Желдыбаева А.Т. Политика памяти и культурный имидж Республики Казахстан

Zheldybaeva O.V. The Policy of Memory and Cultural Image of Kazakhstan

Сведения об авторе. Желдыбаева Акерке Талгатбеккызы, специалист Центра обслуживания студентов в Казахстанско-Американском Свободном Университете, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан, магистрант направления «Международные отношения» АлтГУ. Круг научных интересов: мировая политика, история международных отношений, внешняя политика Республики Казахстан и Турецкой Республики.

Аннотация. Статья посвящена культурному имиджу Казахстана, а именно, совершенствованию культурной политики и сохранению культурного наследия. Рассматриваются государственные программы, созданные для формирования, изучения, восстановления и осмысления богатого историко-культурного наследия страны. Автор подчеркивает роль глубокого изучения культуры и соблюдения основных традиций и обычаев в формировании международного имиджа страны.

 

Политика памяти и культурный имидж Республики Казахстан

За годы независимости в Казахстане были разработаны государственные программы по сохранению культурного наследия и реализации культурной политики. Важнейшими из таких программ явились: 1) «Культурное наследие – М?дени м?ра» (2004), целью, которой было изучение, сохранение и восстановление историко-культурного наследия страны и 2) «Народ в потоке истории – Халы? тарих тол?ынында» (2013) — программа и комплекс мероприятий со стратегическими задачами по осмыслению национальной истории, к одной из которых относили и формирование нового исторического мировоззрения нации. С практической стороны данная программа активизировала архивные исследования для системного изучения истории Казахстана [1, с. 3].
В этих и других государственных программах основной акцент направлен на факты, где содержание понятия исторической памяти зачастую раскрывалось в категориях этнографического, артефактного характера и в понятиях письменного (архивного) наследия [2].
Сравнивая ранние казахстанские проекты и программы в области развития культурной политики, культурного наследия с материалами комплексного плана «М??гілік Ел» по созданию масштабных фильмов и телевизионных проектов, повествующих об истории и культуре страны с древнейших времен до наших дней, с программным документом 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и статьей Президента РК Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» [3], можно отметить, что есть некое отличие, позволяющее говорить о переломе, изменении формата работы с коллективной памятью. Отличие заключается в главном эмоциональном сюжете последних инициатив, которые теперь связаны не с экономикой или политикой, как это было ранее, а с традициями и даже с такими трудно определяемыми, но эмоционально воспринимаемыми понятиями, как «культурный код нации», «каркас национальной идентичности» [1, с. 5].
Модернизационный процесс по сохранению культурного наследия в Казахстане можно представить как три этапа реформ: политической модернизации (1991–1997), экономической модернизации (1997–2012) и социальной модернизации с 2012 года, о которой начинали говорить только с начала 2000-х годов, с периода принятия первых программ по сохранению культурного наследия и разработок концепций культурной политики [4].
Стратегическим направлением культурного развития современной Республики Казахстан непременно является сохранение, исследование и развитие культурного наследия. Каждый культурный кластер осуществляет эти цели разными способами: от культурного туризма и научных изысканий до актуализации и сохранения культурного наследия через современное искусство. В этом контексте нынешняя креативная индустрия является мощным механизмом, позволяющим не только защитить, но и сделать культурное наследие неотъемлемой частью страны, ее постоянно развивающейся традиции, актуальной для нового поколения. Все это возможно осуществить под эгидой развития программы «Культурное наследие — М?дени м?ра» и «М??гілік ел: одна страна — одна судьба».
Понимание Казахстана не только как политической единицы на карте мира, но и как национальной идеи общего дома и семьи — «М??гілік Ел» может быть выстроено только на основе комплексного возрождения и сохранения традиций, единых для всех. Здесь уникальность Шежире как Древа поколений с единым корнем доказывает, что именно осознание духовного единства не раскалывает казахстанский народ, а объединяет [5].
С момента выхода статьи Президента РК Н.А. Назарбаева в апреле 2017 года и инициирования программ «Сакральная география Казахстана» и «Ту?ан жер» в стране начался «экспедиционный бум». В СМИ регулярно начали писать о новых объектах, предлагаемых для включения в списки в качестве сакральных, повсеместно организуемых экспедициях как республиканского, так и местного масштаба — все это, в целом, свидетельствует о наличии определенного вакуума, накопившегося в общественном сознании. Определенное и своеобразное снятие табу с важных для населения тем и оптимизм в отношении того, что родовые места памяти или «святые места», мазары батырам, и предводителям родов, в том числе, мазары деятелям культуры и политическим лидерам, позволяет теме памяти выйти из серой зоны академического невнимания.
Проект «Актуальные практики памяти: концептуализация прошлого и конструирование идентичности в современной культуре Казахстана» стал одним из первых комплексных теоретико-методологических исследований практик памяти. В течение трех лет в рамках проекта исследовательской группой из 16 человек проводился сбор эмпирических данных 18 регионов (77 музеев, 181 «мест памяти»). В качестве консультантов-добровольцев привлекались зарубежные исследователи, местные краеведы, музейные работники [1, с. 7].
Праздник как социальный феномен несет особо важную функциональную нагрузку в условиях глобализации современного мира, снижения общего уровня культуры и смены идеалов. Возникают новые праздники и претерпевают серьезные перемены старые. Национальные праздники объединяют богатство и разнообразие традиций и обычаев, обрядов, игр, торжеств и др. Празднования общенародных, общенациональных торжеств и мероприятий являются консолидирующим фактором общественного сознания, направляя его в позитивное русло, формируя чувства гордости и патриотизма. Поэтому здесь огромную роль играет формирование национальных образов, культивирование традиций праздничных мероприятий, способных сплотить нацию. Примером таких праздников становятся День Независимости, День Конституции, День Первого Президента, День Столицы и другие. Казахская культура, ее прошлое и настоящее являются ядром социокультурного развития РК. Жизнеспособная культура проходит свой естественный путь развития и трансформаций, сохраняя свой стержень, но идентичность может дать сбой в случае, когда ценности культуры страны окажутся малопривлекательными, оказавшись далеко от истоков духовных и нравственных ценностей исконной культуры [6].
Основополагающие ценностно-ориентированное мировоззрение и мироотношение любого народа остаются неизменными. В этом понимании семейные ценности и хозяйственные системы должны органично вписываться в общую национальную идею, культуру, направленные на формирование единства и дальнейшего развития. Поддержка традиционных ценностей, формирование и развитие новых ориентиров, определяющих национальную самоидентификацию, осуществляется, главным образом, через развитие языка, возрождение исторических традиций, национальных праздников, традиционных промыслов, стремление нации к новаторству и новизне. Подытоживая, можно заметить, что культурный код нации — не просто ядро новой культурной политики Казахстана, но и важный концепт евразийской культуры, ставящей единство во главу угла. Толерантность, духовность, предприимчивость и творческий потенциал присущи только тем народам, что «продолжают культурную традицию и превращают ее в элемент духовного бытия, то есть воссоздают заново» [7, с.79].
Также немаловажной частью культурного наследия является тема религиозных практик памяти. В советское время многие религиозные практики существовали во фронтирном формате. Возвращение к вере, к возможности открытого проведения ритуалов привело к появлению новых практик памяти, например, к созданию музейных коллекций при церквях и храмах. Мечети также становились общедоступным центром в регионах, все чаще принимая на себя функции, связанные с коммеморацией. При мечетях можно посмотреть небольшие экспозиционные стенды, рассказывающие о судьбах людей, благодаря которым они были построены и активно поддерживались.
Еще одним критерием, связанным с практикой памяти и культурой, является паломничество к сакральным объектам, которые популярны отражением текущей коммеморативной политики в Казахстане. Суть данного сакрального и социального явления заключается в объединении различных культурных практик, многоплановых исторических реконструкций и прототипов. Сосредоточенность на сакральном используется для достижения особого уровня понимания истоков культуры, нации и государства. Современная сакральная география как отрасль научного знания сформировалась в результате междисциплинарного подхода, где важную роль играет не география, а геополитика и культурология. Исторически под сакральной географией понимали способы пространственного обозначения культурных и духовных центров, где высшей формой сакрализации пространства является образ Родины. Другое значение сакральной географии в Казахстане связано с распространением ислама и иных мировых религий, с изменением социально-политической структуры управления, особенностями духовных практик и традиций.
Таким образом, совершенствование культурной политики, сохранение культурного наследия через воспроизводство его в коллективной памяти общества является важной составляющей стратегического развития современного Казахстана. В этом процессе активно участвуют регионы, которые инициируют как программы развития местного туризма, так и программы, направленные на поддержание культуры, сохранение и реставрацию культурного наследия. В то же время, участниками сохранения и развития памяти являются не только республиканские и региональные органы власти, но и местные сообщества, в том числе бизнес-структуры, представители общин (казахских родов), этнокультурных объединений, различных религиозных конфессий.

Литература

1. Медеуова К.А., Сандыбаева У.М., Наурзбаева З.Ж., Толгамбаева Д.Т., Ермаганбетова К.С., Мельников Д.Н., Кикимбаев М.Ж., Рамазанова А.Ч., Тлепберген А.Б., Жетибаев Е.Ж., Оразбаева Д.Е., Полтавец К.А. Практики и места памяти в Казахстане. Астана, 2017.
2. Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Франция-память / Пер. с фр.: Д. Хапаева. СПб., 1999. С. 17–50.
3. Посольство Республики Казахстан в Японии. Официальный сайт. URL: http://mfa.gov.kz/ru/tokyo/content-view/treta-modernizacia-kazahstana-globalnaa-konkurentosposobnost-poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana
4. Medeuova K., Medeouv Zh. Biographical Disjunctures in the Experience of Modernization in Kazakhstan // The Abstracts of Papers of the Biennial Conference of the European Society for Central Asia Studies (ESCAS) “The Steppe and the Sown”. Astana, 2013.
5. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства. URL: http:/akorda.kz/ru/page/page_kazakstan-respublikasynynprezidenti
6. Хазбулатов А., Султанова М. Культурный код нации в концептуальном понимании современной культурной политики Казахстана // Философский и общественно-гуманитарный журнал «Адам ?лемі». 2015. С. 85–94.
7. Шалабаева Г.К. Евразийство сквозь призму изобразительного искусства Казахстана. Алматы, 2010.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.