АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 

   




СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ И МИР: АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИМИДЖ РОССИИ В XXI ВЕКЕ)

Секция 3. Роль регионов (в частности, Алтайского края и Республики Алтай) в формировании международного имиджа России

К.Ю. Кирюшин, Ю.В. Кирюшина
Работы АлтГУ по созданию археологического парка «Перекресток миров»
как элемент создания международного имиджа Алтайского края

В мировой практике археологическое наследие используется чрезвычайно широко в различных сферах жизни общества. В таких странах, как Греция, Италия и Египет, богатых памятниками мировой истории и культуры, археологические объекты являются символом, своеобразной визитной карточкой для туристов. В мае 2005 г. между руководством туркомплекса «Бирюзовая Катунь» и АлтГУ был заключён договор о сотрудничестве, по которому АлтГУ проводит работы по интеграции объектов археологического наследия туркомплекса в сферу туризма, в рамках которого в 2005–2006 гг. проводятся работы по созданию археологического парка «Перекрёсток миров».

В 2005–2006 гг. на территории туркомплекса раскопаны одиночные курганы и поминальные оградки тюркского времени [1]. Интересные находки сделаны при исследовании поминальной оградки «Бирюзовая Катунь-3», рядом с которой найдено каменное изваяние, на котором изображен человек. Изваяние выполнено на стеле, грани которой обработаны по периметру. Чётко очерчен овал лица, глаза, рот, головной убор и левая рука, в которой находится сосуд. До сих пор на территории Алтайского края было найдено только одно каменное изваяние тюркского времени на Гилёвском водохранилище. Все раскопанные курганы и поминальные оградки, перенесены на новое место, реконструированы около Большой Тавдинской пещеры и включены в программу посещения туристов. В 2006 г. археологические исследования не ограничивались территорией туристического комплекса. Проводились археологические исследования на р. Усть-Убе. В ходе работ впервые в крае были документально зафиксированы рунические надписи VIII-XII вв.н. э. До этого на территории Алтайского края не было достоверно установлено местонахождение ни одного наскального рисунка и ни одной рунической надписи.

В июле 2005 г. под руководством В.П. Семибратова начались раскопки в гроте Тавдинском, в ходе которых выявлены слои скифского времени и финального неолита – раннего энеолита. В процессе работ возникло предположение что, мы имеем дело не с обычным поселением, а с культовым местом, в пользу этого свидетельствует находка изделия, выполненного из рога крупного самца косули. Скорее всего, резная часть рога в виде трех выступов является антропоморфным изображением возможно являющегося частью навершия шаманского посоха. Не менее интересные находки были сделаны при исследовании комплекса финального неолита – раннего энеолита. Каменные артефакты, найденные в гроте пока немногочисленны (вскрытая площадь слоя 8 кв.м.), но достаточно выразительны. Неожиданными оказались находки 29 перламутровых подвесок, которые нашивались на одежду. Как правило, такие артефакты характерны для погребальных комплексов.

В июле-сентябре 2005 г. построен павильон около Большой Тавдинской пещеры, в котором летом 2006 г. реконструировано погребение тюркского времени, и начались работы по созданию экспозиции по древней истории и культуре Горного Алтая. Для детей и взрослых изготовлены копии защитных доспехов тюркского и монгольского времени и национальная одежда теленгитов и телеутов, в которых желающие могли сфотографироваться. Организован тир, где отдыхающие могли попрактиковаться в стрельбе из лука. О востребованности, растущей популярности и перспективах развития данного проекта говорит статистика: летом 2005 г. на экскурсиях побывало около 4000 человек, в 2006 г. – около 6000. В июле 2006 г. под руководством П.В. Волкова на территории археологического парка «Перекресток миров» начались работы по созданию экспериментального полигона «25 шагов в каменный век». Реконструированы различные типы ловушек, применявшиеся народами Сибири с древнейших времён вплоть до настоящего времени (слопец, медвежья лапа и др.), костров (юрлык, вертикальная и горизонтальная нодья или нодия, экранный костёр), ткацкие станки, сверлильные станки. Начаты работы по реконструкции жилища каменного века. Работы по созданию экспериментального полигона будут продолжены. Возможности для развития экспериментального направления по сути дела бесконечны и если будет хотя бы минимальная поддержка районных, региональных или федеральных органов власти полигон можно постепенно расширять вплоть до русской деревни.

По результатам работ 2005–2006 гг. можно уверенно говорить, что изученные памятники туркомплекса принадлежат как минимум трём историческим периодам: 1) неолит-энеолит; 2) скифская эпоха; 3) тюркская эпоха. Памятники оставлены населением, отличающимся по антропологическому типу, языку, культуре, уровню развития и т. д. В археологической литературе Алтай рассматривается как регион лежащий на стыке различных историко-культурных и климатических зон Китая, Монголии, Казахстана, Хакассии, Тувы, Западной Сибири. Долина р. Катунь традиционно считается связующим звеном, своего рода «коридором», по которому осуществлялось продвижение элементов материальной и духовной культуры, а также носителей этих традиций.

Позиционирование комплекса как «Перекрёстка миров», на котором происходили контакты между различными группами населения Центральной Азии от эпохи камня до этнографического времени, не противоречит современным представлениям об этнокультурных контактах на Нижней и Средней Катуни в древности и средневековье, и позволяет нам при создании парка привлекать широкий круг аналогий с сопредельных территорий. Само понятие «перекресток» является символичным для данного проекта. Перекресток – это место выбора пути и – шире – участи, судьбы. Это момент встречи времени и пространства, олицетворение противоположностей – активного, пассивного и нейтрального. Кроме того, перекресток определяется как переход из одного пространства в иное, граница нашего мира и потустороннего. Археологическая символика находит свое развитие в создании эмблемы парка и сувенирной продукции. В настоящее время разработан вариант эмблемы археологического парка «Перекрёсток миров» [2]. Центральное место в композиции занимает роговое изделие с антропоморфным изображением, найденное при раскопках Тавдинского грота. Вся композиция построена на контрасте черного и белого цветов. Это важнейшие символическое противопоставление, стоящее в одном ряду с такими универсальными мифопоэтическими оппозициями, как «верх – низ», «левый – правый», «свет – тьма», «рай – ад». В данном проекте реализованы две идеи: 1) представление о перекрёстке как символе перехода в иное измерение; границе между прошлым, настоящим и будущим, и между мирами (подземным, земным и небесным); 2) восприятие археологического памятника как «чёрного ящика», содержимое которого остаётся неизвестным до момента раскрытия (раскопок).

Народы, оставившие объекты археологического наследия на территории «Бирюзовой Катуни» внесли свой вклад в формирование (этногенез) современных народов Российской Федерации. История скифов и тюрок – это не только история народов России, но и часть мировой истории и культуры. В ходе знакомства на экспериментальном полигоне с материальной культурой народов Сибири формируется уважительное отношение к традиционной культуре современных народов РФ, что является главным условием для развития толерантных отношений между представителями различных национальностей.

В ходе работ по созданию археологического парка «Перекрёсток миров» реализуются и могут развиваться проекты различной направленности: образовательные, воспитательные, творческие и т. д. К сожалению, в настоящее время наш проект не получил никакой поддержки от краевых властей. Поэтому реализация некоторых проектов остаётся невозможной. Вместе со скульпторами Барнаула, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы возникла идея проведения на территории парка международного фестиваля каменной скульптуры «Эпохи застывшие в каменном календаре». Начиная со II в. до н.э. и вплоть до начала XX в. население Алтая использовало календарь двенадцатилетнего цикла (восточный календарь), который до сих пор используется в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Планировалось участие в фестивале 12 художников, каждый из которых выполняет фигуру одного из животных, входящих в пантеон календаря, используя в качестве прообраза для скульптуры археологической находки с территории Алтая или с сопредельных регионов. Созданные скульптуры планировалось использовать как объект для демонстрации туристам различий в восприятии понятия о времени у народов Европы и Азии. Проект рассчитан на интеграцию работ научного сообщества, творческой интеллигенции, представителей бизнеса и органов власти в области сохранения, популяризации и использования в сфере туризма археологического наследия Алтая.

В сегменте рынка туристических услуг историко-культурное наследие региона до сих пор недостаточно используется. В основном туроператоры и туристические фирмы эксплуатируют природные ресурсы Алтайского края. Реализация подобных проектов способствует формированию имиджа Алтайского края как региона с богатым историко-культурным наследием, но похоже, что существующее положение вещей вполне устраивает органы исполнительной власти, занимающиеся развитием туризма на Алтае и они не склонны поддерживать инициативные проекты подобной направленности.

Литература

  1. Кирюшин К.Ю., Силантьева М. М., Семибратов В.П., Терёхина Т.А. Палеоботанические данные по материалам исследований кургана Бирюзовая Катунь-1 // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск XV. Барнаул, 2006. С.211–217.
  2. Кирюшин К.Ю., Кирюшина Ю.В. Работы АлтГУ по созданию археологического парка «Перекрёсток миров» на территории туркомплекса «Бирюзовая Катунь» (проблема позиционирования) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Выпуск XV. Барнаул, 2006. С.230.

PDFПрезентация проекта в формате PDF (5177 kB)

 

 


© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.