Смирнова В.А. История отечественной медицины: историческая память о зарубежном влиянии

Smirnova V.A. History of Russian Medicine: Historic Memory of Foreign Impact

Сведения об авторе. Смирнова Вера Александровна, к.и.н., преподаватель кафедры гуманитарных наук РНИМУ им. Н. Пирогова, г. Москва. Научные интересы: история медицины, международные отношения.

Аннотация. В статье анализируются основные каналы и этапы западноевропейского влияния на развитие медицины в России с периода образования государства до революции 1917 года и делается вывод, что это влияние было во многом определяющим для создания национальных медицинских кадров, развития медицины как науки и практики.

 

История отечественной медицины: историческая память о зарубежном влиянии

До октябрьского переворота 1917 года российская медицина развивалась под сильным влиянием из-за рубежа. Это упоминается, однако не всегда акцентируется в российской историографии и учебниках по истории медицины, что ведет к недооценке международного фактора в развитии медицины России. В настоящей работе мы предлагаем исторический обзор основных каналов и периодов международного влияния на развитие медицинских практики и науки в России.
В Древней Руси и позже таким каналом были переводные книги: анатомические сочинения «Шестоднев Иоанна Болгарского» (1263), «Шестоднев» грека Писида (1385) [1, с. 22–36], сборники монаха Ефросина (конец XV в) включая «Галиново на Ипократа» (Комментарии Галена к сочинениям Гиппократа), многочисленные «Зельники» и «Лечебники», первая медицинская энциклопедия «Вертоград» переведенная с немецкого в 1534 году [2, с. 127].
Издревле важнейшим каналом взаимодействия были люди, обладавшие медицинскими знаниями: в источниках упоминаются врач князя Владимира половчанин Иоанн Смер (987–990), некий врач армянин и врач Петр Сириянин (XI в.) [3].
В Русском государстве международное сотрудничество в сфере медицины из стихийного становится элементом государственной политики. В 1534 году посланец великого князя Василия III завербовал на русскую службу в Западной Европе четырех докторов, четырех аптекарей, восьмерых цирюльников (кровопусков) и восьмерых подлекарей, однако их не выпустили в Россию. Василию III удалось рекрутировать греческого врача по имени Марко, Феофила из Любека и Николая Булева также родом из Любека, выпускника университета в Падуе.
Политика рекрутирования зарубежных врачей продолжилась при следующих правителях России. Это были врачи из стран Западной Европы: англичанин Роберт Якоби, голландец Болдуин, итальянец Павел Миланский, немцы Давид Фасмар и Генрих Шредер [4, с. 9–30]. Все эти специалисты были выпускниками европейских университетов. При дворе и в армии также работали иноземные хирурги [5, с.15].
В XVII веке делаются первые шаги в направлении международного сотрудничества в сфере высшего медицинского образования: 8 русских врачей получили медицинское образование за рубежом до конца XVIII века [5, с. 24]. То есть до конца XVII века врачами с университетским образованием были преимущественно иностранцы (В 1654 году при Аптекарском приказе была создана первая российская медицинская школа, однако она просуществовала недолго).
Иностранцы из Польши, Англии, Нидерландов и немецких княжеств [6, с. 6] составляли большинство врачей в России и в начале XVIII века. Во время правления Петра I порядка 150 врачей были приглашены в Россию [7, c. 78].
В XVIII веке сотрудничество с Европой интенсифицировалось. Россия колоссально отставала от Западной Европы с точки зрения развития медицинского образования. Первая медицинская школа в ней была создана в 1654 году [8, с. 720] и просуществовала лишь до конца XVII века (Для сравнения, первая медицинская школа в Европе была открыта в итальянском Салерно в IX веке, в XII–XIII веках университеты с медицинскими факультетами появились в Италии и Англии). Петр I, с его амбициозными внешнеполитическими планами, понимал необходимость строительства медицинских учреждений для эффективного функционирования армии и флота и оказался готов вкладывать в их строительство немалые средства. Понимал он и необходимость формирования национальных врачебных кадров.
Для решения этих задач по проекту голландского врача Н. Бидлоо в 1707 году в Москве построили первый госпиталь (по образцу Гринвинского морского госпиталя в Англии), в котором по его же предложению начала функционировать госпитальная школа, обучавшая врачей [9, с. 13–14]. Интересно, что, с одной стороны, многие преподаватели этой медицинской школы были иностранцами (голландцы, шведы). С другой стороны, сохранились сведения, что иностранцы критиковали Бидлоо за то, что он создает кадровый потенциал, который составит конкуренцию иностранным специалистам [1, с. 108]. Учебники, по которым учились будущие лекари также были зарубежными — голландскими, французскими, немецкими.
Западные веяния воздействовали и на организацию здравоохранения. В XVIII веке некоторые русские цари имели значительные знания об устройстве жизни в Западной Европе и этот опыт оказывал влияние на то, как они решали вопросы, относящиеся к здоровью населения в России. К примеру, уроженец Голштинии царь Петр III, приказал не отправлять людей с душевными болезнями в монастыри, но построить для их содержания доллгауз — «нарочитый дом, как то обыкновенно и в иностранных государствах» [10]. В XVIII веке иностранцы возглавляли государственный орган управления здравоохранением Медицинскую коллегию/канцелярию: саксонец по происхождению И. Блюментрост (1721–1730), пруссак И.Х. Ригер (1732–1734), И.Б. Фишер из Любека (1735–1741), И. Г. Лесток, имевший немецко-французские корни (1741–1748), голландец Г. Бургав-Каау (1748–1752), грек по происхождению П.3. Кондоиди, получивший образование в Голландии (1754–1760), англичанин Я. Монси (1762–1763) [11, с. 14].
Сотрудничество осуществлялось и сфере торговли медикаментами и медицинскими инструментами. Россия ввозила лекарства из Голландии, Англии, Восточной Азии и даже Америки (хинин) [6, с. 2]. Во время европейского турне Петра I целый корабль нагрузили медикаментами и инструментами в Копенгагене [12].
К XIX веку в России хотя и сохранялось присутствие значительного числа медиков-иностранцев, было подготовлено значительное количество национальных медицинских кадров, которые не только лечили пациентов, но и сами преподавали на медицинских факультетах вузов и проводили научные исследования. В то же время, значительное число тех, кто продвигал медицинскую науку и практику вперед, имели опыт обучения как в российских, так и в зарубежных медицинских университетах, клиниках и лабораториях. В представленной таблице собраны сведения лишь о самых выдающихся медиках XIX века, список далеко неполный.

Таблица. Зарубежные стажировки выдающихся врачей XIX века


То внимание, которое российское образование XIX века уделяло изучению иностранных языков, делало поездки за рубеж, чтение зарубежных учебников, периодических медицинских изданий довольно массовым явлением. Благодаря связям российских ученых с зарубежными коллегами и учреждениями, в Россию быстро проникли практики наркоза во время операций, знания об антисептиках.
Таким образом, состояние медицины в России на протяжении ее развития до 1917 года испытало на себе значительное воздействие из-за рубежа, в первую очередь со стороны Западной Европы. Основными каналами влияния были медицинская литература, иностранные врачи и администраторы медицины, организация медицинской помощи в странах Западной Европы как модель для создания аналогичных институтов в России, стажировки российских врачей в зарубежных клиниках, университетах и лабораториях. XVIII век стал периодом доминирования зарубежных врачей в медицинском образовании, управлении медициной и практике оказания помощи высшим слоям российского общества, армии. В XIX веке сотрудничество с Западной Европой в сфере медицины осуществлялось в первую очередь посредством обучения и стажировок российских медиков в западных медицинских учреждениях, участники которых внесли наиболее выдающийся вклад в развитие медицинской науки и практики.

Литература

1. Богоявленский Н.А. Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом. Л., 1970.
2. Склярова Е.К., Жаров Л.В., Дергоусова Т.Г. История фармации: Учебное пособие. М., 2015.
3. Змеев Л.Ф. Чтения по врачебной истории России. СПб., 1896.
4. Мирский М.Б. Медицина России XVI–XIX веков. М., 1996.
5. Гладких П.Ф. Базовый курс лекций по истории отечественной военной медицины. СПб., 2008–2009. Кн. I. Ч. I.
6. Griffin C. Russia and the Medical Drug Trade in the Seventeenth Century // Social History of Medicine. 2018. Feb. 31(1). DOI: 10.1093/shm/hkw106 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5914308
7. Мирский М.Б. Очерки истории медицины в России XVI–XVIII вв. Владикавказ, 1995.
8. Горелова Л.Е. Первая медицинская школа России // Русский медицинский журнал. №16 от 17.08.2001. URL: https://www.rmj.ru/articles/istoriya_meditsiny/Pervaya_medicinskaya_shkola_Rossii
9. Гусаков Н.И. Развитие медицины в России. М., 1993.
10. Каннабих Ю.В. История психиатрии. Л., 1928, URL: http://psylib.org.ua/books/kanny01/txt23.htm
11. История здравоохранения дореволюционной России. Под ред. Р.У. Хабриева. М., 2014.
12. Ivan the Terrible to Peter the Great: the British Formative Influence on Russia’s Medico-Apothecary System // Medical History. 1983. Vol. 27. P.303.

* В 1830-х гг. преподавание в Дерпте велось балтийскими и германскими немцами.