Митяева Ю.А. Телеканал «Russia Today» и специфика информационного противостояния в социальных сетях и блогах

Данные об авторе. Митяева Юлия Андреевна, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета.

Аннотация. На примере российского телеканала «Russia Today» автор исследует основные каналы влияния и специфику информационного противостояния государств в сети Интернет.

Телеканал «Russia Today» и специфика информационного противостояния в социальных сетях и блогах

Довольно непросто оценить успехи отечественных СМИ в формировании позитивного имиджа России за рубежом. Государствами тратятся немалые средства на эти цели, в частности, ежегодный бюджет российского телеканала Russia Today составляет примерно 30 млн. долл. в год [1]. С развитием новых каналов коммуникации информационное противостояние все больше смещается в Интернет-пространство. При этом социальные сети и блоги становятся новым полем, где происходит борьба за информационное влияние.

Одним из наиболее влиятельных СМИ, ориентированных на формирование имиджа России за рубежом, является телеканал «Russia Today». Главным редактором телеканала является известная журналистка, в прошлом – сотрудник «кремлевского пула» Маргарита Симоньян.

Специфика информационного противостояния по сравнению, например, с информационными войнами, заключается в смещении акцента в сторону использования средств и методов так называемой «мягкой силы». Внешне это выражается в информационной экспансии противоборствующей стороны. Такая экспансия в отношении США идет в первую очередь от российского телеканала «Russia Today».

Согласно результатам исследования компании Nielsen, аудитория телеканала «Russia Today» в Нью-Йорке за 2011 год выросла в 3 раза, а в Вашингтоне – более чем на 60%. В пяти крупнейших городах США: Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Чикаго телеканал «Russia Today» обогнал другие международные информационные каналы [2].

У «Russia Today» довольно разветвленная сеть информационно-коммуникационных каналов в сети Интернет. «Russia Today» имеет основной сайт на английском языке, версию на арабском и испанском языках. Есть отдельный интернет-ресурс – ИноТВ, где можно узнать, что говорят о России, и какой показывают нашу страну зарубежные телекомпании, есть собственный канал на сервисе YouTube. Туда выкладываются наиболее интересные сюжеты, и количество просмотров уже перевалило за полмиллиарда. «Russia Today» стал первым телеканалом в истории YouTube, который достиг такой высокой отметки [1].

Телеканал активно наращивает свое присутствие и в социальных сетях и блогах. У «Russia Today» есть страницы основных подразделений в Facebook, несколько аккаунтов в популярном микроблоге Twitter. Как справедливо замечают многие западные эксперты, «Russia Today» в основном освещает события, происходящие в других странах, мало рассказывая о самой России и ее проблемах [3]. Очень смело телеканалом освещалось движение «Occupy Wall Street» («Захвати Уолл-стрит»), при этом тема массовых митингов в самой России освещается очень слабо.

Первые лица телеканала, например, главный редактор Маргарита Симоньян, активно используют популярные социальные сети и блоги: Facebook, LiveJournal и Twitter. При этом информационное противостояние государств выражается не столько в конкретных сюжетах национальных СМИ и применяемых ими методах пропаганды и контрпропаганды, сколько в умении первых лиц «держать удар» в социальных сетях и блогах.

Информационное противостояние главного редактора Маргариты Симоньян и посла США в России Майкла Макфола в социальных сетях и блогах неоднократно становилось информационным поводом для российской и американской прессы. Одним из недавних поводов стало выступление Макфола перед студентами Высшей школы экономики, когда он допустил несколько резких высказываний, в частности, рассказал о том, как представители России и США давали взятки киргизскому руководству. Очень резко отреагировал МИД России. В микроблоге МИДа в Twitter [4] появились следующие записи: «В МИД с крайним недоумением восприняли высказывания Посла США М. Макфола в ходе его выступления перед студентами ВШЭ», «Оценки М. Макфола – преднамеренное искажение ряда аспектов российско-американского диалога», «Трудно понять, почему приверженец свободы слова М. Макфол решил бросить тень на деятельность в США телеканал», «Казалось бы, он должен быть доволен появлением у американских граждан дополнительных источников информации», «Это уже не первый случай, когда заявления и действия г-на Макфола вызывают оторопь», «Задача послов, как мы понимаем, в развитии двусторонних связей, а не в раздраженном тиражировании небылиц в медиасфере».

Маргарита Симоньян, у которой 38,5 тыс. фолловеров в Twitter, процитировала эти высказывания МИДа в своем микроблоге. Сам Майкл Макфол довольно быстро прокомментировал ситуацию в своем блоге в Живом Журнале: «Будучи сторонником улучшения российско-американских отношений, я был удивлен официальной реакцией на мое выступление в Высшей школе экономики в Москве. Главная мысль моего выступления заключалась в том, как много мы достигли за последние четыре года в «перезагрузке» наших отношений…» [5]. Макфол тоже является активным пользователем социальных сетей и блогов, у него более 27 тыс. фолловеров в Twitter и около 5 тыс. в Facebook.

При использовании блогов и социальных сетей срабатывает эффект интерактивности, поскольку человек больше склонен доверять таким источникам информации, с которыми он может вступить в контакт. У аудитории возникает эффект сопричастности к обсуждаемым событиям, что делает социальные сети и блоги одним из наиболее эффективных средств формирования имиджа. Теоретически, пользователь имеет возможность лично ознакомиться с записями и составить собственное мнение. Но на практике срабатывает эффект рупора, когда одни и те же факты большинством СМИ транслируется в одном стиле, что снижает уровень критичности и заставляет конечного потребителя поверить в объективность информации. Информационная борьба начинает вестись по всем подконтрольным каналам: в случае с Макфолом в российских СМИ широко транслировались резкие заявления МИДа с акцентом на нарушение дипломатической этики и непрофессионализм американского посла. Это дало повод некоторым западным изданиям написать о том, что Макфол стал жертвой преследования в Twitter [6].

Методы пропаганды и контрпропаганды активно используются в социальных сетях и блогах. Если раньше политическая игра велась закулисно и несколько в стороне от широкой общественности, то с помощью социальных сетей и блогов переписка противоборствующих сторон фактически становится публичной. Как справедливо отмечает Карл Блиндт, министр иностранных дел Швеции, это новый мир, в котором на смену ядерному оружию приходит количество фолловеров [6]. При этом стороны используют социальные сети и блоги не столько как канал связи со своими подписчиками, сколько в качестве полит-технологического ресурса, который направлен на формирование общественного мнения и может влиять на формирование имиджа противника.

Эта игра очень похожа на перекидывание мячиков в пинг-понге, при этом в роли игроков выступают посол США Майкл Макфол и главред «Russia Today» Маргарита Симоньян, а в роли мячиков – перебрасывание репликами в социальных сетях. Через несколько дней после конфликта в связи с выступлением Макфола в Высшей школе экономики, Маргарита Симоньян возвращается к теме в своем Twitter-аккаунте: «Макфол считает RT антиамериканским. А мы вот не считаем Голос Америки антироссийским. Хотя ни разу не слышали там доброго слова о России» [7]. Далее Макфол уже не может сдержаться и отвечает несколькими твиттами [8]: «Я отметил, что некоторые Ваши новости недостоверны или имеют антиамериканскую направленность», «Например, когда RT развернул большую компанию, спрашивая, какой президент представляет большую ядерную угрозу – американский или иранский, мы подумали, что это – антиамериканизм», «Или когда на RT появилась статья, в которой утверждалось, будто бы я отправил Навального в Йель. Я сообщил, что это неправда».

В своем Twitter-аккаунте Макфол кратко обозначил те информационные поводы, вокруг которых велась информационная борьба. Не останавливаясь подробно на каждой ситуации, отметим, что Макфол в основном разыгрывает роль жертвы в данном противостоянии. При этом в роли преследователей выступает российский телеканал «Russia Today», журналисты НТВ и МИД РФ. Эта тема охотно подхватывается и активно развивается некоторыми западными изданиями. В несколько ином свете конфликт выглядит с позиции российских участников: Макфол предстает некомпетентным и непрофессиональным дипломатом, у которого отсутствуют соответствующее образование и дипломатический опыт. Подразумевается, что своими неосторожными репликами и неуместными высказываниями он ставит под угрозу российско-американские отношения.

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что информационное противостояние все больше перемещается в Интернет, а социальные сети и блоги становятся новым каналом влияния на общественное сознание. Ключевую роль в борьбе начинают играть вполне конкретные люди – лидеры общественного мнения, которые определяют повестку дня и задают тон дискуссии. Специфика информационного противостояния выражена в первую очередь в публичности конфликта, со всеми подробностями и конкретными репликами сторон можно свободно ознакомиться в Сети. Возможность быстро поставить «лайк», сделать перепост или ретвит втягивает в зону конфликта довольно значительное количество пользователей, которые следят за ходом развития событий, хотя это не всегда связанно с их непосредственными интересами. Пользователи бывают ограничены во времени и у них не всегда есть желание и возможность вникать в детали конфликта, именно это используется лидерами мнений в процессе формирования желаемого имиджа.

Литература

1. Horn S. Russia Today and the New Cultural Cold War. URL: http://www.nationofchange.org/russia-today-and-new-cultural-cold-war-1337002874.
2. Аудитория телеканала RT в Нью-Йорке за 2011 год выросла в 3 раза, а в Вашингтоне – более чем на 60% — исследования компании Nielsen. URL: http://tasstelecom.ru/news/one/10533.
3. Стивен Мак-Нил (Оксфорд, Великобритания) комментирует вещание российского телеканала Russia Today. URL: http://eu-russiacentre.ru/eu-russiacentre-news/stiven-mak-nil-oksford-velikobritaniya-kommentiruet-veshhanie-rossijskogo-telekanala-russia-today.html
4. Официальный Twitter-аккаунт Министерства иностранных дел Российской Федерации @MID_RF. URL: https://twitter.com/#!/MID_RF
5. Макфол М. Несколько мыслей по поводу моего выступления в Высшей школе экономики. URL: http://m-mcfaul.livejournal.com/8389.html
6. Michael McFaul, US ambassador to Moscow, victim of Kremlin «Twitter war». URL: http://www.guardian.co.uk/world/2012/may/29/michael-mcfaul-twitter-attack-russia
7. Twitter-аккаунт главного редактора «Russia Today» Маргариты Симоньян. URL: https://twitter.com/#!/M_Simonyan
8. Twitter-аккаунт посла США в России Майкла Макфола. URL: https://twitter.com/#!/McFaul