|
Олег Барабанов1
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: ПРАВОВОЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ (КОНЕЦ 1998 - НАЧАЛО 1999 гг.)
Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское
обозрение. М. 1999. No 2. С.75-79.
Деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания
В числе основных вопросов на 29-й сессии Алтайского краевого
законодательного собрания (АКЗС), прошедшей в самом конце октября
1998 г., была ситуация, сложившаяся вокруг краевого государственного
унитарного предприятия "Алтайагропрод". Незадолго до этого краевой
Счетной палатой был опубликован акт проверки этой компании,
выявившей ряд финансовых нарушений. Вокруг компании разгорелась
большая полемика в СМИ, и депутаты АКЗС, основываясь на своем праве
парламентского контроля (гораздо более широкого, чем на федеральном
уровне), затребовали специальный доклад администрации края по данной
проблеме.
На 30 сессии в конце ноября 1998 г. депутаты приняли краевые
законы "О государственной поддержке инновационной деятельности в
агропромышленном комплексе Алтайского края", "Об инвестиционной
деятельности в Алтайском крае", установивший дополнительные гарантии
инвесторам на территории края, и "О квотировании рабочих мест для
лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности
в поисках работы", регулирующий выделение части рабочих мест на
предприятиях для инвалидов, выпускников учебных заведений, молодежи,
в т.ч. несовершеннолетних, освободившихся из колоний. Как особо
отметил заместитель председателя АКЗС Борис Ларин, данный закон
поможет также решить вопрос и с трудоустройством прибывающего на
Алтай потока вынужденных переселенцев из близлежащих стран Средней
Азии. Сессия также поддержала обращение к властям Волгоградской
области от живущих на Алтае ветеранов Сталинградской битвы не
строить памятник погибшим немцам в Волгограде. По словам
зампредседателя АКЗС Владимира Петренко: "Это кощунство - строить
такие монументы. Мы ведь никого с оружием к себе не звали".
На 31 сессии АКЗС в декабре 1998 г. депутатами был принят закон
Алтайского края "О порядке рассмотрения законов РФ о поправках к
Конституции РФ". Помимо этого на сессии обсуждался во втором чтении
базовый для края закон "О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и
финансовом контроле в Алтайском крае" и был принят закон "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на
территории Алтайского края". Наконец, 32 сессия АКЗС в конце января
1999 г. была в основном посвящена обсуждению краевого бюджета на
1999 г.
Закон о порядке рассмотрения поправок к Конституции России.
Данный правовой акт был принят АКЗС на основании
ст.136 Конституции России и федерального закона "О порядке принятия
и вступления в силу поправок к Конституции РФ", гарантирующий право
представительного органа власти субъекта Федерации высказать свое
отношение к предложенному изменению в Основной закон страны. Была
определена процедура такого обсуждения в Алтайском крае. При
поступлении в АКЗС законопроекта о поправках в Конституцию,
депутатами определялся головной постоянный комитет АКЗС,
ответственный за рассмотрение этого вопроса. Тот готовил по нему
свои предложение, запрашивал мнение других депутатских комитетов,
при необходимости запрашивал мнение администрации края и органов
местного самоуправления, был вправе организовывать общественное
обсуждение вопроса. Обобщив все предложения, головной комитет
выносил на сессию АКЗС проект постановления, решение по которому
должно быть принято депутатми простым большинством голосов. На всю
процедуру этого обсуждения поправок в АКЗС краевой закон отводил
180 дней, и затем в течение 14 дней после принятия постановления оно
направлялось в Совет Федерации ФС России и не подлежало дальнейшему
пересмотру. В то же время, если АКЗС не было бы согласно с
постановлением Совета Федерации по установлению результатов
рассмотрения данного законопроекта в субъектах Федерации, оно в лице
своего председателя или его заместителя могло в течение семи дней
обратиться с иском в Верховный суд России. Также в специально
принятом в связи с данным законом постановлении АКЗС предложило
своему председателю Александру Назарчуку выступить с законодательной
инициативой на федеральном уровне по сокращению срока, отведенного
на обсуждение поправок Конституции в субъектах РФ с одного года до
6 месяцев, а также по предоставлению Совету Федерации права досрочно
обощить результаты этого рассмотрения, если две трети субъектов
Федерации одобрили данную поправку до истечения этого шестимесячного
срока. В комментарии председателя комитета АКЗС по правовой политике
и местному самоуправлению Игоря Вольфсона, опубликованном в
официальной краевой газете вместе с текстом данного закона, было
прямо указано, что предложения алтайских депутатов по сокращению
срока рассмотрения конституционных поправок вызваны тем, что по ряду
обсуждаемых сейчас в обществе возможных изменений Конституции,
касающихся деятельности федеральных органов власти, "было бы
целесообразно определиться до очередных президентских выборов".
Закон "Об объединениях работодателей в Алтайском крае"
В конце 1998 г. вступил в силу еще один региональный закон,
посвященный взаимоотношениям различных социальных групп в Алтайском
крае. Нужно отметить, что детальная разработка проблематики
социального партнерства стала в последние годы характерной чертой в
деятельности краевого Законодательного собрания. Целью вновь
принятого закона стало определение прав и обязанностей объединений
работодателей "в системе коллективно-договорного регулирования
социально-трудовых отношений". Действие закона распространено на все
объединения работодателей, действующие на территории Алтайского
края. Было особо отмечено, что данные оьбъединения создаются в целях
представительства и защиты интересов своих членов в их отношениях с
органами власти, МСУ и профсоюзами "на принципах социального
партнерства".
С одной стороны, данный закон официально закреплял за
объединениями работодателей их право на эффективные лоббистские
действия. Подчеркивалось, что эти объединения должны привлекаться к
выработке и реализации программ и законопроектов по вопросам важного
социально-экономического значения, их представители вправе принимать
участие в заседаниях органов власти края и МСУ по интересующим
вопросам, получать от властных структур и профсоюзов необходимую
информацию. Специально указывалось, что для обеспечения свое й
уставной деятельности объединения работодателей вправе учреждать СМИ
и осуществлять издательскую деятельность. Но с другой стороны,
отчасти в противовес этому, вводилась ответственность объединений за
своих членов. В частности, объединения работодателей должны
обеспечивать выполнение своими членами взятых на себя обязательств
по трехсторонним трудовым соглашениям и достигать согласованности
действий своих членов по эффективному разрешению экономических и
социальных вопросов. При этом законом определялась независимость
объединений работодателей от органов власти и МСУ, политических
партий и профсоюзов.
Правовое регулирование местного самоуправления
В конце 1998 г. было опубликовано официальное толкование АКЗС
ряда положений краевого закона "Об основах местного самоуправления в
Алтайском крае". Поводом для данного толкования послужил запрос
депутатам со стороны администрации края, направленный на разъяснение
правовых коллизий, сложившихся в ряде районов края, где после отзыва
всенародно избранных глав районов новые выборы не проводились, а
вместо избранного главы района местными депутатами назначался по
контракту глава администрации района, не являющийся по своему
статусу высшим руководителем района, а ответственный только за
повседневное функционирование исполнительной ветви МСУ. Поэтому
администрация края сформулировала запрос так: в обязательном ли
порядке, по смыслу данного закона, в уставах муниципальных
образований (МО) должна предусматриваться должность главы МО,
избираемого населением. С другой стороны, возможно ли в уставах МО
предусматривать должность главы администрации МО, назначаемого по
контракту. И, наконец, возможно ли в случае отзыва избранного главы
МО немедленное внесение изменений в устав МО, упраздняющих эту
должность и ее замену на назначаемого главу администрации МО. В
своем толковании АКЗС подчеркнуло, что по смыслу закона введение
должности избранного главы МО не обязательно, и если она не
предусмотрена, то в уставе МО правомочно фиксировать должность
назначаемого главы администрации МО. Также представительный орган
МСУ (или население, если первоначальная редакция устава МО
принималась на местном референдуме) вправе в любое время внести в
данный устав изменения, заменяющие один тип руководства МО другим.
Таким образом, АКЗС признало юридическую правомочность политических
событий, произошедших осенью 1998 г. в ряде районов края (в
Топчихинском, Волчихинском), где после отзыва избранного главы
района эта должность упразднялась, и вместо него депутатами
назначался по контракту глава администрации района. Также необходимо
отметить, что данное толкование в значительной степени усилило
представительную ветвь местного самоуправления в крае по отношению к
исполнительной. И эта тенденция логически вполне соответствует той
более высокой роли парламента, которая характеризует правовую
систему Алтайского края в целом по сравнению с общефедеральной
ситуацией.
Позднее, депутаты АКЗС приняли специальные дополнения к краевому
закону "Об основах МСУ в Алтайском крае", где прямо указали, что
возможность отзыва населением выборного должностного лица МСУ в
любое время может быть включена в устав МО или исключена из него,
при этом такое изменение устава дейтсвует только в отношении лиц,
избранных после его вступления в силу. Помимо этого, депутаты
скорректировали положение о том, что в небольших населенных пунктах
представительный орган МСУ может не избираться, а его полномочия
осуществляются сходом населения. Согласно внесенным в закон
поправкам наличие выборного органа МСУ в любом муниципальном
образовании является обязательным, и только, будучи избранным, этот
орган может предусмотреть в уставе данного МО возможность
дальнейшего осуществления своих полномочий собранием или сходом
граждан, если численность населения в данном МО не превышает двухсот
человек.
Отношения краевых органов власти и МСУ с федеральными
структурами
В декабре 1998 г. было официально опубликовано постановление
АКЗС, посвященное "укреплению взаимодействия" между краевыми и
федеральными структурами. Поводом для его принятия стала ликвидация
осенью 1998 г. ряда подразделений федеральных ведомств, занятых
обслуживанием населения в некоторых районах края. В ответ на это
АКЗС подчеркнуло, что в соответствии с законодательством федеральные
органы исполнительной власти, создающие на местах свои
территориальные отделения, должны тесно взаимодействовать с органами
государственной власти субъектов Федерации и МСУ. Однако на практике
это взаимодействие не обеспечивается, что и привело к ликвидации
ряда федеральных структур в районах края без согласования с местными
властями. В результате этого, как отметило АКЗС, права граждан были
серьезно нарушены. Именно поэтому АКЗС постановило "вплоть до
решения соответствующего вопроса на федеральном уровне" ввести в
соответствии с законодательством России такой порядок на территории
Алтайского края, согласно которому создание и ликвидация
территориальных подразделений федеральных органов исполнительной
власти осуществляется только по согласованию с заинтересованными
краевыми властями или органами МСУ. Председателю АКЗС Александру
Назарчуку депутаты поручили обратиться к правительству России с
предложением внести необходимую конкретизацию в соответствующие
нормативные акты.
Визит Юрия Лужкова
Пожалуй, главным событием общественной жизни Алтайского края в
данный период стал визит в регион мэра Москвы Юрия Лужкова в январе
1999г. Целью его приезда явилось в первую очередь укрепление
хозяйственных связей между двумя субъектами Российской Федерации. В
ходе визита Ю.Лужков и губернатор Алтайского края Александр Суриков
подписали "Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и
культурном сотрудничестве между администрацией Алтайского края и
правительством Москвы", а также детализирующий его "Протокол
намерений по развитию сотрудничества между администрацией Алтайского
края и правительством Москвы". Наибольший интерес у московских
властей вызвала следующие возможные совместные проекты: перспектива
разработки мраморных, гранитных и других нерудных месторождений,
расположенных в Алтайском крае; использование моторной продукции
заводов "Барнаултрансмаш" и "Алтайдизель" автомобильными
предприятиями Москвы; поставка в столицу химической и
медико-биологической продукции с предприятий Бийска; программы
совместного производства стройматериалов; открытие в Москве
фирменного магазина "Алтай".
Характеризуя данный комплекс договоренностей между Москвой и
Алтайским краем в целом, надо отметить, что в случае его успешной
реализации он способен дать мощный импульс как для развития
промышленности в крае, так и для реального укрепления
межрегиональных связей между субъектами Российской Федерации.
Несмотря на то, что основной целью приезда Юрия Лужкова на Алтай
были экономические вопросы, он оказал большое влияние и на
политическую жизнь в крае. Прежде всего показательно, что вместе с
московским мэром в край прилетели два известных на Алтае политика:
председатель комитета ГосДумы по здравоохранению и бывший
председатель крайздрава Николай Герасименко, и лидер Аграрной партии
России, избранный в мае 1998 г. депутатом ГосДумы на довыборах по
округу в Республике Алтай Михаил Лапшин. Вхождение М.Лапшина в
состав делегации Ю.Лужкова можно расценивать и как начало кампании
московского мэра по перетягиванию нынешних союзников КПРФ на свою
сторону в преддверии грядущих выборов. Не случайно, что один из
сопровождавших Ю.Лужкова чиновников сообщил в частном порядке
освещавшим визит журналистам, что данная поездка М.Лапшина уже
"вызвала некоторую изжогу в стане коммунистов".
Сам Ю.Лужков сделал во время пребывания в Барнауле еще одно
заявление насчет неэффективной деятельности нездорового Президента
Ельцина. В частности, он сказал следующее: "Когда меня спрашивают по
этому поводу (о здоровье Ельцина), я задаю сам себе вопрос: проблема
эта есть? Ответ совершенно однозначный: да, эта проблема есть. И она
существует не один день, она уже висит над страной в течение
довольно длительного времени. А я привык, как человек практики,
когда встречаюсь с проблемой, сразу же пытаться эту проблему
решить…. Конституция не предусматривает, к сожалению, подобного рода
ситуаций. Наверное, должны быть определенные поправки сделаны к
Конституции, чтобы, когда возникнут будущие ситуации, они имели
конституционное звучание. А в данном случае я говорю: самое
правильное в решении этой проблемы (если мы признаем ее
существование) заключается в том, чтобы президент честно оценил свое
состояние здоровья и оценил свою способность работать в государстве,
исполняя функции Президента, которые являются в высшей степени по
затратам труда, энергии, времени интенсивными. У нас президентская
республика. если нет такой интенсивной работы Президента, страдает
государство, страдает власть, которая не реализует в полном объеме
свои функции. Мы это чувствуем…". В тот же день пресс-секретарь
Президента России Дмитрий Якушкин официально назвал алтайские
заявления московского мэра "политиканством". В свою очередь, Юрий
Лужков перед отъездом из Барнаула, отпарировал на это следующим
образом: "Я мог бы назвать его (Якушкина) заявление несерьезным, но
я не стану этого делать. Я говорил о серьезных вещах, они были
высказаны в нормальной, спокойной форме. И если мои заявления в
какой-то период времени перестали нравиться администрации
Президента, то я думаю, что самой администрации нужно подумать и
посмотреть, где объективность, и определиться. Но меня это не
трогает."2 Таким образом,
очевидно, что алтайский визит Юрия Лужкова стал достаточно важным
звеном в развитии его анти-президентской полемики.
Борьба за "Отечество"
Приезду в край московского мэра предшествовала и упорная
конкурентная борьба ряда местных политиков за право стать
региональным представителем лужковского политического движения
"Отечество". Такая ситуация, отметим, была характерна и для ряда
других регионов (к примеру, Свердловской области). На Алтае же было
сформировано несколько инициативных групп по созданию краевой
организации "Отечества". В преддверии общефедеральной учредительной
конференции этого движения, они вели серьезную публичную полемику
друг с другом, кто же из них является "истинным" лужковцем и им
поддерживается. Такие группы организовали глава администрации
Родинского района края Сергей Тевонян, создавший специально для
этого Фонд политического центра, руководитель фирмы "СКИВ" -
издатель газеты "Московский комсомолец на Алтае" Игорь Родионов,
научный руководитель НИИ региональных медико-экологических проблем
Валерий Киселев (создавший еще в феврале 1997 г. краевой комитет
поддержки Ю.Лужкова), президент краевого союза предпринимателей
малого бизнеса Валерий Зайченко, советник мэра Барнаула Владимир
Овчинников. В результате на федеральную учредительную конференцию
"Отечества" были приглашены группы С.Тевоняна и В.Зайченко. Весьма
показательно, что по возвращению из Москвы оба они сразу же публично
заявили об отсутствии между ними принципиальных разногласий и
готовности к дальнейшей работе вместе. Затем состоялось и формальное
объединение обеих инициативных групп, С.Тевонян был утвержден
председателем единой краевой организации "Отечества", а В.Зайченко -
сопредседателем.
Создание новой правой коалиции
Еще одним значимым фактором политического процесса в Алтайском
крае в ноябре-декабре 1998 г. стало перераспределение внутри
правоцентристских сил края и новая консолидация их отдельных
группировок. Это выразилось в том, что если в период с начала года
до осени 1998 г. в крае в той или иной степени преобладала тенденция
к координации действий между региональными ячейками практически всех
правоцентристских и центристских партий (кроме "Яблока") под эгидой
краевого политического движения "Согласие", то теперь две главных
составных части местных правоцентристов - ячейки НДР и ДВР вновь
избрали независимые друг от друга политические программы.
Региональные активисты ДВР призвали к формированию в крае новой
коалиции демократических сил в рамках федерального блока "Правое
дело". 25 декабря 1998 г. в Барнауле был сформирован оргкомитет этой
новой коалиции, который возглавили лидеры краевого ДВР Алексей
Сарычев и Константин Емешин. Также в его состав вошел ряд известных
в крае публичных политиков (по большей части - "демократов первой
волны" или предпринимателей-политиков): Петр Акелькин (Народная
партия России), Евгений Звездкин (ДемРоссия), Сергей Потапов
(региональное движение "Наш край - Алтай", не путать с НДР), Альбина
Колобова (ДВР), Виталий Кирьянов (Крестьянская партия России),
Сергей Иванцов ("Вперед, Россия"), Андрей Маевич (Партия социальной
демократии), Андрей Васильев ("Россия молодая"), а также
представители ряда молодежных организаций. Один из лидеров новой
краевой коалиции Алексей Сарычев также заявил, что намерен
предложить Сергею Кириенко и Борису Федорову баллотироваться в новый
состав Государственной Думы от алтайских одномандатных округов.
Помимо этого А.Сарычев первым из алтайских политиков публично
заявил, что, опираясь на создаваемую коалицию, он собирается
участвовать в выборах главы администрации края, которые пройдут в
декабре 2000 г.
В свою очередь, параллельно этим самостоятельным действиям
местных активистов ДВР, краевая организация НДР в начале декабря
1998 г. распространила специальное заявление, в котором
дистанцировалась как от лужковцев, чьи ценности "существенно
отличаются от ценностей правого центра", так и новой коалиции
Гайдара-Чубайса-Немцова, отметив ее "прозападные политические
воззрения".
Создание координационного совета оппозиционных партий
При всем внутреннем размежевании в среде правых, они не оставили
своего критики в адрес действующего руководства исполнительной и
законодательной властями края. В начале декабря при основном
оппоненте действующих властей края - представителе Президента России
в Алтайском крае Владимире Райфикеште - был создан координационный
совет из представителей оппозиционных краевой администрации партий.
В него вошли РНРП, ЛДПР, ДВР, движение "Согласие", "Яблоко", а также
представители профсоюзов работников здравоохранения, народного
образования и науки. По словам пресс-службы представителя
Президента, основной задачей координационного совета станет
обсуждение возможных совместных политических действий, проведения
публичных акций. В задачи совета также входит оказание содействия
демократическим силам в выдвижении единых кандидатов по
одномандатным округам накануне предстоящих выборов в Государственную
Думу.
Слухи об участии бывшего губернатора края в движении Валерия
Зубова
В конце декабря 1998 г. бывший губернатор края, а ныне начальник
краевой налоговой инспекции Лев Коршунов опроверг появившиеся в
новосибирской прессе сообщения о том, что он является одним из
лидеров недавно созданного бывшим главой администрации Красноярского
края Валерием Зубовым движения "Союз ради будущего", учредительный
съезд которого прошел 12 декабря в Томске. Л.Коршунов отметил, что
будучи государственным служащим, он не имеет права участвовать в
деятельности политических партий и не присутствовал на учредительном
съезде. В то же время Лев Коршунов положительно оценил инициативу
Валерия Зубова, поскольку он надеется, что "движение будет защищать
интересы Сибири".
Заявление губернатора насчет президентских выборов
18 января 1999 г. губернатор края Александр Суриков заявил, что
проведение в этом году выборов и президента, и депутатов Госдумы
чрезвычайно осложнят и без того катастрофическую ситуацию в стране.
По его мнению, сложившийся в настоящий момент баланс полномочий,
когда президентская администрация фактически не занимается
финансово-экономическими проблемами, при отсутствии действующего
президента не приведет к ухудшению положения. С точки зрения
губернатора, президентские выборы (даже досрочные) необходимо
проводить только после выборов в Госдуму, т.е. после того, как
определится политическое лицо нижней палаты Федерального собрания.
Вместе с тем алтайский губернатор не исключает вероятности того, что
если с инициативой проведения досрочных выборов президента выступит
сам Борис Ельцин, они могут предшествовать думским.
Призыв комсомола к организации параллельных центров власти
С достаточно радикальным заявлением выступил в конце октября
1998 г. в краевой газете "Алтайская правда" лидер краевой
организации Российского коммунистического союза молодежи Андрей
Демидов. По его словам, краевые комсомольцы разрабатывают "программу
организации т.н. параллельных центров власти, повсеместного создания
комитетов молодежного самоуправления".3
Таким образом, уже отмеченная нами в предыдущей статье в КПВО
тенденция лево-радикальных сил края хотя бы на уровне риторики
повести разговор о воплощении в жизнь альтернативных форм
общественной самоорганизации и управления (советы трудящихся),
получила еще большее закрепление. Вслед за советами трудящихся в
качестве такой формы были предложены комитеты молодежного
самоуправления, которые по замыслу А.Демидова должны быть наделены
функциями параллельных центров власти. Очевидно, что в случае
дальнейшего развития этой тенденции по призывам создавать новые
общественные институты такого рода заявления могут выйти за грань
соответствия Конституции.
Дискуссия по "еврейскому вопросу"
Вслед за известными московскими заявлениями, в конце 1998 г. и в
Алтайском крае развернулась дискуссия по "еврейскому вопросу".
Характерно, что основные заявления здесь делали лидеры двух
политически противоположных и конфликтующих друг с другом
объединений интеллигенции края. Сначала один из руководителей
близкого коммунистам движения "Народная интеллигенция - за
возрождение Алтая", декан социологического факультета Алтайского
университета Святослав Григорьев в одной из телепрограмм краевого
телевидения завил, что Федеральное Собрание должно "четко определить
дифференциацию прав народов, живущих в России, с учетом их истории,
с учетом того, есть ли у этих народов за пределами России свои
национальные государственные образования или нет. И в этом смысле
совершенно четко еврейское население России попадает под категорию
тех национальных групп, которые имеют за пределами России свои
национальные государственные образования и должны быть в некоторых
правах в России ограничены с точки зрения интересов
национально-государственного развития России и коренных народов,
проживающих в России".4 В
ответ на это близкий к движению "Согласие" Конгресс интеллигенции
Алтайского края, возглавляемый Юрием Чернышовым, распространил
заявление "О необходимости
противодействия экстремизму", в которой авторы обвинили
С.Григорьева в нарушении Конституции России и попытках подорвать
единство многонациональной России.
Акции протеста учителей
Большой размах в Алтайском крае в данный период получило
забастовочное движение учителей. 20 октября 1998 г. под эгидой
краевого профсоюза работников образования была объявлена забастовка
учителей, требующих возместить долги по зарплате. Вторую учебную
четверть в разных городах и районах края не начало 150 школ, в
течение декабря забастовка продолжалась в 30 школах. Ряд
педагогических коллективов, не ограничиваясь забастовками,
предпринимал и более радикальные формы протеста - например,
голодовки. Особенно бурной в этом отношении была ситуация в
Топчихинском районе, где именно учителя были главной движущей силой
в развернутой в предыдущие месяцы кампании по отзыву главы района.
После его отзыва волна учительского протеста не стихла, только
главными ее требованиями стали уже не политические (отставка главы
района), а экономические (выплата долгов по зарплате). В частности,
12 дней проходила голодовка четверых учителей Зиминской средней
школы в этом районе.
Еще одной формой учительского протеста стал захват кабинетов
высокопоставленных чиновников. 5 января 1999 г., еще во время зимних
каникул, группа учителей Индустриального района Барнаула заняла
кабинет главы района и потребовала выплаты долгов по зарплате. В
ходе семичасовых переговоров глава района убедил учителей разойтись,
часть долгов были выплачены через несколько дней. Многие школы края
вообще не начали третью учебную четверть, а с 18 января началась
массовая учительская акция протеста. В первый день ее проведения в
ней приняли участие около 14 тысяч учителей из 520 школ края. Через
неделю после ее начала, забастовки продолжались в 53 школах края.
Кроме того, в развитие темы социального протеста, надо отметить,
что оба общекраевых митинга протеста, прошедших в Барнауле 7 октября
и 7 ноября 1998 г. отличались крайне радикальной оппозиционностью
большинства участников. В частности, среди лозунгов на плакатах на
этих митингах можно было прочитать и следующие: "Ельцин - зловонное
бревно на дороге", сегодняшнее время - "третья волна
белогвардейщины",5
"Ельцин, отставки мало, всенародно избран - принародно застрелись",
"Господи, покарай Ельцина смертью его отродья. Срочно!", "К
2000 году каждому реформатору - отдельную камеру".6
Подобные заявления весьма емко характеризуют общественные
настороения, сложившиеся среди части населения края.
Давосский форум
Начало декабря 1998 г. ознаменовалось участием представительной
алтайской делегации во главе с губернатором Александром Суриковым в
российском форуме, проведенном давосским Всемирным экономическим
форумом в Москве. В ходе работы этого форума официальный
представитель швейцарской пищевой корпорации "Nestle" сделал
публичное заявление, что из всех российских регионов, с которыми
сотрудничает "Nestle", именно в Алтайском крае созданы наиболее
оптимальные условия для внешней инвестиционной деятельности (как
известно, "Nestle" с весны 1998 г. принадлежит контрольный пакет
акций барнаульской кондитерской фабрики "Алтай").
Визит губернатора края в Белоруссию.
В конце ноября 1998 г. официальная делегация Алтайского края во
главе с губернатором Александром Суриковым находилась с визитом в
Белоруссии и провела переговоры с президентом этой страны
Александром Лукашенко. Их итогом стало заключение соглашения о
торгово-экономическом сотрудничестве между администрацией края и
министерством внешнеэкономических связей Белоруссии. Конкретно, была
развита договоренность о том, что государственный белорусский
концерн "Белресурсы" будет поставлять на Алтай сельхозтехнику
белорусских предприятий. В обмен "Алтайагропромснаб" поставит в
Белоруссию пшеницу. Более того, на основе имеющейся в Алтайском крае
производственной базы сельхозмашиностроения, было запланировано
создание совместного предприятия с белорусами по выпуску уборочной
техники для потребителей Сибири и Дальнего Востока. Также было
предусмотрено создание дистрибьюторского центра по сборке и
реализации в Сибири тракторов с маркой Минского тракторного завода.
На Барнаульском радиозаводе запланировано наладить совместное
производство белорусских телевизоров "Горизонт", а в Белоруссии
будет осуществляться сборка медтехники, выпускаемой алтайским
заводом "Ротор".
Приезд в край комиссии ООН по делам беженцев
18-19 января 1999 г. в Алтайском крае работала комиссия
Организации Объединенных Наций во главе с заместителем управляющего
Верховного комиссара ООН по делам беженцев Николосом Куссидисом,
которая знакомилась с положением беженцев и вынужденных переселенцев
в регионе, ставшем после распада СССР в силу своего геополитического
положения одним из центров притяжения для эмигрантов из Казахстана и
Средней Азии. Представители комиссии официально заявили, что они
"потрясены тем пристальным вниманием, которое местная власть уделяет
проблемам переселенцев". Было отмечено, что после анализа собранных
сведений ООН составит предварительную программу будущих совместных
действий с администрацией Алтайского края в данной сфере.
В заключение надо отметить, что данный период в развитии
Алтайского края характеризовался с политической точки зрения в
первую очередь резкой активизацией партийного строительства в
преддверии думских выборов. Правовое становление края как субъекта
Федерации ознаменовалось прежде всего принятием закона о порядке
рассмотрения на региональном уровне поправок к Конституции России.
1 Олег Барабанов -
кандидат исторических наук, научный сотрудник Российского института
стратегических исследований, член землячества Алтайского края в
Москве.
2 Негреев Д. Лужков не
сдержался и в Барнауле. // Свободный курс. - Барнаул, 1999. - N5. -
28 января. С.4.
3 Алтайская правда.
Барнаул. 1998. 29 октября.
4 Цит. по: Свободный
курс. Барнаул. 1998. N 49. С.3.
5 Алтайская правда.
Барнаул. 1998.11 ноября.
6 Алтайская правда.
Барнаул. 1998. 9 октября.
|
|