Литвинова Т.Н. Политизация результатов Кавказской войны в деятельности черкесских организаций России и Турции

Litvinova T.N. Politicization of the Caucasian War Results in the Activities of the Circassian Organizations in Russia and Turkey

Сведения об авторе. Литвинова Татьяна Николаевна, д.п.н., профессор кафедры регионального управления и национальной политики Одинцовского филиала МГИМО МИД России. Круг научных интересов: этнополитические процессы на Северном Кавказе, российский федерализм, сравнительная политология.

Аннотация. Доклад посвящен попыткам политизации результатов Кавказской войны в деятельности национальных ассоциаций черкесов (адыгов) России и Турции. Зарубежные диаспоры черкесов и Международная Черкесская Ассоциация в России в своих программных документах, резолюциях съездов и культурных мероприятиях подчеркивают значимость возрождения языка и культуры адыгов, сохранения памяти о своей исторической родине, пытаются добиться признания факта геноцида черкесов во время Кавказской войны от властей Российской Федерации и международных организаций. Историческая память адыгов используется в качестве консолидации и мобилизации этнического движения в России и за рубежом.

 

Политизация результатов Кавказской войны в деятельности черкесских организаций России и Турции

В 1864 году закончилась Кавказская война в России, которая сопровождалась исходом горских племен Северо-Западного Кавказа (преимущественно черкесов) в Османскую Империю. Их земли были предназначены для заселения казакам и русскими переселенцам. Беженцы из района военных действий считали Стамбул, который являлся центром мусульманского мира, более безопасным местом для жизни. Первое массовое переселение черкесов произошло в 1860–1865 гг., следующая волна миграции стала результатом Русско-Турецкой войны и охватила 1877–1878 гг. Сведения о численности выходцев из Северо-Западного Кавказа, оказавшихся за пределами родины не точны, но примерно оценивались в 500 тыс. — 2 млн. человек [1; 2; 3, с. 315]. В настоящее время черкесская диаспора, проживающая не только в Турции, на Ближнем Востоке, но и в Европе, и США, оценивается в 2-2,5 млн. человек. В литературе называют и большие цифры, до 7 млн. человек [4, c. 217–218].
21 мая 1864 г. на черноморском побережье пал последний свободный аул Ахчипский. Эта дата стала памятной как для черкесских народов, проживающих в России (черкесов, адыгейцев, шапсугов и кабардинцев), так и для зарубежной диаспоры. В настоящее время в программных документах этнических организаций, резолюциях национальных съездов, при проведении памятных мероприятий результаты Кавказской войны, которую вела Российская империя, оцениваются в терминах геноцида адыгов и политизируются.
Этническое возрождение черкесской диаспоры в Турции началось около тридцати лет назад. Турецкие черкесы организовали первую церемонию поминовения через 125 лет после исхода. Первый день памяти, проведенный в Анкаре в 1989 году, стал началом культурного и политического возрождения черкесской диаспоры. Результатом возрождения исторической памяти стало появление этнических объединений, нацеленных на организацию языковых курсов, культурных вечеров и поездок на родину. Широкие сети связали черкесов Турции и Северного Кавказа: радиопрограммы, преподаватели и коллективы народных танцев, обмен студентами. Этнические ассоциации играют инструментальную роль в процессах конструирования и артикуляции идентичности черкесской диаспоры.
В Турции действует около 80 ассоциаций адыгов. Большинство из этих ассоциаций объединились в Федерацию кавказских ассоциаций (Kaffed (Каффед)) в 2003 году. Все ассоциации-члены Каффед расположены в регионах со значительным черкесским населением.
Черкесские ассоциации со всего мира в 1991 году создали в г. Нальчике зонтичную организацию, называемую Международной Черкесской Ассоциацией. Через свои членские организации Международная Черкесская Ассоциация представлена в Российской Федерации (Адыгее, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае и Москве), а также в Абхазии, Турции, Иордании, Сирии, Израиле, ЕС, США.
Одной из наиболее острых и болезненных проблем национального движения адыгов во всем мире является требование признание геноцида черкесов во время Кавказской войны российскими властями и международным сообществом. В октябре 2006 года черкесские общественные организации девяти стран — России, Турции, Израиля, Иордании, Сирии, США, Бельгии, Канады и Германии — направили Президенту Европейского парламента И.Б. Фонтеллесу обращение с просьбой о признание геноцида черкесского народа в период и после Кавказской войны XIX века. Согласно их обращению, результатом насильственной депортации адыгов (черкесов) с территории Северо-Западного Кавказа стала утрата родины, языка и культуры.
Таким образом, заявления о признании геноцида против черкесов, озвученные лидерами их национальных организаций, служат идее этнической консолидации всех адыгов в единую нацию с общей историей и целью.
С первого дня своего основания в 2003 году Каффед систематически проводил ряд мероприятий для понимания и объяснения значения Дня геноцида и изгнания 21 мая. Вокруг этой даты организовывались научные встречи, публиковались академические исследования. В результате настойчивых действий Каффеда в церемонии поминовения 21 мая ежегодно принимают участие тысячи людей.
Каффед также создал специальный интернет-сайт «21 мая» в следующих целях [5]:
• предоставить результаты исследований и информацию, необходимую для понимания трагической истории черкесского народа;
• способствовать признанию факта черкесского геноцида и изгнания черкесов международным сообществом, включая Российскую Федерацию, Турцию и все другие страны;
• предоставить площадку ознаменования памяти жертв геноцида и изгнания, сосредоточив на ней информацию о поминальных мероприятиях и материалы для тех, кто хотел бы организовать такие мероприятия.
Для черкесских народов, проживающих в России, наиболее важными вопросами этнического возрождения также являются: этническая консолидация, признание геноцида и репатриация соотечественников на историческую родину.
3 октября 2009 года в г. Майкопе состоялся VIII Конгресс Международной Черкесской Ассоциации (МЧА). На Конгрессе было составлено два обращения к тогдашнему Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву. В первом обращении делегаты МЧА выступили за охрану национальных памятников культуры и культурно-исторического наследия адыгов, которым угрожало возведение спортивных сооружений и инфраструктуры в окрестностях Сочи. Во втором — депутаты Конгресса обратились к Президенту Российской Федерации с просьбой предоставить представителям черкесской диаспоры за рубежом правовой статус соотечественников, что могло бы облегчить процесс репатриации [6].
Между тем, за последние двадцать лет всего около 3 тысяч человек вернулись на историческую родину в Кабардино-Балкарию, Республику Адыгея, Карачаево-Черкесскую Республику и Абхазию из-за рубежа.
Тот факт, что зимние Олимпийские игры 2014 года были проведены в Сочи, также был чувствительным вопросом для черкесов. Красная Поляна, место проведения зимних Олимпийских игр в Сочи, является районом, где 21 мая 1864 года российские войска провели парад в честь окончания Кавказской войны. Эта дата и место для черкесов было ярким напоминанием о поражении в войне.
В 2007 году расположенная в Турции организация «Кавказский форум» провела кампанию под названием «Олимпийский геноцид», собрав и предоставив 10 000 подписей в Международный олимпийский комитет. После выбора Сочи в качестве места проведения зимней Олимпиады кампания по признанию геноцида превратилась в кампанию «Нет Сочи 2014». Наконец, 15 февраля 2014 года группа активистов черкесской диаспоры провела акции протеста перед Генеральным консульством России в Стамбуле, заявляя, что факт геноцида не может быть сокрыт проведением Олимпийских игр [7, с. 181].
Одним из актуальных вопросов последних лет являются беженцы из Сирии. Обе организации — Международная Черкесская Ассоциация в России и Каффед в Турции — серьезно обеспокоены репатриацией черкесов из зон боевых действий на родину. 29 ноября 2014 года в Нальчике состоялась встреча, посвященная этой проблеме. Делегаты обсудили работу, проводимую МЧА и республиканскими властями по обустройству сирийских черкесов в Кабардино-Балкарии, Адыгее и Карачаево-Черкесии.
После инцидента с российским Су-24 российско-турецкие отношения оказались в кризисе, что отразилось и на замораживании некоторых плановых мероприятий Каффед и МЧА.
30 июня 2018 года в Анкаре состоялось очередное заседание Совета Международной Черкесской Ассоциации (МКА). Совет обсудил вопросы деятельности Федерации кавказских обществ в Турции, положение черкесов в Сирии и меры по оказанию помощи соотечественникам, проживающим в Российской Федерации, подготовку иностранной черкесской молодежи в российских вузах, состояние и перспективы развития черкесского языка, подготовку и проведение 12-го Конгресса Международной Черкесской Ассоциации, принятие новых общественных организаций адыгов в МЧА и другие вопросы.
21 мая 2019 года как в России, так и в Турции проводились массовые мероприятия в ознаменование 155-го Дня памяти и скорби по жертвам Кавказской войны. По сообщению «Кавказского узла», мероприятия в Турции прошли не без инцидентов. Например, власти Стамбула запретили траурное шествие к стенам российского Генерального консульства [8].
В Нальчике памятное мероприятие собрало около 3000 человек. Руководитель МЧА Хаути Сохроков выступил с обращением: «Память об этой войне продолжает жить в сознании нашего народа. […] Масштаб этой трагедии непостижим: практически погибло или было изгнано со своей родной земли 9 из 10 адыгов. Сотни адыгских селений были стерты с лица земли, а изгнанные оказались разбросанными по всему миру. Если сейчас в Российской Федерации проживает всего около 700 тысяч адыгов, то в мире, в разных странах и континентах проживает свыше шести миллионов этнических адыгов, помнящих о трагедии своего народа» [9].
Таким образом, историческая память адыгов бережно хранит воспоминания о борьбе и поражении в Кавказской войне и имеет серьезный потенциал политизации в целях консолидации черкесов, проживающих в разных странах. Данный аспект следует учитывать в современной внутренней национальной политике России, а также во внешнеполитических отношениях РФ со странами со значительными черкесскими диаспорами, прежде всего Турцией.

Литература

1. Karpat K. Ottoman Population 1830–1914: Demographic and Social Characteristics. Madison, 1985.
2. Karpat K. The Hijra from Russia and the Balkans: The Process of Self-Determinantion in the Late Ottoman State // Muslim Travellers: Pilgrimage, Migration, and the Religious Imagination / D.F. Eickelman and J. Piscatori (eds.). L., 1990.
3. Дегоев В.В. Кавказский вопрос в международных отношениях 30-60-х годов XIX в. Владикавказ, 1992.
4. Kaya A. Circassion Diaspora in Turkey: Stereotypes, Prejudice and Ethnic Relations // Representations of the Others in the Meditarrenean World and Their Impact on the Region / Nedret Kuran-Bur?o?lu and S. G. Miller (eds.). Istanbul, 2005.
5. 21 May. 2019. [Electronic Resource] Official website Kaffed. URL: http://www.21mayis.org/index.php/en
6. Документы. VIII Конгресс Международной Черкесской Ассоциации. 2009 // Международная Черкесская Ассоциация [Электронный ресурс] URL: http://mcha.kbsu.ru/m_ispolkom28.htm
7. Gafarli O. The Role of North Caucasus Diaspora Groups in Turkey-Russian Relations // Turkish Policy Quarterly. 2014. Spring. Vol. 13. N?1. P. 172–182.
8. Туаев М. Власти Стамбула запретили шествие черкесов к генконсульству России // Кавказский Узел. 21 мая 2019. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/335738
9. Маратова Л. Митинг памяти жертв Кавказской войны собрал в Нальчике 3000 человек // Кавказский Узел. 21 мая 2019. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/335725