Кремлев А.В., Лекаренко О.Г. Политика памяти и формирование международного имиджа Республики Северная Македония

Kremlev A.V., Lekarenko O.G. Policy of Memory and Forming the International Image of the Republic of North Makedonia

Сведения об авторах. Кремлев Алексей Викторович, магистрант факультета исторических и политических наук направления «История» Томского государственного университета, г. Томск. Круг научных интересов: исторический дискурс, политика памяти, дореволюционная история России. Лекаренко Оксана Геннадьевна, д.и.н., доцент, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета, г. Томск. Круг научных интересов: история европейской интеграции, трансатлантические отношения, европейская безопасность.

Аннотация. В статье анализируется влияние политики памяти на формирование международного имиджа Республики Северная Македония. Показаны противоречия между внутренним и внешним восприятием страны, порожденные попытками правящей элиты Македонии присвоить себе наследие античного Македонского царства. Авторы приходят к выводу о том, что изменение названия государства и пересмотр политики памяти, произведенный нынешним правительством Северной Македонии, был направлен на улучшение международного имиджа страны.

Политика памяти и формирование международного имиджа Республики Северная Македония

Распад Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) привел к образованию ряда независимых государств. В результате данного процесса югославская республика Македония стала независимым государством Республика Македония. Унаследованное страной название сразу же породило острый конфликт с соседней Грецией, который препятствовал международному признанию Македонии и ее вступлению в различные международные организации. В итоге название страны стало частью ее международного имиджа.
Под термином имидж принято понимать целенаправленно формируемый образ кого- или чего-либо [1, с. 7]. При изучении имиджа той или иной страны важно различать внутренний образ страны как набор представлений граждан о своей стране и ее месте в мире, и внешний образ, ориентированный на представления о стране, сложившиеся за пределами национального культурного поля и определяющие ее репутацию [1, с. 10]. В формировании имиджа страны политика памяти занимает не последнее место, создавая образ страны как для внутреннего потребителя, так и для международного сообщества.
Суть проблемы названия «Македония» состоит в том, что на Балканах, кроме Республики Македония, есть еще Пиринская Македония, которая примерно соответствует Благоевградской области Болгарии, а также греческий регион Македония, на территории которого находится второй по величине город Греции — Салоники. Все вместе эти три территориальных образования примерно соответствуют историческому региону античного Македонского царства.
Проблема не ограничивается только названием. Парадокс заключается в том, что современные македонцы, будучи южнославянским народом, попытались присвоить себе историческое наследие древних македонцев [2, p. 56]. Правящая элита Республики Македония старалась создать образ древних македонцев как отдельного этноса, который не имеет никакого отношения к грекам. Греки же считают, что древние македонцы были греками или родственным грекам народом. О древнемакедонском языке известно немного, так как во времена завоеваний Александра Македонского древнегреческий почти вытеснил древнемакедонский язык из употребления. В связи с этим ученые-лингвисты не могут точно определить, каков был характер родственных связей между этими двумя языками, но то, что эти языки родственные, является бесспорным фактом [3, с. 168].
Спор о том, кому принадлежит наследие древних македонцев, выглядит достаточно странным. Во-первых, славяне поселились на Балканах лишь в V в. н.э. [4, с. 8]. Во-вторых, этноним македонцы, применяемый для обозначения одного из южнославянских народов, заселивших часть территории древнего Македонского царства, появился только в конце XIX в. [5, p. 7]. Период конца XIX — начала XX в. характеризовался ростом националистических настроений в Европе. Македония в этом плане была довольно сложным регионом. Здесь, кроме славян и греков, жили еще албанцы, румыны, турки, евреи и цыгане. Однако в плане идентичности большую роль для местного населения играла религиозная, нежели национальная принадлежность.
После Второй мировой войны в результате предпринятой И. Броз Тито реорганизации довоенного трехстороннего устройства Югославии (сербы — хорваты — словенцы) в федерацию из шести республик возникла югославская республика Македония. В тот момент это не вызвало никакого беспокойства со стороны Греции, так как Македония была лишь одной из республик в составе СФРЮ. Отношение греков резко изменилось в 1991 г., когда Республика Македония стала независимым государством. В Греции возникли опасения, что македонцы могут предъявить претензии на территорию исторической Македонии. В 1992 г. в городе Салоники прошла одна из крупнейших в истории современной Греции демонстраций. Около миллиона греков собрались под транспарантами, на которых было написано «Македония — это Греция» [6].
Чтобы предотвратить нарастающий конфликт между независимой Македонией и Грецией, в 1992 г. международным сообществом было принято решение закрепить за Македонией временное название «Бывшая Югославская Республика Македония». Именно под таким названием она вступила в ООН, участвовала в Международном олимпийском комитете и других международных организациях. Однако данное название не устраивало греков из-за слова «Македония», а македонцев из-за слова «югославская».
Первый крупный конфликт между Македонией и Грецией произошел по поводу использования македонцами символики древней Македонии. Вергинская звезда, служившая украшением гробницы македонского царя, стала предметом спора двух современных государств. Эта звезда изображена на флаге греческого региона Македония. Однако, когда в 1991 г. Республика Македония стала независимой, вергинская звезда появилась и на ее флаге. Конфликт был настолько острым, что Греция в итоге ввела запрет на торговлю с Республикой Македония и сняла его только в 1995 г., когда македонцы заменили древний символ «новым солнцем свободы», воспетым в национальном гимне страны [7].
Новая волна спора за наследие древней Македонии была спровоцирована действиями партии Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство (ВМРО–ДПНЕ), которая пришла к власти в 2006 г. [4, С. 355]. Данная партия считает себя преемницей организации, боровшейся за независимость от Османской империи в конце XIX — начале XX в. Период правления ВМРО–ДПНЕ был ознаменован появлением по всей стране многочисленных памятников Александру Македонскому и его отцу Филиппу Второму. В рамках проекта «Скопье–2014» центр столицы Республики Македония оказался перегружен памятниками различным историческим деятелям, в том числе античного периода. Архитектурный ансамбль города пополнился зданиями, напоминающими об античной культуре. Проводимая ВМРО–ДПНЕ политика антиквизации вызвала возмущение и протесты в соседней Греции [8]. Греция блокировала вступление Республики Македония в состав Европейского союза (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО), требуя изменить название страны.
Изменения стали возможны после прихода к власти партии Социал-демократический союз Македонии. Новое правительство Македонии, сформированное в 2017 г., предприняло шаги для урегулирования спора с Грецией, что открыло бы стране путь в ЕС и НАТО. К этому времени греческие власти также стали более спокойно относиться к наличию слова «Македония» в названии соседнего государства. Для них главное, чтобы название было составным. В итоге 17 июня 2018 г. министры иностранных дел Греции и Республики Македония Никос Кодзиас и Никола Димитров на озере Преспа торжественно подписали договор, согласно которому Республика Македония должна принять новое название Республика Северная Македония. В этом случае Греция была готова снять свои претензии к названию страны.
Именно этот договор, вступивший в силу после его ратификации парламентами обеих стран, позволил разрешить конфликт Македонии с Грецией и начать процесс ее вступления в НАТО. Новое название страны оказалось приемлемым и для македонцев, и для греков. Несмотря на наличие как на македонской, так и на греческой стороне радикалов и недовольных новым названием страны, на государственном уровне конфликт между Грецией и Македонией был улажен. Благодаря этому, 6 февраля 2019 г. в Брюсселе был подписан протокол о вступлении Республики Северная Македония в НАТО [9]. После ратификации протокола парламентами всех подписавших его стран, на что может уйти примерно год, Македония сможет стать полноправным членом Североатлантического альянса.
2 апреля 2019 г. премьер-министр Греции Алексис Ципрас стал первым высокопоставленным греческим политиком, посетившем Республику Северная Македония. В ходе визита А. Ципрас, которого сопровождали министры правительства и представители греческого бизнеса, и премьер-министр Северной Македонии Зоран Заев договорились о сотрудничестве между двумя странами, включая работу совместной комиссии экспертов по анализу школьных учебников на предмет предвзятости. Накануне визита в целях улучшения отношений с Грецией шоссе Александра Македонского в Скопье было переименовано в шоссе дружбы [10].
Греческо-македонский конфликт является наглядным примером того, как политика памяти, используемая для достижения внутриполитических целей (формирование определенной идентичности для укрепления государства), одновременно создает проблемы для международного имиджа страны, препятствующие реализации ее внешнеполитических задач (международное признание, вступление в существующие международные организации). После обретения независимости Республика Македония решила позиционировать себя как преемница древней Македонии в историческом и культурном плане. «Славное прошлое» должно было объединить жителей многонациональной Македонии. Однако такое присвоение прошлого не способствовало формированию позитивного международного имиджа страны в глазах ее ближайших соседей и мирового сообщества. Только изменение названия страны, снимающее опасения соседей о возможных территориальных и иных претензиях со стороны Македонии, открыло ей путь для выстраивания отношений с европейскими и атлантическими структурами.

Литература

1. Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Полис. Политические исследования. 2008. №5. С. 7–18.
2. Danforth L.M. The Macedonian Conflict: Ethnic Nationalism in a Transnational World. Princeton (NJ), 1995.
3. Нерознак В.П. Палеобалканские языки. М., 1978.
4. История южных и западных славян / Под ред. Г.Ф. Матвеева, З.С. Ненашевой. Т. I. М., 2008.
5. Cowan J. Macedonia: The Politics of Identity and Difference. London, 2000.
6. When Greeks Rallied Against FYROM Name in 1992. URL: https://greece.greekreporter.com/2018/01/22/when-greeks-rallied-against-fyrom-name-in-1992
7. Greece and the Former Yugoslav Republic of Macedonia. Interim Accord (with related letters and translations of the Interim Accord in the languages of the Contracting Parties). Signed at New York on 13 September 1995. URL: https://web.archive.org/web/20081218110226/http://untreaty.un.org/unts/120001_144071/6/3/00004456.pdf
8. Macedonia Statue: Alexander the Great or a Warrior on a Horse? // The Guardian. 14.08.2011 URL: https://www.theguardian.com/world/2011/aug/14/alexander-great-macedonia-warrior-horse
9. Македония вступает в НАТО. Разговоры о «руке Москвы» затихают // Русская служба BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/features-47147228
10. Селфи мира: исторический визит премьера Греции в Северную Македонию // Русская служба BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/news-47793374

Комментарии 3