Litvinova T.N. Politicization of the Caucasian War Results in the Activities of the Circassian Organizations in Russia and Turkey
Сведения об авторе. Литвинова Татьяна Николаевна, д.п.н., профессор кафедры регионального управления и национальной политики Одинцовского филиала МГИМО МИД России. Круг научных интересов: этнополитические процессы на Северном Кавказе, российский федерализм, сравнительная политология.
Аннотация. Доклад посвящен попыткам политизации результатов Кавказской войны в деятельности национальных ассоциаций черкесов (адыгов) России и Турции. Зарубежные диаспоры черкесов и Международная Черкесская Ассоциация в России в своих программных документах, резолюциях съездов и культурных мероприятиях подчеркивают значимость возрождения языка и культуры адыгов, сохранения памяти о своей исторической родине, пытаются добиться признания факта геноцида черкесов во время Кавказской войны от властей Российской Федерации и международных организаций. Историческая память адыгов используется в качестве консолидации и мобилизации этнического движения в России и за рубежом.
Политизация результатов Кавказской войны в деятельности черкесских организаций России и Турции
В 1864 году закончилась Кавказская война в России, которая сопровождалась исходом горских племен Северо-Западного Кавказа (преимущественно черкесов) в Османскую Империю. Их земли были предназначены для заселения казакам и русскими переселенцам. Беженцы из района военных действий считали Стамбул, который являлся центром мусульманского мира, более безопасным местом для жизни. Первое массовое переселение черкесов произошло в 1860–1865 гг., следующая волна миграции стала результатом Русско-Турецкой войны и охватила 1877–1878 гг. Сведения о численности выходцев из Северо-Западного Кавказа, оказавшихся за пределами родины не точны, но примерно оценивались в 500 тыс. — 2 млн. человек [1; 2; 3, с. 315]. В настоящее время черкесская диаспора, проживающая не только в Турции, на Ближнем Востоке, но и в Европе, и США, оценивается в 2-2,5 млн. человек. В литературе называют и большие цифры, до 7 млн. человек [4, c. 217–218].
21 мая 1864 г. на черноморском побережье пал последний свободный аул Ахчипский. Эта дата стала памятной как для черкесских народов, проживающих в России (черкесов, адыгейцев, шапсугов и кабардинцев), так и для зарубежной диаспоры. В настоящее время в программных документах этнических организаций, резолюциях национальных съездов, при проведении памятных мероприятий результаты Кавказской войны, которую вела Российская империя, оцениваются в терминах геноцида адыгов и политизируются.
Этническое возрождение черкесской диаспоры в Турции началось около тридцати лет назад. Турецкие черкесы организовали первую церемонию поминовения через 125 лет после исхода. Первый день памяти, проведенный в Анкаре в 1989 году, стал началом культурного и политического возрождения черкесской диаспоры. Результатом возрождения исторической памяти стало появление этнических объединений, нацеленных на организацию языковых курсов, культурных вечеров и поездок на родину. Широкие сети связали черкесов Турции и Северного Кавказа: радиопрограммы, преподаватели и коллективы народных танцев, обмен студентами. Этнические ассоциации играют инструментальную роль в процессах конструирования и артикуляции идентичности черкесской диаспоры.
В Турции действует около 80 ассоциаций адыгов. Большинство из этих ассоциаций объединились в Федерацию кавказских ассоциаций (Kaffed (Каффед)) в 2003 году. Все ассоциации-члены Каффед расположены в регионах со значительным черкесским населением.
Черкесские ассоциации со всего мира в 1991 году создали в г. Нальчике зонтичную организацию, называемую Международной Черкесской Ассоциацией. Через свои членские организации Международная Черкесская Ассоциация представлена в Российской Федерации (Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае и Москве), а также в Абхазии, Турции, Иордании, Сирии, Израиле, ЕС, США.
Одной из наиболее острых и болезненных проблем национального движения адыгов во всем мире является требование признание геноцида черкесов во время Кавказской войны российскими властями и международным сообществом. В октябре 2006 года черкесские общественные организации девяти стран — России, Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Бельгии, Канады и Германии — направили Президенту Европейского парламента И.Б. Фонтеллесу обращение с просьбой о признание геноцида черкесского народа в период и после Кавказской войны XIX века. Согласно их обращению, результатом насильственной депортации адыгов (черкесов) с территории Северо-Западного Кавказа стала утрата родины, языка и культуры.
Таким образом, заявления о признании геноцида против черкесов, озвученные лидерами их национальных организаций, служат идее этнической консолидации всех адыгов в единую нацию с общей историей и целью.
С первого дня своего основания в 2003 году Каффед систематически проводил ряд мероприятий для понимания и объяснения значения Дня геноцида и изгнания 21 мая. Вокруг этой даты организовывались научные встречи, публиковались академические исследования. В результате настойчивых действий Каффеда в церемонии поминовения 21 мая ежегодно принимают участие тысячи людей.
Каффед также создал специальный интернет-сайт «21 мая» в следующих целях [5]:
• предоставить результаты исследований и информацию, необходимую для понимания трагической истории черкесского народа;
• способствовать признанию факта черкесского геноцида и изгнания черкесов международным сообществом, включая Российскую Федерацию, Турцию и все другие страны;
• предоставить площадку ознаменования памяти жертв геноцида и изгнания, сосредоточив на ней информацию о поминальных мероприятиях и материалы для тех, кто хотел бы организовать такие мероприятия.
Для черкесских народов, проживающих в России, наиболее важными вопросами этнического возрождения также являются: этническая консолидация, признание геноцида и репатриация соотечественников на историческую родину.
3 октября 2009 года в г. Майкопе состоялся VIII Конгресс Международной Черкесской Ассоциации (МЧА). На Конгрессе было составлено два обращения к тогдашнему Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву. В первом обращении делегаты МЧА выступили за охрану национальных памятников культуры и культурно-исторического наследия адыгов, которым угрожало возведение спортивных сооружений и инфраструктуры в окрестностях Сочи. Во втором — депутаты Конгресса обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой предоставить представителям черкесской диаспоры за рубежом правовой статус соотечественников, что могло бы облегчить процесс репатриации [6].
Между тем, за последние двадцать лет всего около 3 тысяч человек вернулись на историческую родину в Кабардино-Балкарию, Республику Адыгея, Карачаево-Черкесскую Республику и Абхазию из-за рубежа.
Тот факт, что зимние Олимпийские игры 2014 года были проведены в Сочи, также был чувствительным вопросом для черкесов. Красная Поляна, место проведения зимних Олимпийских игр в Сочи, является районом, где 21 мая 1864 года российские войска провели парад в честь окончания Кавказской войны. Эта дата и место для черкесов было ярким напоминанием о поражении в войне.
В 2007 году расположенная в Турции организация «Кавказский форум» провела кампанию под названием «Олимпийский геноцид», собрав и предоставив 10 000 подписей в Международный олимпийский комитет. После выбора Сочи в качестве места проведения зимней Олимпиады кампания по признанию геноцида превратилась в кампанию «Нет Сочи 2014». Наконец, 15 февраля 2014 года группа активистов черкесской диаспоры провела акции протеста перед Генеральным консульством России в Стамбуле, заявляя, что факт геноцида не может быть сокрыт проведением Олимпийских игр [7, с. 181].
Одним из актуальных вопросов последних лет являются беженцы из Сирии. Обе организации — Международная Черкесская Ассоциация в России и Каффед в Турции — серьезно обеспокоены репатриацией черкесов из зон боевых действий на родину. 29 ноября 2014 года в Нальчике состоялась встреча, посвященная этой проблеме. Делегаты обсудили работу, проводимую МЧА и республиканскими властями по обустройству сирийских черкесов в Кабардино-Балкарии, Адыгее и Карачаево-Черкесии.
После инцидента с российским Су-24 российско-турецкие отношения оказались в кризисе, что отразилось и на замораживании некоторых плановых мероприятий Каффед и МЧА.
30 июня 2018 года в Анкаре состоялось очередное заседание Совета Международной Черкесской Ассоциации (МКА). Совет обсудил вопросы деятельности Федерации кавказских обществ в Турции, положение черкесов в Сирии и меры по оказанию помощи соотечественникам, проживающим в Российской Федерации, подготовку иностранной черкесской молодежи в российских вузах, состояние и перспективы развития черкесского языка, подготовку и проведение 12-го Конгресса Международной Черкесской Ассоциации, принятие новых общественных организаций адыгов в МЧА и другие вопросы.
21 мая 2019 года как в России, так и в Турции проводились массовые мероприятия в ознаменование 155-го Дня памяти и скорби по жертвам Кавказской войны. По сообщению «Кавказского узла», мероприятия в Турции прошли не без инцидентов. Например, власти Стамбула запретили траурное шествие к стенам российского Генерального консульства [8].
В Нальчике памятное мероприятие собрало около 3000 человек. Руководитель МЧА Хаути Сохроков выступил с обращением: «Память об этой войне продолжает жить в сознании нашего народа. […] Масштаб этой трагедии непостижим: практически погибло или было изгнано со своей родной земли 9 из 10 адыгов. Сотни адыгских селений были стерты с лица земли, а изгнанные оказались разбросанными по всему миру. Если сейчас в Российской Федерации проживает всего около 700 тысяч адыгов, то в мире, в разных странах и континентах проживает свыше шести миллионов этнических адыгов, помнящих о трагедии своего народа» [9].
Таким образом, историческая память адыгов бережно хранит воспоминания о борьбе и поражении в Кавказской войне и имеет серьезный потенциал политизации в целях консолидации черкесов, проживающих в разных странах. Данный аспект следует учитывать в современной внутренней национальной политике России, а также во внешнеполитических отношениях РФ со странами со значительными черкесскими диаспорами, прежде всего Турцией.
Литература
1. Karpat K. Ottoman Population 1830–1914: Demographic and Social Characteristics. Madison, 1985.
2. Karpat K. The Hijra from Russia and the Balkans: The Process of Self-Determinantion in the Late Ottoman State // Muslim Travellers: Pilgrimage, Migration, and the Religious Imagination / D.F. Eickelman and J. Piscatori (eds.). L., 1990.
3. Дегоев В.В. Кавказский вопрос в международных отношениях 30-60-х годов XIX в. Владикавказ, 1992.
4. Kaya A. Circassion Diaspora in Turkey: Stereotypes, Prejudice and Ethnic Relations // Representations of the Others in the Meditarrenean World and Their Impact on the Region / Nedret Kuran-Bur?o?lu and S. G. Miller (eds.). Istanbul, 2005.
5. 21 May. 2019. [Electronic Resource] Official website Kaffed. URL: http://www.21mayis.org/index.php/en
6. Документы. VIII Конгресс Международной Черкесской Ассоциации. 2009 // Международная Черкесская Ассоциация [Электронный ресурс] URL: http://mcha.kbsu.ru/m_ispolkom28.htm
7. Gafarli O. The Role of North Caucasus Diaspora Groups in Turkey-Russian Relations // Turkish Policy Quarterly. 2014. Spring. Vol. 13. N?1. P. 172–182.
8. Туаев М. Власти Стамбула запретили шествие черкесов к генконсульству России // Кавказский Узел. 21 мая 2019. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/335738
9. Маратова Л. Митинг памяти жертв Кавказской войны собрал в Нальчике 3000 человек // Кавказский Узел. 21 мая 2019. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/335725