Ульянов П.В. Эволюция оценок Первой мировой войны в России (1991–2018 гг.)

Ulyanov P.V. Evolution of the World War I Estimates in Russia (1991–2018)

Сведения об авторе. Ульянов Павел Владимирович, аспирант и ассистент кафедры ВИМО, исторический факультет АлтГУ. Круг научных интересов: формирование «образа врага» в военных конфликтах XIX — начала XX вв.

Аннотация. В работе рассматривается развитие оценок Первой мировой войны в современной России в контексте проведения политики памяти с целью формирования и продвижения положительного имиджа страны. В процессе исследования автор ставит цель выявить особенности развития представлений о Первой мировой войне и определить их роль в формировании имиджа России. В результате делается вывод, что обращения представителей российской государственной власти к событиям этой войны продиктованы в основном желанием возродить память об этом событии и сформировать единое культурное пространство внутри общества и связать его с мировым историческим процессом.

 

Эволюция оценок Первой мировой войны в России (1991–2018 гг.)

Первая мировая война продолжает занимать важное место в общественном сознании и исторической памяти народов Европы, США, Азии и Африки, вызывает немало дискуссий и имеет множество интерпретаций. Для европейских стран, таких как Великобритания, Франция и Германия, события этого военного конфликта стали переломными и во многом повлияли на их послевоенное политическое, социально-экономическое развитие и формирование образа «потерянного поколения» 1914 года. Но еще большее воздействие война оказала на российское общество.
Особенность влияния заключается в том, что Первая мировая война была связана с Февральской и Октябрьской революциями, а также последовавшей за ними Гражданской войной. Кроме того, к началу 2000-х годов эта война как историческое событие не была в полной мере вписана в культурную и историко-политическую память российского общества: некоторые герои войны были забыты, наиболее важные события (кроме Брусиловского прорыва) не упоминались, а места памяти отсутствовали. В современной России наметилась тенденция заполнения культурно-исторических пробелов для формирования исторической памяти о Первой мировой войне, что, в свою очередь, отчасти повлияло на имидж страны.
В связи с этим цель статьи заключается в выявлении особенностей развития оценок Первой мировой войны в России на современном этапе и определении их роли в формировании ее положительного имиджа.
Формирование основ коллективной исторической памяти о Первой мировой войне началось еще в 1914–1917 годах. С одной стороны, в российском обществе проводилась пропаганда, в результате чего сложился образ Первой мировой как войны «Великой», «Второй отечественной» и «Освободительной» [1, c. 325]. С другой стороны, в общественном сознании ощущалась общая трагедия войны, связанная с колоссальными людскими потерями на фронтах. Однако после 1917 года образ войны резко изменился. Это было связано с тем, что в советское время Первая мировая война приобрела образ войны «империалистической», «захватнической» [1, c. 325], и велась она буржуазными странами за «передел мира».
После распада СССР и отхода от прежней идеологии начался «пересмотр прошлого» за счет де- и ремифологизации истории Первой мировой войны и роли в ней России. Началось все с создания Российской ассоциации историков Первой мировой войны (РАИПМВ) [2, c. 7] и впоследствии с обращения к героям той войны, а именно к знаменитым участникам «Белого движения» А.И. Деникину, А.В. Колчаку, П.Н. Врангелю и многим другим, а также их «реабилитации» [3, c. 34; 4, с. 46]. Последняя привела к возникновению разногласий, так как «реабилитируемые» участники Первой мировой казачьи атаманы Г.М. Семенов, П.Н. Краснов и А.Г. Шкуро, осужденные в советское время за сотрудничество с японскими милитаристами и немецко-фашистскими захватчиками, были приговорены к смертной казни и в современности для некоторых людей остаются «предателями». «Реабилитация» привела к установлению в 1994 году памятника «Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество» на территории храма Всех Святых в городе Москве. Посвящен он был П.Н. Краснову и А.Г. Шкуро. И все же, несмотря на эти разногласия, в том же году постановлением правительства г. Москва территория бывшего Братского кладбища была объявлена памятником истории и культуры, а в центральной ее части создан Мемориально-парковый комплекс Героев Первой мировой войны. Это свидетельствует о том, что память о войне постепенно восстанавливалась, и менялось представление о ней.
Важную роль в возрождении памяти о Первой мировой войне сыграли советские и российские ученые-историки. Написанные ими учебники по истории свидетельствуют об изменении оценок войны. Оценки, в свою очередь, можно разделить на пессимистические и оптимистические. Первые отражены в учебнике «История СССР. 1861-1917», написанном на основе архивных документов в духе советской эпохи [5, c. 347, 353–354, 361–362,]. Оптимистические взгляды об «упущенной возможности победить в войне» присутствуют в учебнике «История России. XX век». В нем «реабилитируется» представление о войне и зарождается концепция «Россия, которую мы потеряли» [6, c. 111–120]. Благодаря этим ученым, заложившим основу для изучения Первой мировой в системе исторического образования, возрождение различных пространств памяти о войне привело к углублению семейной памяти, росту популярности военно-исторических реконструкций и возрождению дореволюционных традиций, особенно среди казачества в южных регионах России.
С конца 1990-х — начала 2000-х годов начался новый этап в формировании оценок Первой мировой войны. В отечественной историографии появилась тенденция к более конструктивному подходу в изучении войны, стремление к объективному и всестороннему изучению ее истории [7, c. 8]. Особую роль по возрождению исторической памяти о войне взяло на себя государство в лице президента России В.В. Путина, поставившего цель усилить федеральную власть и сформировать идеологию государственного патриотизма в рамках символического единства на фоне тысячелетней истории России [8, c. 111]. С целью увековечить память погибших в 2004 году был открыт мемориальный комплекс в честь героев Первой мировой на месте Братского кладбища в г. Москва на Соколе, а четыре года спустя памятник жертвам Первой мировой войны открыли в г. Пушкино. С этой же целью в 2004 году в г. Иркутск был установлен памятник А.В. Колчаку. Подогреванию интереса к войне и к офицерам Белой армии сполсобствовали отечественные фильмы «Гибель империи» (2005), «Гарпастум» (2005), «Багровый цвет снегопада» (2008) и «Адмиралъ» (2008). Вдобавок на экраны вышли телесериалы «Тихий дон» (2006), который начал снимать еще С.Ф. Бондарчук, а закончил съемки его сын — Ф.С. Бондарчук, и «Тяжелый песок» (2008). За первые два периода развития оценок Первой мировой можно констатировать резкое изменение представлений об этой войне и смещение акцента с популяризации командиров Красной армии на «реабилитацию» участников «Белого движения».
Широкую популярность Первая мировая война приобрела в период с 2012 по 2018 гг. Впервые во внутриполитической повестке дня появилась тематика Первой мировой войны. Инициатором выступил сенатор А.И. Лисицын. На встрече президента В.В. Путина с членами Совета Федерации в 2012 году он поднял вопрос о возрождении памяти об этом событии [8, c. 114]. В том же году вышло послание В.В. Путина Федеральному Собранию, которое содержало формулировку о «незаслуженно забытой великой войне» [9], и даже был подписан федеральный закон об установлении 1 августа Дня памяти российских воинов, погибших во время Первой мировой войны [2, c. 8]. Это свидетельствовало о том, что война вновь стала приобретать образ «Великой войны», который был сформирован в 1914 году.
На юбилейный 2014 год пришелся пик активности возрождения и отчасти более целостного формирования исторической памяти об этой войне. Главным событием года стало открытие памятника Героям Первой мировой войны на Поклонной горе в г. Москва 1 августа 2014 года. В этот день президент выступил с речью, в которой подчеркнул, что «Великая война» оставалась в забвении долгие годы, и произнес спорный тезис о том, что «победа была украдена у страны» [10]. Другим, не менее важным событием стало открытие в Царском селе музея Первой мировой войны, которое, по словам министра культуры В.Р. Мединского, предполагает пробуждение у молодого поколения интереса к истории России [11]. В дальнейшем по поручению президента был разработан Историко-культурный стандарт как «научная основа содержания школьного исторического образования» с целью подъема патриотических чувств. В нем Первая мировая война была представлена в V разделе «Россия в годы Великих потрясений (1914-1921 гг.)» [3, c. 34-35; 12]. Кроме того, на телевидении был показан документально-игровой сериал «Первая мировая». В в нем создатели постарались представить историческую реальность того времени и объяснить многие события, показать забытых героев войны, например, казака К. Крючкова, и рассказать о последствиях войны. Обращение к патриотическим чувствам населения страны с целью их единения за счет исторической памяти было необходимо отчасти из-за возникшего в этот же год политического кризиса на Украине.
Деятельность по возрождению памяти о войне была продолжена еще двумя организациями: Российским историческим обществом (РИО) и российским военно-историческим обществом (РВИО). Они в сотрудничестве провели ряд батальных реконструкций и запустили Интернет-проект «Народный архив Первой мировой» [8, c. 117]. К этой деятельности подключились деятели кино. Так, российский актер и режиссер И. Угольников, выступавший в 2014 году с инициативой создания «правдивого патриотического кино» о войне, стал инициатором создания в 2015 году фильма «Батальонъ» [8, c. 113, 117–118]. Тот был посвящен формированию в России в 1917 году женского батальона и его командиру М.Л. Бочкаревой. Кроме того, на протяжении всего периода активно издавались мемуары, дневники и письма участников войны: солдат и офицеров. Вдобавок были установлены памятники Л.Г. Корнилову (2013, г. Краснодар) и П.Н. Врангелю (2016, г. Керчь).
Несмотря на то, что 2017 год во многом был посвящен обсуждению столетия Великой Октябрьской социалистической революции, активность в продвижении образа «Великой войны» в российском обществе не снизилась. Устанавливались памятники, издавались воспоминания участников и шли дискуссии вокруг борьбы красных и белых во время Гражданской войны. В 2018 году, ко дню столетия окончания вооруженного конфликта, при поддержке компании «Wargaming» в СНГ был снят короткометражный фильм «Атака мертвецов: Осовец». Посвящен он обороне российскими войсками крепости Осовец в 1915 году, связанной со знаменитой «атакой мертвецов» (отсюда, предположительно, пошла фраза «Русские не сдаются!»). В результате Первая мировая война в оценках была представлена в основном как «Отечественная», «Великая», «Освободительная» и «Народная».
Таким образом, можно выделить особенности эволюции представлений о Первой мировой войне в современной России. Во-первых, за период с 1991 по 2018 годы прошла «реабилитация образа» этой войны. Во-вторых, благодаря деятельности государственной власти России, ученых-историков и общественных организаций было возрождено знание об этой войне. В-третьих, Первая мировая была окончательно вписана в единое историко-культурное пространство. В-четвертых, была определена важная роль России в этой войне, хотя этот вывод продолжает носить дискуссионный характер, как и многие интерпретации самой войны [13, с. 124]. В-пятых, возрождение памяти о войне и формирование единого общеисторического культурного пространства связано с созданием и продвижением в массы и за рубеж имиджа России. Цель государственной власти в обращении к событиям Первой мировой была в том, чтобы «реабилитировать» представление о России как о полноправной участнице военного конфликта, внесшей значительный вклад, способствовать развитию исторической и культурной идентичности, а также связать единое российское историко-культурное пространство с мировым историческим процессом.

Литература

1. Сенявская Е.С. «Образ войны» в массовом сознании и исторической памяти: вопросы теории и методологии // Опыт мировых войн в истории России. Челябинск, 2007. С. 318–329.
2. Голдин В.И. Великая война: размышления спустя сто лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2015. № 2. С. 5–14.
3. Стрелова О.Ю. Маятник оценок Первой мировой войны в школьных курсах истории России // Вестник ВГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 2016. №27 (46). С. 31–37.
4. Сперанский А.В. Первая мировая война в контексте мифов и исторических параллелей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 14. № 4. С. 45–48.
5. История СССР. 1861–1917 / В.Г. Тюкавин, В.А. Корнилов, А.В. Ушаков и В.И. Старцев. М., 1990.
6. История России. XX век: учеб. для 11 кл. / В.П. Островский, А.И. Уткин. М., 1996.
7. Борщукова Е.Д. Проблема войны и мира в борьбе политических сил в России в 1917 году: историографические аспекты // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 107. С. 7–14.
8. Пахалюк К.А. Дискурсивные основания юбилейной коммеморации Первой мировой войны в современной России // PolitBook. 2006. № 4. С. 109–131.
9. Путин В.В. Послание президента Федеральному собранию (12.12.2012) [Электронный ресурс] // Сайт президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118
10. Выступление на церемонии открытия памятника героям Первой мировой войны [Электронный ресурс] // Сайт президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/46385
11. Голубкова М. В Царском селе открылся музей Первой мировой войны [Электронный ресурс] // Российская газета. 2014. 4 авг. URL: https://rg.ru/2014/08/04/reg-szfo/muzey-anons.html
12. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] // Федеральный портал «История РФ». URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii
13. Кокоулин В.Г. Первая мировая война в учебниках истории // Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. №2 (15). С. 124–129.