Самойлов Н.Ю. Североирландский конфликт в массовой культуре Великобритании и Ирландии (1998–2018 гг.)

Samoylov N.Y. The Northern Ireland Сonflict in Popular Culture of Great Britain and Ireland (1998–2018)

Сведения об авторе. Самойлов Никита Юрьевич, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Круг научных интересов: молодежное движение Великобритании в 1960–1970-х гг., молодежное движение Европы и США в 1960–1970-х гг.

Аннотация. В статье анализируются художественные фильмы и музыкальные произведения, созданные в Великобритании и Ирландии в период 1998–2018 гг., затрагивающие историю конфликта в Северной Ирландии и формирующие тем самым «политику памяти». Сделан вывод о том, что конфликт за последние два десятилетия перешел от стадии открытого противостояния к стадии противостояния в культурном поле, в связи с чем роль и значение произведений массовой культуры будет увеличиваться.

 

Североирландский конфликт в массовой культуре Великобритании и Ирландии (1998–2018 гг.)

В современном мире кинематограф и музыкальная индустрия являются важными инструментами формирования «политики памяти». В тоталитарном или, реже, авторитарном государстве создание культурного продукта подчинено политической власти и призвано формировать ту повестку, которая ей нужна. Однако и в демократических странах культура является важным звеном в формировании исторического нарратива, при этом выступая не только и не столько от лица государства, сколько от лица общества. В данной статье мы рассмотрим, как кинематограф и музыка Великобритании и Ирландии интерпретируют историю североирландского конфликта, история которого традиционно ведется с конца 1960-х годов, формируя «политику памяти» о тех событиях.
В январе 2019 года в североирландском городе Дерри (Лондондерри) прогремел взрыв [1]. По счастливому стечению обстоятельств обошлось без жертв, однако данное событие вновь актуализировало для мировой общественности проблему взаимоотношений Ирландии и Великобритании по поводу статуса Северной Ирландии (Ольстера). Данный конфликт широко известен за пределами Великобритании и Ирландии прежде всего благодаря произведениям массовой культуры, созданным, преимущественно, уроженцами данных стран. Впрочем, относительное спокойствие, установившееся в регионе после 1998 г., не привело к заметному снижению интереса к этой проблеме в музыке и кинематографе. Цель данной статьи — изучить, как память и представление о событиях интерпретируются в массовой культуре обеими сторонами. Для анализа были отобраны художественные фильмы, произведенные в период 1998–2018 гг.  в Ирландии, Великобритании (фильмы, созданные в Великобритании совместно с другими странами, кроме Ирландии, учитывались как британские) или созданные двумя данными государствами совместно. Также были проанализированы оригинальные (кавер-версии ранее созданных песен не учитывались) музыкальные композиции, созданные британскими и ирландскими музыкантами и выпущенные не ранее 1998 года. Хронологические рамки работы обусловлены подписанием в апреле 1998 года в Белфасте Соглашения Страстной Пятницы [2], создавшего политико-правовую реальность, сохраняющуюся в Северной Ирландии по настоящее время.

Художественные фильмы были сгруппированы по следующим критериям: страна производства, год выпуска, жанр. В общей сложности за 1998–2018 гг. в обеих странах было произведено 16 художественных фильмов, из них в Ирландии — 1 фильм, в Великобритании — 7, совместно — 8. В Ирландии был снят фильм «H3» (2001 г.). В Великобритании были созданы следующие фильмы: «Titanic Town» (1998 г.), «Mickybo and Me» (2004 г.), «Johnny Was» (2005 г.), «Closing the Ring» (2007 г.), «Fifty Dead Man Walking» (2008 г.), «’71» (2014 г.), «Foreigner» (2017 г.). Совместно были созданы следующие кинокартины: «Bloody Sunday» (2001 г.), «Sunday» (2002 г.), «Omagh» (2004 г.), «Breakfast on Pluto» (2005 г.), «Hunger» (2008 г.), «Five Minutes of Heaven» (2008 г.), «Shadow Dancer» (2012 г.), «Good Vibrations» (2012 г.). По отношению к истории вышеперечисленные фильмы можно разделить на четыре категории. Во-первых, это фильмы, реконструирующие реальные события. Это такие картины, как «Sunday», «Bloody Sunday», повествующие о событиях 30 января 1972 г., когда британские военные расстреляли мирную демонстрацию местных жителей в городе Дерри (Лондондерри). К этой же категории относится фильм «Omagh», рассказывающий историю одного из крупнейших террористических актов за время конфликта, совершенного 15 августа 1998 года в городе Ома. Во-вторых, это биографические картины, где по возможности выстроен реальный исторический контекст, например: «Fifty Dead Man Walking», «Good Vibrations», «H3» и «Hunger». Фильм «Five Minutes of Heaven» можно отнести к этой категории, с той оговоркой, что история реальных людей там творчески переработана и продолжена в современности. В-третьих, это произведения, где главными действующими лицами являются вымышленные персонажи, помещенные в контекст реальных событий, как в фильмах «Titanic Town», «Mickybo and Me», «’71», «Shadow Dancer». В данных картинах на первом плане находятся судьбы одного или двух главных героев, что позволяет зрителю почувствовать к ним эмпатию и острее ощутить трагедию конфликта. И в-четвертых, это картины, где сам конфликт присутствует лишь опосредованно, например, через темное прошлое главного героя («Johnny Was»), либо конфликт представлен как одна из сюжетных линий («Closing the Ring», «Breakfast on Pluto»). В фильме «Foreigner» главный герой невольно вовлекается в историю конфликта по причине гибели своей дочери в устроенном одной из сторон противостояния террористическом акте, при этом события происходят в современности. Главным антагонистом в подавляющем большинстве фильмов выступает многоликая ИРА — Ирландская республиканская армия, неоднократно раскалывавшаяся на разные фракции и самостоятельные организации («Подлинная» ИРА, «Преемственная» ИРА и другие). Но и выступающие за сохранение Северной Ирландии в составе Великобритании вооруженные организации тоже не выступают в положительном свете. К примеру, находящееся в центре сюжета фильма «Five Minutes of Heaven» преступление совершает участник Ольстерских добровольческих сил. В фильме «’71» ожесточение проявляют обе стороны конфликта. Это свидетельствует о декларируемом посредством данных фильмов неприятии насильственных действий, таких как похищение людей и террористические акты. Пагубность насилия в целом является лейтмотивом многих картин (в частности, «Sunday», «Bloody Sunday», «Omagh», «Five Minutes of Heaven»). В жанровой принадлежности большинства фильмов заметен уклон в сторону драмы: в пятнадцати из шестнадцати картин «драма» указана как основной жанр или один из жанров фильма (информация о жанровой принадлежности основывается на данных сайта IMDB [3]). Это может быть обусловлено тем, что ольстерский конфликт по-прежнему актуален, что делает затруднительным его восприятие и осознание через комедию или сатиру. Совместное производство большинства фильмов в Ирландии и Великобритании может свидетельствовать о стремлении этих стран сотрудничать в решении конфликта мирным путем и снижении напряженности через пропаганду пагубности насилия. Ярким примером служит фильм «Mickybo and Me», повествующий о дружбе юных католика и протестанта. При этом в самой Северной Ирландии опросы общественного мнения показывают неоднозначные результаты: менее половины жителей региона ощущают себя британцами, в то время как 58,6% респондентов ощущают себя ирландцами [4].
В музыкальной индустрии за период 1998–2018 гг. ольстерский конфликт тоже освещался, но менее интенсивно, чем в предыдущие десятилетия. Стоит отметить, что широкому кругу людей о трагедии Северной Ирландии стало известно благодаря музыке, а именно — композиции «Zombie» (альбом «No Need to Argue», 1994, лейбл Island Records) группы «The Cranberries». Сопоставимых по резонансу песен в рассматриваемый промежуток времени не было создано. За период 1998–2018 гг. тему ольстерского конфликта в своих композициях затрагивали три музыкальных коллектива из Ирландии и Великобритании. Две группы из Ирландии — «Flogging Molly» (данная группа может быть названа американо-ирландской, но поскольку исполняет т.н. Сeltic Punk, включена в число ирландских) и «U2», а также одна британская, причем основанная в Северной Ирландии — «The Divine Comedy». Стоит отметить, что в силу особенностей музыкальной лирики многие песни либо не сообщают напрямую о тех или иных событиях, либо конкретные исторические сюжеты отражены в тексте песни как составная часть общей композиции. К примеру, в тексте песни «Drunken Lullabies» (альбом «Drunken Lullabies», 2002, лейбл SideOneDummy Records) группы «Flogging Molly» есть несколько отсылок к истории конфликта (перевод текста данной и последующих композиций выполнен автором): «Must we starve on crumbs from long ago / Through bars these men made steel / Is it a great or little thing we fought / Knelt the conscience blessed to kill» («Должны ли мы питаться крошками так много лет / Что достаются нам через выкованную ими решетку / Была ли наша цель высокой или низкой / Преклонись пред совестью, что благословила убить»). Данная композиция, энергичная по звучанию, содержит мотивацию к борьбе. Этого нельзя сказать об остальных песнях, явно рассматривающих ольстерский конфликт как общую беду. Начало выпущенной в 1998-м году песни «Sunrise» (альбом «Fin de Si?cle», 1998, лейбл «Setanta Records») коллектива «The Divine Comedy» повествует о человеке, выросшем в затронутом конфликтом регионе: «I was born in Londonderry / I was born in Derry City too / Oh what a special child / To see such things and still to smile / I know that there was something wrong / But I kept my head down and carried on / I grew up in Enniskillen / I grew up in Inis Ceithleann too («Я родился в Лондондерри / Я родился в Дерри тоже / О, какой особенный ребенок / Видит все это и по-прежнему улыбается / Я знал, что что-то было не так / Но я опустил голову и жил дальше / Я вырос в Эннискиллене / И вырос в Инис Цейтлин»). Автор текста Нил Хэннон задается вопросом: «Who cares where national borders lie? / Who cares whose laws you’re governed by? / Who cares what name you call a town? / Who’ll care when you’re six feet beneath the ground?» («Кого волнует, где простираются национальные границы? / Кого волнует, по чьим законам ты живешь? / Кого волнует, как ты называешь город? / Кого волнует, что ты лежишь в земле?»). Конец песни проникнут надеждой на прекращение конфликта: «From the corner of my eye / A hint of blue in the black sky / A ray of hope, a beam of light / An end to thirty years of night» («Краем глаза / Я вижу свет в черном небе / Луч надежды, луч света / Конец тридцатилетней ночи»). Чаще всего об ольстерском конфликте в своих песнях упоминает ирландская рок-группа «U2». В 2000-м году коллектив выпустил песню «Peace on Earth» (альбом «All That You Can’t Leave Behind», 2000, лейблы Island / Interscope Records), в которой наряду с призывом к миру во всем мире упоминаются некоторые жертвы террористического акта, совершенного в городе Ома 15 августа 1998 года: «Sean and Julia, Gareth, Ann and Brenda / Their lives are bigger than any big idea» («Шон и Джулия, Гарет, Энн и Бренда / Их жизни стоят гораздо больше любой идеи»). В 2014-м году, в сороковую годовщину взрывов 17 мая 1974 года в Дублине и Монахане, группа выпустила песню «Raised by Wolves» (альбом «Songs of Innocence», 2014, лейбл Island Records). В песне упоминается регистрационный номер одной из начиненных взрывчаткой машин, ее марка и цвет, описываются чудовищные последствия взрыва. Кроме того, в данной композиции есть строки, отсылающие слушателя к конфессиональной (в том числе) природе ольстерского противостояния: «The worst things in thе world / Are justified by belief» («Худшие вещи в мире / Оправдывают верой»). Стоит отметить, что во многих композициях «U2» есть религиозные мотивы и прямые воззвания к Богу, то есть в данном случае музыканты критикуют использование религии для оправдания своих действий.
В заключение отметим, что тема ольстерского конфликта в культуре современных Великобритании и Ирландии остается весьма заметной. В данной статье мы рассмотрели кинематограф и музыкальную индустрию, но не затронули театр, литературу, изобразительное искусство. К примеру, североирландская монументальная живопись (мураль) [5; 6, pp. 77–98] является важным источником, который содержит одновременно и сведения о конфликте, и его интерпретацию в массовом сознании. Несмотря на усилия политиков, предпринимаемые с обеих сторон, североирландский конфликт не исчерпал себя. Жаркие дискуссии по поводу статуса ирландского языка в регионе, обострившиеся на волне вопроса о Brexit, демографический рост католического ирландского населения [7] свидетельствуют о том, что конфликт продолжит свое существование. Судя по всему, острая фаза его уже пройдена в прошлые десятилетия, но противостояние сохранится в культурном поле. А значит, события прошлых лет будут по-прежнему интерпретироваться в музыке, кинематографе, литературе, живописи и театральных постановках, что будет играть весомую роль в формировании «политики памяти» в современных Ирландии и Великобритании.

Литература

1. Derry Bomb Attack: Northern Ireland Police Arrest Four Men // The Guardian. 20.01.2019. URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2019/jan/20/northern-ireland-police-condemn-reckless-derry-bomb-attack
2. Agreement between the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of Ireland [Belfast Agreement (The Good Friday Agreement) / Белфастское соглашение 10 апреля 1998 г. (Соглашение Страстной Пятницы)]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/136652/agreement.pdf
3. Internet Movie Database. URL: https://www.imdb.com
4. Devenport M. Fewer NI People Feel British than Other UK Regions – Survey // BBC.com. 18.06.2018. URL: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-44398502
5. Political Wall Murals in Northern Ireland // CAIN Web Service. URL: https://cain.ulster.ac.uk/murals
6. McAtackney L. Peace Maintenance and Political Messages: the Significance of Walls During and After the Northern Irish «Troubles» // Journal of Social Archeology. 2011. Vol. 11. Iss. 1.
7. Gordon G. «Catholic Majority Possible» in NI by 2021 // BBC.com. 19.04.2019. URL: https://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-43823506