому и среднему предпринимательству, который также принял участие в обсуждении официальной краевой программы поддержки малого бизнеса на 1998-2000 гг., высказал идею об организации в ее рамках протекционистской кампании "Покупайте алтайское!"

В целом, помимо упомянутых законов по регулированию аграрного и промышленного сектора, АКЗС в марте 1998 г. утвердило и представленный администрацией общий план социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2000 гг. и на период до 2005 г.

Кроме того данный период характеризовался принятием все новых законов, регламентирующих процедуру правовых действий, которые Алтайский край был вправе осуществлять в своих взаимоотношениях с федеральным центром. Одним из них стал подписанный в марте 1998 г. краевой закон "О порядке согласования кандидатуры для назначения на должность и освобождения от должности начальника управления Судебного департамента в Алтайском крае". Как известно, согласно федеральному закону о Судебном департаменте, его алтайский представитель должен назначаться генеральным директором Судебного департамента при Верховном суде России по согласованию с председателем Алтайского краевого суда, краевым Советом судей и главой администрации края. Алтайский закон расписывал этот процесс более детально. Согласно ему, генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде после консультаций с Алтайским краевым судом и Советом судей Алтайского края вносил предлагаемую им кандидатуру на рассмотрение главы администрации края. Если же кандидатура вносилась им самостоятельно, без предварительного согласования с алтайскими судьями, то глава администрации края не принимал ее к рассмотрению. Если же все было нормально, то глава администрации в течение месяца должен был принять решение по этой кандидатуре. В случае своего несогласия с ней он обязан был представить мотивацию этого. После несогласия генеральный директор судебного департамента был вправе предложить вторично эту же кандидатуру, но в случае ее непринятия во второй раз она считалась окончательно отклоненной, и тогда глава администрации края предлагал гендиректору Судебного департамента представить ему уже новую кандидатуру. Что же касается освобождения этого чиновника от должности, то в случае, если инициатива отставки исходила от гендиректора судебного департамента, то процедура была аналогичной назначению. Кроме того, закон специально указал, что глава администрации края также был вправе инициировать процесс освобождения от должности начальника алтайского управления Судебного департамента.

В марте 1998 г. были внесены дополнения в краевой закон "О муниципальной службе в Алтайском крае". В них более жестко фиксировалась норма об отсутствии зависимости местных чиновников от тех или иных групп интересов. Поправками к закону вводился более четкий контроль за заграничными командировками муниципальных служащих, за тем, чтобы их работа не была совместима с коммерческой деятельностью. Отдельно было закреплено положение, по которому они не имели права использовать свое положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, тем самым хотя бы de jure ограничивалось влияние партий на деятельность исполнительных структур местного самоуправления. Кроме того, вслед за краевым уровнем этим законом были упорядочены размеры денежного содержания глав муниципальных образований. До принятия соответствующего федерального закона оно должно исчисляться в процентах от оклада главы администрации края. Дальнейшее законодательное регулирование получила и собственность муниципальных образований. Так, опубликованный в мае 1998 г. закон "О разграничении муниципальной собственности в Алтайском крае" установил порядок размежевания собственности между сельскими районами края и муниципальными образованиями внутри этих районов. Еще одно дополнение в закон края о МСУ (июнь 1998 г.) регламентировал особенности МСУ в закрытом административно-территориальном образовании.

Далее, в апреле 1998 г. был опубликован закон, имеющий важнейшее значение для формирования гражданского общества в крае и содействии этому со стороны государства. Это закон "О государственной поддержке молодежных и детских объединений в Алтайском крае". Ее принципами объявлялись равенство прав объединений на господдержку, признание их самостоятельности, привлечение молодежи к непосредственному участию в реализации молодежной политики, содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи. Формы господдержки включали в себя предоставление льгот, привлечение объединений к выполнению госзаказа в социальной сфере, дополнительном образовании и культуре, финансовая поддержка проектов объединений. Другой важный шаг АКЗС в этой сфере - признание с апреля 1998 г. утратившим силу краевого закона "О регистрации религиозных объединений и иностранных миссионеров на территории Алтайского края" в связи с принятием федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях".

Не менее актуальным с точки зрения значимости государственной символики для субъекта федерации стало решение АКЗС возобновить работу над принятием герба Алтайского края, прекращенную два года назад. В апреле 1998 г. была сформирована специальная комиссия по этому вопросу под руководством заместителя председателя АКЗС Б.В.Ларина.

Еще один блок законов был посвящен защите безопасности граждан и их среды обитания в тех или иных ситуациях. К ним относятся закон "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (март 1998 г.). Крайне важным представляется то, что в нем особо подчеркивалось обязанность властей по обеспечению гласности в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций. Краевые структуры и органы МСУ должны были оперативно и достоверно информировать население о возникших и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, о необходимых способах защиты от них. С другой стороны, все СМИ, которые согласно краевому законодательству пользовались льготами по налогам, должны были безотлагательно и бесплатно предоставлять властям свои каналы для информации населения, а также, не нагнетая страсти, достоверно отражать состояние дел в этой сфере. В отдельной статье закона были прописаны права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. В ней помимо права на информацию подчеркивалось право граждан на то, что власть предпримет все меры по защите их жизни, здоровья и личного имущества в чрезвычайных условиях, что всем пострадавшим в дальнейшем будет обеспечена социальная защита.

В апреле 1998 г. был официально опубликован еще ряд законов по этой тематике - "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции"; "О внесении изменений в законы Алтайского края в связи с принятием федерального закона "Об экологической экспертизе". В мае вышел в свет закон "О защите растений в Алтайском крае", связанный с контролем за использованием химических удобрений. В июне - закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Алтайского края".

В истекший период АКЗС продолжало выполнять и свои функции официального толкователя краевых законов. В него было подано два таких запроса. В одном управление юстиции администрации края и краевая Избирательная комиссия попросили дать толкование двух статей закона "Об основах МСУ в Алтайском крае": во всех ли случаях устав муниципальных образований должен содержать возможность отзыва выборных должностных лиц или это положение факультативно, и что следует понимать под "порядком отзыва", а также, вступают ли в силу поправки к уставам муниципальных образований, если они официально опубликованы (обнародованы), но при этом не зарегистрированы в краевом органе юстиции. АКЗС в своем толковании от 30 апреля 1998 г. указало, что наличие института отзыва в уставах не является обязательным, и муниципальные образования вправе сами решать, учреждать ли им его или нет. Термин "порядок отзыва" следует понимать лишь в самом общем смысле, поскольку развернутое регулирование процедуры отзыва определяется не уставом муниципального образования, но законом края. Наконец, было указано, что представительные органы муниципальных образований в пределах своей компетенции вправе вносить любые изменения в свои уставы, но при этом следует учесть, что акт их государственной регистрации является "обязательной стадией единого нормотворческого процесса", которая следует за принятием устава (или поправок к нему) и должна предшествовать его официальному опубликованию.

Другой запрос, рассмотренный АКЗС в тот же день, был внесен Избирательной комиссией края и затрагивал схожие темы. В нем депутатов просили растолковать две статьи закона "О порядке отзыва депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ в Алтайском крае. По одной из них было неясно, следует ли считать отзывом должностного лица пусть и называемую на деле отзывом процедуру голосования граждан по недоверию должностному лицу, если по закону (уставу) его полномочия не могут быть досрочно прекращены. АКЗС ответило, что такая процедура, как бы она не называлась ее инициаторами, формально отзывом не является и к прекращению полномочий должностного лица не ведет. Второй вопрос, должно ли соответствовать указанное в уставе муниципального образования число подписей граждан для организации местного референдума не указанному в уставе числу подписей для начала отзыва. Здесь АКЗС отметило, что по вызвавшей неясность статье краевого закона требуются подписи 20% избирателей для проведения голосования по отзыву. При этом было указано, что уставом муниципального образования это число может быть уменьшено, максимально до 5%. Это означает, отметило АКЗС, если муниципальным уставом не установлено меньшее количество подписей, то действует норма краевого закона в 20%. Одновременно следует иметь в виду, что отзыв должностного лица не может осуществляться в рамках законодательства о местном референдуме, и его цифры (не более 5%) не могут браться за аналогию.

Кроме собственно законодательной работы АКЗС, стремясь к наиболее полному освещению в СМИ законотворческой активности в крае, в марте 1998г. в продолжение своих прошлых инициатив объявило об организации ежегодного конкурса краевых, городских и районных газет, телерадиокомпаний на лучшее освещение деятельности представительных органов края.

Что касается федеральных законодательных инициатив АКЗС, то помимо уже описанного вопроса о продаже земли, в мае 1998 г. оно внесло в Государственную Думу законопроект о поправках в Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", предлагающий 80% суммы штрафов за работу без касс направлять в региональные бюджеты. Глава администрации края А.А.Суриков также в данный период выступил с рядом федеральных законодательных инициатив. В частности, Совет Федерации поручил именно ему представлять в Государственной Думе разработанные сенаторами поправки к закону "О Центральном банке России".

Конкретные формы обретает и заявленный в законе "О промышленной политике" протекционизм краевых властей по отношению к индустрии региона. Так, в начале июня 1998 г. на горном алтайском озере Ая прошло выездное заседание Комитета Государственной Думы России по конверсии и наукоемким технологиям, в котором участвовали и руководители оборонных предприятий края.

Участие в разработке федеральных законопроектов принимали и другие структуры края. К примеру, по инициативе администрации свободной экономической зоны (СЭЗ) "Алтай" в марте 1998 г. в Барнауле прошла конференция Международной ассоциации развития СЭЗ, на которой обсуждался давно назревший законопроект "Об основах создания, функционирования и ликвидации СЭЗ".

Также за указанный период ряд масштабных правовых актов был принят и главой администрации Алтайского края А.А.Суриковым. Часть из них была посвящена не только текущим социально-экономическим вопросам, но представляла собой развернутые программы стратегического развития края на перспективу. Среди таких документов можно выделить:

  • постановление "О комплексной программе борьбы с преступностью в Алтайском крае на 1998-2000 гг." (принято в марте 1998 г.);
  • весьма актуальное в условиях прозрачной границы положение по установлению пограничного режима на территориях 12-ти сопредельных с Казахстаном районов края (март 1998 г.), по которому оформлялся правовой статус идущей вдоль границы 5-километровой полосы, определялся порядок въезда, пребывания и передвижения в ней;
  • официальная поддержка инициативы совета ректоров Алтая на активизацию работы по внедрению дистанционного образования в крае при помощи телекоммуникационных сетей;
  • перекликающееся с инициативами АКЗС о трансформации юридического статуса личных подсобных хозяйств постановление о развитии индивидуальной трудовой деятельности безработных, проживающих в сельской местности, по производству сельхозпродукции (март 1998 г.);
  • программа содействия занятости населения края на 1998-2000г.(июнь 1998г.).

Кроме того, глава администрации края в истекший период выполнял ряд обязанностей по отношению к АКЗС, возложенных на него Уставом края. На 23 сессии АКЗС в марте 1998 г. он представил требуемый ежегодный доклад об итогах социально-экономического развития Алтайского края в 1997 г.

Продолжалось описанное нами ранее сотрудничество городов и районов края с Федеральной пограничной службой России. Так, в марте 1998 г. администрацией г.Рубцовска было принято решение о создании новой подшефной заставы - находящейся теперь уже на территории не России, а Казахстана - на границе с Китаем в местечке Ак-Алаха.

Важным свидетельством самостоятельности края как субъекта Российской Федерации является и его внешнеэкономическая (ВЭД) и международная деятельность. В апреле 1998 г. администрация края подвела официальные итоги ВЭД в 1997 г. В ее рамках были проведены переговоры с представителями Германии, Великобритании, Франции, Италии, США, Японии, Китая, Кореи, Монголии. Общий товарооборот ВЭД в 1997 г. составил 357,8 млн.дол., в т.ч. экспорт - 182,5 млн.дол. В планах ВЭД на 1998 г. особо выделялись участие края в машиностроительной ярмарке в Малайзии, в Лейпцигской инвестиционной выставке, в схожих международных мероприятиях в Италии, Китае, Монголии. Кроме того, за последнее время Кипр стал еще одним государством, где было создано представительство Алтайского края - Центр по инвестициям в регион. В апреле 1998 г. администрация края заключила на Кипре ряд совместных проектов по развитию тепловой энергетики и освоению полиметаллов в Алтайском крае. 13 мая 1998 г. подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Алтайским краем и пограничной с ним Восточно-Казахстанской областью Казахстана. С другой стороны, Алтайский край поддержал всероссийскую кампанию весны 1998 г. по прекращению торговых связей с Латвией и приостановил имеющиеся контракты по импорту оттуда пищевых товаров и одежды.

Помимо международных укреплялись и межрегиональные связи Алтайского края. Так, по данным из уже упомянутого доклада главы администрации перед АКЗС, в 1997 г. краем было заключено более 30-ти соглашений с другими субъектами Российской Федерации, прежде всего, в рамках ассоциации "Сибирское соглашение".

Еще один важный фактор развития Алтайского края, который в сегодняшних условиях приобретает не только экономическое, но и ощутимое политическое значение - это заключенные именно в этот период соглашения администрации края с крупнейшими российскими естественными монополиями. 27 мая 1998 г. между администрацией края и главой "Газпрома" Р.Вяхиревым было подписано соглашение о сотрудничестве и договор о реализации программ газификации в Алтайском крае. Р.Вяхиреву было также присвоено звание почетного гражданина Барнаула. Вскоре после этого, в начале июня 1998 г. в ходе визита в Барнаул министра путей сообщения России Н.Аксененко было подписано тройственное соглашение о взаимодействии между администрацией Алтайского края, МПС и Западно-Сибирской железной дорогой сроком на 5 лет.

Середина 1998 г. ознаменовалась оформлением еще одного интегрирующего полюса силы в Алтайском крае. Речь идет о формировании региональной коллегии краевых руководителей федеральных органов власти под руководством Полномочного представителя Президента России в Алтайском крае В.Ф.Райфикешта. Основой для создания коллегии стал Указ Президента России от 25 мая 1998 г., предписывающий их организацию в регионах. В состав коллегии в обязательном порядке включаются военный комиссар края, главы краевых УФСБ и УВД, представители МИД и МЧС. Руководители краевых структур других федеральных органов власти могут быть включены в коллегию или приглашены на ее отдельные заседания по решению представителя Президента. Надо отметить, что эта коллегия возникла в Алтайском крае не на пустом месте. Еще в конце 1995 г. при представителе Президента в крае был создан Координационный совет из руководителей федеральных ведомств, предполагающий организацию их взаимодействия и исключение дублирования в работе. Теперь же функции коллегии значительно расширились. В их число вошли также:

  • анализ экономических, политических и культурных процессов, проходящих в крае;
  • разработка согласованных планов совместной деятельности силовых структур в крае;
  • рассмотрение обращений граждан по вопросам компетенции федеральных органов власти.

К настоящему моменту в структуре коллегии выделены административно-правовая, экономическая и контрольно-ревизионная секции. Реально в состав коллегии включены все руководители федеральных органов исполнительной власти в крае. К работе на заседаниях коллегии помимо включенных туда в обязательном порядке, привлекаются и члены той секции коллегии, к ведению которой отнесен рассматриваемый вопрос. Всего с момента создания было проведено два заседания коллегии, на которых рассмотрены вопросы экономической секции:

- "О практике применения в крае действующего федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве)";

- "О практике проведения взаимозачетов в народном хозяйстве Алтайского края".

По итогам работы коллегии были приняты рекомендации, направленные затем территориальным органам федеральной исполнительной власти и администрации края.

Что касается деятельности федеральных структур на Алтае, то надо добавить, что в феврале 1998 г. край стал местом проведения специального налогового эксперимента, инициированного начальником государственной налоговой инспекции по Алтайскому краю Л.А.Коршуновым. Суть его в том, что ряду наиболее исправно платящих налоги предприятий налоговой службой были выданы т.н. "сертификаты доверия", которые гарантировали этим компаниям отсутствие внезапных налоговых проверок в текущем году. Эта новаторская мера, направленная на создание столь нужной сейчас конструктивной атмосферы между налогоплательщиками и сборщиками налогов, получила официальное одобрение Госналогслужбы. Все эти шаги в их комплексе привели к тому, что Алтайский край стал лучшим регионом по сбору налогов во всем "Сибирском соглашении". По данным, озвученным на совещании налоговых служб этой ассоциации в марте 1998 г., в Алтайском крае собиралось 92% от положенных налогов. Для сравнения, в Красноярском крае этот показатель составлял 75%, а в Новосибирской области - 60%.

Данный период был отмечен также рядом важных шагов по становлению гражданского общества в крае. Помимо уже упомянутого в нашей предыдущей статье добровольного ухода в отставку под угрозой импичмента глав администраций трех районов края, в 1997 г. по итогам голосования были отозваны главы местных администраций в трех селах Алтайского края. При этом в ряде случаев общество столкнулось с нехваткой средств в местных бюджетах для организации новых выборов. В таких случаях либо новый глава сельской администрации после ухода избранного главы назначался властями района (как в с.Баюново Косихинского района), либо в течение долгого времени сохранялась патовая ситуация безвластия, поскольку депутаты местного представительного органа МСУ были против подобного назначения (как в с.Контошино того же района). На районном уровне в 1998 г. было проведено одно голосование по отзыву главы администрации - в Баевском районе в начале июня. В голосовании по отзыву приняли участие 41,8% избирателей, за отзыв высказались 46,1% голосовавших, против - 52,8%.

Активное влияние на формирование у жителей гражданского самосознания, формирования гражданского общества оказывали и политические силы края. Так, краевое движение "Согласие", координирующее деятельность местных отделений правоцентристских партий (НДР, ДВР и других, исполнительный директор Г.П.Шейда) в апреле 1998 г. провело акцию "Право на мандат", в ходе которой граждане могли по телефону сообщить имя наиболее приемлемого для них возможного в будущем кандидата в Государственную Думу России.

После профсоюзной акции протеста 9 апреля 1998 г. состоялось очередное заседание общественной палаты при главе администрации края по обсуждению текущей ситуации.

Активно развивался в данный период и т.н. "третий сектор". В марте 1998 г. общественный фонд развития телевидения и радиовещания края "Регион" начал осуществлять проект по созданию пресс-службы социального партнерства, деятельность которой предполагается посвятить в первую очередь борьбе с наркоманией. С конца 1997 г. ассоциацией "Молодые журналисты Алтая" издается регулярный интернет-бюллетень, содержащий информационную сводку о деятельности некоммерческих организаций в крае, проводятся и другие инициативы.

Большой резонанс в крае получило проведение в июле 1997 г. научно-практической конференции, посвященной именно проблемам становления гражданского общества. Она была организована Алтайской школой политических исследований (директор - Ю.Г.Чернышов) под эгидой первого вице-спикера Государственной Думы В.А.Рыжкова. Выводы конференции имели важное значение для осмысления современного общественного развития в Алтайском крае, его возможных тенденций в будущем.

Что касается политических процессов, происходящих в крае, то здесь стоит выделить четыре основных момента. Во-первых, в администрацию края впервые был приглашен представитель оппозиционного краевой власти политического направления. Как известно, большинство постов в администрации края с декабря 1996 г. принадлежит деятелям левой и левоцентристской части политического спектра. Тем не менее, на должность председателя комитета администрации по реализации т.н. "семипалатинской программы" (преодоление последствий ядерных испытаний) был назначен глава краевого отделения "Нашего Дома - Россия" Ю.Давыдов.

Второй важный политический фактор - утечка из края политических активистов для формирования новой властной команды нарождающейся "третьей силы". В частности, руководитель краевой организации партии А.Лебедя А.Шведов вошел в состав новой красноярской администрации, заняв там пост руководителя государственного правового управления, депутат АКЗС П.С.Акелькин возглавил администрацию создаваемой в Красноярске свободной экномической зоны.

В-третьих, весна и лето 1998 г. впервые в крае ознаменовались массовыми акциями протеста студентов. Причем, что показательно, в поддержку этих акций выступили политические силы всех направлений. Протесты студентов были поддержаны и региональной организацией "Нашего Дома - Россия", и левыми движениями. В результате этого АКЗС приняло специальное постановление в поддержку образования в России, которое получило большой резонанс в других субъектах Федерации. Официальную поддержку этого обращения АКЗС выразили представительные органы более 20-ти регионов. Т.о., инициатива алтайских законодателей стала фактическим почином для общефедеральной политической акции.

В-четвертых, надо отметить, что политическая позиция большинства АКЗС на фоне усилившейся нестабильности в стране весной-летом 1998 г. стала более радикально оппозиционной. В июне 1998 г. было опубликовано постановление АКЗС "Об итогах акций протеста населения Алтайского края в защиту своих конституционных прав", в котором краевые законодатели официально поддержали обращение Полковниковского сельсовета Косихинского района к Президенту России от 7 апреля 1998 г., в котором Президент призывался к немедленной смене политического курса, а в противном случае ему выражалось недоверие и требовалась отставка. Депутаты Полковникова призвали своих коллег-законодателей в других районах края и России в целом поддержать их начинание "в мирном сопротивлении нынешнему антинародному режиму за спасение Отечества и улучшение жизни трудящихся". Кроме поддержки этого заявления, АКЗС согласилось с обращением Законодательного собрания Кемеровской области и представительных органов власти ряда других субъектов федерации в их социально-экономических и политических требованиях, одобрило действия инициативной группы в Госдуме по организации импичмента Президенту, предложило органам МСУ края до 1 сентября 1998 г. рассмотреть итоги весенних акций протеста, дать оценку осуществляемой в стране социально-экономической политики и довести свои решения до населения соответствующих территорий.

В целом, конституционное развитие Алтайского края весной-летом 1998г. характеризовалось законодательной работой, направленной прежде всего на развитие правовой базы местного самоуправления, на процедурную регламентацию предписанных законом взаимоотношений края и федерального центра, на оформление основополагающих принципов экономических отношений в крае (в промышленной и аграрной сферах), на защиту человека и его среды обитания от тех или иных чрезвычайных факторов. Общественная жизнь в крае ознаменовалась рядом важных шагов на пути к становлению гражданского социума. Общая политическая нестабильность в стране нашла свои проявления и в Алтайском крае.

 



1 Олег Николаевич Барабанов - кандидат исторических наук, научный сотрудник Российского института стратегических исследований.
2 Эта статья является логическим продолжением опубликованных ранее материалов: Барабанов О.Н. Алтайский край как субъект Российской Федерации: конституционно-правовая характеристика. // КПВО. 1997. N3-4; Он же. Алтайский край: развитие законодательной базы субъекта федерации в конце 1997-начале 1998 гг. // КПВО. 1998. N 1.
3 Алтайская правда. Барнаул. 1998. 28 мая.

 


 

Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.