Жидкова О.В. Политика памяти и популяризация исторического знания в России

Zhidkova O.V. Politics of Memory and Popularization of Historical Knowledge in Russia

Сведения об авторе. Жидкова Оксана Витальевна, к.и.н., доцент кафедры регионального управления и национальной политики Одинцовского филиала МГИМО МИД России. Круг научных интересов: история международных отношений XIX в., российско-французские отношения XIX в., история России, популяризация истории.

Аннотация. В докладе анализируются мероприятия, проводимые в настоящее время российскими государственными и общественными организациями по популяризации исторического знания в целях противодействия тем фальсификациям, искажениям и ненаучным интерпретациям событий прошлого, которые распространяются в современном мире рядом государств в политических целях. Данная деятельность призвана поднять уровень исторических знаний о прошлом не только среди населения страны, но и среди той части мирового сообщества, которому не безразлична историческая правда и объективное, основанное на проверенной источниковой базе, изложение событий прошлого.

 

Политика памяти и популяризация исторического знания в России

В настоящее время ведение информационных войн является одной из составляющих как внутренней, так и внешней политики ряда государств современного мира. Одним из применяемых методов данных войн является дезинформация населения той или иной страны, а также мирового сообщества в целом об историческом прошлом. Подобного рода мероприятия и действия в последнее время можно наблюдать на территории стран Прибалтики, Украины, ряда западноевропейских государств, которые занижают, например, роль СССР в деле победы над фашистской Германией во Второй мировой войне.
В этой связи Российская Федерация вынуждена противостоять продвижению разного рода ложной информации, искажающей события прошлого и влияющей на восприятие мировым сообществом места и роли России на современной политической карте мира. При этом официальные российские власти не ставят перед собой задачу участвовать в аналогичных кампаниях по переписыванию событий прошлого для дискредитации, например, роли других участников в упомянутых выше событиях. Так, президент Российской Федерации В.В. Путин заявлял о том, что «предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе и перекодировать общество в нашей стране, это не может быть не связано с попытками переписать историю», отметив, что невозможно «переписать историю под чьи-то геополитические интересы» [1]. Президент также называл «попытки переписать историю недопустимыми и безнравственными, попытками скрыть свой собственный позор» [2]. В поздравительной телеграмме участникам торжественного мероприятия по случаю 110-летия Императорского Русского военно-исторического общества Владимир Путин отметил, что «важно уделять неустанное внимание серьезной научной деятельности, твердо противостоять всем попыткам фальсификации истории» [3].
Аналогичное мнение о проблеме политизации истории в современном мире высказывал в 2009 г. и глава российского МИД Сергей Лавров в своей статье, приуроченной к празднованию 70-й годовщины начала Второй мировой войны: «Политизация истории превратилась в государственное дело в целом ряде стран. Соответствующим должен быть и ответ… Россия не собирается подвергать цензуре историческую науку или переписывать историю на свой лад. Мы выступаем за ее деполитизацию, за ее комплексное изучение — во всей целостности фактов, обстоятельств и причинно-следственных связей. Это будет делаться открыто, с опорой на сотрудничество ученых различных стран по прояснению трудных вопросов общей истории, в том числе в рамках уже существующих двусторонних комиссий историков» [4]. Также министр иностранных дел России заявлял в марте 2018 г., что «на протяжении последних лет мы являемся свидетелями беспрецедентных по масштабам кампаний по политизации и переписыванию истории в угоду политической конъюнктуре. Действия эти носят явно выраженную антироссийскую направленность, стали составным элементом так называемой политики сдерживания России» [5].
Большую озабоченность необходимостью восстановить историческую правду и справедливость выражает и российское научное сообщество [6–11].
Российские власти и научное историческое сообщество считают единственно верным путем решения данной проблемы путь просвещения широких масс населения страны о событиях прошлого, популяризации исторических знаний, прежде всего среди молодого поколения.
Деятельность российских государственных и общественных организаций в этом направлении опирается на утвержденную в 2015 г. постановлением Правительства РФ государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [12]. Среди многочисленных задач, поставленных в Программе, большое внимание уделяется активизации интереса к изучению истории России и формированию чувства уважения к прошлому нашей страны; углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов; повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам; повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам; популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней; активизацию экспертной деятельности по противодействию попыткам фальсификации истории.
Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. При этом функции координатора при реализации госпрограммы возложены на Федеральное агентство по делам молодежи.
Так как срок действия данной Программы заканчивается в 2020 г., то уже в ближайшем будущем можно будет подводить итоги эффективности данной программы, насколько полно она будет реализована и какие из поставленных задач будут выполнены.
Зачинателями в благородном деле содействия изучению и популяризации истории стали созданные еще в 2012 г. Ассоциация «Русское историческое общество» и общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество». Целью Русского исторического общества заявлено объединение усилий государственных и общественных деятелей, ученых, искусствоведов и любителей истории для формирования общероссийской исторической культуры на основе объективного изучения, освещения и популяризации отечественной и мировой истории, сохранения национальной памяти [13]. Общество объединяет в настоящее время более 60 организаций и имеет более 20 региональных отделений. Одним из важных направлений деятельности общества в настоящее время является развитие Федерального историко-документального просветительского портала, посредством которого создаются документальные базы данных, виртуальные выставки и веб-ресурсы, а также единое информационное пространство для любителей истории.
Одним из направлений деятельности Российского военно-исторического общества стал организованный в 2016 г. образовательный проект — лекторий «Исторические субботы», посвященный как известным, так и малоизученным страницам прошлого России. Проводимые регулярно в формате научно-популярных и просветительских лекций историков-профессионалов, данные мероприятия призваны помочь понять причины, предпосылки и результаты многих важнейших исторических событий, заставляют задуматься о прошлом, без которого, конечно, нет настоящего и будущего.
Также большой вклад в направлении популяризации российской истории внутри страны и за рубежом, сохранения исторического наследия и традиций народов России, а также поддержки программ исторического просвещения вносит деятельность созданного по указу Президента РФ в 2016 г. фонда «История Отечества» [14]. Среди направлений деятельности фонда стоит отметить многочисленные мероприятия по поддержке издания научных трудов, организации и проведении выставок и экспозиций, производства фильмов на исторические сюжеты, проведение конференций. Также фонд уделяет большое внимание поощрению педагогических работников, от деятельности которых во многом зависит и уровень знаний школьников и студентов, и интерес к историческому прошлому, и чувство патриотизма среди молодого поколения.
Помимо государственной программы, призванной прививать любовь к истории своей страны, воспитывать уважение и гордость за события прошлого, в современной России проводится много просветительских мероприятий и акций, целью которых как раз и является решение задач, поставленных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Значимую роль в этом направлении играет деятельность молодежного парламента при Государственной Думе, который, в целях патриотического воспитания, сохранения и популяризации исторических знаний, формирования национальной идентичности у граждан Российской Федерации, реализует федеральный проект «Каждый день горжусь Россией». За время реализации проекта было проведено шесть исторических тестирований («Тест по истории Отечества», «Тест по истории Великой Отечественной войны»), которые охватили более чем 3 млн. человек из 33 стран мира [15].
Также большим мероприятием стала международная просветительско-патриотическая акция «Диктант Победы», посвященная 74-й годовщине победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Всероссийский исторический диктант на тему событий Великой Отечественной войны проводился 7 мая 2019 г. впервые, организаторами стали партия «Единая Россия», Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, Российский союз ветеранов и Всероссийская организация «Волонтеры Победы». Участники акции проверили знание истории на более чем 1,4 тысячи площадок в России и за рубежом. Также тест на знание истории можно было пройти в режиме онлайн на сайте проекта. В качестве поощрения участников, которые покажут лучший результат, будет почетное приглашение на Парад Победы на Красной площади в 2020 году [16].
Потребность в популяризации истории, в расширении и углублении исторических знаний показал и проводившийся в 2014–2015 гг. опрос 2051 студента из восьми московских вузов, показавший, что только чуть больше половины опрошенных имеют «верхний» уровень исторической осведомленности, получая знания преимущественно из учебников (78% опрошенных) и из Интернета (60,1%) [17]. Зачастую именно Интернет дает не только поверхностную, но и неточную информацию по истории, а также активно способствует распространению исторических мифов и фальсификации истории. Поэтому так важно привлечь и заинтересовать, прежде всего, молодое поколение изучать историю посредством чтения научно-популярной исторической литературы и исторических источников, многие из которых в настоящее время доступны в электронном виде, прослушивания лекций профессиональных историков, также доступных в интернет-пространстве.
Таким образом, можно сделать вывод, что такого рода мероприятия имеют своей целью не столько оценить уровень знаний о событиях прошлого, сколько привлечь внимание общества к затрагиваемым темам, подтолкнуть граждан прослушать лекцию, посмотреть документальный фильм, почитать исторические документы, познакомиться с новыми историческими исследованиями. Обладание такой информацией и знаниями не позволит манипулировать взглядами и умами общества, навязывать другую, так называемую альтернативную точку зрения на те или иные события как далекого, так и недавнего прошлого.

Литература

1. Путин выступил против попыток «перекодировать общество» и переписать историю // Государственное информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/politika/1552609
2. Путин: за попытками переписать историю стоит желание скрыть собственный позор // Информационное агентство «РИА Новости». URL: https://ria.ru/20150127/1044538693.html
3. Путин В.В. Участникам и гостям торжественного мероприятия, посвященного 110-летию Императорского Русского военно-исторического общества // Сайт Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/56124
4. Лавров С.В. Трагедия Второй мировой: кто виноват? // Российская газета. 01.09.2009. № 162(4986). URL: https://rg.ru/2009/09/01/voyna.html
5. Когалов Ю. Лавров: Переписывание истории стало частью политики «сдерживания» России // Российская газета. 14.05.2018 URL: https://rg.ru/2018/05/14/lavrov-perepisyvanie-istorii-stalo-chastiu-politiki-sderzhivaniia-rossii.html
6. Давидсон А.Б. История — поле битв. И примирений // Новая и новейшая история. 2015. №2. С. 44–54.
7. Лушин А.Н. Фальсификация истории: теоретический подход к проблеме (на примере России). // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №23. С. 21–25.
8. Покида А.Н. Отношение населения к историческим событиям и личностям в отечественной истории // Диалог мировоззрений: историческая память в условиях общественных изменений. Материалы XIII Международного симпозиума. А.В. Дахина. Н. Новгород, 2015. С. 114–118.
9. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Динамика исторической памяти в российском обществе (по результатам социологического мониторинга) // Социологические исследования. 2016. №3. С. 98-17.
10. Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направления исследований исторической памяти в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2014. №4. С. 106–126.
11. Чубарьян А.О. Вторая мировая война в современной историографии и общественном сознании // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. №5. С. 387.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
13. Российское историческое общество. Официальный сайт. URL: https://historyrussia.org/ob-obshchestve/o-nas.html
14. Фонд «История Отечества». Официальный сайт. URL: https://fond.historyrussia.org
15. Проект Молодежного парламента при Государственной Думе «Каждый день горжусь Россией!». Официальный сайт. URL: http://кдгр.рф/o-proekte
16. Всероссийский исторический диктант на тему событий Великой Отечественной войны. Официальный сайт. URL: https://диктантпобеды.рф
17. Алексеев С., Плотникова О. Между учебником и интернетом. Об историческом знании современной российской молодежи // Российская газета. 01.06.2015. № 6(615). URL: https://rg.ru/2015/06/23/rodina-internet.html