Чуваткин Д.Н. Военная доктрина как способ информационного воздействия (семиотический подход)

Данные об авторе. Чуваткин Дмитрий Николаевич, кандидат политических наук, капитан, Пермский военный институт ВВ МВД России. Круг научных интересов – военная политика, тактика служебно-боевого применения ВВ МВД России.

Аннотация. В докладе рассматривается военная доктрина как коммуникативный процесс, при котором государство и его институты осуществляют постоянное регулятивное воздействие с помощью неких символов и знаков, призванных вызвать соответствующую им ответную реакцию адресата.

Военная доктрина как способ информационного воздействия (семиотический подход)

Всякая политическая власть может быть рассмотрена как коммуникативное взаимодействие субъектов политики, при котором воздействие субъекта власти на объект осуществляется посредством использования неких символов и знаков, призванных вызвать определенную адекватную реакцию объекта воздействия. При этом всякое взаимодействие в политической сфере основано на том, что субъекты политики вкладывают в ключевые категории одинаковое содержание. Данные категории и являются средством структурирования социальной реальности. Сложившаяся система номинации в военно-политическом дискурсе функционирует по законам семиотически упорядоченной совокупности текстов и сообщений и в таком виде распространяет себя на социальное пространство.

Адресантами военной политики выступают высшие органы законодательной и исполнительной власти, органы военного руководства данного государства, военно-политические союзы. Адресатами военной политики являются все области жизнедеятельности общества, которые формируют военный потенциал, военную мощь государства – экономика, наука и техника, социально-политические отношения и социальные структуры, общественное сознание.

В семиотической структуре военной политики можно выделить ряд относительно самостоятельных элементов (совокупность идей и принципов). Идейный стержень военной политики – военная доктрина государства. Она вырабатывается высшими органами политического и военного руководства. Это один из самых сложных и ответственных элементов военной политики. Здесь начинается область военно-политического искусства, умение формировать стратегию и тактику, проводить их в соответствие друг с другом.

Как система взглядов на войну и военное строительство военная доктрина представляет собой совокупность идей, идеальных образований в виде теоретических установок, концепций, оценок, прогнозов, отражающих закономерности функционирования общества, государства, политики, войны, вооруженной борьбы, армии, военного строительства. «Идейная» часть военной доктрины соединяет в себе разнородные идеальные образования – идеи, знания, концептуальные и прогностические положения, установки и оценки. Решающее воздействие на формирование военной доктрины оказывает политика, определяющая главное, – для каких целей, в каком направлении и в каких масштабах должны развиваться вооруженные силы. Иными словами, в военной доктрине государств содержатся следующие сообщения:

во-первых, о целях и характере возможной войны;
во-вторых, о том, каким образом готовить к ней страну и ее вооруженные силы;
в-третьих, какими способами и средствами вести военные действия.

Один из базовых «смысловых» противоречий современных военных доктрин, заключается в том, что ныне полностью изменилось знаковое содержание главных аспектов военной доктрины – не какими силовыми средствами достигать поставленных целей, а как сделать невозможным использование таких насильственных средств; не какие цели преследует война, а каких целей не могут достигнуть война и применение военной силы; не каким образом вести подготовку государств и вооруженных сил к войне, а каким образом вести подготовку для того, чтобы не допустить такую войну; наконец, не какие средства и способы разрабатывать для успешного ведения военных действий, а какие средства попытаться сократить или исключить из арсенала государств. Иными словами, произошло изменение в тексте сообщения военной доктрины, целью которого стало как бы отрицание самой себя. Практически все военные доктрины современных государств содержат послания, долженствующие убедить внешних адресатов в оборонительном характере их военной политики. Задачи, которые стоят перед вооруженными силами, в первую очередь, носят защитный характер: обеспечение безопасности в мирное время, обеспечение безопасности иностранных территорий по обеспечению дипломатических мер в оборонной области, поддержание мира и проведение гуманитарных операций (Великобритания); защита территории, воздушного пространства и прибрежных вод (Германия); обеспечение существования государства и безопасности своих граждан (Израиль) и т.д. [1, c. 18].

Однако при анализе основополагающих военно-политических установок и тенденций становится очевидным, что военные доктрины носят не только оборонительный характер, но и нацелены на широкое применение военной силы в качестве решающего внешнеполитического инструмента. Ибо в тех же текстах содержатся послания – предостережения.

Любая доктрина – это способ мышления, действия и управления процессами и отношениями в перспективном масштабе времени и пространства. Современная информационная парадигма означает, что в XXI в. результат пространственных отношений между государствами определяется, прежде всего, информационным превосходством в виртуальном пространстве. И в этом смысле разработка военной доктрины – это создание оперативной концепции, базирующейся на информационном превосходстве и позволяющей достичь роста боевой мощи государства, обеспечения выгодных стратегических позиций, глобального контроля над пространством, управления над информационными и ресурсными потоками.

Основная идея информационного воздействия – навязать потенциальному противнику программируемый (т.е. управляемый) информационный образ мира, образ мышления. Стало очевидным, что именно информационные воздействия способны изменить главный военно-политический ресурс государства – национальный менталитет, культуру и морально-волевое состояние людей. Тем самым вопрос о роли символического капитала культуры в информационном пространстве перестает быть абстрактно-теоретическим и приобретает страте¬гическое политическое значение.

Итак, для кого предназначены и что содержат тексты-предостережения, тексты-распоряжения и прочее, какие же символьные, знаковые послания делают военную доктрину современного государства оружием в информационной войне? [см.: 2, c. 48].

Военная доктрина – документ политический и общенациональный, предназначенный как «вовне», так и «вовнутрь» – для системы национальной обороны, для всего общества. Военная доктрина государства является концептуальными и идеологическими основами развития нации и ее военной организации, она определяет фундаментальные цели, основные задачи и базовые алгоритмы национального развития на ближайшую историческую перспективу. Военная доктрина готовит армию, население и экономику к победе в возможной войне. Военная доктрина является составной частью национальной стратегии. Она определяет:

• официальную точку зрения государства на существо базовых проблем войны и мира;
• стратегическую оценку обстановке в военно-политической сфере в глобальном и региональном масштабах;
• существо угроз, вызовов, опасностей военно-политической безопасности развития страны;
• позицию в отношении существующих военно-политических реалий современного мира;
• прямых и потенциальных противников, а также союзников;
• содержание ответов государства на существующие и потенциальные угрозы, вызовы и опасности его военно-политической безопасности;
• роль и место военной силы в мире, а армии – в государстве и обществе;
• концептуальные основы и базовые направления военного строительства государства;
• существо функций и собственно военных задач, решаемых военной организацией государства в мирное и военное время и в отдельности каждой силовой структурой;
• основы миротворчества и военного присутствия за рубежом;
• общие подходы к задачам, структуре, организации, функционированию и модернизации всей системы национальной обороны страны;
• общие подходы, алгоритмы развития и базовые задачи Вооруженных Сил по гарантированному обеспечению внутреннего и внешнего суверенитета;
• стратегии видов и родов Вооруженных Сил (ядерной, сдерживания, воздушной, морской, противоракетной, военно-космической, разведывательной, специальных операций, информационной и психологической войн, миротворческих операций);
• общий порядок применения военной силы во внутренней и внешней сферах;
• существо понятие «агрессия» и его конкретный смысл применительно к современным условиям;
• случаи, условия и порядок применения Вооруженных Сил, в том числе варианты и порядок применения оружия массового поражения;
• зоны ответственности Правительства, Министерства обороны, Генерального штаба, МИДа, МВД и так далее, за состояние обороны и безопасности страны;
• существо государственной идеологии воинской службы;
• общий порядок несения военной службы в государстве и систему прохождения службы офицерским составом, а также сам перечень государственных структур, служба в которых является воинской;
• существо государственных социальных гарантий, обеспечивающих престижность действительной военной службы, службы в запасе и высокий социальный статус ветерана военной службы;
• существо и общую структуру гражданского контроля над силовой сферой государства;
• общие алгоритмы подготовки страны к войне;
• существо функциональных обязанностей структур ветвей власти и государственных органов, осуществляемых в интересах обороны страны;
• основные направления информационной политики в отношении военной организации государства, ее функций, задач и направлений развития;
• основные направления развития систем вооружений и оборонно-промышленного комплекса страны, военно-технического сотрудничества, а также порядок перехода к комплектованию Вооруженных сил системами вооружений новых поколений.

Таким образом, семиотический подход позволяет представить военную политику как коммуникативный процесс, при котором государство и его институты осуществляют постоянное регулятивное воздействие с помощью неких символов и знаков, призванных вызвать соответствующую им ответную реакцию адресата – в данном случае в их качестве выступают граждане, военные, политические, промышленные группы влияния, лица, принимающие решения, а также зарубежные партнеры и оппоненты. Среди наиболее значимых аспектов военно-политической символизации выступает военная доктрина как система идей, составляющих, в рамках семиотической парадигмы, текст, коммуникацию.

Литература

1. Волков В.В. Военные доктрины // Отечественные записки. 2002. № 8.
2. Владимиров А.И. Концептуальные основы национальной стратегии России: политологический аспект. М., 2007.