АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События Аналитика Конференции Дневники

   




 

 Олег Барабанов
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ:
ПРАВОВОЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ (февраль-май 1999 гг.)

Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение.М. 1999. No 3. С.188-193.

Деятельность Алтайского краевого Законодательного собрания (АКЗС)

В начале 1999 г. состоялись две сессии АКЗС, посвященные обсуждению закона Алтайского края "О краевом бюджете на 1999 г." В январе он был одобрен депутатами в первом чтении, а в феврале - окончательно. В результате доходная часть краевого бюджета составила 5353 млн. руб., а расходная 5553 млн. руб., таким образом дефицит бюджета определен в 200 млн. руб.

Краевой закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Алтайского края" (No 2-ЗС от 05.02.99) предусматривал такой тип налогообложения для предпринимателей, занимающихся ремонтом жилых помещений, бытовыми и парикмахерскими услугами, обучением, репетиторством и т.п., нестационарной розничной торговлей (в палатках, лотках, с машин), розничной выездной торговлей горюче-смазочными материалами, транспортными услугами, организацией автостоянок и гаражей и ветеринарными услугами. Ставка налога в соответствии с федеральными нормами определялась в 20% от вмененного дохода, для расчета которого закон вводил специальные критерии. Одним из них стал корректирующий коэффициент в зависимости от типа населенного пункта, где работал предприниматель. Так, для краевого центра Барнаула коэффициент был определен равным 1,5; для второго по величине в крае города Бийска и горного курорта Белокурихи - в 1,2; для остальных городов краевого значения - 1,1; для райцентров - 1; для прочих населенных пунктов - 0,7. Из полученной суммы этого налога зачислению в федеральный бюджет подлежал 21%, в федеральный дорожный фонд - 4%, в государственные (федеральные и краевые) внебюджетные фонды - 25%, в местный бюджет - 40%, в территориальный дорожный фонд - 10% собранного налога.

Закон "О налоге с продаж", несмотря на отклонение его депутатами на декабрьской (1998 г.) сессии АКЗС, был все-таки принят ими в январе 1999 г. (No 3-ЗС от 05.02.99). Краевые законодатели решили установить максимально возможную ставку данного налога - 5% (ст.4 закона). Впрочем, надо отметить, что довольно большое число социально значимых товаров и услуг было выведено из-под обложения этим налогом. Данный перечень может уточняться АКЗС. Одновременно было отменено 16 существовавших ранее налогов. В преамбуле закона было специально подчеркнуто, что средства, собранные от этого налога, будут направлены "на социальные нужды малообеспеченных групп населения". Собранные платежи должны будут распределяться между краевым и местными бюджетами в соответствии с законом о краевом бюджете на соответствующий год.

На расширение источников доходов бюджета был направлен и опубликованный в марте новый краевой закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" (No 8-ЗС от 05.03.99), заменивший ранее существовавший сходный краевой закон 1997 г. Новый закон, оговорив в соответствии с федеральным законодательством круг предметов совместного ведения РФ и Алтайского края в данной сфере (ч.1 ст.2), определил на основании этого полномочия и предметы ведения края, касающиеся алкоголя (ч.2 ст.2), а также компетенцию органов МСУ (ч.3 ст.2). Председатель АКЗС Александр Назарчук, являющийся одним из самых последовательных сторонников укрепления госмонополии на алкоголь, заявил в феврале 1999 г. о своем несогласии с тем, что Президент России Борис Ельцин не одобрил предложение группы депутатов и сенаторов о разрешении производства спирта только государственным предприятиям. По мнению А.Назарчука, сейчас в стране не то время, когда нужно отказываться от госмонополии на водку.1

Продолжали алтайские депутаты свою деятельность и по созданию законодательных рамок для деприватизации в крае, поборником которой выступает большинство АКЗС. В феврале вступил в силу краевой закон "О порядке приобретения в государственную собственность Алтайского края имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц" (No 4-ЗС от 10.02.99), распространявшийся в т.ч. и на акции, доли, паи и т.п. Согласно ст.3 данного закона правом выступать с инициативой по приобретению в собственность края частного имущества обладают помимо самих собственников органы государственной власти края, соответствующие органы МСУ, депутаты АКЗС, государственные предприятия и организации. Все предложения такого рода должны направляться главе администрации края, который в каждом конкретном случае формирует специальную комиссию, куда входят субъект инициативы по приобретению имущества, собственник этого имущества, представители администрации края, АКЗС и соответствующего муниципального образования (ст.3,10-11). Комиссия выносит свое заключение, на основании которого решение о приобретении имущества в краевую собственность на сумму менее 500 тыс.руб. принимается главой администрации края, а на большую сумму - АКЗС по предложению главы администрации (ст.12-13). Отдельная норма этого закона подтверждает возможность приобретения имущества из частных рук в краевую собственность в счет погашения долгов собственников перед краевым бюджетом (ст.5-6).

В данный период АКЗС проводило работу и по регламентации деятельности мировых судей в крае. В частности, в конце февраля оно выступило с законодательной инициативой в ГосДуму по принятию федерального закона "Об определении общего числа мировых судей и количества судебных участков в Алтайском крае", в котором территорию края предполагается разделить на 172 участка по принципу один мировой судья на 15 тысяч жителей. По мнению заместителя председателя АКЗС Бориса Ларина, систему мировых судей планируется вводить в крае постепенно, сначала - в местах, где в настоящее время обычные суды наиболее перегружены, а затем, в течение 2-3 лет, по всему краю в целом.2 В апреле депутаты АКЗС обсудили законопроект "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае". Согласно нему, мировые судьи в крае будут назначаться АКЗС по представлению председателя Алтайского краевого суда и после согласования с соответствующим представительным органом МСУ. Помимо этой формы выдвигалось и предложение о всенародном избрании мировых судей, однако депутаты сочли, что в этом случае они будут зависимы от своих избирателей.3

28 апреля комитет АКЗС по правовой политике и местному самоуправлению рассмотрел представление краевой прокуратуры о приостановке действия на территории Алтайского края суда присяжных. С точки зрения прокуратуры, присяжные выносят слишком много оправдательных приговоров, низка их правовая культура и пр. Между тем, по мнению председателя краевого суда Виктора Пашкова, низким качеством отличаются направляемые в суд материалы предварительного следствия, непосредственная работа прокурора в судебном процессе, что и приводит к оправданию подсудимых. Законодатели приняли решение об обращении в Госдуму с предложением о скорейшем распространении суда присяжных на всю Россию либо приостановке до этого момента его работы в крае.

В данный период в Алтайском крае активно обсуждалось предложение тогдашнего премьер-министра Евгения Примакова о предпочтительности непрямых выборов глав исполнительной власти. На Алтае эта идея, похоже, начала постепенно претворяться в жизнь применительно к местному самоуправлению. Это нашло свое отражение и в проекте Избирательного кодекса Алтайского края, который в марте был принят АКЗС в первом чтении. Вообще, в данный период АКЗС на базе своего учебно-консультационного центра развернуло достаточно активную работу с органами МСУ - так, был подготовлен модельный устав для муниципальных образований, в ряде районов края были организованы выездные совещания АКЗС по проблемам МСУ. Итогом же всей этой деятельности стало проведение в Барнауле 13 апреля большого общекраевого совещания по вопросам МСУ, одной из целей которого стало как раз сравнение и обсуждение различных вариантов утверждения глав исполнительных органов МСУ (прямые выборы, выборы депутатами из их состава, назначение депутатами по контракту). Как отметил в связи с этим председатель АКЗС Александр Назарчук, с его точки зрения, он рекомендовал бы органам МСУ закрепить в своих уставах вариант избрания главы исполнительной ветви из числа депутатов с предварительным согласованием этой кандидатуры в краевых органах. Это, по его мнению, сделало бы более эффективным взаимодействие органов МСУ с представителями государственной власти региона ("Раз уж власть в крае разорвана на государственную и МСУ, необходимо искать состыковку").4

Этим же целям посвящен и вступивший в силу в марте закон Алтайского края "Об ответственности органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ перед государством" (No 11-ЗС от 09.03.99), детализирующий соответствующую статью федерального закона "Об основных принципах организации МСУ в РФ". Согласно ч.1 ст.3 краевого закона эта ответственность наступает в случае нарушения органом или выборным должностным лицом МСУ Конституции России, федеральных законов, Устава Алтайского края, краевых законов или устава соответствующего муниципального образования. Основанием для возбуждения процедуры прекращения полномочий органов и должностных лиц МСУ является установленный судом факт нарушения ими данных нормативных актов (ст.5). По ст.4 закона органом государственной власти, уполномоченным в этом случае прекращать полномочия органов и должностных лиц МСУ является АКЗС. Право инициировать процедуру прекращения в случае установленного судом нарушения принадлежит председателю АКЗС, депутату АКЗС от соответствующего округа, главе администрации края, прокурору края, а относительно органов и должностных лиц внутрирайонных (внутригородских) муниципальных образований - также и представительному органу МСУ данного района (города). Относительно выборного должностного лица МСУ эта процедура может быть инициирована также и представительным органом данного МСУ (ст.6-7). Сессия АКЗС, рассмотрев этот вопрос, обращается согласно закону с запросом в Алтайский краевой суд о подтверждении факта нарушения Конституции (закона, устава). Если краевой суд дает такое заключение, то АКЗС прекращает полномочия данного органа или выборного должностного лица МСУ и одновременно назначает его новые выборы, которые в этом случае должны финансироваться из краевого бюджета (ст.10-12).

Кроме того, депутатами АКЗС обсуждается и проект закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Алтайском крае". Важность последнего документа, по словам заместителя председателя АКЗС Бориса Ларина, объясняется тем обстоятельством, что примерно в половине из семисот малых муниципальных образований края (сельсоветы и т.п.) уставы еще не приняты, и, соответственно, не закреплены полномочия органов МСУ в данных населенных пунктах, не определена их ответственность перед населением и пр. Введение же нового закона позволит ускорить процесс принятия местных уставов, что необходимо сделать и ввиду того, что на федеральном уровне началась работа по созданию единого реестра муниципальных образований, одним из атрибутов, которых, естественно, должен быть зарегистрированный устав.5

С другой стороны, в апреле депутаты одобрили поправки к краевому закону о статусе депутата представительного органа МСУ, по которым тот не мог привлекаться к юридической ответственности за высказанное мнение, позицию при голосовании и пр., в т.ч. и по истечении срока своих полномочий, если при этом со стороны депутата не были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством России.

Кроме того, в данный период были приняты и вступили в силу следующие законы Алтайского края: "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния"; "О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае" (No 16-ЗС от 10.04.99 - устанавливающий право на бесплатное получение жилья, за исключением особых случаев, только для людей, обеспеченных жилой площадью на одного члена семьи не более 7,5 кв.м.); "Об органах опеки и попечительства" (No 5-ЗС от 10.02.99 - этот закон в соответствии с Гражданским Кодексом РФ определял, что органами опеки и попечительства в Алтайском крае являются органы МСУ, ст.5 закона устанавливала круг законотворческих и координаторских полномочий органов государственной власти края в этой сфере); "О плате за пользование водными объектами на территории Алтайского края" (No 6-ЗС от 10.02.99 - устанавливались конкретные ставки этой платы на основании соответствующего федерального закона) и др.

В начале 1999 г. было опубликовано специальное постановление АКЗС "Об обращении писателей России и Алтайского края в Государственную Думу ФС РФ о принятии мер по защите русского языка и русской культуры" (No 443 от 30.12.98). Алтайские законодатели поддержали это обращение 155 литераторов во главе с В.Распутиным, В.Беловым, М.Алексеевым, Д.Балашовым, П.Проскуриным и другими. В писательском обращении, в частности, указывалось: "русский народ.. ждет законов, утверждающих права русской нации", депутаты призывались принять закон о защите русского языка, и о создании в РФ русской национальной школы (поскольку во всех республиках бывшего СССР доминируют национальные школы титульной нации (украинская - на Украине и т.п.), в России же, по мнению авторов обращения, все попытки ввести русскую национальную школу пресекались властями). Кроме того, писатели (а с ними и АКЗС) призывали депутатов ГосДумы принять закон о запрете русофобии, "как наиболее массовом и широком распространении скрытого расизма у нас в стране". В марте было опубликовано еще одно постановление АКЗС (No 62 от 01.03.99) - о поддержке обращения краевых ветеранов Великой Отечественной войны к властям Санкт-Петербурга об обратном переименовании этого города в Ленинград. В конце марта АКЗС приняло заявление с резким осуждением военной операции НАТО в Югославии, в апреле - поддержало инициативу о создании Союза России, Белоруссии и Югославии. В конце апреля АКЗС официально поддержало инициативу депутатов ГосДумы по отрешению от должности Президента Ельцина.

31 марта было опубликовано совместное заявление администрации края и АКЗС, в котором указывалось, что в июне 1999 г. истекает срок полномочий краевой избирательной комиссии. Согласно ч.1 ст.23 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" формирование нового состава комиссии (половину ее членов назначает глава администрации, половину - АКЗС) будет производиться на основании предложений избирательных объединений и блоков, общественных объединений, выборных органов МСУ и действующего состава избиркома. Поэтому администрация края и АКЗС приглашали все заинтересованные организации вносить свои предложения по кадровому составу новой комиссии.

Политические заявления руководителей края

Руководители Алтайского края в течение данного периода неоднократно делали заявления в поддержку правительства Евгения Примакова, его возможной кандидатуры на президентских выборах, его налоговой политики, а также предложенных им мер по восстановлению единой исполнительной вертикали в стране. При этом алтайскими политиками было поддержано и предложение Е.Примакова о предпочтительности непрямых выборов глав исполнительной власти. О своем одобрении этого заявляли и глава администрации края Александр Суриков, и председатель АКЗС Александр Назарчук, и другие руководители исполнительной и законодательной власти края. Александр Суриков также выступил за то, чтобы вопрос об отставке глав исполнительной власти регионов мог бы инициироваться правительством России перед соответствующими законодательными собраниями.6 Одним из наиболее радикальных стало февральское заявление одного из лидеров краевых коммунистов, депутата АКЗС Михаила Заполева, который назвал правительство Е.Примакова как "правительство переходного периода.. от несостоявшегося капитализма к совершенному социализму".7

В то же время ряд краевых руководителей КПРФ выступил с серьезной критикой действий мэра Москвы Юрия Лужкова. В частности, заместитель председателя АКЗС Владимир Петренко заявил, что "Лужков - тот же Чубайс, только действует иными, более завуалированными методами". Также он отметил, что Ю.Лужков "сумел превратить Москву в гигантский насос по выкачиванию средств из всей России".8

Весьма показательно также и то обстоятельство, что ряд известных в крае депутатов АКЗС, резко оппозиционных федеральной власти (А.Шведунов, В.Рахманов), в своих выступлениях и интервью в данный период открыто призывал к введению прямого государственного контроля за ценообразованием, к запрету обращения доллара в России, к фиксации его курса и к введению госмонополии на валютные операции.9

Отставка Е.Примакова 12 мая вызвала негативную реакцию большинства руководителей края. Александр Суриков назвал ее "самой трагической ошибкой Президента России в нынешнем периоде истории". По его мнению, как только ситуация в обществе и экономике начала стабилизироваться, тут же последовала смена правительства. Теперь же организационные вопросы, связанные с формированием нового правительства отвлекут его внимание от насущных проблем. Краевой комитет НПСР распространил 13 мая заявление "Опасность для России исходит от президента", где содержится призыв к исполнительным и законодательным органам власти и МСУ, ко всем общественным организациям активно включиться в акции протеста против произвола президентской власти, сделать все от них зависящее, чтобы удержать политический процесс в рамках Конституции и законодательства. А один из лидеров алтайской организации КПРФ Владимир Петренко оценил отставку Е.Примакова как "вредительство государству и народу". С другой стороны, полномочный представитель Президента в Алтайском крае Владимир Райфикешт одобрил отставку Е.Примакова, поскольку решение Президента экономически обоснованно, т.к. какой-либо стабилизации, тем более экономического роста при Е. Примакове не произошло. 010

Предвыборная деятельность политических партий

13 марта состоялся пленум Алтайского краевого комитета КПРФ. На нем были проведены выборы кандидатов от края в общероссийский список КПРФ на думские выборы. В результате тайного голосования из 8 претендентов были отобраны пятеро: секретарь Бийского горкома КПРФ, депутат АКЗС, начальник отдела Бийского котельного завода Георгий Булахов, секретарь Алтайского коммунистического союза молодежи Андрей Демидов, депутат Госдумы Виктор Панин, директор госплемзавода "Чарышское" Валерий Поспелов и депутат Госдумы, лидер краевых коммунистов Виталий Сафронов.

В начале марта состоялась V отчетно-выборная конференция краевого отделения АПР. Делегаты приняли решение о смене председателя правления отделения. Вместо депутата ГосДумы Владимира Вернигоры на этот пост был избран председатель АКЗС, член Совета Федерации Александр Назарчук. В ходе конференции В.Вернигора заявил, что АПР, хотя и находится в оппозиции к существующему режиму, но тем не менее в интересах крестьян готова к сотрудничеству с органами власти. Кроме того, как отметил Владимир Вернигора, часть членов краевой организации АПР не удовлетворена тем, как прошлым летом прошло выдвижение единых кандидатов от НПСР по одномандатным округам на выборы в ГосДуму. Как известно, в трех из четырех округов были выдвинуты кандидаты КПРФ (Барнаульский округ - депутат ГосДумы Нина Данилова, Бийский - депутат ГосДумы Зоя Воронцова, Рубцовский - депутат АКЗС Михаил Заполев), и только один округ - Славгородский был отдан АПР (кандидатом тогда был утвержден глава Благовещенского района, депутат АКЗС Геннадий Шинкевич). На выборах же 1995 г. краевые округа КПРФ и АПР поделили поровну. Поэтому В.Вернигора заявил, что "Решение августовской (1998 г.) конференции НПСР об округах - не догма". Более того, как сказал на конференции заместитель председателя правления краевой организации АПР, председатель краевого "Агропромсоюза" Сергей Серов, АПР в целом создавалась отнюдь не ради того, чтобы поддерживать коммунистов. При всем этом в Рубцовском округе партия при определенном раскладе сил будет готова поддержать и действующего депутата ГосДумы от этого округа Николая Герасименко (председатель думского комитета по здравоохранению, группа "Российские регионы"). Присутствовавший на данной конференции лидер АПР Михаил Лапшин (депутат ГосДумы от соседней Республики Алтай) заявил, что в Москве даже шли разговоры о включении Николая Герасименко в партийный список АПР.011

Сам Н.Герасименко прокомментировал в конце февраля характер своих отношений с лужковским движением "Отечество". Как известно, он присутствовал на учредительном съезде движения "Отечество" в декабре 1998 г., а в январе 1999 г., как и М.Лапшин, сопровождал Юрия Лужкова в ходе визита последнего в Алтайский край. Однако, как заявил Н.Герасименко, все это не означает, что он будет баллотироваться в Думу от движения "Отечество". По его словам, он вновь намерен выставить свою кандидатуру по Рубцовскому округу как независимый кандидат. При этом Н.Герасименко не стал отрицать того, что он готов помогать Ю.Лужкову в организации президентской кампании последнего.012 16 апреля прошла краевая конференция "Отечества", гостями которой были глава администрации края Александр Суриков и мэр Барнаула Владимир Баварин.

Алтайская краевая организация ЛДПР заявила в марте, что определилась со своими кандидатами в ГосДуму по трем из четырех округов. По Барнаульскому округу партия планирует выставить лидера краевой организации Геннадия Иванова, по Бийскому - руководителя Бийской городской организации ЛДПР Евгения Логачева, по Рубцовскому - московского "варяга" Виктора Вишнякова, который был избран в 1995 г. депутатом ГосДумы от алтайского регионального списка ЛДПР. По всей видимости, именно В.Вишняков возглавит краевой список ЛДПР и на этих выборах.

20 февраля в Барнауле прошла отчетно-выборная конференция краевых организаций лебедевских движения "Честь и Родина" и РНРП. Согласно принятым решениям из членов партии исключены известные ранее лидеры алтайских "лебедевцев", долгое время являвшихся не только их "публичным лицом", но и финансовыми донорами: руководитель агроконцерна "Каскад" Владимир Попов, директор ООО "Барс" Юрий Калинин и бывший директор ОАО "Завод синтетического волокна" и до декабря 1998 г. лидер краевого отделения лебедевцев Александр Терновой. Проведенная партийная чистка свидетельствует о расколе в рядах алтайских сторонников Лебедя. Любопытно, что конференция поддержала в качестве кандидата в депутаты Госдумы на предстоящих выборах по Барнаульскому избирательному округу известного в краевом центре предпринимателя Игоря Зимина. Уже позже - 23 февраля на состоявшемся заседании Алтайской краевой организации движения "Честь и Родина" и.о. председателя вместо В.Попова был избран подполковник авиации в отставке Георгий Олезов.

5 февраля лидер краевой организации ДВР Константин Емешин сообщил, что решение о выдвижении его кандидатуры на грядущие выборы депутата Государственной Думы по Барнаульскому одномандатному округу было принято его партией. Как известно, кандидатура К.Емешина по Барнаульскому округу была уже утверждена краевой организацией партии летом 1998 г., когда она обнародовала список своих кандидатов по одномандатным округам на думские выборы 1999 г. Однако последовавшее в августе 1998 г. возвращение в Алтайский край из Москвы члена политсовета ДВР и депутата ГосДумы первого созыва именно от Барнаульского округа Алексея Сарычева (работавшего до этого начальником управления организационного обеспечения судебной деятельности и исполнительных производств в министерстве юстиции России) привело к конкуренции между двумя правоцентристскими лидерами за место кандидата в ГосДуму. Поэтому и сейчас К.Емешин отметил, что краевая организация ДВР, несмотря на официальное выдвижение его кандидатуры, подчинится окончательному решению по этому вопросу, которое должно быть принято коалицией "Правое дело" в целом.К.Емешин также сообщил, что по Бийскому округу "Правое дело", вероятно, не станет выдвигать своего кандидата, а будет поддерживать кандидатуру депутата АКЗС, лидера "Яблока" на Алтае Валерия Останина.

31 марта в Барнауле прошла конференция краевой организации коалиции "Правое дело". Председателем краевого совета был избран А.Сарычев, его заместителем - лидер алтайского отделения движения "Вперед, Россия!", бывший заместитель управляющего Свободной экономической зоны "Алтай" Сергей Иванцов, а ответственным организатором Совета - К.Емешин. В состав Совета также вошел лидер движения "Наш край - Алтай", бывший заместитель главы администрации края и председатель краевого комитета по управлению госимуществом Сергей Потапов. На конференции было принято решение пока не избирать лидера алтайского отделения "Правого дела". Коалиция обратилась ко всем некоммунистическим партиям края провести консультации по согласованию кандидатур по одномандатным округам на выборах в Думу.

Концепция политической реформы Владимира Рыжкова

В ходе своего визита в Барнаул в феврале 1999 г. лидер фракции НДР в ГосДуме, уроженец Алтайского края Владимир Рыжков подробно изложил свою концепцию реорганизации политической системы России, основанную на том, чтобы правительство в стране формировалась бы думским большинством, которое в свою очередь несло бы прямую ответственность за его работу. По мнению В.Рыжкова, эти изменения необходимо ввести сейчас, до новых думских и президентских выборов, поскольку "выборы не должны подтвердить нынешний хаос, они должны дать новую модель российской государственности". Для реализации этих изменений, как считает В.Рыжков, нет нужды вносить поправки в Конституцию. Достаточно, чтобы Президент России перед выборами в Думу официально сказал бы гражданам, что новое правительство будет сформировано им по итогам этих выборов, и избранное населением парламентское большинство станет ответственным за его повседневную деятельность. В таком случае и избиратели, по мнению В.Рыжкова, станут более ответственно подходить к своему выбору.013

Визит в Алтайский край Владимира Жириновского

15 февраля Алтайский край посетил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. По словам В.Жириновского, он не очень доволен деятельностью своей партии в крае, ее малой численностью. Лидер ЛДПР пообещал увеличить объемы денежного финансирования алтайской организации, дабы привлечь в свои ряды больше единомышленников. Выступая перед журналистами, В.Жириновский назвал правительство Евгения Примакова "неоандроповским режимом". Положительно оценил лидер ЛДПР действия губернатора Алтайского края Александра Сурикова, с которым он встретился. По его словам, алтайский губернатор трезво оценивает непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в стране. "Суриков - человек, который мало говорит, но много делает", - сказал В.Жириновский.

Также во время своего визита В.Жириновский крайне негативно отозвался о движение "Русское национальное единство". "Свастика, черные сапоги, восхваление Гитлера - это не для России. Мы и так потеряли 30 миллионов в этой последней войне", - заявил лидер ЛДПР.014

Выступления губернатора и Владимира Рыжкова на собрании алтайского землячества в Москве

30 марта 1999 г. состоялось второе общее собрание землячества Алтайского края в Москве (существует с конца 1997 г.), в которое входит около 500 человек. С приветственными речами на собрании выступили А.Суриков и В.Рыжков. Особый интерес их выступлениям придало то обстоятельство, что заседание землячества прошло через несколько часов после оглашения послания Президента России Федеральному собранию. Поэтому свою оценку речи Президента дали оба выступавших. Александр Суриков назвал сомнительными те пассажи из выступления Президента, в которых тот говорил об ответственности Федерального собрания за то, что оно в июле 1998 г. не приняло программу С.Кириенко, и о недореформированности нашей экономики. По поводу последней фразы губернатор отметил: "Что бы от нас осталось, если бы все это довели до конца". Также глава администрации края затронул скандал вокруг Юрия Скуратова и подчеркнул, что моральные прегрешения прокурора не идут ни в какое сравнение с тем объемом коррупции в президентском окружении, которое начал раскрывать генеральный прокурор. Другой причиной "наезда" на Ю.Скуратова Александр Суриков назвал то, что прокурор "приблизился к виновникам кризиса 1998 г.". Касаясь ситуации в Алтайском крае, Александр Суриков подчеркнул, что важнейшим стабилизующим фактором в крае сейчас является то, что администрация работает в тесном контакте с краевыми законодателями, чего не было в крае раньше при прежних руководителях исполнительной власти и что вообще редко встретишь по стране. Владимир Рыжков в своем выступлении также достаточно критично отозвался о послании Президента, сказав, что если раньше в докладах генерального секретаря на съезде партии половина доклада был серьезный анализ обстановки, а другая половина - стратегия на перспективу, то в настоящей речи Президента не было ни анализа, ни стратегии. Также В.Рыжков сказал, что по его мнению Борис Ельцин останется в истории как неудачник, который не использовал представившиеся шансы по реформированию и усилению России.

Заявление краевой организации НПСР о поддержке главы администрации края Александра Сурикова на следующих губернаторских выборах 2000 г.

В феврале 1999 г. состоялось заседание краевого движения "За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы человека труда, являющегося краевой организацией НПСР. На заседании члены комитета дали положительную оценку деятельности губернатора края Александра Сурикова и приняли постановление о поддержке его кандидатуры на предстоящих в 2000 г. следующих губернаторских выборах.

В то же время, как сообщил один из лидеров краевой организации КПРФ, заместитель председателя АКЗС Владимир Петренко, присутствующие на этом заседании представители КПРФ не были уполномочены голосовать по данному вопросу от имени алтайского отделения КПРФ, поскольку вопрос о поддержке Александра Сурикова на губернаторских выборах 2000 г. еще не рассматривался на бюро крайкома КПРФ. По мнению В.Петренко, присутствующие на заседании крайкома НПСР коммунисты поторопились и выступили от имени всего отделения партии, поэтому и получилась "неувязка". По словам Владимира Петренко, возможно на ближайшем заседании бюро крайкома КПРФ будет рассмотрен вопрос о поддержке Сурикова и возможно он будет решен "положительно".015

Довыборы депутата АКЗС

14 февраля 1999 г. состоялись повторные довыборы депутата АКЗС по избирательному округу No 44 (город Заринск). Место депутата от этого округа стало вакантным летом 1998 г. в связи с назначением тогдашнего депутата Александра Жукова начальником управления судебного департамента при Алтайском краевом суде. 15 ноября 1998 г. прошедшие довыборы по этому округу были признаны несостоявшимися из-за низкой явки избирателей, не превысившей необходимый уровень в 25%. Поэтому 14 февраля состоялось повторное голосование. На этот раз явка избирателей составила 37,1%. Всего в округе баллотировались три кандидата: управляющий местным отделением Сбербанка Александр Часовских (независимый), замдиректора сельскохозяйственного ТОО "Сорокинское" Виктор Клецкин (кандидат от краевого движения "За подлинное народовластие, гражданский мир и интересы человека труда") и эксперт правозащитной организации "Бастион" Александр Стриха (один из лидеров "Яблока" в крае). Депутатом был избран Александр Часовских, набравший 35,3% голосов.В.Клецкин и А.Стриха получили 31,6 и 21,1 процентов голосов соответственно.

Международные и межрегиональные связи края

В ходе визита в Москву в феврале китайского премьера Чжу Жуцзи были подписаны четыре соглашения о сотрудничестве между приграничными регионами России и Китая. В их числе было заключено и соглашение о сотрудничестве между Алтайским краем и Синцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) Китая. В начале апреля делегация края во главе с губернатором Александром Суриковым находилась с визитом в СУАР, в ходе которых был заключен ряд соглашений о поставках на предприятия края китайского хлопка в обмен на алтайский лес, о закупке в Китае оборудования по производству бумаги для бийского завода "Полиэкс" и пр.

23 февраля Алтай посетила делегация российского представительства Комиссии ЕС во главе с его руководителем Оттокаром Ханом. Как сообщил О.Хан журналистам, на его встрече с руководством края были обсуждены вопросы экономического, торгового и культурного сотрудничества. В частности, Оттокар Хан отметил, что комиссия Евросоюза рекомендовала администрации края создать в крае инновационный центр, деятельность которого будет поддерживаться ЕС.

Также в данный период были открыты два зарубежных торгово-экономических представительства Алтайского края - одно в Белоруссии, а другое - в Германии, в земле Нижняя Саксония. Что касается межрегионального сотрудничества, то 27 апреля 1999 г. в Барнауле было подписано рамочное соглашение между Алтайским краем и Ямало-Ненецким АО, предусматривающее поставки на Алтай газа в обмен на продовольствие, а также программу лечения ямальских газовиков на горных курортах Алтая.

Важно отметить, что в этой сфере в данный период произошли и кадровые изменения. В середине марта директор департамента внешнеэкономической деятельности (ВЭД) администрации края Владимир Сукач был освобожден губернатором от занимаемой должности. Новым директором департамента ВЭД был назначен Александр Жилин, работавший до этого заместителем В.Сукача, курировавшим связи края со странами АТР.

Характеризуя в целом развитие ситуации в Алтайском крае в феврале-мае 1999 г., в первую очередь надо отметить усиление влияния АКЗС, которое с принятием новых законов получило право решать вопрос о прекращении полномочий органов и выборных должностных лиц МСУ, о назначении мировых судей, о крупных сделках по приобретению частных предприятий в краевую собственность. Другой тенденцией этих месяцев стало укрепление связей между органами власти края с местным самоуправлением на местах. В политической жизни главным событием стала активизация партстроительства и выдвижения партийных кандидатов в преддверии приближающихся думских выборов. Именно они и будут оказывать решающее влияние на жизнь края летом этого года.

 



1 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 03 февраля.
2 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 13 февраля.
3 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 01 мая.
4 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 13 апреля.
5 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 16 марта.
6 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 05 марта.
7 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 23 февраля.
8 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 27 февраля.
9 Алтайская правда. Барнаул. 1999. 02 февраля, 24 февраля.
10 Информационное агентство "Банкфакс". Барнаул. 1999. 17 мая.
11 Свободный курс. Барнаул, 1999. 4 марта.
12 Свободный курс. Барнаул, 1999. 25 февраля.
13 Свободный курс. Барнаул, 1999. 18 февраля.
14 Информационное агентство "Банкфакс". Барнаул, 1999. 22 февраля; Свободный курс. Барнаул, 1999. 18 февраля; Пресс-релиз администрации Алтайского края. Барнаул, 1999. 15 февраля.
15 Информационное агентство "Банкфакс". - Барнаул, 1999. - 01 марта.

 


 

Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.