Гайкин В.А. Корейские студенты в Японии и Первомартовское движение 1919 г. в Корее (к 100-летию антияпонского восстания 1919 г.)

Gaykin V.A. Korean Students in Japan and the First March Movement of 1919 in Korea (to the 100th Anniversary of the Anti-Japanese Uprising of 1919)

Сведения об авторе. Гайкин Виктор Алексеевич, к.и.н., ст. науч. сотр. Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (ДВОРАН), г. Владивосток. Круг научных интересов: корейская эмиграция в Восточной Азии; Россия в XXI веке.

Аннотация. Впервые в отечественной историографии затрагивается тема формирования и деятельности корейских студенческих обществ в довоенной Японии. Показано влияние революции 1917 г. в России на корейских студентов в Японии, роль корейской учащейся молодежи в создании «Декларации независимости», подготовке антияпонского Первомартовского движения 1919 г. в Корее. Актуальность темы определяется, в том числе, и сегодняшней ситуацией с трансграничными миграциями, ставшими серьезной проблемой в европейских странах и России.

 

Корейские студенты в Японии и Первомартовское движение 1919 г. в Корее (к 100-летию антияпонского восстания 1919 г.)

В начале XX века Токио (в Восточной Азии) стал притягательным интеллектуальным центром для китайских и корейских студентов. Корея в 1-й трети XX века не имела достаточного количества средних и высших учебных заведений, чтобы удовлетворить тягу молодежи к знаниям. Большинство корейских студентов в Японии (682 из 828 на 1920 год) обучались в Токио, где находились ведущие университеты и сформировалась относительно свободная атмосфера студенческой жизни [1, с. 144]. В годы Тайсё в Японии наблюдался «расцвет либеральных идей [2, р. 17].
Самой влиятельной, многочисленной организацией корейского студенчества в Японии стало «Токийское общество дружбы корейских студентов» (Токио тёсэн рюгакусэй гакуюкай), которое появилось в результате объединения 7 мелких студенческих организаций имевших досуговый либо земляческий характер [1, c. 69]. Необходимо отметить рост популярности в студенческой среде социалистической идеологии. По мнению председателя Гакуюкай Чон Но Хона, выступившего 27 декабря 1916 г. на вечере встречи нового года, «В последнее время растут ряды социалистов» [1, c. 75]. Идеи всеобщего равенства легко абсорбировались корейской молодежью, которая хорошо усвоила уроки дискриминационного отношения со стороны японских колонизаторов.
«Общество ораторов» формально было создано для развития у студентов умения вести дискуссии, совершенствования японского языка. О настоящем содержании его деятельности говорит такой пример. 17 ноября 1917 г. на очередной конференции обществ ораторов, инициированной Гакуюкай, Чан Тык Ху попытался сформулировать программу действий: «задача корейской молодежи состоит в том, чтобы: 1) формировать реальную силу; 2) искать сочувствующих в среде японских политиков, промышленников, студентов для содействия в получении Кореей автономии (самоуправления); 3) восстановить могущество и суверенитет Кореи» [1, c. 78].
С 1918 г. по выступлениям студентов на конференциях различных обществ прослеживается тенденция к частичной утрате доверия и надежды на помощь ведущих капиталистических государств в деле получения Кореей независимости и рост интереса к социалистическим идеям, которые, «овладев массами в России, полностью изменили эту страну». На объединительном съезде обществ ораторов (18 мая 1918 г.), проведенном по инициативе Гакуюкай, студент Хан Тхэ Вон пропагандировал социалистические идеалы: «В обществе не будет классовых различий, пропасти между богатством и бедностью — того, что в современном обществе является причиной недовольства и конфликтов. Поэтому все сейчас хотят социализма» [1, c. 83]. 22 ноября 1918 г. по инициативе Гакуюкай состоялось собрание общества ораторов. Студент Ким Пом Су прочитал лекцию о коммунистических идеях: «В настоящее время в России идет строительство коммунизма. Нынешний мир временный, установить вечный мир может только коммунизм» [1, c. 83].
Учащаяся молодежь была авангардом антияпонского движения. По сравнению со студентами в Корее, корейские студенты в Японии были политически намного активнее. Они издавали журналы, критикующие колониальный режим в Корее, перепечатывали антияпонские материалы из прессы, издаваемой корейской диаспорой в США, Китае. 6 января 1919 г. на конференции Общества ораторов, организованной Гакуюкай, присутствующие решили, что наступило время конкретных действий для освобождения Кореи. Был избран временный «комитет действия» из 10 человек [1, c. 78]. Полиция была осведомлена о планах инсургентов и 7 января возле Дома христианской молодежи арестовала 12 студентов.
Заговорщики решили перейти на подпольный режим и создали тайное общество «Молодежь за независимость Кореи» (Тёсэн сэйнэн докурицудан). По поручению членов общества один из его лидеров студент Ли Гван Су в начале февраля написал проект Декларации независимости. В Декларации осуждалась аннексия Кореи: «Наш народ, чтобы добиться независимости, свободы, права на существование, будет бороться до последней капли крови. Если японские власти не пойдут навстречу справедливым требованиям корейского народа, мы объявим Японии вечную кровавую войну. Наш народ имеет древнюю историю, традиции государственной независимости. Это великий народ, внесший значительный вклад в мировую культуру. Мы требуем у мирового сообщества и у Японии реализации права на самоопределение» [1, c. 82]. В декларации отчетливо ощущается влияние Октябрьской революции в России на мировоззрение авторов текста: «Россия… ликвидировала милитаризм и строит новое государство на основе справедливости и свободы… После создания нового государства, ставшего первым прогрессивным и демократическим государством, построенным на принципах справедливости и свободы, у нас появилась надежда, что и наша нация сможет внести свой вклад… в дело мира и справедливости» [3, с. 40].
Декларация независимости 5 февраля была послана из Шанхая лидерам Англии, США, Франции, 8 февраля — в газеты “China Press” (проамериканская), “North China Daily News” (англофильская), которые этот текст опубликовали соответственно 9 и 10 февраля. В тот же день члены «комитета действия» разослали по почте текст декларации независимости и просьбу дать возможность корейцам созвать национальный парламент послам различных стран, министрам японского правительства, обеим палатам японского парламента.
По мнению автора книги «Корейцы в Японии, социально-политическая история», «Декларация независимости» сыграла роль импульса «1 мартовского движения» и «оказала большое влияние на последующую борьбу за независимость. Декларация токийских студентов подвигла корейского издателя Чхве Нам Сона и других деятелей к поддержке движения за независимость» [1, c. 82]. Буржуазные националисты в Корее, получив текст декларации, посчитали его слишком радикальным. Был образован комитет, который поручил Чхве Нам Сону составить более умеренный текст декларации. 27 февраля 1919 г. в доме Чхве Рина 33 известных представителя корейского истеблишмента (предприниматели, мыслители, религиозные деятели) подписали текст написанной им Декларации Независимости. Декларация провозглашала: «Идеи равенства всех людей на земле священны, право наций на самоопределение не подвергается сомнению. Народ выражает великие чаяния свободной нации. Мы должны повлиять на японских политиков, стоящих на ложной позиции… придерживающихся старых методов насилия…» [3, c. 41].
Декларация независимости сыграла роль той самой искры, которая, упав на хорошо подготовленную японским колониальным гнетом почву ненависти к захватчикам, зажгла «пламя» Первомартовского движения. Поражение Первомартовского движения усилило радикализм корейского студенчества в Японии [2, p. 30]. Многие из них, включая одного из лидеров студенческих организаций Ли Гван Су, связались с Временным правительством (Кореи) в Шанхае, которое в тот период ориентировалось на советскую Россию [4, p. 25]. Среди учащейся молодежи резко возрос интерес к социалистическим идеям, что привело к созданию в их среде нескольких коммунистических организаций.

Литература

1. Пак Кен Сик. Дзайнити тёсэндзин ундоси (Корейцы в Японии. Социально-политическая история). Токио, 1979.
2. Nim Wales and Kim San. Song of Ariran, а Korean Communist in the Chinese Revolution. S.F., 1972.
3. История Кореи в 2-х тт. М., 1974. Т. 2.
4. Mitchel R.H. The Korean Minority in Japan. Berk.; Los Angeles, 1967.