АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События ] Аналитика Конференции Дневники

   




 

 О.Н.БАРАБАНОВ1
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: ПРАВОВОЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЛЕТО-ОСЕНЬ 1998 Г.)

Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М. Сдвоенный номер: 1998.No 4.-1999.No1. С.78-81.

Начало законотворческой деятельности в крае в данный период было положено одобрением Алтайским краевым законодательным собранием (далее - АКЗС) в июле плана своих работ на второе полугодие 1998 г. Весьма важной особенностью этого плана стало то обстоятельство, что наметившаяся ранее тенденция к усилению контрольных функций АКЗС приняла на этот раз вполне конкретные формы. По словам заместителя председателя АКЗС Б.В.Ларина, собрание решило впервые объединить все свои акции по контролю за исполнением законов в отдельно выделенный блок "Контрольная деятельность АКЗС". Такое объединение стало показательным символическим шагом на пути укрепления парламентского контроля в крае, поскольку, как известно, по Уставу Алтайского края АКЗС имеет больше контрольных полномочий, чем федеральные представительные органы власти.

Выполняя эти контрольные функции, АКЗС приняло ряд постановлений, получивших большой резонанс в регионе. К их числу, несомненно, стоит отнести решение "Об оценке итогов приватизации госимущества в Алтайском крае в 1992-97 гг.", принятое АКЗС в сентябре. В нем было заявлено, что "цели проводимой реформы, продекларированной в государственных программах приватизации, не достигнуты", отмечено, что "приватизация не способствовала росту эффективности производства, повышению жизненного уровня населения края". Администрации края было предложено продолжить проверку законности приватизации отдельных предприятий, а в случае нарушений на основании краевого закона "О государственном регулировании приватизации госимущества" принимать меры к расторжению сделок в судебном порядке. Также было заявлено о необходимости подготовить до января 1999 г. законопроекта о порядке приобретения в государственную собственность края приватизированного имущества.

В июле АКЗС также рассматривало вопрос "Об утверждении отчета администрации Алтайского края об исполнении краевого бюджета за 1997 г.", в сентябре - об исполнении бюджета в первом полугодии 1998 г., в начале октября - о ходе выполнения программы газификации края на 1998 г., в конце октября - о выполнении своего предыдущего постановления о программе развития высшего профессионального образования в крае. По обращению двух депутатов АКЗС было вынесено решение, рекомендующее администрации края сохранить на более высоком уровне нормы отпуска топлива населению, проживающему в частном секторе.

Важным свидетельством становления гражданского общества в крае стало то, что контрольные функции за соблюдением законов выполняли не только органы власти, но и трехсторонняя комиссия администрации, работодателей и профсоюзов. На своем летнем заседании она рассмотрела реальный ход выполнения закона "О социальном партнерстве в Алтайском крае".

Помимо контрольных и законотворческих функций АКЗС в данный период взяло на себя роль координатора профессиональной подготовки представительных органов местного самоуправления (далее - МСУ). В течение августа в различных районах края им было проведено шесть зональных семинаров для депутатов представительных органов МСУ по проблемам обустройства МСУ, формирования финансово-экономических основ его деятельности.

Что же касается принятых за этот период законов края, то в первую очередь здесь надо отметить окончательное принятие в третьем чтении в сентябре чрезвычайно важного закона "О земельных отношениях в Алтайском крае" (его подробная характеристика дана нами в предыдущей статье в КПВО). Аграрной тематике был посвящен и закон о продаже земельных участков собственникам стоящих на них зданий или приватизированных предприятий, официально опубликованный в октябре. Он устанавливал условия, при которых была возможна продажа таких участков, которые ранее были предоставлены собственнику зданий в аренду или пользование. Определялось, что не подлежали продаже участки сельскохозяйственного назначения, особые природные территории, лесной и водный фонд и т.п. Помимо вопросов продажи таких участков этот закон регулировал и продажу права аренды предназначенных под застройку участков на территории городов и сельских поселений края, устанавливалась и возможность введения публичных и частных сервитутов на отчуждаемые участки.

В июле был внесен ряд изменений в закон "О статусе депутата АКЗС", детализировавший различные виды депутатских обращений. В дополнение к уже имеющейся в тексте закона регламентации депутатского обращения и депутатского запроса, внесенные изменения специально подчеркивали право депутата дать оценку полученному им ответу на свое обращение. Кроме того в закон вводилось понятие интерпелляции (особого депутатского запроса), которую группа не менее чем из десяти депутатов могла направить главе администрации края с требованием сообщить о характере решения им вопросов (или намерениях решения), имеющих общекраевое значение. Глава администрации в этом случае был обязан дать ответ на очередной сессии АКЗС (письменный текст ответа мог быть оглашен его замом). При этом также подчеркивалась, что депутаты, инициировавшие интерпелляцию, вправе дать свою оценку этому ответу. В реальности, по подсчетам пресс-службы АКЗС, с начала 1997 г. в адрес федеральных и краевых органов власти депутатами АКЗС направлено 26 запросов (7 из которых признаны интерпелляциями) и 31 обращение. Важно, что две трети из них были напрямую связаны с просьбами и предложениями избирателей. Помимо этого были внесены изменения и в краевой закон о статусе депутата представительных органов МСУ. В них указывалось, что эти представительные собрания могут вводить компенсационные выплаты депутатам, работающим в них не на постоянной основе.

Большую долю среди принимаемых краевых законов в данный период, как и раньше, продолжали составлять акты, направленные на защиту человека и его среды обитания в различных ситуациях. К их числу стоит отнести закон "О радиационной защите населения Алтайского края", очень важный для региона, часть территории которого была заражена после ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне. Краевой закон детализировал аналогичный федеральный, в частности, определял полномочия органов МСУ в этой сфере, которые не были прописаны в федеральном законе. В июле был принят закон "О профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов". Он устанавливал правовую основу для взаимодействия органов власти края с другими организациями, общественными и религиозными объединениями в этом вопросе, разграничивал функции тех или иных структур, определял статус специальных учебно-воспитательных учреждений. Чрезвычайно важным моментом для защиты прав ребенка явилось то, что закон установил четкий и исчерпывающий круг оснований для помещения несовершеннолетних в эти учреждения, отдельно были подчеркнуты и права содержащихся там. Также в весьма актуальных целях закрепления гражданской ответственности в обществе закон определял и ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей, приведшее к их правонарушениям.

Ряд решений АКЗС за этот период был связан с вопросами патриотического воспитания молодежи. В соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" АКЗС приняло специальное постановление о восстановлении в средних учебных заведениях курса подготовки граждан к военной службе. В рамки этой политики укладывается и летнее решение Бийской городской думы об открытии в городе специального кадетского класса на базе одной из школ и войсковой части. В октябре специальное постановление АКЗС приняло и об "усилении внимания к молодежи в Алтайском крае", приурочив его к 80-летию ВЛКСМ, где рекомендовало органам МСУ провести по этому поводу праздничные мероприятия.

С октября в АКЗС началось обсуждение чрезвычайно важного для края закона "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе, порядке расходования бюджетных средств и финансовом контроле в Алтайском крае" - своего рода регионального бюджетного кодекса. Также в эти месяцы был принят в первых двух чтениях, но отклонен в третьем еще один законопроект "Об энергоснабжении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае", изначальной целью которого являлось обеспечение условий для эффективного использования энергоресурсов в крае и путей для их финансирования.

Выполняло АКЗС и возложенные на него законом функции по согласованию с федеральными органами кандидатур руководителей краевых управлений федеральных органов власти. Так, в сентябре АКЗС рекомендовало министру внутренних дел России назначить на вакантную должность начальника краевого УВД В.А.Валькова, что и было сделано.     Кроме того, согласно законодательству края, довыборы в представительные органы краевой власти и МСУ по отдельным округам назначались не соответствующими избиркомами, а самими представительными собраниями. Исходя из этого, именно АКЗС в сентябре назначило дополнительные выборы своих депутатов по двум округам на середину ноября, а крайизбиркому этим же постановлением было дано поручение обеспечить проведение выборов. Аналогичное постановление было принято в августе и Барнаульской городской думой по одному из округов. Она же приняла решение вообще не образовывать для этих выборов окружной избирком, а его обязанности возложить на один из районных избиркомов города. Т.о., эти практические примеры подтверждают нормы краевых законов, по которым избирательные комиссии в крае выполняют прежде всего технические, а не политические функции.

Кроме того, особенностью этого периода стала оптимизация и укрупнение управления в некоторых муниципальных образованиях края. Это выразилось, например, в ликвидации внутригородских районов в Бийске, проходившей в сентябре-октябре. Процедурно эта ликвидация возродила к жизни уже редкую форму обсуждения принимаемого вопроса в трудовых коллективах. Сначала городская дума Бийска приняла решение изучить вопрос о ликвидации обоих городских районов - Приобского и Восточного. Затем этот вопрос был вынесен на обсуждение в трудовых коллективах города. Было опрошено около 6 тыс. чел. в ста трудовых коллективах, подавляющее большинство высказалось за ликвидацию районов, после чего городской думой было принято окончательное решение об их упразднении.

Глава администрации края А.А.Суриков принял за истекший период ряд важных нормативных актов, которые должны оказать серьезное воздействие на развитие края. Среди них: программа поддержки малого предпринимательства на 1998-99 гг.; положение о государственной жилищной инспекции, направленное на защиту прав потребителей по получению жилищно-коммунальных услуг; постановление о порядке назначения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, их правах и обязанностях, определявшее характер взаимодействия краевых властей, органов МСУ и подразделений МЧС в различных случаях; территориальная программа государственных гарантий по обеспечению населения края бесплатной медицинской помощью; концепция развития кинематографии края на период до 2005 г., где ставилась цель добиться роста посещаемости кинотеатров и определялась нецелесообразность их приватизации. Кроме этого, в администрации края под руководством замглавы Н.Загайнова была создана рабочая группа по подготовке еще одной важной краевой программы - по защите прав потребителей.

Но разумеется, наиболее важные и срочные решения были приняты администрацией края сразу после августовского финансового кризиса. 1 сентября вышло ее постановление "О мерах по защите потребителей от необоснованного роста цен", в котором на основании закона РФ "О защите прав потребителей" и закона Алтайского края "Об основах ценообразования в крае", а также положения ЦБ "О прекращении на территории РФ расчетов в инвалюте за реализуемые физическим лицам товары", было принято решение о запрете на территории края устанавливать цены в условных единицах, а процентный уровень снабженческо-сбытовой и торговой надбавки не должен был превышать сложившийся в данной организации на 1 августа 1998 г. Кроме того, предприятиям торговли было рекомендовано не повышать уровень надбавок в абсолютной сумме, а органам МСУ - принять меры по сдерживанию роста цен на те товары, на которые государственное регулирование цен осуществлялось МСУ. Далее, по просьбе А.А.Сурикова с обсуждения на сентябрьской сессии АКЗС был снят проект краевого закона "О налоге с продаж", который региональные власти получили право вводить после летних мероприятий федеральных властей. Тем не менее, глава администрации края принял решение отказаться от этих дополнительных доходов в бюджет для "облегчения финансового бремени населения в условиях кризиса". В сентябре главой администрации было принято постановлении об ограничении роста цен и на платное образование в крае.

В этих условиях налоговая инспекция по краю во главе с Л.А.Коршуновым продолжила свою активную и порой нестандартную деятельность для установления атмосферы доверия между налогоплательщиками и сборщиками, для увеличения налогооблагаемой базы в крае, о которой мы писали и в предыдущей статье. Сейчас же, еще до августовского финансового кризиса налоговая инспекция по краю вошла в АКЗС с инициативой, расширяющей рамки работы индивидуальных предпринимателей по патентам, что позволило бы расширить базу для сбора подоходного налога в крае.

Пожалуй, важнейшим событием в политической жизни края до августовского кризиса стало проведение на горном курорте Белокуриха ежегодного заседания межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Помимо руководителей сибирских регионов в нем приняли участие вице-премьер правительства России В.Христенко, министр сельского хозяйства и продовольствия России В.Семенов, замглавы администрации Президента В.Путин. Помимо обсуждения концепции федерального бюджета на 1999 г., в повестке дня заседания находилось два очень важных вопроса для развития Алтайского края: программа газификации Сибири и развитие сельскохозяйственного машиностроения.

Это спонтанное укрепление межрегиональных связей на фоне неэффективности действий тогдашнего федерального правительства по поддержке субъектов Федерации стало вообще отличительной чертой лета 1998г. Более того, участники этой межрегиональной интеграции "снизу" в сложившейся ситуации начали говорить и о необходимости придания ей качественно новых форм. Весьма показательным сигналом этого стали уже открыто прозвучавшие на белокурихинском заседании "Сибирского соглашения" сожаления о том, что эта ассоциация "до сих пор не имеет своего законодательного органа", что лишает ее решения законодательной силы и должного веса в глазах федеральных властей.2

Еще одним важным фактором данного периода стало то обстоятельство, что организационное оформление связей с другими регионами России предпринимал уже не только весь Алтайский край в целом, но и его отдельные города и районы. Так, было заключено соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве между вторым по значению городом края - Бийском и близлежащей к нему Республикой Алтай. Делегация Шипуновского района в июле совершила поездку в Тульскую область для налаживания двустороннего сотрудничества в аграрной сфере.

Впрочем, в нынешних условиях далеко не всегда отношения между регионами России складываются на основе конструктивного добрососедства. В частности, ряд соседей Алтайского края предпринимал на своих административных границах явно недружественные акции, которые порой не соответствовали Конституции России и являлись рецидивами "парада суверенитетов". В результате одной из них в июле группа из 19 депутатов АКЗС во главе с депутатом от Бийска Г.Булаховым была вынуждена обратиться со специальным запросом к администрации края по поводу того, что власти Республики Алтай установили на своих границах с Алтайским краем неконституционные кордоны, которые собирали квази-пошлины со всех въезжающих в эту республику, не являющихся ее жителями. Во время обсуждения этой проблемы в АКЗС ряд депутатов даже выступал с предложением, чтобы край в ответ ввел собственные пропускные посты для жителей Республики Алтай. Сессия АКЗС приняла более взвешенное решение и поручила администрации края добиться отмены этих неконституционных мер соседнего региона.

Дальнейшее развитие за лето-осень 1998 г. получили международные и внешнеэкономические связи Алтайского края, являющиеся весьма важной характеристикой конституционной самостоятельности субъекта Российской Федерации. Так, в июле Барнаул и Немецкий национальный район края посетила делегация германского бундестага, тогда же в край приезжал посол Польши в России. Администрация края участвовала и в международном форуме "Европартенариат-98", организованном под эгидой ЕС в Голландии. Активно развивалось сотрудничество Алтайского края с Белоруссией: здесь сначала в июне-июле в край дважды приезжал вице-премьер Белоруссии В.Догалев, итогом переговоров с которым стало создание с обеих сторон рабочих групп по разработке двустороннего соглашения о сотрудничестве (с алтайской стороны эту группу возглавил первый замглавы администрации края Н.А.Чертов), затем в августе в результате работы с МВЭС Белоруссии глава администрации Алтайского края А.А.Суриков возглавил совместную российско-белорусскую делегацию в Аргентину, добившуюся заключения там весьма важных экономических договоренностей, и наконец, в ходе визита А.А.Сурикова в Минск в ноябре было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Алтайским краем и Белоруссией. Еще одним активным партнером Алтайского края становится Кипр, в августе там была специальная делегация администрации края во главе с замглавы В.Псаревым, сейчас разрабатываются условия соглашения об экономическом сотрудничестве между Алтайским краем и Республикой Кипр, в сентябре решение о подписании такого же соглашения было принято краем и с Синцзян-Уйгурским автономным районом Китая, в октябре - с землей Нижняя Австрия.

Активной была выставочная деятельность краевой администрации. В июле под ее эгидой была организована экономическая выставка-ярмарка "Славгород-98", прошедшая в приграничном с Казахстаном районе края. В июле ряд предприятий края участвовал в международной выставке-ярмарке в Монголии, в сентябре - в китайском городе Урумчи. Но наиболее крупным событием в этой сфере стало проведение в сентябре в Рубцовске международной выставки приграничной торговли "Сибирь-Азия-98. Алтай-транзит-сотрудничество без границ", соорганизаторами которой помимо краевых структур стали ассоциация "Сибирское соглашение", ТПП Монголии, власти приграничных городов Казахстана (Семипалатинск) и Китая (Чугучак).

Важное значение придавала администрация края и аналитическому обеспечению своей деятельности. В октябре на эту тему ей было подписано специальное соглашение о сотрудничестве с Российским институтом стратегических исследований.

Весьма показательным фактором политической жизни Алтая стало то, что в анализируемый период очень активно проявил себя Союз промышленников Алтайского края. При этом сейчас он выступал не только эффективным лоббистом отраслевых интересов, как раньше, но и пытался возглавить рабочее движение в крае. В частности, именно Союз промышленников организовал массовую акцию протеста рабочих крупнейших заводов 10 июня. Идеологически такую смену акцентов в деятельности Союза его лидеры объясняли тем, что "идет целенаправленное разрушение промышленности России", и в такой ситуации Союз вправе призвать трудовые коллективы края к проведению акций протеста, если властями не будут приняты надлежащие протекционистские меры. Выразителем интересов промышленных кругов края стал и мэр Барнаула В.Баварин, опубликовавший в конце июня открытое письмо к тогдашнему премьеру С.Кириенко с требованием эффективной поддержки промышленных предприятий города. Выдвинул Союз промышленников и радикальные политические требования - об отставке Президента и правительства России и досрочном роспуске Государственной Думы. По мнению Союза, все ветви федеральной власти несут одинаковую ответственность за критическую ситуацию в стране. Такой подход привел к критике промышленников как "слева", так и "справа". В частности, полномочный представитель Президента России в крае В.Ф.Райфикешт заявил о своем резком несогласии с их политическими лозунгами и указал, что на внеочередном заседании Союза промышленников края от 20 июня, где обсуждалась проведенная акция протеста и формулировались политические требования, "кроме эмоций ничего не было".3 С другой стороны, позиция промышленников встретила резкое несогласие со стороны краевого блока левых сил "За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы человека труда". Их недовольство выражалось, во-первых, в том, что промышленники настаивали на досрочном прекращении полномочий не только Президента, но и ГосДумы, а во-вторых, в попытке новой политической силы встать во главе гражданских акций протеста. Глава движения "За подлинное народовластие" В.Неменов даже высказывал предположения о провокационности таких шагов Союза промышленников.4

Помимо акций протеста продолжал Союз промышленников и лоббистскую деятельность по отношению к органам власти края. В частности, он вошел в АКЗС с предложением о внесении изменений в федеральный закон о несостоятельности (банкротстве), предусматривающие дополнительные меры по предупреждению банкротства предприятий и сохранению их жизнеспособности. АКЗС поддержало это предложение и выступило с соответствующей законодательной инициативой уже на федеральном уровне. В середине августа на очередном съезде Союза промышленников была предпринята попытка даже официально преобразовать его в региональное политическое движение, впрочем, без успеха.

В целом же, протесты и пикетирование краевой администрации стали достаточно частым явлением в течение лета 1998 г. Помимо акции 10 июня среди них можно назвать пикетирование администрации, проведенное 8 июля работниками девяти оборонных заводов в рамках Всероссийской акции протеста работников оборонной промышленности, на нем также был выдвинут лозунг об отставке Президента Б.Ельцина. В августе аналогичный пикет был выставлен медиками. В сентябре-октябре забастовки, пикеты протеста и даже голодовки проводились в различных регионах края учителями.

Достаточную остроту в данный период приобрели и политические конфликты внутри некоторых муниципальных образований в крае. Все они были связаны с вопросом об отзыве глав местного самоуправления. Так, в Рубцовске, третьем по значению городе края, конфликт между мэром А.Мокроусовым и жилищно-коммунальными службами города привел к формированию инициативной группы по его отзыву, которую поддержали в т.ч. заместитель мэра С.Юрченко и депутат АКЗС от Рубцовска А.Шведунов. При этом надо отметить, что в отличие от других городов и районов края, где с 1997 г. проходили кампании по отзыву глав, рубцовский кризис не только на политическом, но и на организационном уровне принял предельно полемичный характер. Горизбирком, куда инициативная группа представила подписи граждан за голосование по отзыву, хотя и забраковал 2,5 тысячи из них, тем не менее на основании оставшихся принял решение о проведении этого голосования и назначил его дату. Затем крайизбирком, в свою очередь проверив подписи, признал недействительными еще 4,5 тысячи, и оставшегося их количества уже не хватало для назначения голосования. На основании чего горизбирком Рубцовска принял новое решение - голосования не проводить. после этого в конфликт вмешался городской совет Рубцовска, где прошла бурная дискуссия, какое из двух решений горизбиркома следует считать действительным. Поэтому вопросу горсовет раскололся практически надвое и минимальным большинством голосов (14 против 11) принял собственное решение проводить голосование. Однако в этот же день группа крупнейших промышленников и профсоюзных лидеров города, которым не дали слова на заседании горсовета, создала инициативную группу по отзыву теперь уже всего горсовета в целом. Отрицательное решение по отзыву было вынесено и судом. После чего, используя принятое раньше официальное толкование АКЗС положения краевого закона об отзыве должностных лиц МСУ, что норма, по которой повторная кампания по отзыву может проводиться только через год после неудачи первой, относится только к той инициативной группе, которая проводила первую кампанию, в Рубцовске была зарегистрирована вторая инициативная группа уже из других людей, которая тоже начала сбор подписей за отзыв А.Мокроусова. Чуть раньше были зарегистрирована инициативная группа по отзыву с поста депутата горсовета одного из основных противников мэра - его заместителя С.Юрченко. Горизбирком, проанализировав подписи, решил, что и вторая группа за отзыв мэра не набрала их достаточного количества. Ситуация накалилась до предела, и в вопрос пришлось вмешаться главе администрации края А.А.Сурикову. Он предупредил конфликтующие стороны, что если они не найдут приемлемого для всех выхода из данной ситуации, которая практически парализовала управление городом, администрация края будет вынуждена ввести в Рубцовске свое непосредственное управление через назначенного представителя. Такая законодательная мера, заметим, уже применялась на практике в соседней с Алтаем Кемеровской области, но в самом крае еще не разу не вводилась.

Не меньшую остроту приобрела ситуация и в Смоленском районе края, где уже в течение года не стихает кампания по отзыву главы района, депутата АКЗС А.Ращепкина. Осенью 1997 г. там уже прошло голосование по его отзыву, на котором глава района одержал победу с минимальным перевесом голосов (мы писали об этом в КПВО No 1 за 1998 г.). После этого, однако, инициативная группа по отзыву обратилась в суд, который признал итоги этого голосования недействительными из-за допущенных фальсификаций. Кроме того, ряд избирателей района обратился и в АКЗС с требованием проверить законность действий А.Ращепкина на посту главы. В результате по этому поводу АКЗС провело в июле свое специальное закрытое заседание. И поскольку в соответствии со ст.49 федерального закона об общих основах МСУ представительный орган власти края вправе самостоятельно обратиться в суд с просьбой дать заключение о соответствии законам деятельности должностных лиц МСУ, то на заседании АКЗС было решено такой запрос сделать. Алтайский краевой суд, рассмотрев его в августе, не нашел оснований для смещения А.Ращепкина с должности.

В результате всех этих конфликтов стало очевидно, что кампании по отзыву глав МСУ хотя, бесспорно, и являются a priori важным способом проявления непосредственной демократии в крае, тем не менее в течение их лавинообразного потока в 1997-98 гг. весьма и весьма дестабилизировали политическую ситуацию в крае. Для придания этой форме непосредственной демократии более конструктивного характера администрация края и АКЗС разработали проект специальных дополнений к закону об отзыве должностных лиц МСУ в Алтайском крае. В сентябре этот закон был принят. Он устанавливал запрет на отзыв выборных должностных лиц МСУ не за 9 месяцев до окончания срока их полномочий, как предписывалось раньше, а за 18 (если иное не предусматривалось уставом муниципального образования). Кроме того, в том случае, если представительный орган МСУ не назначал дату голосования по отзыву своего депутата, инициативная группа была вправе обжаловать это решение только в суде (а не в вышестоящем избиркоме). Сделано это было, по комментарию председателя комитета АКЗС по законодательству и МСУ И.Вольфсона, для избежания дублирования в юрисдикции по этому вопросу и вынесения разными органами противоположных решений, что не раз случалось на практике раньше. Также было специально подчеркнуто, что этот закон не распространялся на кампании по отзыву, начатые до вступления его в силу. Помимо этого закона, в АКЗС началась разработка еще одного законопроекта - об ответственности органов МСУ перед государством, который должен детализировать соответствующую статью федерального закона об общих принципах МСУ.

Между тем осенью 1998 г. было проведено два голосования по отзыву глав сельских районов, инициированных ранее вступления новых ограничений в силу. Здесь также не обошлось без судебных разбирательств. В Топчихинском районе глава МСУ В.Н.Диденко, против которого началась кампания по отзыву, обратился в краевой суд с требованием признать закон Алтайского края о выборах должностных лиц МСУ (разрешавший их отзыв) не соответствующим федеральному законодательству. Таким образом, краевому суду в этот раз пришлось выступить фактически в роли Уставного суда (на что он имел право по Уставу края). Суд, однако, отклонил этот запрос, и голосование по отзыву в конце сентября состоялось. Надо отметить, что избирательная апатия районного электората на этом голосовании была крайне высокой. В нем приняло участие всего 30,77% избирателей (минимальная норма - 25%). Большинством голосов в 58,82% глава района В.Н.Диденко был отозван. В октябре был отозван и глава Волчихинского района Г.Халтурин (за это высказалось 66,54% голосовавших).

Очень низкая избирательная активность была характерна и для довыборов по двум округам в АКЗС, состоявшихся 15 ноября. В одном из округов (в Заринске) из-за слабой явки (всего 20,6%) выборы вообще были признаны несостоявшимся. В другом округе (в Барнауле), где голосовать пришел 31% избирателей, победу одержал директор барнаульского шинного завода Ю.М.Бобков (64% голосов), взявший верх в т.ч. и над одним из лидеров демократического движения в крае А.Н.Сарычевым. Уже типичной для края стала и низкая роль политических партий, которую они формально играли на этих выборах.5 В барнаульском округе все 4 кандидата (в т.ч. и А.Н.Сарычев) были выдвинуты не партиями, а избирателями. В заринском округе ситуация была немного лучше - из 4 кандидатов один был выдвинут "Яблоком", один -движением "За подлинное народовластие", которое впервые в избирательных бюллетенях было названо краевым отделением НПСР. Помимо этих выборов в июле 1998 г. в Крутихинском районе состоялись выборы главы МСУ. Победу из шести кандидатов одержал директор совхоза В.Зиберт.

Политическая нестабильность лета 1998 г., прогнозы скорого роспуска ГосДумы привели к тому, что уже в это время, за полтора года до официального срока выборов, краевые отделения российских политических партий начали проводить свои конференции и определять собственных кандидатов по одномандатным округам в Думу. В течение июля-августа с их именами определились краевые структуры ДВР, "Яблока", а также решившего выдвигать по одномандатным округам единых кандидатов блока "За подлинное народовластие" - краевого отделения НПСР. Более того, кризисная политическая ситуация конца лета - начала осени привела и к нестандартным юридическим последствиям. На ряде митингов было объявлено о возможности формирования в крае независимых от власти представительных органов трудящихся. Так, на собрании трудящихся Барнаула на заводе "Трансмаш" 16 сентября, в котором участвовали первый замглавы администрации края Н.А.Чертов, руководитель краевой организации КПРФ, депутат ГосДумы В.А.Сафронов и зампредседателя крайсовпрофа И.Войтенко, было принято решение о начале формирования независимых Советов трудящихся, целью которых должен стать контроль за ситуацией на промышленных предприятиях Барнаула.

Что касается судебной ветви власти, которой в данной период пришлось разрешать ряд вышеупомянутых политических конфликтов в крае, ее развитие в это время характеризуется также созданием в крае вслед за федеральным уровнем управления Судебного департамента, отвечающего за организационную сторону работы судов. Его руководителем был назначен бывший начальник Заринского ГУВД, депутат АКЗС А.Жуков. Кроме того, в ситуации, когда Алтайскому краевому суду пришлось разрешать политические конфликты в муниципальных образованиях края, по требованию конфликтующих сторон проверять на соответствие федеральному законодательству ряда краевых законов, т.е. выступать уже в роли Уставного суда, председатель крайсуда В.Пашков выступил в печати с официальной информацией о предыдущей деятельности суда по проверке законности нормативных актов края. В ней сообщалось, что за весь постсоветский период вступило в законную силу 8 решений краевого суда об отмене отдельных нормативных актов или их частей, принятых исполнительной и законодательной властями края. Большинство из них касалось распоряжений администрации и АКЗС по тем или иным финансовым вопросам: лицензированию различных видов деятельности (2 акта), финансовых взаимоотношений края и муниципальных образований (3), регулирования цен и ценовых льгот (2). Что касается законов края, то судом была признана недействительной только одна статья одного из них (ст.17 закона "Об обеспечении безопасности людей на водоемах Алтайского края", устанавливающая административную ответственность). Интересно также отметить, что из этих восьми дел четыре были возбуждены по заявлению прокурора края, три - по заявлению различных органов МСУ Барнаула и одно - по заявлению краевого союза предпринимателей "Нефтепродуктсбыт". Т.о., в защите интересов в суде принимали участие не только прокуратура, но и органы МСУ, и некоммерческие лоббистские организации, что также является свидетельством развития гражданского общества в крае.

Продолжалось и развитие "третьего сектора" в крае - еще один фактор становления гражданского общества. Некоторые из такого рода инициатив носили экологический характер. К примеру, в июле 1998 г. состоялась общественная экспедиция на Кулундинские озера, организованная газетой "Природа Кулунды" и Алтайским госуниверситетом. Ряд мероприятий был проведен инвалидными организациями и т.н. пресс-службой социального партнерства, занимающейся пропагандой борьбы с наркотиками. Но в целом надо констатировать, что деятельность некоммерческих общественных организаций в крае в большинстве случаев еще достаточно слаба и опирается только и исключительно на получаемые от западных фондов гранты. В случае прекращения их получения работа организации полностью замирает. В качестве примера этому можно привести случай с организацией "Молодые журналисты Алтая", которая в течение 1997-98 гг. была одним из наиболее активных проводников в деле создания и развития некоммерческих организаций края и являлась благодаря своему еженедельному интернет-бюллетню, пожалуй, единственным регулярным информационным источником об их деятельности. Когда же в сентябре 1998 г. истек срок получаемого "Молодыми журналистами" западного гранта, вся их работа по интернет-бюллетню была остановлена.

В целом же надо отметить, что конституционное развитие Алтайского края летом-осенью 1998 г. в значительное степени зависело от политической нестабильности и экономического кризиса этого периода. Это привело и к росту гражданского протеста в крае, и к необходимости для краевых властей принимать срочные нормативные меры для смягчения последствий кризиса. Более выраженной стала контрольная функция АКЗС. Что касается законотворческой работы в этот период, то она была сконцентрирована прежде всего на вопросах земельных отношений и регулирования процедуры отзыва должностных лиц МСУ.

 



1 Олег Барабанов - кандидат исторических наук, научный сотрудник Российского института стратегических исследований.
2 Алтайская правда. Барнаул. 1998. 1 июля.
3 Алтайская правда. Барнаул. 1998. 27 июня.
4 Алтайская правда. Барнаул. 1998. 14 июля.
5 См.: Барабанов О.Н. Политические партии и выборы в Алтайском крае // Дневник Алтайской школы политических исследований N 6. Становление гражданского общества в России: проблемы и перспективы. Барнаул. 1998.

 


 

Назад АШПИ Вверх ] Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.